Наставничество
В условиях модернизации
системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются
требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной
социальной и профессиональной позиции. Особую значимость в педагогической
деятельности приобретает задача привлечения и закрепления молодых специалистов
в образовательных организациях. Ускорение профессионального становления
молодого специалиста, его адаптация в трудовом коллективе, налаживание
педагогических контактов возможно через создание системы наставничества.
В муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым разработана Программа целевой модели наставничества в
соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования: - Указ Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»; - Федеральный закон от 29
декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями); национальный проект «Образование»,
утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018
г. № 16; - распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р «Об
утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста
педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему
учительского роста» (с изменениями); - методические
рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации и Профессионального
союза работников народного образования и науки Российской Федерации по
разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических
работников в образовательных организациях (письмо Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. №АЗ–1128/08); - Закон Республики Крым
от 6 июля 2015 г. № 131/3РК-2015 «Об образовании в Республике Крым» (с
изменениями); -приказ Министерства образования, науки и
молодежи Республики Крым от 22 июля 2021 г. № 1222 «Об утверждении Положения о
региональной системе научно–методического сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров в Республике Крым»; -приказ Государственного бюджетного
образовательного учреждения дополнительного профессионального образования
Республики Крым «Крымский республиканский институт постдипломного
педагогического образования» от 24 февраля 2021 г. № 29 «Об утверждении
Положения о Центре непрерывного повышения профессионального мастерства
педагогических работников»; - Распоряжение Совета
министров Республики Крым от 30.12.2022 № 2392-р «О подготовке и проведении
Года педагога и наставника в Республике Крым»; - Приказ МКНМУ «ГМК ДО и
МП» № 142 от 25.12.2022 - Приказ МКНМУ «ГМК ДО и
МП» № 1 от 09.01.2023 Система наставничества
представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт,
осуществляющий процесс передачи и приобретения социального и профессионального
опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации,
способствующая повышению профессиональной компетентности молодых специалистов и
закреплению в школе новых педагогических кадров. Система наставничества
должна стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании,
способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее
внедрение эффективной системы наставничества позволяет администрациям
образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решить
задачу профессионального становления молодых специалистов, оказывать им помощь
в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную
компетентность. Цель программы – организация
системы мероприятий для формирования эффективной среды наставничества в муниципалитете,
способствующей непрерывному профессиональному росту молодых педагогов,
раскрытию творческого потенциала наставников. Задачи программы: - выявление и
распространение лучших программ и практик наставничества; - создание психологически
комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение
числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; - формирование открытого и эффективного
сообщества наставников и наставляемых в муниципальном образовании городской
округ Ялта для совершенствования профессионального роста и повышения качества
образования в муниципалитете; - подготовка
наставляемого к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной
деятельности в современном мире; - раскрытие личностного,
творческого, профессионального потенциала наставника и наставляемого через
реализацию индивидуальной образовательной траектории. Наставничество в системе
образования – разновидность индивидуальной учебной и воспитательной работы с педагогическими
работниками (далее – наставляемыми), имеющими трудовой стаж педагогической
деятельности в образовательных организациях от 0 до 3-х лет, или со
специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ Результатом
правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности
молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь
образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и
развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Педагоги получат
необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции,
профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного
становления и развития внутри организации и профессии. Среди
оцениваемых результатов: -
успешная адаптация, активная социализация молодого специалиста в новом учебном
коллективе; - вовлечение
педагогических работников образовательных организаций города в участие в
профессиональных педагогических конкурсах -
формирование активной гражданской позиции молодого специалиста; -
построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе
взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов, обеспечение
преемственности профессиональной деятельности педагогов разных поколений; - повышение
уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального
состояния молодого специалиста; сокращение числа
конфликтов с педагогическим и родительским сообществами; - рост
числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических
практик молодого специалиста и педагога-наставника.
«Об утверждении плана работы на 2023 год»;
«Об утверждении Плана мероприятий в Год педагога и наставника».