Музыкальный калейдоскоп

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБУДО «ДЭЦ»
от «18 » 01 2024 г.
Протокол №3

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ДЭЦ»
________________ Точенюк Ж.Ю.
«18» 01 2024 г.
М.П.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Музыкальный калейдоскоп»

Направленность: художественная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Составитель: Верчук Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного
образования

г. Ялта,
2024г.

1

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Модифицированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности
«Музыкальный калейдоскоп» (далее - Программа) составлена в соответствии
с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
-Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
действующей редакции);
-Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей
редакции);
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
-Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. №
642 (в действующей редакции);
-Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
-Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
-Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019
г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
2

- Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ
«О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в
действующей редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (в действующей редакции);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. №
510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере
при формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики
Крым»;
3

- Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. №
593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных
заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных
к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета
об исполнении государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям
исполнительных органов Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. №
639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с
социальными сертификатами»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии
с обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
4

общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
- Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Детский экологический центр» муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым, утверждённый Постановлением
Администрации города Ялта от 17.08.2021 № 2552-п;
- локальный нормативный акт МБУДО «ДЭЦ» «Положение о разработке
и реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных
программ в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного
образования «Детский экологический центр» муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым», утверждённый приказом МБУДО
«ДЭЦ» от 30 августа 2023 г. № 98.
Данная
программа
разработана
на
основе
дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы «Музыкальное ассорти»
(автор
И.О.
Степанова,
педагог
дополнительного
образования
муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №
120» г. Ярославля, протокол педагогического совета от 10.09.2020 г. № 01),
имеет модификации и дополнения исходя из требований и возможностей
учреждения дополнительного образования, на базе которого она реализуется.
Задачи и содержание музыкального воспитания, положенного в
основание данной Программы, определяются общими целями всестороннего
развития личности и, в частности, эстетического воспитания.
Программа имеет художественную направленность. Она направлена на
распознавание и развитие творческой одаренности детей в области музыки,
обогащение внутреннего мира ребёнка и способствует творческому и
музыкально - эстетическому развитию дошкольников.
Актуальность программы в том, что она связана с необходимостью
углубления процесса гуманизации образования, формированием механизмов
художественного воспитания личности ребёнка. Программа помогает
музыкальными и иными художественными средствами обеспечивать
творческое развитие дошкольников в учреждении дополнительного
образования.
Программа способствует вовлечению детей в мир искусства, знакомит с
применением классических, народных и современных музыкальных
инструментов, позволяет воспитывать чуткость к музыке, которая, в свою
очередь, дает возможность не только музыкально-эстетического, но и
интеллектуального, и духовно-нравственного развития личности.
Новизна программы заключается в комплексном подходе к реализации
воспитательных,
образовательных
и
художественных
задач,
ориентированных на близкую перспективу. Программа, объединяя
5

параллельно реализуемыми потоками
музыкально-эстетическую и
образовательную подготовку ребёнка, способствует развитию качеств
личности, нацеленных на стремление креативно мыслить, уметь претворять
задуманное в реальность, правильно общаться и полно использовать свои
способности. При этом педагог эффективно пользуется возможностями
современных
педагогических
технологий,
объединяя
различные
педагогические и художественные средства.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она
позволяет в условиях дополнительного образования расширить возможности
ребёнка
по
освоению
содержания
программы
художественной
направленности: учащиеся получают возможность выбора своей
образовательной траектории в зависимости от способностей, желания,
поставленной цели. Программа значительно расширяет пространство для
изучения и восприятия музыки разных стилей и направлений. Воспитание
юных любителей музыки происходит на лучших образцах академической,
народной, а также эстрадной музыки.
Основу программы составляют пять основных направлений:
• слушание музыки;
• пение и развитие вокально-хоровых навыков;
• музыкально-ритмическое творчество;
• игра на простейших детских музыкальных инструментах и фортепиано
(по выбору обучающегося);
• музыкально – дидактические игры.
Программа рассчитана как на обычных детей, которые интересуются
музыкальным искусством, так и на детей, более способных к музыке от
природы.
Педагогическая целесообразность программы выражается в следующих
принципах:
-принцип активности. Данный принцип подразумевает участие каждого
члена группы в совместной деятельности, активное усвоение учащимися
новых знаний;
-принцип личностного подхода. Каждый ребенок уникален.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности и потребности
каждого;
-принцип фасилитации. Фасилитационный подход предполагает отказ
от традиционной роли педагога как руководителя процесса обучения.
Педагог выступает в роли куратора, как человек, создающий благоприятные
условия для самостоятельного и осмысленного образования учащихся,
активизирующий и стимулирующий познавательные и деятельностные
мотивы учащихся, их групповую работу;
6

