Летние игры по краеведению

01.01.2017

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Принята на заседании УТВЕРЖДЕНА

Педагогического совета Директор МБУДО «ДЭЦ»

от « 28» мая 2019г. Точенюк Ж.Ю.

Протокол № 3 Приказ от «28» мая 2020г

№ 39

Программа летнего курсаon-line

Летние игры по краеведению

Направленность: туристско-краеведческая

Возраст обучающихся: 13-15 лет

Срок реализации: 3 недели

Автор-составитель:

Коробейников Александр Павлович,

педагог дополнительного образования

МБУДО «Детский экологический центр»

МО ГО Ялта Республики Крым

г. Ялта, 2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие положения

Программа курса «Летние игры по краеведению» является программой 2020 года учебного летнего практикума к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юные туристы-краеведы», разработанной для обучающихся 6 – 9 классов, занимающихся в объединении дополнительного образования «Юные туристы-краеведы», желающих расширить и закрепить свои знания по технике туризма, навыки работы с топографической картой, условными знаками, знания об экономическом, историческом, культурном развитии края.

В 2020 году программа реализуется в режимеon-line и рассчитана на на участие в ней (целиком или частично) всех желающих учащихся.

Занятия проводятся в двух группах: вI группе программа рассчитана на 12 учебных часов (по четыре часа в неделю), и воII группе программа рассчитана на 15 часов (по пять часов в неделю). Оптимальное количество человек в группе – 10-12 обучающихся. В структуру занятия входит изучение теоретического материала при помощи просмотров презентаций, викторин, решения кроссвордов и работы с тестами (или занимательными вопросами на местности), а также проверка своих знаний, проведённая чаще всего в игровой форме. Программа не предъявляет особых требований к уровню подготовки обучающихся, поэтому доступна и полезна всем, кто любит краеведение.

Не случайно программа предусматривает в 2020 году не столько изучение туристской техники и тактики, сколько изучение природы и истории Крыма. Программа состоит из трех самостоятельных частей: «Топография», «Природа Крыма» и «Техника туризма». Материал подобран с учетом основ базовых школьных предметов и направлен на расширение личного кругозора обучающихся.

Программа разработана с целью совершенствования прикладных компетенций, дальнейшего развития читательской и исследовательской грамотности обучающихся,

Актуальность программы

Структура программы позволяет расширить знания о природе Крымского полуострова, а также в игровой форме закрепить, систематизировать и обобщить приобретённые знания, в том числе позволяет формировать навыки туристской техники, работы с картой, ориентированием на местности. Курс призван продолжить формирование базовых знаний и умений, универсальных учебных действий, помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к изучению родного края, а также способствует развитию разнообразных практических навыков самоорганизации и самоуправления, других умений, необходимых для турпоходов.

Педагогическая целесообразность

В процессе обучения педагог выступает в роли куратора, как человек, создающий благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного образования учащихся, активизирующий и стимулирующий их познавательные и деятельностные мотивы. Педагогически оправдано создание для учащихся ситуации успеха – сочетания условий, обеспечивающих позитивный результат, так как личное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности формирует у учащихся потребность в достижении успеха и чувство уверенности.

Цель программы: удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуально-личностных, духовных, образовательных потребностей и запросов детей средствами туризма, формирование интереса обучающихся к изучению краеведения, углубление знаний, развитие познавательной активности.

Задачи:

- содействие правильному физическому развитию учащихся;

- формирование умений, необходимых для выживания в экстремальных условиях;

- расширение представлений о природе Крыма;

- развитие эстетического восприятия окружающей среды, экологическое воспитание;

- получение и развитие разнообразных практических навыков.

Отличительной особенностью данной программы от других программ является то, что за короткий промежуток освоения материала создаются условия для проверки усвоения основных навыков туризма.

Методологической основой реализации программы площадкивыступает подборка тематических материалов по топонимике, природе родного края, подборка игровых фрагментов для закрепления знаний и электронных источников по природе Крыма.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Топографическая подготовка

Теоретические занятия:

-Устройство и типы компасов. Цена деления лимба и точность определения углов с их помощью. Пользование компасом в походе.

-Азимут. Определение азимута как угла на местности и карте, Определение азимута на ориентир, движение по заданному азимуту.

-Масштаб. Виды масштабов, масштабы топографических и географических карт.

-Определение расстояния по карте.

-Определение сторон горизонта по солнцу, звездам, местным предметам.

