Рабочая программа воспитания МБУДО "ДЭЦ"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБУДО «ДЭЦ»)

ПРИНЯТО
педагогическим советом
Протокол № 1 от 30.08.2022

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ДЭЦ»

__________Ж.Ю. Точенюк

Приказ от 30.08.2022 № 96

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

2022г.
1

1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МБУДО «ДЭЦ» (далее – Рабочая
программа воспитания) определяет содержание и организацию
воспитательной работы в Учреждении. Рабочая программа воспитания
является обязательной и объединяет всех участников образовательного
процесса в совместную деятельность по реализации воспитательного
потенциала.
Рабочая программа воспитания рассматривает процесс воспитания
как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий
для
самоопределения
и
социализации
учащихся
на
основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Рабочая программа воспитания разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от
31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ.
в силу с 01.09.2020).;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №
204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента РФ);

Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р;
 Национальным проектом «Образование», утвержденным президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N
16.;

Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
2

Рабочая программа воспитания носит открытый характер,
позволяющий вносить в нее изменения, в связи с изменениями в
законодательстве Российской Федерации, а также в связи с
изменениями в условиях работы учреждения.
Особенности воспитательного процесса в МБУДО «ДЭЦ»
Рабочая
программа
воспитания
учитывает
индивидуальные
особенности, интересы, потребности обучающихся и их родителей
(законных представителей):

личностно-развивающий
и
гуманистический
характер
взаимодействия
взрослых
(родителей
(законных
представителей),
педагогических и иных работников учреждения и детей;

уважение личности ребенка;

реализация Программы в формах, специфических для учащихся
детских объединений, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Задачи воспитания реализуются в течение учебного и внеучебного
времени пребывания, режимных моментах, совместной деятельности
педагогов с детьми и самостоятельной деятельности обучающихся.
Обучение и воспитание в МБУДО «ДЭЦ» объединяются в целостный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества.
Общая цель воспитания - создание условий для самоопределения и
социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение
соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на
обеспечение позитивной динамики развития его личности.
Основные задачи:

Развитие способностей и творческого потенциала каждого
ребенка, социальных, нравственных, физических, интеллектуальных,
эстетических качеств;

Создание благоприятных условий для гармоничного развития
каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными,
индивидуальными особенностями и склонностями;

Формирование общей культуры личностиучащихся, в том числе
ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности,
самостоятельности
и
ответственности,
активной
жизненной
позиции;внимания к экологическим проблемам города и страны;

3


Организация содержательного взаимодействия учащихся со
сверстниками, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических
ценностей и идеалов, прав свободного человека;

Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства,
патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
воспитания
Процесс воспитания в МБУДО «ДЭЦ» основывается на следующих
принципах
взаимодействия
педагогических
работников
и
обучающихся:

Неукоснительное соблюдение законности и прав обучающихся,
соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и его семье;

Создание психологически комфортной среды для каждого
участника образовательного процесса, без которой невозможно их
конструктивное взаимодействие;

Системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как
обязательные условия его эффективности;

Рабочая программа воспитания – это не перечень обязательных
мероприятий, а описание системы форм и методов работы с учащимися.
Целевые ориентиры. Планируемые результаты освоения рабочей
программы воспитания
Результаты воспитания определяются в виде целевых ориентиров:

учащийся овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности
игре,
общении,
познавательно-исследовательской
деятельности, проектировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
проявляет в деятельности
способность принять общую цель и условия согласованных действий; умеет
управлять собой, своим поведением, поступками и взаимодействием со
сверстниками и взрослыми;

учащийся обладает установкой положительного отношения к
миру, к разным видам учения и труда, другим людям и самому себе, обладает
чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты; уважительно относится к результатам труда других
людей, осознаёт общественную значимость труда взрослых; проявляет
осознанное понимание роли труда и учения для благополучия жизни
человека; в обучении, в труде учащийся инициативен, добросовестен, его
4

труд результативен, основан на самоконтроле; учащийся способен делать
выбор и принимать решение на основе социокультурных и духовнонравственных ценностей; проявляет умение оценивать свои и чужие
поступки с морально-нравственной позиции;

учащийся обладает развитым воображением, которое реализуется
в разных видах деятельности; ребенок владеет разными формами и видами
игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам; способен предложить собственный
замысел, отразить свои знания, чувства и социокультурный опыт в игре,
художественно – творческой деятельности и воплотить его в рисунке,
постройке, рассказе и др.;

