ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБУДО «ДЭЦ»
от «27 » 08. 2024 г.
Протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ДЭЦ»
________________ Точенюк Ж.Ю.
«30» 08. 2024 г.
М.П.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Маленький эколог»
Направленность: естественнонаучная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5-8 лет
Составитель, должность: Кутковская И.Н.,
педагог дополнительного образования
г. Ялта
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности «Маленький эколог» (далее Программа) составлена в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31 июля 2020 года);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №
809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 г. № 16);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ
к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (с изменениями на 02.02.2021 г.)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (с изменениями);
Закон Республики Крым от 19.12.2022 № 374-ЗРК/2022 «О внесении
изменений в Закон Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодёжи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым;
Приказ Министерства образования, науки и молодёжи
Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
- Методические рекомендации для педагогов дополнительного
образования детей «Проектирование дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих
программ»,
утверждённые
решением
коллегии
Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 23июня
2021года» № 4/4;
-- Устав Муниципального бюджетного учреждение дополнительного
образования «Детский экологический центр» муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым, утверждённый Постановлением
Администрации города Ялта от 17.08.2021 № 2552-п;
-локальные нормативные акты МБУДО «ДЭЦ».
Спецификой
курса
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Маленький эколог» (далее - Программа)
является особый подход к выбору педагогических средств реализации
содержания программы, учитывающих действенную, эмоциональноповеденческую природу младшего школьника, личную активность каждого
ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и
поведения. Педагог создает на всех занятиях эмоционально-положительную
творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о
взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется
через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и
прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного
выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется
через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и
опытническую работу. Формы организации деятельности детей
разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические
фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в
природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у
детей. Средствами эффективного усвоения программы курса являются
ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и
практические работы, создание экологических проектов, изготовление
поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,
моделирование, разработка и создание эко знаков, театрализованные
представления, экологические акции, гербаризация, составление памяток.
Направленность дополнительной образовательной программы естественнонаучная. Ее цель и задачи направлены на формирование и
развитие экологически сообразного поведения у дошкольников и младших
школьников. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются
практически на первый план, то необходимо целенаправленно углублять
знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре
необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего
приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети
учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, и делать
выводы.
Актуальность. Актуальность программы «Маленький эколог»
заключается в том, что современное экологическое образование
подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития,
направленный в том числе на формирование общей экологической культуры
и ответственности подрастающего поколения.
Новизна. Новизна Программы основывается на использовании
комплексного подхода к проблемам экологии: дети изучают природу,
любуются природой, учатся изображать её, проникаясь своеобразием
крымской флоры и фауны, изучают простые способы охраны природы, что
дополняется первым опытом исследования природы.
Не каждый из
учащихся станет активным защитником природы, но каждый будет в
состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая
преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и
творческой.
Отличительные особенности. Отличительной особенностью данной
программы от подобных программ является взаимосвязь научно исследовательской и творческой работы учащихся. В программу включены
занятия с природным материалом, которые направлены на развитие
творческого потенциала ребенка, воспитание бережного, заботливого
отношения к окружающему миру и формирование трудовых навыков.
Интеграция разных способов деятельности, создание педагогом условий для
активной самореализации, креативности учащихся, работа с родителями,
сотрудничество с социумом призваны оказывать положительный эффект в
достижении планируемых результатов.
Педагогическая целесообразность Программы основана на развитии
интереса к познаниям в области экологии, потребности в изучении живой и
неживой природы, любознательности, смекалки, сообразительности детей,
развитии их логического мышления. У детей развиваются необходимые
личностные качества, такие как наблюдательность, терпение, трудолюбие,
самостоятельность,
сострадание к природе и человеку, что является
педагогически целесообразным процессом в период младшего школьного
возраста. Ознакомление с окружающим миром происходит в постоянном
соприкосновении с процессом формирования личности обучающихся. С
одной стороны, посредством реализации Программы
воспитанники
знакомятся со всем тем, что живёт, дышит, радуется и страдает вокруг них, и
учатся беречь, защищать и приумножать это, а с другой стороны, они учатся
ценить себя как часть этого мира, заботиться о своём здоровье и следить за
своим поведением.
Адресат программы - дети 5-7 лет, без предъявления каких-либо
дополнительных требований к уровню их развития и подготовки. В данном
возрасте дети открыты всему новому, незнакомому, постоянно задают
вопросы и с увлечением ищут на них ответы. В этом возрасте дети
начинают понимать себя как личность, начинают активно выражать своё
мнение, эмоционально воспринимают действительность, проявляют интерес
к учению. У детей 5-7 лет восприятие становится осмысленным,
целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные
действия: наблюдение, рассматривание, поиск; им нравится работать вместе,
а развивающееся воображение помогает им быстрее адаптироваться в
окружающем мире, о котором они узнают из рассказов педагога.
Предлагаемые
в программе
виды деятельности являются
целесообразными для детей 5-7 лет, так как учтены психологические
особенности их возраста, уровень умений и навыков учащихся, а содержание
отображает познавательный интерес данного возраста.
Срок обучения по программе: 1 год (36 недель).
Объём программы: 72 часа (2 часа в неделю).
Уровень Программы стартовый: в ходе реализации программы
происходит первоначальное освоение базовых знаний, умений и навыков.
Осуществляется развитие ценностно-смысловых, учебно-познавательных,
коммуникативных личностных компетенций; создаётся интерактивная
развивающая тематическая среда, соответствующая реализации программы
стартового уровня.
Форма обучения - очная. Дистанционное обучение возможно в
исключительных случаях - при приостановке образовательного процесса в
случае пандемии или другой чрезвычайной ситуации.
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Образовательный процесс осуществляется в объединениях по интересам,
которые могут быть сформированы как из учащихся, близких между собой
по возрасту. Набор производится на добровольной основе по интересам и
способностям. Количество обучающихся в группе - до 12 человек. В течение
года может проводиться дополнительный набор в объединение – тогда могут
быть зачислены и дети, не занимавшиеся в группе ранее, но успешно
прошедшие собеседование. По темпераменту, характеру, способностям
учащиеся объединения могут быть разными. Занятия по программе,
учитывая возрастные особенности детей, обеспечивают «ситуацию успеха»,
что создает благоприятные условия для социализации ребенка.
Режим занятий: 1 раз в неделю в объёме 2 академических часов (по 40
мин.) с обязательным перерывом не менее 10 минут.