-Основные элементы топографии. Топографическая карта и условные топографические знаки. Измерение на местности.

Практические занятия:

-Ориентирование по сторонам горизонта, по местным предметам.

-Ориентирование карты по компасу. Упражнения по определению сторон горизонта с помощью компаса. Определение расстояния по карте.

-Зарисовка топографических знаков. Чтение топографических карт.

-Топографический диктант. Разбор диктанта.

Природа Крыма. Краеведческая работа в походе.

Теоретические занятия:

- Физико-географическое положение района. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, внутренние воды, памятники природы, заповедные территории.

- Климат, растительный и животный мир района. Охрана природы и окружающей среды.

Практические занятия:

- Составление путевого дневника, описание отдельных участков пути.

- фотографирование в походе. Оформление отчетов путешествий, альбомов, уголков туристов. Сбор краеведческих материалов.

Туристическое снаряжение.

Теоретические занятия:

-Туристское снаряжение: групповое, личное, специальное.

-Типы рюкзаков, спальных мешков, их достоинства и недостатки. Правила укладки рюкзака. Варочная посуда и костровые приспособления.

Практические занятия:

-Подготовка к походу. Получение и распределение снаряжения. Укладка рюкзака. Проведение игры «Что мы возьмем с собой в поход?».

Туристский быт.

Теоретические занятия:

-Выбор места для дневного привала, для ночлега, для дневки.

-Требования к месту привала: дрова, вода, сухая поляна, безопасность,

Противопожарные меры. Костровое оборудование. Сушка обуви и одежды. Свертывание бивуака. Уборка места лагеря перед уходом группы. Примерный набор продуктов питания.

Практические занятия:

-Зарисовка схем правильной разбивки бивуака с учетом требований, предъявляемых к месту привала.

Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь.

Теоретические занятия:

-Личная гигиена туриста: обувь, уход за ногами и обувью во время похода.

-Примерный состав походной медицинской аптечки. Первая доврачебная помощь при травмах. Первая доврачебная помощь при заболеваниях. Самоконтроль туриста.

Практические занятия:

-Оказание доврачебной помощи при различных заданных травмах.

-Транспортировка пострадавшего различными способами.

Техника преодоления препятствия.

Теоретические занятия:

-Основные понятия техники туризма. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Отработка в помещении и на местности различных технических приемов преодоления всевозможных препятствий. Узлы, назначение, способы вязания.

Практические занятия:

-Отработка в помещении и на местности различных технических приемов преодоления всевозможных препятствий. Вязка узлов, хождение по болоту, траверс и подъём по склону, преодоление препятствий, маятник и т.д.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (Iгруппа)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации

/контроля

Всего

В том числе

теоретических

практических

в помещении

на местности

1.

Топография

2

1

0

1

Не предусмотрено

2

Природа КрымаКраеведческая работа в походе

6

3

2

1

Не предусмотрено

3

Туристская техника

4

2

2

2

Не предусмотрено

Итого

12

6

4

4

Зачет

Хочу такой сайт

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (IIгруппа)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации

/контроля

Всего

В том числе

теоретических

практических

в помещении

на местности

1.

Топография

2

1

0

1

Не предусмотрено

2

Природа Крыма Краеведческая работа в походе

7

4

2

1

Не предусмотрено

3

Туристская техника

6

2

2

2

Не предусмотрено

Итого

15

7

4

4

Зачет

Календарный учебный график он-лайн курса

«Летние игры по краеведению»

(01.06 по 18.06.2020) (1 группа)

Дата

Тема занятия

К-во

часов

Выполнить задание

Форма контроля

1

02.06

Определение географических координат крайних точек Крыма. Определяем азимут и расстояние в километрах. Масштаб.

2

Выписать названия крайних точек, нанести на контурную карту и определить координаты. Расшифровать топонимы крайних точек Крыма.

Определить азимут и расстояние в километрах из Симферополя.

Задание выписать в тетрадь

2

03.06

Водные объекты Крыма. Реки. Режим питания. Особенности.

2

Самые захватывающие и интересные факты о реках, топонимы, возможности использования, охрана. Их обозначения на картах разных видов.

Задание выписать в тетрадь (до 10 названий.

3

09.06

Водные объекты Крыма. Озера. Какие бывают озера.

2

Найти не менее 10-15 озер, чем они отличаются, расшифровать их топонимы, интересные истории и факты. Их обозначения на картах разных видов

Задание выписать в тетрадь (до 10 названий.