-принцип успешности. Педагогически оправдано создание для
учащихся ситуации успеха – сочетания условий, обеспечивающих
позитивный результат, так как личное переживание удовлетворения от
процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности формирует
у учащихся потребность в достижении успеха и чувство уверенности.
Адресат программы. Программа разработана для детей 5 - 7 лет, не
имеющих, как правило, специальной музыкальной подготовки, но она дает
возможность каждому из них удовлетворить не только свои образовательные
потребности, но и реализовать способности, так как опирается на
особенности психологического развития детей данного возраста.
Возраст пяти – семи лет – последний из дошкольных возрастов, когда в
психике ребенка появляются принципиально новые качества. Это
произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и
вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. 5-7 лет очень важный возраст для развития познавательной сферы ребенка,
интеллектуальной, творческой и личностной. Его можно назвать базовым
возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты,
прорабатываются все моменты становления «Я»- позиции.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
диктуют особенности набора группы: преимущественно одновозрастной,
состоящей из мальчиков и девочек, объединённых, как правило, режимом
занятий. Семилетние дети уже отличаются от старших дошкольников, но в
совместной деятельности создают интересные творческие группы,
мотивируют на развитие самостоятельности.
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая
впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго
концентрировать свое внимание на чем-либо – основные характерные черты
детей данного возраста. В эту пору высок естественный авторитет взрослого.
Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его
суждения и оценки, выраженные в эмоциональной и доступной для детей
форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок может
сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не
прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается.
Активно реагирует на все новое, яркое.
Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог
слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин
(это произойдет в подростковом возрасте).
У детей начинает развиваться система оценок, но эмоции часто
заслоняют объективность оценки.
Достаточно хорошо ребёнок этого возраста может оценить и предвидеть
предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что
7

можно позволить. Ребенок нуждается в любви и опеке; старается помочь
маме по дому и педагогам. Ребенок гордится своей семьей, желает быть с
семьей.
Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать
в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство
уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так
заметны на общем фоне.
Особенности данного возраста детей учтены в содержании Программы и
средствах её реализации.
Объём программы: 72 часа (2 часа еженедельно в течение 36 недель).
Срок обучения по программе: 1 учебный год (36 недель). В летнее время
обучение не осуществляется, хотя возможно освоение краткосрочной
дополнительной программы соответствующей направленности в условиях
летней оздоровительной площадки или сезонной школы.
Уровень программы: стартовый (ознакомительный).
Программа создаёт условия для активного погружения детей в новую и (или)
малознакомую сферу деятельности для первичного знакомства с ней,
позволяя в дальнейшем сделать осознанный выбор деятельности в
дополнительном образовании.
Форма обучения очная; в особых случаях допускается дистанционное
обучение, осуществляемое, в основном, в форме участия в конкурсных
мероприятиях, организуемых с помощью электронных технологий.
Особенности организации образовательного процесса. Организация
образовательного процесса происходит в объединениях по интересам,
которые могут быть сформированы как из учащихся одного возраста, так и из
учащихся разного возраста в пределах цифр, указанных для адресата
Программы. Состав группы постоянный, занятия групповые. Каникулярное
время используется в соответствии с учебным планом, но время, формы и
виды занятий могут изменяться в зависимости от целей занятий, погодных
условий, индивидуальных особенностей детей.
При наличии свободных мест приём детей осуществляется на
протяжении учебного года. Зачисление детей в объединение производится
через электронную систему АИС Навигатор РК на основании Приказа
Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым № 1204 от
16.07.2021 г. «Об автоматизированной информационной системе Республики
Крым «Навигатор дополнительного образования детей Республики Крым».
Виды
занятий
определяются
содержанием
программы
и
поставленными задачами; кроме специальных музыкальных занятий,
предусматриваются ролевые и деловые игры, интегрированные занятия,
занятия-конкурсы, праздники, открытые занятия с участием родителей.
Музыкальное развитие осуществляется параллельно с интеллектуальным: в
8

ходе занятий у детей формируется система элементарных знаний,
осуществляется развитие основных познавательных процессов и
способностей.
Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2
академических часа с обязательным перерывом не менее 10 мин.