Цель Программы - развитие индивидуальных и творческих
способностей, самореализация личности учащегося в процессе знакомства с
миром природы и областью экологии.
Задачи программы
Образовательные
- Познакомить с наиболее типичными представителями растительного
и животного мира Крыма и России,
- Дать детям сведения о том, какую пользу приносят представители
животного мира;
- Познакомить с основными группами растительных и животных
организмов, их приспособленность к условиям существования (на
отдельных примерах);
- Показать влияние деятельности человека на условия жизни живых
организмов;
- Совместно найти доказательства самоценности любого организма.
Метапредметные
- формировать умение работать в коллективе;
- развивать умение управлять своей деятельностью, контролировать,
анализировать;
- формировать навыки работы с природным материалом, соблюдения
техники безопасности при работе и организации рабочего места;
- формировать и развивать умения, связанные с осуществлением
логических операций (суждение, обобщение, сравнение);
- сформировать интерес к познанию мира природы;
-сформировать
потребность
к
осуществлению
экологически
сообразных поступков;
- помочь осознать место и роль человека на Земле;
Личностные:
- воспитывать уважение к природе, любовь к малой и большой Родине;
- формировать культуру общения и поведения в социуме;
- воспитывать навыки ведения здорового образа жизни;
- формировать уважение к труду и учению.
Воспитательный потенциал Программы. Воспитательный потенциал
программы заключается, прежде всего, в формировании у учащихся умения
чувствовать красоту окружающего мира и создавать отклик на него в
различных формах исследовательской работы и творческой деятельности.
Содержание программы способствует воспитанию патриотизма,
ответственности за сохранение природы духовного мира своих предков,
уважению к труду и учению.
В работе над темами духовного, прекрасного развивается ценностное
отношение к человеку, к семье; эстетическое воспитание содействует
этическому и экологическому. Воспитательная работа проводится на каждом
занятии. Наиболее часто используются такие приёмы воспитательной
работы, как мотивация, поощрение, личный пример.
В конце обучения родители учащихся должны увидеть как результат
воспитания преобладание у детей мотивации гармоничного взаимодействия с
природой с точки зрения экологической допустимости.
Учебный план
№
п/
п
Тема занятия
Количество часов
Всег
о
часо
в
Тео Прак Формы
рия тика аттестации/ко
нтроля
1.
2.
Введение. Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Мир природы.
Дикие животные
3.
4.
5.
Пернатые жители
Мой дом за окном
Я и мое окружение
14
4
6
2
8
2
10
5
5
6.
7.
Гигиена моего дома
Вода - источник жизни
6
2
4
4
2
2
8.
Солнце и свет в нашей жизни
4
2
2
9.
Воздух и здоровье
6
2
4
ИТОГО
72
33
39
1
1
0
5
2
3
18
9
9
Входной
контроль
Тест
письменный
Тест устный
Практика
Тест
письменный
Тест устный
Игра «Поле
чудес»
Тест
письменный
Викторина
Содержание учебного плана
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Инструктаж по технике безопасности в кабинете и во время обучения в
учреждении.
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при
проведении практических работ. Практическая работа «Путешествие в мир
животных: Игра «Поле чудес»
Раздел 1. МИР ПРИРОДЫ (5 часов)
Теория (2 часа). Мир вокруг - мир природы. Живая и неживая природа.
Человек-часть природы. Экология и не только. Почему надо знать об
экологии. Что такое экологическая акция. Что такое экологическая тропа.
Чем занимаются экологи. Понятие «волонтёр».
Практика (3 часа). Экскурсия на природу. Простейшие наблюдения за
жизнью природы. Сбор природного материала. Экологические игры.
Раздел 2. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (19 часов)
Теория (9 часов) Основные дикие животные, проживающие в Крыму и в
России.
Привычки жизни животных в природе. Роль диких животных в природе.
Чтение художественных произведений о животных. Работа со словарями,
энциклопедиями и электронными ресурсами.
Практика (9 часов). Разгадывание загадок о животных. Образ животных в
народном творчестве. Раскрашивание картинок. Инсценирование повадок
животных. Кроссворды и головоломки о животных. Выполнение творческих
работ. Игры и соревнования на лучшее знание учебного материала.
Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных. Игра «Чьё
это меню?»
Раздел 3. ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ (14 часов)
Теория (6 часов). Птицы (воробей, галка, ворона, скворец, сорока, дятел и
др). Описание, привычки, особенности. Роль птиц в природе. Перелётные
птицы.
Практика (8 часов). Работа над пословицами и поговорками о птицах.
Чтение стихов и рассказов о птицах. Решение кроссвордов и ребусов.
Народные приметы. Прослушивание «песен» птиц. Рисование птиц с яркими
клювами и оперением. Игры с перьями. Обобщающее занятие о птицах.
Лесные открытия. КВН - «Крылатая компания». Игра – соревнование
«Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Конкурсы
«Почему их так зовут?», «Кто так поёт?».
Раздел 4. МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ (4 часа)
Теория (2 часа). Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен,
этажность. Дома в деревне и в городе. Зеленые насаждения перед домом, во
дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью
для здоровья деревьев?
Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во
дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в
своем доме. Птицы нашего двора. Какие кормушки можно соорудить для
подкормки птиц зимой.
Практика (2 часа). Уход за деревьями. Исследование состояния деревьев.
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». Вывешивание
кормушек.
Раздел 5. Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ (10 часов)
Теория (5 часов). Моя семья (1 час)
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с
любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем
появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и
обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни
человека. Заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты
будешь долго жить». Доброжелательные отношения соседями, знакомыми.
Все мы — соседи по планете. Дружба народов, взаимопомощь, уважение
традиций. Обычаи и традиции русского народа. Мой класс. Мои друзья.
Свет, тепло, уют. Для чего предназначены мебель, растения. Что необходимо
сделать для создания уюта в классной или игровой комнатах. Почему
необходимо дежурство по классу. Дом моей мечты.
Практика (5 часов).
Чтение художественной литературы по теме. Обсуждение. Рассказы о
родителях и помощи им. Рассказы о друзьях. Пословицы и поговорки о семье
и дружбе.
Организация дежурства. Помощь родителям. Практическая работа по уходу
за комнатными растениями. Изображение друзей, родителей (изготовление
подарков и сувениров). Пересадка комнатных растений. Формовка крон и
обрезка. Распределение обязанностей. Практическое занятие «Маленький
огород на подоконнике».