учащийся хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний; проявляет сформированность интеллектуально-речевых
предпосылок для начала систематического школьного обучения; проявляет
сформированный интерес к чтению детской литературы; четко
дифференцирует личностные качества и поведение литературных героев,
способен аргументировать свои суждения;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,
вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения и управлять ими; физически, психически и нравственно (в
соответствии с возрастными особенностями) развитый, сознательно
относящийся к сохранению и укреплению здоровья;

учащийся способен к волевым усилиям, может следовать
социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены; способен опираться на главные
жизненные ценности, решать социальные, интеллектуальные и личностные
задачи (проблемы), адекватные возрасту; проявляет сформированность
гуманистической направленности в поведении; имеет представление о
нравственных качествах людей, оценивая поступок, может осознанно
выбирать и отстаивать нравственную позицию, стремится к благородным
поступкам, защите и помощи более слабым, имеет внутреннее чувство
справедливости и честности; умеет доброжелательно отстаивать свою
позицию;

учащийся проявляет любознательность (в том числе к темам
нравственного содержания), интересуется причинно-следственными связями,
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о
себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями
детской
литературы,
обладает
элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
проявляет доброе и бережное отношение к природе и окружающему миру;
5

адекватно оценивает свои возможности осуществить то или иное задание,
выбранное дело. Ребёнок приобщён к базовым социокультурным ценностям
Российской цивилизации, знает и уважает традиции своего народа.
Проявляет чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и
бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье,
сверстникам и соотечественникам, активное бережное отношение к природе
и окружающему миру.
Образ выпускника МБУДО «ДЭЦ».
Учащиеся должны быть
-социально зрелыми;
-обучаемыми, стремящимися к познанию нового, инициативными
и самостоятельными;
-думающими и анализирующими;
-физически активными и развитыми, стремящимися сохранить
и укрепить свое здоровье;
-эффективно общающимися;
-принципиальными;
-объективными и непредвзятыми;
-понимающими ценность семьи,
- гордящимися малой и большой Родиной;
- по-граждански активными.
I.
Содержательный раздел
Содержание рабочей программы воспитания обеспечивает развитие
личности обучающихся различных видах деятельности. Это

коммуникативная;

патриотическая;

познавательно-исследовательская;

культурно-эстетическая;

экологическая.
Содержание программы направлено на

формирование личности ребенка, нравственное воспитание,
развитие общения;

формирование уважительного отношения к истории своей страны
и любви к Родине;

формирование
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности к своей семье и обществу;

формирование позитивных установок учению,
труду и
творчеству;

формирование основ экологического сознания;

формирование основ безопасности.
Виды, формы и содержание деятельности Практическая реализация
цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений
6

воспитательной работы, каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
Модуль «Воспитание, развитие и социализация обучающихся»
Социокультурное, духовно-нравственное воспитание подрастающего
поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.
Содержание воспитательной работы данного модуля направлено на
приобщение обучающихся к отечественным культурным традициям.
Социокультурные категории и ценности образуют стержневую основу
содержания воспитательного процесса.
Социализация и индивидуализация обучающихся направлена на
приобщение обучающихся к духовно-нравственным и социокультурным
ценностям Отечества, организацию взаимодействия детей и взрослых.
Модуль «Истоки Великой Победы»
Содержание работы направлено на формирование гражданской
позиции, положительного отношения к защитникам нашей Родины. Создание
условий для совместного детско-взрослого сопереживания событий
патриотической направленности, потребности быть сопричастным к
культурно-историческому наследию и служению Родине.
Необходимо систематизировать представления обучающихся о
значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Мероприятия, проводимые с обучающимися, будут способствовать
воспитанию уважительного отношения к защитникам Родины, ветеранам
Великой Отечественной войны, любви к Родине.
Модуль «Образовательная деятельность»
Основное назначение данного модуля состоит в использовании
воспитательного потенциала содержания образовательной деятельности.
Характер проводимых мероприятий призван привлечь внимание
обучающихся к ценностному аспекту изучаемых в рамках образовательной
деятельности явлений.
Образовательная деятельность с учащимися предполагает организацию
и проведение воспитателем таких форм работы, как дидактическая игра,
игровое упражнение, игра-путешествие, театрализованные игры и
инсценировки, длительные наблюдения, опыты, эксперименты, экскурсии,
пешеходные прогулки; экскурсии и походы.
Виды и формы деятельности:
- использование содержания образования, обладающего значительным
воспитательным потенциалом;
- использование возможностей социокультурной среды для достижения
воспитательных результатов;
- использование на занятиях эффективных воспитательных технологий;
- использование на занятиях эффективных форм и методов воспитания,
соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- организация игровой деятельности для достижения целей воспитания;
7