9

1. 2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для музыкально-эстетического развития
творческой личности ребенка в период старшего дошкольного и младшего
школьного возраста.
Задачи программы
Образовательные (предметные):
-формировать у детей музыкально - эстетические знания;
-формировать эстетическое отношение к миру и развивать художественные
способностей детей через занятия музыкой;
- формировать навыки овладения музыкально - эстетическим и культурным
наследием прошлого;
метапредметные:
• развивать эстетические чувства;
• развивать потребность деятельности по законам красоты;
• активно вовлекать каждого ребёнка в созидание прекрасного своими
силами;
-формировать у детей навыки коммуникативной деятельности,
-развивать слух, музыкальную память, умение понимать музыкальное
произведение.
Личностные (воспитательные):
- учить детей видеть прекрасное в жизни, в природе, творчестве, труде;
- воспитывать стремление посильно проявить себя в музыкальной
деятельности;
- формировать стремление быть прекрасным во всём: в мыслях, делах,
поступках, внешнем виде.

10

1.3. Воспитательный потенциал Программы
Воспитательная работа в рамках Программы направлена на воспитание
чувства патриотизма и бережного отношения к русской музыкальной
культуре, ее традициям, на уважение к высоким образцам культуры других
стран; на развитие доброжелательности в оценке творческих работ
товарищей и критическое отношение к своим работам. Воспитательный
потенциал Программы реализуется также в создании условий для
приобщения учащихся к личностно-значимым, социально-культурным
ценностям через участие в различных видах (преимущественно
музыкальной) творческой деятельности, что способствует созданию основ
духовно-нравственного воспитания.
Кроме того, Программа воспитывает самостоятельность, умение
посмотреть на себя со стороны; в результате дети чувствуют себя более
уверенно в любом обществе, у них появляется адекватная оценка себя и
окружающих. Они учатся ценить доброжелательность, справедливость,
внимание, помощь и поддержку, и педагог помогает им в этом.
Основные методы воспитания - поощрение, система положительных
стимулов, личный пример.
Педагог привлекает к активному участию в жизни детей родителей
учащихся, обеспечивая воспитательное пространство сотрудничества
участников образовательного процесса. Экскурсии, открытые занятия,
музыкальные выступления – эти мероприятия вносят новые эмоции и новые
знания в жизнь детей, помогая их социальному и культурному развитию.

11

1.4. Содержание Программы
1.4.1. Учебный план
№
Наименование
п/
раздела, темы
п
1
Вводное занятие. Мир
звуков. Звуки
окружающего мира
2
О чем и как
рассказывает музыка
3
Три кита музыки. Песня,
танец, марш.
4
В гостях у сказки.
(Н.А.Римский –
Корсаков «Три чуда» и
др.)
5
В мастерской у папы
Карло
6
Музыка, образ,
движение (Мусоргский,
«Картинки с выставки»;
Сенс- Санс «Карнавал
животных» и др.)
7
Симфонический оркестр
Музыкальная сказка
С.С.Прокофьев «Петя и
Волк», А.К. Лядов «8
русских народных
песен»
8
Музыкальная палитра.
Элементы музыкальной
речи
9
Песня-верный друг твой
навсегда.
10 Наши любимые песни
11 Итоговое занятие –
«Веселый концерт»
Итого

Тео Пр Все
Формы
рия акт го
аттестации/контроля
ика
2
2
4
Входной контроль.

2

2

4

Опрос

4

2

6

Викторина

8

4

12

Музыкальный
мини спектакль «Теремок»

2

2

4

Кроссворд

6

4

10

Выставка рисунков
(промежуточная
аттестация).

6

4

10

Прослушивание, викторина

4

4

8

Тест

2

6

8

2
0

2
2

4
2

Выполнение творческих
заданий.
Опрос.
Итоговый контроль:
концерт.