Раздел 6. ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА (6 часов)
Теория (3 часа). Гигиена жилища. Режим проветривания, влажная уборка.
Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив,
протирание листьев). Уход за домашними животными.
Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность
воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с
газовой и электрической плитой. Забота о жилище - тоже экология.
История появления одежды. Ремонт одежды.
Практика (3 часа). Составление списка бытовых приборов в квартире, кто
ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации. Правила
безопасности при использовании бытовых приборов. Знакомство с русской
народной одеждой. Игра «Сделай сам».
Практическое занятие «Русская национальная одежда». Придумывание
одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю
одежду
Раздел 7. ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ (4 часа)
Теория (2 часа). Вода в доме и в природе. Сколько стоит вода, почему ее
надо экономить. Как можно экономить воду. Вода в жизни растений и
животных.
Вода и здоровье человека. Личная гигиена. Как поступает вода в организм
человека, куда расходуется, как выделяется из организма. Водные
процедуры, закаливание водой.
Практика (2 часа). Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение
рассказов о загрязнении Мирового океана. Сравнение температуры воды.
Градусник для измерения температуры воды. Водные процедуры,
закаливание водой. Викторина.
Раздел 8. СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ (4 часа)
Теория (2 часа). Солнце - естественный дневной источник света и тепла.
Свет Луны и звезд в ночное время суток Влияние тепла и света на растения.
Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом
потребности тепла и света.
Практика (2 часа). Наблюдения по выявлению светолюбивых и
теплолюбивых комнатных растений. Отчет о выполненной работе.
Наблюдение после произведённой работы.
Раздел 9. ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ (6 часов)
Теория (2 часа). Свойства воздуха. Чистый и загрязненный воздух.
Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым. Зачем человеку лёгкие.
Практика (4 часа). Практическое занятие «Учимся правильно дышать».
Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Практическое занятие
«Чистота и порядок в классе».
Обобщение знаний - КВН.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
наиболее типичных представителей животного мира России,
какую пользу приносят представители животного мира;
некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
планета Земля - наш большой дом;
Солнце - источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе;
основные группы растительных и животных организмов и их
приспособленность к условиям существования (примеры);
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов
(примеры);
самоценность любого организма;
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между
ними (примеры);
значение растений и животных в жизни человека, условия их
выращивания и правила ухода;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и
природы;
различия съедобных и несъедобных грибов;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в
практической деятельности по сохранению природного окружения и своего
здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными
(посильное участие);
- доказывать уникальность и красоту природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении
качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные
примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее
природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков,
рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
-соблюдать и поддерживать чистоту и порядок.
Предметные результаты
У учащихся будут сформированы:
- основы знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений,
единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости
природы, общества и человека.
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
-осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и
привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
-основы экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
Личностные результаты
У учащихся получат развитие
- навык ответственного отношения к здоровью,
- потребность в необходимости и возможности решения экологических
проблем, доступных младшему школьнику.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы.
2.1. Календарный учебный график
летние
весенние
Каникулярное время
Во втором
полугодии
осенние
Количест
во
учебных
часов
Во втором
полугодии
В первом полугодии
Количест
во
учебных
дней
В первом полугодии
Во втором
полугодии
Дата
окончания Количест
учебного
во
года
учебных
недель
В первом полугодии
Дата
начала
учебного
года
01.09.
31.05.
17 19
17
19 34
38
Во время осенних и весенних школьных каникул занятия проводятся в соответствии с учебным
планом. Во время летних каникул Программа не реализуется, однако возможна реализация
краткосрочных дополнительных программ.
Формы контроля/аттестации
Сроки аттестации
(№ учебной недели)
Тест
№1
Входной контроль
Текущий контроль
Наблюдение, анкетирование
Промежуточный контроль
Тестирование
№2, №5, №8,№ 11
№ 24, № 26, № 28
№ 16
Итоговый контроль
Выставка
№ 36
2. Условия реализации Программы
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования,
соответствующий профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Кабинет с комплектом одноместных парт и стульев, отвечающих
санитарным нормам; шкаф для пособий, шкаф для игрушек, игр, красок,
карандашей и др., стол учительский, принтер, видеопроектор, учебная доска.
2.Дидактические игры, образцы поделок, наборы дидактических
материалов по биологии; игры на запоминание и внимание; наборы
пластилина, краски, карандаши, ватман и бумага для рисования, клей,
ножницы.
Информационное обеспечение:
учебно-методическая литература
для педагога; литература для детей; презентации по отдельным разделам
программы; электронные и цифровые ресурсы:
1.Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"
http://festival.1september.ru/
2.Социальная сеть работников образования nsportal.ru
3. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru
5. Экология Республики Крым meco.rk.gov.ru
6. https://xn-80aegdhqhwffes2b0h.xn-p1ai/
7. https://chevostik.ru/
8. https://www.what-this.ru/
9. https://www.zooclub.ru/
10. https://birds.krasu.ru
Методическое обеспечение программы
Каждый раздел Программы состоит из теоретической и практической
частей. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом
необходимых теоретических понятий, беседу с детьми, просмотр
видеоматериалов. Практическая часть построена таким образом, чтобы
учащийся максимально самостоятельно включился в предложенную
деятельность.
В зависимости от поставленных задач на занятии
используются различные методы обучения (словесные, наглядные,
практические), чаще всего их сочетание.
В качестве дидактического материала используются:
раздаточный материал;
наглядные пособия;
литература по окружающему миру для чтения;
сведения из интернета (сайты по биологии, зоологии, экологии)
книги, брошюры, газетные материалы;
фотографии;
тесты, кроссворды по темам;
презентации по темам:
цифровые ресурсы.
Практические занятия проводятся как на местности, так и в помещении
(в зависимости от темы занятия, времени года). Теоретические и
практические занятия организуются с привлечением наглядных материалов,
использованием новейших методик. Педагог должен воспитывать в
учащихся умение самостоятельно принимать решения, но неукоснительно
выполнять правила проводимых мероприятий. План занятий выстраивается
так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная им цель.
Содержание занятий постоянно усложняется от простого к сложному,
использовать для расширения и углубления знаний учащихся по пройденным
темам, для формирования их мировоззрения, а также физического
оздоровления.
После экскурсии, прогулки на занятии обсуждаются его итоги, но так,
чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки детей.
