МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (МБУДО «ДЭЦ») ПРИНЯТО педагогическим советом Протокол № 1 от 30.08.2022 УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО «ДЭЦ» __________Ж.Ю. Точенюк Приказ от 30.08.2022 № 96 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 2022г. 1 1. Целевой раздел Пояснительная записка Рабочая программа воспитания МБУДО «ДЭЦ» (далее – Рабочая программа воспитания) определяет содержание и организацию воспитательной работы в Учреждении. Рабочая программа воспитания является обязательной и объединяет всех участников образовательного процесса в совместную деятельность по реализации воспитательного потенциала. Рабочая программа воспитания рассматривает процесс воспитания как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Рабочая программа воспитания разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).; Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента РФ); Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; Национальным проектом «Образование», утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16.; Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». 2 Рабочая программа воспитания носит открытый характер, позволяющий вносить в нее изменения, в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации, а также в связи с изменениями в условиях работы учреждения. Особенности воспитательного процесса в МБУДО «ДЭЦ» Рабочая программа воспитания учитывает индивидуальные особенности, интересы, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей): личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников учреждения и детей; уважение личности ребенка; реализация Программы в формах, специфических для учащихся детских объединений, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности. Задачи воспитания реализуются в течение учебного и внеучебного времени пребывания, режимных моментах, совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности обучающихся. Обучение и воспитание в МБУДО «ДЭЦ» объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Общая цель воспитания - создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. Основные задачи: Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; Создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями; Формирование общей культуры личностиучащихся, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;внимания к экологическим проблемам города и страны; 3 Организация содержательного взаимодействия учащихся со сверстниками, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека; Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы воспитания Процесс воспитания в МБУДО «ДЭЦ» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся: Неукоснительное соблюдение законности и прав обучающихся, соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и его семье; Создание психологически комфортной среды для каждого участника образовательного процесса, без которой невозможно их конструктивное взаимодействие; Системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как обязательные условия его эффективности; Рабочая программа воспитания – это не перечень обязательных мероприятий, а описание системы форм и методов работы с учащимися. Целевые ориентиры. Планируемые результаты освоения рабочей программы воспитания Результаты воспитания определяются в виде целевых ориентиров: учащийся овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, проектировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет в деятельности способность принять общую цель и условия согласованных действий; умеет управлять собой, своим поведением, поступками и взаимодействием со сверстниками и взрослыми; учащийся обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам учения и труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; уважительно относится к результатам труда других людей, осознаёт общественную значимость труда взрослых; проявляет осознанное понимание роли труда и учения для благополучия жизни человека; в обучении, в труде учащийся инициативен, добросовестен, его 4 труд результативен, основан на самоконтроле; учащийся способен делать выбор и принимать решение на основе социокультурных и духовнонравственных ценностей; проявляет умение оценивать свои и чужие поступки с морально-нравственной позиции; учащийся обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; способен предложить собственный замысел, отразить свои знания, чувства и социокультурный опыт в игре, художественно – творческой деятельности и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.; учащийся хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; проявляет сформированность интеллектуально-речевых предпосылок для начала систематического школьного обучения; проявляет сформированный интерес к чтению детской литературы; четко дифференцирует личностные качества и поведение литературных героев, способен аргументировать свои суждения; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; физически, психически и нравственно (в соответствии с возрастными особенностями) развитый, сознательно относящийся к сохранению и укреплению здоровья; учащийся способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; способен опираться на главные жизненные ценности, решать социальные, интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; проявляет сформированность гуманистической направленности в поведении; имеет представление о нравственных качествах людей, оценивая поступок, может осознанно выбирать и отстаивать нравственную позицию, стремится к благородным поступкам, защите и помощи более слабым, имеет внутреннее чувство справедливости и честности; умеет доброжелательно отстаивать свою позицию; учащийся проявляет любознательность (в том числе к темам нравственного содержания), интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; проявляет доброе и бережное отношение к природе и окружающему миру; 5 адекватно оценивает свои возможности осуществить то или иное задание, выбранное дело. Ребёнок приобщён к базовым социокультурным ценностям Российской цивилизации, знает и уважает традиции своего народа. Проявляет чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье, сверстникам и соотечественникам, активное бережное