- использование с учащимися различных форм проектов.
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания.
Предполагается участие родителей в мероприятиях: праздниках,
экологических акциях, творческих мастерских, проектах, физкультурноспортивных мероприятиях, участие в совместных экскурсиях, пешеходных
прогулках, в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах,
конкурсах.
Регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их
ребенка, о состоянии здоровья, о жизни группы в целом.
Привлечение членов семей, обучающихся к организации и проведению
творческих дел в группе.
Модуль «Детские объединения»
Воспитание в детских объединениях («Эколята», МАН «Искатель» и
др.) осуществляется через следующие виды и формы деятельности.
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, способствующих
формированию социально значимых форм поведения;
- поддержка в детских объединениях одаренных, талантливых,
способных обучающихся;
- развитие детской и юношеской одаренности;
- удовлетворение интересов и образовательных потребностей каждого
обучающегося.
Модуль «Экологическое воспитание»
Экологическое воспитание помогает расширить свой кругозор
получить новые знания об окружающей природе, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный
опыт поведения в природе, воспитать активную гражданскую позицию.
Виды и формы деятельности:

организованная образовательная деятельность по экологическому
воспитанию проводится в увлекательной форме с решением проблемных
ситуаций;

наблюдения, проектная деятельность;

викторины, конкурсы;

экскурсии, целевые акции;

посадка семян, уход за ними;
8


в совместной игровой деятельности с детьми педагоги широко
используют разнообразные игры экологического содержания: дидактические
подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные;

знакомство учащихся с устным народным творчеством
пословицами, поговорками, приметами природоведческого содержания;

продуктивная деятельность, в которой обучающиеся отражают
впечатления, положительные чувства к природе, основанные на своих
собственных наблюдениях (объединения художественной направленности),
- участие в организуемых экологических акциях;
- создание и защита проектов активного гражданского содержания.
Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на
сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.
Наиболее эффективные методы воспитания в сфере развития личности
ребенка, это методы, которые обеспечивают создание у детей практического
опыта общественного поведения. К ним можно отнести:
Метод приучения учащихся
к
положительным
формам
общественного поведения, воспитания нравственных привычек.
Основной смысл его заключается в том, что детей систематически в
самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с
нормами и правилами, принятыми в обществе. Желание быть похожим
реализуется через деятельность подражания. Когда пример получил
отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его активном
влиянии на личность.
Метод показа действия. С его помощью формируется такое важное
качество, как самостоятельность.
Метод организации деятельности, которая носит общественно
полезный характер. В первую очередь это совместный, коллективный,
в том числе учебный, труд учащихся.
Труд и игра являются и средствами, и методами воспитания, особенно
для младших учащихся. Игра – действенный метод воспитания в сфере
личностного развития. Ценность ее как средства и действенного метода
воспитания в том, что эта деятельность дает ребенку возможность
наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения
с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить
средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо
проявляются достижения и недостатки личностного развития, уровень
овладения детьми нормами и правилами поведения. Игра активизирует
чувства и отношения ребенка, его представления об окружающем.
самой игры будет достигнуто единство между поведением ребенка в
соответствии с взятой на себя ролью и реальным поведением.
Эти средства и методы целесообразно применять при организации
занятий со всей группой.
9