Особое внимание уделяется вопросам безопасности, в том числе при
проведении экскурсий в природу.
Деятельность учащихся организуется при помощи следующих
основных методов: объяснительно - иллюстративного, который
используется при ознакомлении учащихся с новым теоретическим
материалом, программными средствами, и репродуктивного метода - он
используется при выполнении различных видов тренировочных заданий.
Часто применяется, учитывая возрастные особенности учащихся, игровой
метод, а наиболее используемые в работе педагога технологии - это
технология группового обучения, технология дифференцированного
обучения, технология игровой деятельности.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия объединения
помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных
качеств, раскрытию талантов.
Алгоритм учебного занятия
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить
в виде последовательности следующих этапов: организационного,
проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного
(самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от
другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей.
Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний,
который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие осмысление - запоминание - применение - обобщение - систематизация.
1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание
этапа:
организация
начала
занятия,
создание
психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
-
II этan - проверочный. Задача: установление правильности и осознанности
выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их
коррекция.
Содержание
этапа:
проверка
домашнего
задания
(творческого,
практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап - подготовительный (подведение детей к восприятию нового
содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности детей (пример: познавательная задача,
проблемное задание детям).
IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать
следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действии. Задача: обеспечение
восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в
объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать
задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность
детей.
2. Первичная проверка понимания.
Задача:
установление правильности осознанности усвоения нового учебного
материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют
пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением
соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний и способов действий.
Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми
самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний. –
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Распространенными способами работы являются беседа и практические
задания.
V этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса,
вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного,
творческого, поисково - исследовательского).
VI этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как
работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями
и навыками овладели.
VII этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,
содержание и полезность учебной работы.
VIII этап - информационный. Информация о домашнем задании (если
необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы
следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них
могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Формы аттестации и контроля
Результативность и целесообразность работы по программе
«Маленький эколог»» выявляется с помощью комплекса диагностических
методик: в конце обучения проводятся тестирование и анкетирование
учащихся; в течение учебного года осуществляется пролонгированное
наблюдение и анализ творческих работ детей; в конце полугодий- тесты и
другие задания. Формами подведения итогов и результатов реализации
программы могут выступать также ежегодные Недели экологии и
традиционные экологические праздники.
Основные формы промежуточной аттестации: выставки,
праздники,
игровые занятия и другие, в зависимости от возрастного состава и
особенностей учащихся групп.
Формы контроля.
Входной контроль: позволяет определить степень развития детей в
начале обучения. Как правило, осуществляется в форме теста и (или)
анкетирования. Результаты входного контроля позволяют скорректировать
дальнейшую работу с учащимися.
Промежуточный
контроль:
позволяет
выявить
степень
сформированности умений и навыков в соответствии с программой и в
дальнейшем необходимость корректировки содержания Программы.
Итоговый контроль осуществляется на последних
занятиях,
результатом которого становится весёлая праздничная программа, как
правило, в форме КВН, когда, кроме того, выставляются лучшие работы
детей, сделанные на протяжении занятий.
Список литературы
Литература для детей
1. Ананьева Е.Г. Жизнь Земли. –М.: Эксмо,2014.- 64с.
2. Вологдина Е.В. Живая природа./Науч.-поп. Издание для детей.-М.: ЗАО
«РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.-96с.
3. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. -М.: Агар, 2010.424с.
4. Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр
«Академия» 2011.-320с.
5. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО
«Издательство АСТ», 2012.
Литература для педагога
1. Ананьева Е.Г. Жизнь Земли. – М.: Эксмо,2014.- 64с.
2. Вологдина Е.В. Живая природа./Науч.-поп. Издание для детей.-М.: ЗАО
«РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.-96с.
3. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная.-М.: Агар, 2010.424с.
4. Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр
«Академия» 2011.-320с.
5. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет. энцикл.-М.: ООО
«Издательство АСТ», 2012.
Литература для родителей
1. Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр
«Академия» 2011.-320с.
2. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО
«Издательство АСТ», 2012.
Приложения к программе
Приложение 1.
1.1.Критерии уровня достижений учащихся
Параметры
Уровень
практических
умений
и
навыков
(владение
разнообразным
и
техническими
приемами)
Уровень
теоретической
подготовки
Формирование
творческого
мышления
(четкость,
гибкость
мышления,
оригинальность,
изобретательност
ь)
Распределение по уровням подготовки
Оптимальный (5 Достаточный (4 Средний
(3
баллов)
балла)
балла)
Учащийся
У учащегося У
учащегося
овладел на 100 - объём
объём
80% умениями и усвоенных
усвоенных
навыками,
умений
и умений
и
предусмотренны навыков
навыков
ми программой составляет 70 - составляет 50 за
конкретный 50%;
в 30%;
период;
не основном,
выполняет
испытывает
выполняет
практические
особых
практические
задания
на
трудностей;
задания
на репродуктивно
выполняет
репродуктивно м уровне
практические
м уровне;
задания
с
элементами
творчества
Учащийся освоил У учащегося Успешное
практически весь объём
освоение
объём знаний 100 усвоенных
учащимся 50%
80%, знаний
30%
предусмотренны составляет 70 - содержания
х программой за 50%;
образовательно
конкретный
специальные
й программы;
период;
термины
специальные
специальные
употребляет
термины
термины
осознанно, но употребляет не
употребляет
не в полном всегда
осознанно и в объеме;
осознанно и не
полном
в
полном
соответствии с их
объеме;
содержанием
Учащийся
Устойчивый
Учащийся
проявляет
ярко интерес
к несамостоятеле
выраженный
творческой
н, нуждается в
интерес
к деятельности, дополнительно
творческой
стремится
к м
контроле
деятельности,
к выполнению
педагога,
достижению
заданий
инициативу
наилучшего
педагога,
к проявляет
результата,
достижению
редко
коммуникабелен, результата
в
активен, склонен к обучении,
самоанализу,
инициативен
генерирует идеи
Низкий (2 балла)
Ребёнок овладел
менее чем 20%,
предусмотренных
умений и навыков;
ребёнок
в
состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические
задания педагога.