отношение к природе и окружающему миру. Образ выпускника МБУДО «ДЭЦ». Учащиеся должны быть -социально зрелыми; -обучаемыми, стремящимися к познанию нового, инициативными и самостоятельными; -думающими и анализирующими; -физически активными и развитыми, стремящимися сохранить и укрепить свое здоровье; -эффективно общающимися; -принципиальными; -объективными и непредвзятыми; -понимающими ценность семьи, - гордящимися малой и большой Родиной; - по-граждански активными. I. Содержательный раздел Содержание рабочей программы воспитания обеспечивает развитие личности обучающихся различных видах деятельности. Это коммуникативная; патриотическая; познавательно-исследовательская; культурно-эстетическая; экологическая. Содержание программы направлено на формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения; формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу; формирование позитивных установок учению, труду и творчеству; формирование основ экологического сознания; формирование основ безопасности. Виды, формы и содержание деятельности Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений 6 воспитательной работы, каждое из них представлено в соответствующем модуле. Модуль «Воспитание, развитие и социализация обучающихся» Социокультурное, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. Содержание воспитательной работы данного модуля направлено на приобщение обучающихся к отечественным культурным традициям. Социокультурные категории и ценности образуют стержневую основу содержания воспитательного процесса. Социализация и индивидуализация обучающихся направлена на приобщение обучающихся к духовно-нравственным и социокультурным ценностям Отечества, организацию взаимодействия детей и взрослых. Модуль «Истоки Великой Победы» Содержание работы направлено на формирование гражданской позиции, положительного отношения к защитникам нашей Родины. Создание условий для совместного детско-взрослого сопереживания событий патриотической направленности, потребности быть сопричастным к культурно-историческому наследию и служению Родине. Необходимо систематизировать представления обучающихся о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Мероприятия, проводимые с обучающимися, будут способствовать воспитанию уважительного отношения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны, любви к Родине. Модуль «Образовательная деятельность» Основное назначение данного модуля состоит в использовании воспитательного потенциала содержания образовательной деятельности. Характер проводимых мероприятий призван привлечь внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых в рамках образовательной деятельности явлений. Образовательная деятельность с учащимися предполагает организацию и проведение воспитателем таких форм работы, как дидактическая игра, игровое упражнение, игра-путешествие, театрализованные игры и инсценировки, длительные наблюдения, опыты, эксперименты, экскурсии, пешеходные прогулки; экскурсии и походы. Виды и формы деятельности: - использование содержания образования, обладающего значительным воспитательным потенциалом; - использование возможностей социокультурной среды для достижения воспитательных результатов; - использование на занятиях эффективных воспитательных технологий; - использование на занятиях эффективных форм и методов воспитания, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей; - организация игровой деятельности для достижения целей воспитания; 7 - использование с учащимися различных форм проектов. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания. Предполагается участие родителей в мероприятиях: праздниках, экологических акциях, творческих мастерских, проектах, физкультурноспортивных мероприятиях, участие в совместных экскурсиях, пешеходных прогулках, в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах, конкурсах. Регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их ребенка, о состоянии здоровья, о жизни группы в целом. Привлечение членов семей, обучающихся к организации и проведению творческих дел в группе. Модуль «Детские объединения» Воспитание в детских объединениях («Эколята», МАН «Искатель» и др.) осуществляется через следующие виды и формы деятельности. - вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, способствующих формированию социально значимых форм поведения; - поддержка в детских объединениях одаренных, талантливых, способных обучающихся; - развитие детской и юношеской одаренности; - удовлетворение интересов и образовательных потребностей каждого обучающегося. Модуль «Экологическое воспитание» Экологическое воспитание помогает расширить свой кругозор получить новые знания об окружающей природе, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт поведения в природе, воспитать активную гражданскую позицию. Виды и формы деятельности: организованная образовательная деятельность по экологическому воспитанию проводится в увлекательной форме с решением проблемных ситуаций; наблюдения, проектная деятельность; викторины, конкурсы; экскурсии, целевые акции; посадка семян, уход за ними; 8 в совместной игровой деятельности с детьми педагоги широко используют разнообразные игры экологического содержания: дидактические подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные; знакомство учащихся с устным народным творчеством пословицами, поговорками, приметами природоведческого содержания; продуктивная деятельность, в которой обучающиеся отражают впечатления, положительные чувства к природе, основанные на своих собственных наблюдениях (объединения художественной направленности), - участие в организуемых экологических акциях; - создание и защита проектов активного гражданского содержания. Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. Наиболее эффективные методы воспитания в сфере развития личности ребенка, это методы, которые обеспечивают создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним можно отнести: Метод приучения учащихся к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей систематически в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Желание быть похожим реализуется через деятельность подражания. Когда пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его активном влиянии на личность. Метод показа действия. С его помощью формируется такое важное качество, как самостоятельность. Метод организации деятельности, которая носит общественно полезный характер. В первую очередь это совместный, коллективный, в том числе учебный, труд учащихся. Труд и игра являются и средствами, и методами воспитания, особенно для младших учащихся. Игра – действенный метод воспитания в сфере личностного развития. Ценность ее как средства и действенного метода воспитания в том, что эта деятельность дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки личностного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Игра активизирует чувства и отношения ребенка, его представления об окружающем. самой игры будет достигнуто единство между поведением ребенка в соответствии с взятой на себя ролью и реальным поведением. Эти средства и методы целесообразно применять при организации занятий со всей группой. 9 На занятиях должно предусматриваться осуществление задач по воспитанию в сфере личностного развития, но особенно важно тщательно продумать содержание и ход занятий, на которых обобщаются знания и формируются представления учащихся о нашей Родине, ее многонациональном составе и другие общественные представления. Вне занятий, также должны использоваться методы, направленные на формирование у обучающихся нравственных представлений, суждений и оценок. Можно использовать также другие методы: вопросы к детям, побуждающие к ответу, картинки, на которых изображены различные ситуации, настольные игры и т. п. Такие методы используются главным образом для формирования у детей правильных оценок поведения и отношений и превращения моральных представлений в мотивы поведения. Этому содействует сочетание занятий словесного, словесно-наглядного характера с практической деятельностью детей. Метод убеждения. Его используют через доброе, умное слово педагога и через умело организованную деятельность. Метод положительного примера. Этот метод используется в педагогическом процессе для организации детской деятельности в повседневной жизни. Важно, чтобы положительный пример становился для ребенка образцом для подражания. Методы поощрения. Чаще всего используются при повседневном общении взрослого с детьми. Хорошее поведение, хорошие поступки заслуживают положительной оценки взрослого, а иногда и особого одобрения с привлечением внимания группы детей. III. Организационный раздел Рабочая программа воспитания предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих воспитание ребенка в сфере его личностного развития: Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка. Создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности. Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, обеспечение опоры на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям. 10 Сбалансированность игровой, коммуникативной, познавательноисследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной деятельности. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка уважение педагогов к человеческому достоинству обучающихся, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. Материально-техническое обеспечение Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации рабочей программы воспитания: подбор художественной литературы; подбор видео и аудиоматериалов; подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.); наличие демонстрационных технических средств (экран, телевизор, ноутбук, колонки и т.п.); подбор оборудования для организации детской учебной деятельности. Материально-техническое оснащение развивающей предметнопространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом обучающихся. Планирование воспитательной работы Воспитательный процесс следует строить с учетом контингента обучающихся, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального запроса родителей (законных представителей) обучающихся. Планирование воспитательной работы должно обеспечить интеграцию разнообразного содержания форм работы с обучающимися по всем дополнительным программам и направлениям рабочей программы воспитания во всех видах деятельности. При организации воспитательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Построение воспитательного процесса с помощью календарного плана дает возможность достичь планируемых результатов освоения рабочей программы воспитания. Календарный план воспитательной работы отражает мероприятия, направленные на воспитание детей в сфере их личностного развития по каждому направлению Рабочей программы воспитания. Мониторинг воспитательной работы Мониторинг воспитательной работы осуществляется по направлениям: 11 формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения; формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу; формирование позитивных установок к учению, труду и творчеству; формирование основ экологического сознания; формирование основ безопасности. Основными принципами, на основе которых осуществляется мониторинг воспитательной работы являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение, как к обучающимся, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа важных сторон воспитания, ориентирующий педагогов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между учащимися с их сверстниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий педагогов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности. Основными объектами мониторинга являются результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития, учащегося каждой возрастной группы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Кадровое обеспечение воспитательного процесса Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания дошкольника. Традиции ДОО День МБУДО «ДЭЦ» (в начале каждого учебного года); День учителя (поздравление обучающимися работников); участие в муниципальных этапах региональных и Всероссийских конкурсов; встречи с интересными людьми (организация встреч с людьми разных профессий, расширение коммуникативных навыков, обучающихся); 12 подарки своими руками (изготовление подарков детьми для своих родных к различным календарным праздникам); участие групп в коллективных мероприятиях (озеленение территории, изготовление кормушек, участие в экологических и благотворительных акциях и др.). 13