4

10.06

Рельеф Крымского полуострова, формы рельефа.

2

Выписать горные вершины Крыма с их высотами, топонимы, максимальное количество микроформ рельефа и изображение их на топокартах.

Задание выписать в тетрадь.

5

15.06

Поселения людей. Пещерные города и стоянки древнего человека. Античные города. Занятия людей в разные эпохи.

2

На географической карте найти данные объекты, расшифровать их топонимы в тетради и как их нанося на картах и планах.

Задание выписать в тетрадь.

6

16.06

Растительный мир полуострова различных природных зон. Особенности растительного мира Крыма, Эндемики и реликты.

2

Собрать виртуальный гербарий растений и сгруппировать их по группам. Как обозначают на топокартах объекты растительного покрова

Задание выполнить в виде папки с кратким описанием. Условные знаки в тетради.

ВНИМАНИЕ! Лучшие учащиеся по итогам работы на летней площадки будут отмечены ценными призами (3 первых места) по решению жюри.

Наличие рабочих материалов:

используем интернет ресурс, географические карты, топографические планы

Календарный учебный график он-лайн курса

«Летние игры по краеведению»

(01.06 по 18.06.2020) (2 группа)

Дата

Тема занятия

К-во

часов

Выполнить задание

Форма контроля

1

04.06

Определение географических координат крайних точек Крыма. Определяем азимут и расстояние в километрах. Масштаб.

2

Выписать названия крайних точек, нанести на контурную карту и определить координаты. Расшифровать топонимы крайних точек Крыма.

Определить азимут и расстояние в километрах из Симферополя.

Задание выписать в тетрадь

2

05.06

Водные объекты Крыма. Реки. Режим питания. Особенности.

3

Самые захватывающие и интересные факты о реках, топонимы, возможности использования, охрана. Их обозначения на картах разных видов.

Задание выписать в тетрадь (до 10 названий.

3

11.06

Водные объекты Крыма. Озера. Какие бывают озера.

2

Найти не менее 10-15 озер, чем они отличаются, расшифровать их топонимы, интересные истории и факты. Их обозначения на картах разных видов

Задание выписать в тетрадь (до 10 названий.

4

12.06

Рельеф Крымского полуострова, формы рельефа.

3

Выписать горные вершины Крыма с их высотами, топонимы, максимальное количество микроформ рельефа и изображение их на топокартах.

Задание выписать в тетрадь.

5

17.06

Поселения людей. Пещерные города и стоянки древнего человека. Античные города. Занятия людей в разные эпохи.

2

На географической карте найти данные объекты, расшифровать их топонимы в тетради и как их нанося на картах и планах.

Задание выписать в тетрадь.

6

18.06

Растительный мир полуострова различных природных зон. Особенности растительного мира Крыма, Эндемики и реликты.

3

Собрать виртуальный гербарий растений и сгруппировать их по группам. Как обозначают на топокартах объекты растительного покрова

Задание выполнить в виде папки с кратким описанием. Условные знаки в тетради.

ВНИМАНИЕ! Лучшие учащиеся по итогам работы на летней площадки будут отмечены ценными призами (3 первых места) по решению жюри.

Наличие рабочих материалов:

используем интернет-ресурсы, географические карты, топографические планы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Багрова Л.А., Боков В.А, Багров Н.В. География Крыма – Киев «Лыбидь» -2001. 300с

2.Ена А.В., Супрычёв А.В. Крымоведение – Симферополь «Наша школа»- 2016 126с

3.Константинов Ю.С., Митрахович С.С. «Туристско-краеведческая деятельность в школе.»Учебно-методическое пособие. − М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011. − 352 с., ил.

4. Махов, С. И. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников в туристско-краеведческой деятельности / С. И. Махов.– Нижний Новгород, 2009. – 157 с.

5.Сонина М.М. Все секреты детского туризма. - М.: Тревел Эксперт, 2008. 72 с.

Просмотров всего: , сегодня:

азимут.docx (скачать)
Пещерные города Крыма1.pptx (скачать)
Приложение.docx (скачать)
вопросы.docx (скачать)
Кроссворд.docx (скачать)
Растительный мир Крыма.pptx (скачать)
Викторина. Растительные сообщества.pptx (скачать)
Викторина.docx (скачать)

Дата создания: 26.01.2021

Дата обновления: 26.01.2021

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».