Учащийся
овладел менее чем
30%
объёма
знаний,
предусмотренных
программой;
ребёнок,
как
правило, избегает
употреблять
специальные
термины
Учащийся
пассивен,
безынициативен,
неудачи
способствуют
снижению
мотивации,
нет
стремления
к
совершенствовани
ю в выбранной
сфере
деятельности, не
может
работать
Работоспособность
на занятии
Активен
на Активен
протяжении всего большую
занятия
часть занятия
Редко
проявляет
активность
самостоятельно
Пассивен
на
занятии
Система оценивания основана на пятибалльной шкале, однако в журнал
результаты проверочных, контрольных, итоговых работ, тестов и зачётов заносятся с
учётом соответствия оценок уровням подготовки.
1.2. Примеры оценочных материалов.
Протокол результатов опросного листа №1 «Что я знаю о природе»
№
п/п
Ф.И. ребенка
№
вопроса
Ответы в начале
изучения
Да
Нет
Обработка и интерпретация результатов опросного листа №1.
За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл.
Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у обучающегося выражена
направленность знаний по изучаемому вопросу.
2. Опросный лист №1 «Что я знаю о природе»
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вопрос
Знаешь ли ты, что такое природа?
Знаешь ли ты, кого называют «молчаливыми соседями»?
Знаешь ли ты птиц родного края?
Знаешь ли ты о чем «шепчут» деревья?
Знаешь ли ты, какие животные живут в лесах нашего края?
Знаешь ли ты, что называют неживой природой?
Знаешь ли ты, какие растения называются комнатными?
Знаешь ли ты, почему человек является частью живой природы?
Знаешь ли ты, что такое охрана природы?
Да
Обработка и интерпретация результатов опросного листа №2.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Высокий уровень – 7-9 баллов.
Средний уровень – 4-6 баллов.
Низкий уровень – 0-3 балла.
Показателем положительного изменения в продвижении знаний обучающегося по
изучаемому вопросу являются достижения высокого и среднего уровней.
Тест «В ГОСТИ К ОСЕНИ»
ВАРИАНТ 1
Нет
Задания. Запиши по порядку следующие за осенью времена года:
Осень, _________ , _________ , __________.
Обведи кружком букву правильного ответа. Осенью:
а) день становится короче;
б) солнце встает раньше;
в) ночь становится короче.
Какое основное осеннее изменение происходит в неживой природе? Обведи
нужную букву.
а) потепление;
б) грозы;
в) похолодание;
г) начало учебного года;
д) листопад.
1. Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками.
БАРСУК
зерно
МЫШИ
грибы, орехи
БЕЛКИ
ПЧЕЛЫ
жир
мёд
2. Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя чертами.
Голубь, аист, стриж, ворона, клёст, сорока, грач, жаворонок.
Обведи кружком букву правильного ответа.
Первыми на юг улетают:
а) водоплавающие;
б) насекомоядные.
Тест «ПОЧЕМУ МЫ ЧАСТО СЛЫШИМ СЛОВО ЭКОЛОГИЯ?»
Что такое экология?
а) наука о животных
б) наука о растениях
в) наука о бережном отношении к окружающему миру
г) наука о космосе
Когда отмечают День Земли?
а) 22 апреля
б) 2 декабря
в) 1 января
г) 7 марта
Как называют защитников природы?
а) красные
б) белые
в) зеленые
г) синие
Какие ученые занимаются защитой окружающего мира?
а) филологи
б) уфологи
в) экологи
г) зоологи
Как ты можешь помочь в охране воздуха?
а) меньше дышать
б) не ездить в автобусе
в) высаживать деревья
г) ходить по улице в кислородной маске
6. Как ты можешь помочь в охране водоемов?
а) не купаться
б) меньше поливать растения
в) не бросать мусор в водоемы
г) меньше умываться
7. Что ты не должен делать в лесу?
а) собирать грибы
б) гулять
в) оставлять мусор
г) наблюдать за птицами
8.Какие растения и животные описываются в Красной книге?
а) находящиеся под угрозой исчезновения
б) ископаемые
в) редкие
г) восстановленные
Тест (текущий контроль)
Выбери правильный ответ «Животные, живущие в наших лесах».
А) Волк, белка, слон, морж.
Б) Лиса, заяц, барсук, лось.
В) Выдра, тюлень, кит, медведь.
В каком из ответов перечислены названия только предметы неживой природы?
А) Сирень, сосулька, глина, ворона.
Б)Одуванчик, песок, солнце, лиса, грач.
В) камень, сосулька, воздух, солнце, снежинка.
Как называются растения, которые человек выращивает для украшения дома?
А) Домашние.
Б) Уличные.
В) Комнатные.
8. Почему природа – важнейшее условие жизни человека?
А) Природа укрывает человека от врагов.
Б) Природа повсюду укрывает человека.
В) Природа дает все необходимое для жизни: тепло, свет, воду, воздух, пищу.
Что такое «Красная книга»?
А) Книга из красной бумаги.
Б) Книга в красной обложке. В нее записаны исчезающие растения и животные.
В) Яркая, очень красивая книга.
Тест.О каком зимнем явлении идет речь? Дай ответ или допиши
предложение.
Снег подтаивает, становится влажным и легко лепится – это ___________
Кто впадает в зимнюю спячку? Обведи нужную букву.
а) волк;
б) лось;
в) кабан;
г) ёж.
Какие птицы зимующие? Обведи нужную букву.
а) грач, сойка, соловей;
б) клёст, воробей, голубь;
в) скворец, ворона, ласточка.
Почему многие птицы зимой держатся ближе к жилью человека? Обведи нужную
букву.
а) здесь можно погреться;
б) здесь проще отыскать корм;
в) здесь можно пообщаться с людьми.
Какие животные меняют окраску к зиме? Подчеркни.
Белка, медведь, лиса, заяц, лось.
7. Тест «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ»
А1. Как развивается растение?
1) семя, листья, стебель, плод, цветок
2) семя, плод, листья, стебель, цветок
3) семя, стебель, цветок, листья, плод
4) семя, стебель, листья, цветок, плод
А2. Чего не требуется растению для развития?
1) тишина
2) свет
3) тепло
4) вода
А3. Почему комнатные растения ставят близко к окну?
1) им нужен свет
2) им нужен свежий воздух
3) для красоты
4) чтобы освободить место в комнате
А4. Какой уход не требуется растениям?
1) не надо рыхлить почву
2) не надо поливать
3) не надо встряхивать
4) не надо протирать листья
А5. Как называется плод фасоли?
1) орех
2) желудь
3) фасоль
4) боб
А6. Почему растения нельзя поливать обильно?