38

34

72

1.4.2. Содержание программы
12

1)Вводное занятие. Мир звуков. Звуки окружающего мира (4 часа)
Теория (2 часа). Общие сведения о безопасности во время занятий.
Общие сведения о звуках окружающего мира. Звуки природы и шумовые
звуки (аудиозапись)
Практика (2 часа) Игра на шумовых инструментах. Форма контроля: опрос.
2) О чем и как рассказывает музыка. (4 часа)
Теория (2 часа). Песенные жанры, сюжетные песни, колыбельные песни.
Практика. (2 часа). Разучивание разножанровых коротких песен. Форма
контроля: опрос.
3) Три кита музыки. Песня, танец, марш. (6 часов)
Теория (4 часа). Общие понятия о музыкальном искусстве. Знакомство с
жанрами музыки.
Практика (2 часа). Различение музыкальных жанров по звучанию.
Прослушивание и определение музыкальных жанров, образное сравнение.
Форма контроля: викторина.
4) В гостях у сказки. (12 часов)
Теория (8 часов). Музыкальный портрет, опера, сюита, театр (начальное
понятие; прослушивание; знакомство с фрагментами произведений).
Практика (4 часа). Чтение фрагментов литературных произведений, сказок,
слушание музыкальных фрагментов и сравнение музыкальных и
литературных образов. Подготовка мини-спектакля «Теремок».
Форма контроля: участие в музыкальном мини - спектакле «Теремок».
5) В мастерской у папы Карло. (4 часа)
Теория (2 часа). Рождение музыкальных инструментов. Группы
инструментов. Знакомство с отдельными инструментами; их особенности.
Прослушивание музыкальных фрагментов.
Практика (2 часа). Рисование знакомых инструментов, разгадывание
кроссвордов на тему музыкальных инструментов, просмотр и прослушивание
материалов о музыкальных инструментах.
Форма контроля: кроссворд.
6) Музыка, образ, движение (10 часов)
Теория (6 часов). Создание музыкального образа. Элементы музыкальной
грамоты.
Понятия: нотоносец, нотный стан, ноты. Расположение нот на нотоносце.
Практика (4 часа). Передача музыкального образа в рисунке. Написание нот.
Выполнение заданий в нотной тетради.
Форма контроля: выставка рисунков.
7) Симфонический оркестр (10 часов).
Теория (6 часов). Знакомство с новыми понятиями. Инструменты
симфонического оркестра. Дирижёр и его задачи. Оркестровая яма,
музыкальная партия, пюпитр.
13

Практика (4 часа). Различение инструментов по звучанию и виду;
симфонические инструменты. Рисование симфонических инструментов,
просмотр и прослушивание материалов о симфонических музыкальных
инструментах.
Форма контроля: обсуждение итогов прослушивания, викторина.
8) Музыкальная палитра. Элементы музыкальной речи (8 часов)
Теория (2 часа). Музыкальные интонации, мажор - минор, регистры,
настроение в музыке. Динамические оттенки. Представление о певческом
голосе (голос ласковый, волшебный, звонкий, легкий, трепетный, нежный,
могучий, резкий, равнодушный, тоскливый, угрюмый, громкий и т. п.).
Практика (6 часов): вокальные упражнения, прослушивание и определение
настроения музыки.
Форма контроля: тест.
9) Песня - верный друг твой навсегда (8 часов)
Теория (2часа). Знакомство с «певческим полем» всего человечества,
рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности, любование
неповторимостью, накопление впечатлений от слышимого. «Певческое поле»
мира: песни народные (коллективное творчество многих поколений),
авторские («способ исполнения своих стихотворений под аккомпанемент»),
массовые (повсеместно распространенные), эстрадные (развлекательная,
легкая музыка).
Практика (6 часов). Разучивание песен. Упражнения по охране голоса.
Формы контроля: прослушивание; кроссворд.
10) Наши любимые песни (4 часа)
Практика (4 часа). Разучивание песен. Репетиционная работа. (Наши
любимые песни. Песни мира. Песни о моем городе. Песни о дружбе. Песни о
маме и для мамы. Песни лета. Песни моря. Песни-шутки. Песни из кино и
мультфильмов. Песни хорошего настроения). Красочность, многоцветье
человеческого голоса (знакомство со сказкой Е. Пермяка «На все цвета
радуги»). Песня как подарок (пожелания близким и друзьям). Песня как
утешение (понимание, поддержка и сочувствие).
Форма контроля: выполнение творческих заданий.
11) Итоговое занятие (итоговый контроль): «Веселый концерт» (2 часа).
1. 5. Планируемые результаты Программы

Образовательные.
По окончании реализации Программы учащиеся
должны знать:
• названия и особенности наиболее распространённых музыкальных
инструментов;
14