На занятиях должно предусматриваться осуществление задач по
воспитанию в сфере личностного развития, но особенно важно тщательно
продумать содержание и ход занятий, на которых обобщаются знания и
формируются
представления
учащихся
о
нашей
Родине,
ее
многонациональном составе и другие общественные представления.
Вне занятий, также должны использоваться методы, направленные на
формирование у обучающихся нравственных представлений, суждений и
оценок.
Можно
использовать
также
другие
методы: вопросы
к
детям, побуждающие к ответу, картинки, на которых изображены различные
ситуации, настольные игры и т. п. Такие методы используются главным
образом для формирования у детей правильных оценок поведения и
отношений и превращения моральных представлений в мотивы поведения.
Этому содействует сочетание занятий словесного, словесно-наглядного
характера с практической деятельностью детей.
Метод убеждения. Его используют через доброе, умное слово педагога
и через умело организованную деятельность.
Метод положительного примера. Этот метод используется в
педагогическом процессе для организации детской деятельности в
повседневной жизни. Важно, чтобы положительный пример становился
для ребенка образцом для подражания.
Методы поощрения. Чаще всего используются при повседневном
общении взрослого с детьми. Хорошее поведение, хорошие поступки
заслуживают положительной оценки взрослого, а иногда и особого
одобрения с привлечением внимания группы детей.

III. Организационный раздел
Рабочая программа воспитания предполагает создание следующих
психолого-педагогических условий, обеспечивающих воспитание ребенка в
сфере его личностного развития:

Построение
образовательного
процесса
на
основе
взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и
возможности каждого ребенка. Создание таких ситуаций, в которых каждому
ребенку предоставляется возможность выбора деятельности. Поддержка
педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них
видах деятельности, обеспечение опоры на его личный опыт при освоении
новых знаний и жизненных навыков.

Использование в образовательном процессе форм и методов
работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям.
10


Сбалансированность игровой, коммуникативной, познавательноисследовательской,
изобразительной,
музыкальной,
двигательной
деятельности.

Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие
профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной
компетентности и мастерства мотивирования ребенка уважение педагогов к
человеческому достоинству обучающихся, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях.
Материально-техническое обеспечение
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды
обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации
рабочей программы воспитания:

подбор художественной литературы;

подбор видео и аудиоматериалов;

подбор наглядно-демонстрационного материала (картины,
плакаты, тематические иллюстрации и т.п.);

наличие демонстрационных технических средств (экран,
телевизор, ноутбук, колонки и т.п.);

подбор оборудования для организации детской учебной
деятельности.
Материально-техническое оснащение развивающей предметнопространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с
возрастом обучающихся.
Планирование воспитательной работы
Воспитательный процесс следует строить с учетом контингента
обучающихся, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального
запроса родителей (законных представителей) обучающихся.
Планирование воспитательной работы должно обеспечить интеграцию
разнообразного содержания форм работы с обучающимися по всем
дополнительным программам и направлениям рабочей программы
воспитания во всех видах деятельности.
При организации воспитательного процесса необходимо обеспечить
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Построение воспитательного процесса с помощью календарного плана дает
возможность достичь планируемых результатов освоения рабочей
программы воспитания.
Календарный план воспитательной работы отражает мероприятия,
направленные на воспитание детей в сфере их личностного развития по
каждому направлению Рабочей программы воспитания.
Мониторинг воспитательной работы
Мониторинг воспитательной работы осуществляется по направлениям:
11


формирование личности ребенка, нравственное воспитание,
развитие общения;

формирование уважительного отношения к истории своей страны
и любви к Родине;

формирование
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности к своей семье и обществу;

формирование позитивных установок к учению, труду и
творчеству;

формирование основ экологического сознания;

формирование основ безопасности.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
мониторинг воспитательной работы являются:

принцип гуманистической направленности осуществляемого
анализа, ориентирующий на уважительное отношение, как к обучающимся,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

принцип приоритета анализа важных сторон воспитания,
ориентирующий педагогов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между учащимися с их сверстниками и педагогами;

принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий педагогов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности: грамотной постановки
ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с
детьми деятельности.
Основными объектами мониторинга являются результаты воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого
осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития,
учащегося каждой возрастной группы.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое
наблюдение.
Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к
развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной
системе воспитания дошкольника.
Традиции ДОО

День МБУДО «ДЭЦ» (в начале каждого учебного года);

День учителя (поздравление обучающимися работников);

участие в муниципальных этапах региональных и Всероссийских
конкурсов;

встречи с интересными людьми (организация встреч с людьми
разных профессий, расширение коммуникативных навыков, обучающихся);
12


подарки своими руками (изготовление подарков детьми для
своих родных к различным календарным праздникам);

участие групп в коллективных мероприятиях (озеленение
территории, изготовление кормушек, участие в экологических и
благотворительных акциях и др.).

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».