1) оно будет очень быстро расти
2) оно не зацветет
3) корни будут гнить
4) листья завянут
А7. Докажи, что растение живое.
1) оно приносит потомство
2) оно умирает
3) оно развивается
4) оно гнется.
Тест «Природа в опасности»
1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов? Обведи нужную букву.
а) из-за пожаров и стихийных бедствий;
б) из-за изменения климата на Земле;
в) из-за вырубки и строительства городов, дорог, возделывания полей.
2. Отчего загрязняется вода в водоемах? Обведи нужную букву.
а) от использования воды в быту;
б) от использования воды в производстве;
в) от слива сточных вод заводов и фабрик.
3. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
Обведи нужную букву.
а) прозрачные;
б) чистые;
в) бесцветные.
4. Что люди делают для спасения живой природы? Обведи нужную букву.
а) создают заповедники и национальные парки;
б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.
5. Что такое заповедники? Обведи нужную букву.
а) это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
б) это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых;
в) это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.
Приложение 2
Методические материалы
План-конспект занятия для учащихся 7 лет
Тема: «Как развивается растение»
Цели урока:
I. Предметные:
- познакомить с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для
жизни растений;
- развивать наблюдательность, внимание;
- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного
внимания, логического мышления;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
II.Личностные
- воспитывать бережное отношение к природе;
III. Метапредметные
Познавательные - умение перерабатывать полученную информацию:
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные:
- умение оформлять свою мысль в устной форме;
- слушать и понимать речь других
Ход урока
Этапы урока
Деятельность
учащихся
I.
Мотивация к
учебной
деятельнос-ти
(3 мин)
Цели:
-актуализировать
требования к
ученику со
стороны учебной
деятельности;
-создать условия
для возникнове-
Проговаривают
стихотворение правила
поведения на
уроке, объяснять,
для чего нужно
выполнять эти
правила.
Отвечают на
вопросы педагога.
Деятельность
педагога
Организует
проговаривание
правил поведения на
уроке.
Создаёт условия для
возникновения у
учеников внутренней
потребности
включения в учебную
деятельность.
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведёт к достижению
запланированных
результатов
Класс делится на три группы
(по выполнению
предварительной работы).
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадатьНадо много наблюдать.
Только вместе, только
дружно,
Изучать природу нужно!
ния у учащихся
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность;
-уточнить
тематические
рамки.
II. Формулировка темы урока,
постановка
цели
(7 мин)
Цели:
-организовать
формулировку
темы урока
детьми;
-организовать
постановку цели
урока детьми.
III.
Изучение нового
(15 мин)
Цель:
-организовать
формирование
знаний о
развитии
растений;
умение
определять
стадию
развития.
Уточняет
тематические рамки.
С помощью
педагога
формулируют
тему урока.
С помощью
педагога ставят
цель.
Организует
формулиров- ку темы
урока детьми.
Организует
постановку цели
урока детьми.
Отвечают на
вопросы.
Организует
формирование знаний
о развитии растений.
Сегодня у нас открывается
научная лаборатория. И вы
становитесь учёными –
исследователями. Но о теме
нашего исследования вы
должны догадаться сами.
Кто знает игру «Третий
лишний»? Итак, ваша задача
в каждом ряду найти лишний
предмет (цветок, 2 птицы),
(жимолость, 2 зверька),
(дерево, 2 насекомых)
Посмотрите, какие картинки
остались? Что вы о них
можете сказать? (цветок,
кустарник, дерево)
А как вы думаете, что у них
общего? (корень, ствол,
листья, цветы, плоды)
Давайте соберём наше
растение.
(на доске собираем дерево).
С помощью чего
размножаются растения?
(семена)
Так какая же тема
нашегозанятия?
(Как развиваются растения)
А какая цель нашего занятия?
(…)
Стр. 76
1. Рассмотреть рисунки семян.
Сравнить их по размеру,
форме и окраске.
2. Мы с вами говорили о том,
что растение оставляет после
себя семена.
- Как вы
думаете, почему у каждого
растения много семян?
(Семена едят птицы, они
могут замёрзнуть, пропасть,
но хоть одно прорастёт)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо все выше, выше,
выше! Стр. 77
1. Для того чтобы растение
росло, нужны определённые
условия.
Вспомните опыты, которые
мы закладывали с вами на
прошлой неделе.
Какое второе необходимое
условие для роста растений?
(Воздух).
Физминутка
(3 мин.)
IV. Закрепление
нового
(10 мин)
Цели:
-организовать
закрепление
знаний о
развитии
растений.
Работают в
группе.
Организует
закрепление знаний о
развитии растений.
Организует
групповую работу.
V.
Контролирующ
ее задание
(5 мин)
Цели:
-организовать
выполнение
учащимися
самостоятельной
работы.
Выполняют
задание на
индивидуаль-ных
досках.
Организует
выполнение
учащимися
самостоятельной
работы.
VI. Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке
(2 мин)
Цели:
-зафиксировать
новое
содержание;
-организовать
Отвечают на
вопросы педагога.
Организует
фиксирование нового
содержания.
По схеме
Организует
рассказывают, что рефлексию.
узнали, знают,
смогли.
У вас на столах стоят
горшочки, проросшие семена
и вода для полива.
1.Берём картон, укладываем
его на дно, засыпаем в
горшочек землю.
2. С помощью палочки
делаем углубление около 5-6
см.
3. Аккуратно кладём
проросшую фасоль и
засыпаем землёй. Слегка
утрамбовать землю.
4. Полить горшочек с
рассадой и поставить в тёплое
и светлое место.
Самостоятельная работа.
Выполнить тест.
-Расскажите по схеме, чему
научились на уроке.
Продолжите предложения:
- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
рефлексию и
самооценку
учащимися
собственной
учебной
деятельности.
Дают самооценку.
Организует
самооценку учебной
деятельности.
Рефлексия «Светофор»
- Оцените свою деятельность
на уроке, используя один из
кружочков: зелёный
(отлично), красный
(опасность), жёлтый (что-то
не понял).
Воспитательное мероприятие. Сценарий праздника
«Сегодня мамин день»
Форма проведения
Литературно - музыкальное выступление.
Форма работы
КТД (коллективное творческое дело).
В проведении мероприятия используются интернет - ресурсы (методические материалы
по проведению воспитательных мероприятий).
Место проведения мероприятия – кабинет для занятий.
Время проведения мероприятия- 40 минут.