• жанры музыкальных произведений;
• основы нотной грамоты;
• названия и группы инструментов.
• нотный стан, ноты, расположение нот на нотоносце;
• музыкальные интонации, регистры;
• что такое актёрское мастерство, музыкальный образ;
• что такое классическая музыка.
Должны уметь (в разной степени):
• играть на шумовых инструментах;
• определять по картинкам и по звучанию музыкальные инструменты, в том
числе, к какой группе оркестра они относятся;
• самостоятельно создавать образ исполняемой песни.
• соблюдать певческую установку;
• узнавать знакомые песни;
• различать звуки по высоте (в пределах октавы);
• петь разнохарактерные и разножанровые песни;
• узнавать на слух и воспроизводить мелодии песен;
• петь протяжно и четко произносить слова;
• начинать и заканчивать песню вместе;
• инсценировать песни;
• петь без напряжения, плавно, легким звуком;
• петь под фонограмму и «минусовку»;
• интонировать;
владеть навыками:
• петь короткие песенки, попевки в пределах 1 октавы.
• петь несложные песенки в пределах 1 октавы.
• чисто интонировать в интервале звуков от си малой октавы – до 1октавы.
• правильно ритмически воспроизводить несложные песни.
Метапредметные (развивающие)
У детей будут развиты:
- навыки коммуникативной деятельности, социальных контактов,
способности к совместным действиям в творческой и игровой деятельности.
У детей получат развитие:
- уверенность в себе и своих возможностях;
- познавательные процессы (внимание, мышление, речь, память,
воображение, восприятие);
- чувство прекрасного, умение видеть, слышать и чувствовать красоту;
умение претворить задуманное в реальность (в соответствии с возрастными
особенностями) - в природе, музыке, художественных произведениях);
-умение выразить через музыку мысли и настроение.
15

Личностные (воспитательные).
В ребёнке будут развиваться такие качества:
- ответственность, самостоятельность;
-способность к взаимопомощи, отзывчивость, доброта;
- уважение к результатам совместной работы, творческому труду, стремление
к поддержанию порядка.

16

17

18

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график

17

19

34

38

летние

Во втором полугодии

19

весенние

В первом полугодии

17

Каникулярное время

осенние

Во втором полугодии

31.05.

В первом полугодии

01.09.

Количество Количество
учебных
учебных
дней
часов

Во втором полугодии

Дата
окончания Количест
учебного
во
года
учебных
недель
В первом полугодии

Дата
начала
учебного
года

Во время осенних и весенних школьных каникул занятия проводятся в соответствии с
учебным планом, но могут изменяться расписание и форма занятий. Во время летних
каникул Программа не реализуется, однако возможна реализация краткосрочных
дополнительных программ.
Формы контроля/аттестации
Сроки аттестации
(№ учебной недели)
Собеседование
№1
Входной контроль

Промежуточный контроль

Опрос, кроссворды,
викторины, мини-спектакль
Выставка рисунков

№4, № 12,
№ 23, №31
№ 17

Итоговый контроль

Концерт

№ 36

Текущий контроль

19

2.2.Условия реализации Программы
2.2.1. Кадровое обеспечение
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования,
соответствующий профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или
среднее профессиональное (педагогическое) образование, знать специфику
дополнительного образования; владеть базовыми навыками работы с
компьютерной техникой и программным обеспечением; базовыми навыками
работы со средствами телекоммуникаций (системами навигаций в сети
Интернет, навыками поиска в сети Интернет, электронной почтой и др.),
иметь навыки и опыт в обучения и самообучения с использованием
цифровых образовательных ресурсов.
2.2.2.Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет с комплектом одноместных парт и стульев, отвечающих
санитарным нормам; шкаф для пособий и предметов изобразительной
деятельности, стол учительский, учебная доска.
2. Принтер, персональный компьютер, ноутбук.
3. Дидактические игры, шумовые инструменты; записи музыкальных
произведений для прослушивания; раздаточный материал для упражнений на
запоминание и внимание; нотные записи. Для изобразительной деятельности:
наборы пластилина, краски, карандаши, ватман, цветная бумага, бумага для
рисования и др.
2.2.3.Методическое обеспечение программы
Каждая тема программы состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых
теоретических понятий, беседу с детьми, просмотр видеоматериалов;
слушание музыкальных произведений. Практическую часть педагог
разрабатывает на основе учебного плана с учётом своего выбора, задач
обучения, возраста учащихся и учетом их возможностей, их интересов, а
также задач воспитательной работы.
Используемые на занятиях методы обучения зависят от цели и содержания
предстоящего занятия, это:
-наглядные методы (показ иллюстраций и презентаций, работа по образцу,
показ видеоматериалов),
20