Цель:
Создать атмосферу праздника, доставить детям радость от участия в мероприятии,
способствовать самореализации детей.
Задачи
Образовательная:
учить преодолевать застенчивость, обретать уверенность в себе, формировать у детей
умение эмоционально исполнять песни и танцы; учить неформальному общению со
сверстниками и взрослыми.
Воспитательная:
прививать детям чувство любви, уважения к женщине, воспитывать заботливое
отношение к своим мамам, бабушкам, сестрам. Воспитывать чувство ответственности за
реализацию поставленной задачи.
Коррекционно-развивающая:
развивать артистические и творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность,
память, речевые умения. Развивать навыки коллективной работы.
Предполагаемые результаты:
у детей:
- получены новые знания о празднике 8 Марта;
- сформированы навыки интонационно читать произведения о маме и бабушке:
- появление заботливого, уважительного отношения к матери;
- сформированы практические навыки детей в общении со сверстниками и взрослыми.
Педагогические технологии мероприятии: игровая, аудиовизуальная, КТД.
Здровьесберегающая деятельность на мероприятии: соблюдение общих гигиенических
требований к мероприятию, позы учащихся, чередование поз во время мероприятия в
соответствии с деятельностью, наличие мотивации деятельности обучающихся на
мероприятие, психологический климат на мероприятии , наличие эмоциональных
разрядок.
Содержание мероприятия.
Основным содержанием работы является формирование у детей уважительного
отношения к женщине - матери, сестре, подруге, сближение взрослых и детей,
формирование положительных эмоций; формирование ценностного отношения к семье.
Предварительная работа:
Подбор литературы и музыкального материала (стихи, песни, музыка, литературный
текст).
Разучивание песен, танцев, стихотворений, текста. Работа над выразительностью речи.
Подготовка ТСО (технических средств обучения).
Работа над сценическим образом.
Подготовка атрибутов и продумывание костюмов для детей.
Оформление кабинета.
Виды деятельности обучающихся:
- выразительное чтение;
- исполнение песен;
- чтение стихотворений;
- исполнение танцев.
Ход мероприятия.
Звучит музыка… на сцену выходит ведущая.
Ведущая:
Дорогие женщины: бабушки и мамы!
Поздравляем с праздником – нежным, добрым, славным.
Все гости наши улыбаются, значит - праздник начинается!
Сегодня праздник не простой, светлый, ласковый такой –
Он летит по всей планете, поздравляют мам их дети!
В зал выходят мальчики и встают на заранее отмеченные места.
Ведущая: Танцует лучик золотой,
Чуть зеркальце рукой задень,
Денек сегодня не простой,
Сегодня праздник …
Мальчики:
Мамин день!
Ведущая: Зал улыбками искрится,
Гости сели по местам!
Но кого-то не хватает…
Мальчики:
Наших славных, милых дам!
В зал выходят девочки и встают между мальчиками (на заранее отведенные места) .
Дети поют песню "Песенка для мам" (…)
Все дети рассаживаются на свои места.
--Выходят дети (6 человек) и читают стихи.
Выходят остальные дети, танцуют танец. »Далеко от мамы»
После танца дети садятся на места.
Ведущая:
И снова поздравления от наших деток.!
Выходят девочки. Пусть улыбка наша греет,
И приятна будет вам.
Будьте, мамочки, счастливы,
Дети выходят в центр зала и поют песню "Бабушке и маме".
Дети возвращаются на места.
Проводится конкурс «Торт с закрытыми глазами».
Участникам конкурса раздаются фломастеры и альбомные листы бумаги. Ведущий
завязывает всем участникам глаза и дает задание – «испечь» красивый торт маме на
праздник 8 Марта. Дети должны изобразить как можно более симпатичный, похожий на
настоящий, торт. В конце соревнований дети дарят мамам свои «испеченные» торты.
Победитель определяется общим честным голосованием.
Снова дети выходят для чтения стихов.
Ведущая: А сейчас конкурс для наших мам «РАЗВЕСЬ ПЛАТОЧКИ»
А теперь такое дело:
Нужно вывесить платочки,
Чтобы высохли до ночки.
Поэтому на помощь вам
Позовем скорее мам.
2 команды. В каждой команде 1 мама и 2 девочки. Мамы держат длинную веревку, одна
девочка носит из общего тазика по 1 платочку определенного цвета, другая – прицепляет
его к веревке прищепкой. То же самое делает другая команда, но девочки вывешивают
платочки другого цвета. Побеждает команда, первой вывесившая платочки.
Ведущая:
Мы для мам к 8-му марта
Приготовили подарки.
Мы старались, мы спешили.
Их с любовью мастерили.
Еще раз всех поздравляем,
И подарки вам вручаем!
Дети вручают мамам свои подарки.
Ведущая:
Мы наш праздник завершаем,
Милым мамам пожелаем,
Чтобы мамы не старели,
Молодели, хорошели.
Пусть невзгоды и печали,
Обойдут вас стороной,
Чтобы каждый день недели
Был для вас как выходной.
Спасибо, что были с нами!
Приложение 3
Направления воспитательной работы в объединении на учебный год
Направление
воспитательной работы
Задачи работы по данному направлению
Устойчивость эмоционального состояния;
Способность к конструктивному
доброжелательному общению, умение
устанавливать межличностные отношения в классе,
в семье, решать межличностные конфликты;
Наличие знаний о культуре человеческих
отношений. Умение адекватно оценивать себя и
окружающих;
Мотивация к самореализации в социуме,
познавательной и трудовой деятельности.
Социальное
Патриотическое,
духовно-нравственное
Здоровьесберегающее
Трудовое.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к
своей семье, дому, детскому саду, улице, городу,
Родине;
Формирование бережного отношение к природе и
всему живому;
Развития интереса к русским традициям и
промыслам;
Знакомство детей с символами государства (герб,
флаг, гимн).
Осознание сохранения и укрепления своего
здоровья как ценности. Способность
самостоятельно анализировать состояние своего
здоровья;
Наличие необходимых медицинских знаний и
профилактических навыков для оказания помощи
себе и другим;
Наличие знаний и норм ведения здорового образа
жизни и следование им на практике.
Формирование навыков поддержания чистоты и
порядка.
Посильное участие в экологических акциях для
дошкольников.
План воспитательной работы на учебный год
План ежегодно дополняется мероприятиями, утвержденными в соответствии с
направленностью года.
Месяц
Дата
Образовательное событие
Место
проведения
Сентябрь 1 неделя
2 неделя
3 неделя
День солидарности в борьбе с терроризмом
(сообщение)
Неделя безопасности (ПДД), (беседы, презентации)
День флага и герба Крыма (беседа с презентацией)
Пгт. Гурзуф
Октябрь
1 неделя
2 неделя
Международный день учителя (рассказ)
День Дружбы (плакат)
Пгт. Гурзуф
Ноябрь
2 неделя
Выставка «Осень»
Декабрь
1 неделя
Пгт. Гурзуф
ДЭЦ
Пгт. Гурзуф
Январь
1 неделя
2 неделя
День Республики Крым (рассказ)
Международный день БЕЗ интернета (беседа)
Пгт. Гурзуф
Февраль
2неделя
День Российской науки (презентация)
Пгт. Гурзуф
День Конституции Российской
Федерации (презентация)
2 неделя Праздник «Новый Год»
3 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
День Защитника Отечества (Беседа)
Всемирный Женский День (Праздник)
День Конституции Крыма (беседа с презентацией)
День воссоединения Крыма с Россией (беседа с
презентацией)
Апрель
2 неделя
День Конституции Крыма (беседа с презентацией)
Май
2неделя
Март
Пгт. Гурзуф
Пгт. Гурзуф
Пгт. Гурзуф
Международный день семьи (беседа с
презентацией)
Приложение 4
Лист корректировки программы
Дата
разработки/
Дата
внесения
изменений
2020 год
Разработана.
2021 год
На основании / в
соответствии
Внесённые
изменения (в
каком разделе
программы)
Кем внесены
изменения
(Ф.И.О.)
А. О. Гега
Федеральный закон
Российской Федерации от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской
Федерации» (с
изменениями и
дополнениями);
Программа
Ю. А. Никифорова
дополнена
разделом
«Основные
направления
воспитательной
работы. Календарь
воспитательных
2023 год
2024 год
Приказ Министерства
образования, науки и
молодёжи Республики
Крым от 09.12.2021 г. №
1948 «О методических
рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ»
Внесение поправок в Закон
«Об образовании в РФ»
272-ФЗ от 29.12.2012
событий»
(Приложение).
Уточнена
структура
программы,
расширено
Приложение
программе.
И. Н. Кутковская
к
В
плане
воспитательной
работы изменены
акценты
в
реализации
трудового
воспитания
Приложение 5
Календарно-тематическое планирование
на учебный год
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9.
10.
11.
12.
13
Тема
Вводное занятие. Инструктаж по
ТБ
В мире природы.
Экология и не только.
Экологическая акция.
Сбор природного материала.
Экологические игры.
Дикие животные Крыма и
России.
Заяц и лисица (животные в
природе и в художественном
творчестве).
Кол-во
Дата по
часов расписанию
Форма
контроля
1
Входной
контроль
1
2
2
2
Всего за сентябрь
Хозяин леса – медведь,
2
серый хищник – волк (повадки и
характер; театрализация).
Куница и белка. Особенности и
повадки.
Лесной красавец – олень. Косуля самый маленький европейский
олень. Раскрашивание.
Всеядное животное — барсук.
Подземный житель – крот.
Сердитый недотрога - ёж.
Запасливый бурундук и
бобр-строитель. Головоломки и
ребусы.
Всего за октябрь
Кабан - дикий родственник
домашней свиньи - и
Мышка. Знакомые незнакомцы.
Рысь - родственник кошки.
Тигр - самая большая кошка на
Земле. Презентация. Выполнение
творческих работ.
2
Обобщающее занятие о диких
животных. Викторина «Эти
забавные животные».
Пернатые жители. Роль птиц в
природе.
2
2
2
2
2
2
2
Тест
письменны
й
Примеча
ние
14
15
16
17
18
19
20
21.
22.
23.
24
25
26
27
28
Воробей - самая
распространённая птица на Земле
Всего за ноябрь
Ворона - «интеллектуальная»
птица Ворон - умная птица.
2
Сорока-белобока . Птицы в
природе, в сказках и пословицах.
Соловей - «великий маэстро».
2
Галка - городская птица.
Загадочная птица – кукушка.
2
«Пернатая кошка» - сова. Тест.
Любимая птица – снегирь.
«Сестрицы-синицы» - самые
полезные птички России.
Раскрашивание.
Всего за декабрь
Итого за 1 полугодие
Наш добрый сосед – скворец.
Игра «Знатоки птиц».
Обобщающее занятие о птицах.
КВН «Крылатая компания»
Дом, где мы живем. Чем
полезным заняться во дворе.
Исследование состояния деревьев
Всего за январь
2
Птицы нашего двора.
«Изготовление кормушек для
птиц»
Моя семья. Роль семьи в жизни
человека. Обычаи и традиции
русского народа.
Соседи-жильцы. Соседи по
планете. Дружба народов,
уважение традиций.
Мои друзья.
Практическая работа « Я умею
дружить»
Всего за февраль
Помощь родителям.
Практическое занятие «Создание
уюта дома и в классе»
Дом моей мечты. Практическое
занятие «Маленький огород на
подоконнике»
Гигиена класса и дома. Уход за
домашними животными.
Практическое занятие «Уход за
комнатными растениями».
2
Бытовые приборы в квартире.
2
Промежуто
чная
аттестация
2
2
Тест
устный
2
Практика
2
2
2
2
2
2
Тест
письм.
29
30
31
32
33.
34
35
36
Правила обращения с бытовыми
приборами.
Всего за март
Наши одежда и обувь.
Практическое занятие «Русская
национальная одежда». Ремонт
одежды.
Вода в моем доме и в природе.
Стихи, рассказы о воде в природе.
Как экономить воду.
Вода в жизни растений и
животных.
Вода и здоровье человека. Личная
гигиена.
Солнце, Луна, звезды –
источники света
Светолюбивые и теплолюбивые
комнатные растения
Всего за апрель
Практическое занятие по
размещению комнатных растений
с учетом потребности тепла и
света
Из чего состоит воздух? Свойства
воздуха?
Воздух и здоровье человека
Что нужно сделать, чтобы воздух
был чистым?
Наши легкие. Практическое
занятие «Учимся правильно
дышать».
Обобщение знаний. КВН
Всего за май
Итого за 2 полугодие
Итого за год
2
2
2
2
Тест устный
2
2
2
2
72 часа
Итоговый
контроль:
игра «Поле
чудес»