-практические методы (выполнение различных
по содержанию
практических и творческих заданий),
-словесные методы (устное изложение, беседа, анализ информации),
-игровые методы и приемы.
Чаще всего игровой метод включает разнообразные действия с игровыми
материалами, имитацию действий и движений, элементы соревнования.
Первостепенное значение в обучении дошкольников и младших
школьников имеет наглядность. Она обеспечивает связь между конкретным и
абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых
ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного
мышления, активизации познавательной деятельности дошкольников.
Наглядность должна отвечать психологическим особенностям детей данного
возраста.
Важна группа приемов, позволяющая обеспечить мотивацию занятий:
сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело;
совместный поиск решения, коллективное и личное размышление; ситуация
успеха, которая создаётся для каждого ребёнка.
Для реализации целей программы важно использовать приемы,
направленные на развитие творческих способностей в разных видах
деятельности (примеры даны в таблице ниже):
Направление

Приемы
развития Игры
творческих
способностей

Монологическая
речь. Развитие речи

Сочинение сказок и Театр сказки.
рассказов
о
своих
впечатлениях.

Музыкальная
деятельность

Слушание музыки.
«Изобрази музыку».
Создание музыкального Музыкальный театр.
(музыкальнотеатрального образа).

Изобразительная
деятельность

«Включение» объекта в «Нарисуй
музыку»,
новые связи
«Незавершенный рисунок»

При работе по программе используются следующие методы:
• наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом),
•наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, исполнения песен
музыкальных пьес, этюдов и отдельных их элементов),
•словесный (образный рассказ педагога),
•упражнения
(многократное
повторение,
варьирование
знакомого
материала); применяем последовательное разучивание репертуара с учетом
сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей
каждого ребенка.
21

Деятельность учащихся организуется при помощи следующих основных
методов: объяснительно - иллюстративного, который используется при
ознакомлении учащихся с новым теоретическим материалом, программными
средствами; репродуктивного метода - он используется при выполнении
различных видов тренировочных заданий. Часто применяется, учитывая
возрастные особенности учащихся, игровой метод, а наиболее используемые
в работе педагога технологии - это технология группового обучения,
технология
дифференцированного
обучения,
технология
игровой
деятельности.
Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные
сразу ко всей группе обучающихся, но направленные на активизацию
каждого ребенка в отдельности: использование в процессе занятия приемов,
обращенных к каждому ребенку; создание обстановки, вызывающей у
неуверенных ребят желание действовать и ограничивающей излишне
самоуверенных; индивидуальные указания для некоторых детей наряду с
общим указанием для всего коллектива; исполнение индивидуальных ролей,
распределение на группы и подгруппы с тем, чтобы одни учащиеся
выполняли задание, а другие давали этому оценку (ролевые игры).
Такие методические приемы развивают самостоятельность и творческие
способности воспитанников.
Обучение умению слушать и слышать музыку проводится на учебных
занятиях, досуговых мероприятиях, в ходе самостоятельной деятельности
ребенка.
Алгоритм учебного занятия:
- организационный момент;
- объяснение нового материала;
- закрепление знаний; практическое освоение теории;
- выполнение творческих заданий;
-подведение итогов; рефлексия.
Объем вокально-речевой и музыкальной деятельности детей на
описываемых в программе занятиях реализует идеи о соотношении
психоэмоциональной и учебной нагрузки в образовательном процессе, т.е. во
временном измерении примерно соответствует следующим величинам:
• 20% - слушание материала;
• 40% - вокально-речевая деятельность;
• 20% - теоретическая учебная деятельность;
• 20% - самостоятельная музыкальная деятельность.
В работе с детьми используются различные сочетания форм работы.
1. Вокальная работа проводится в индивидуальной и коллективной форме:
теория (ознакомлении с методическим пособием А. Стрельниковой и других
мастеров педагогического труда.), практика (применение различных видов
22

дыхательной гимнастики и вокальных упражнений). Индивидуальная форма
обучения необходима для получения более высоких результатов.
2. Пение в ансамбле, дуэте проводится в групповой форме обучения: теория
(проводится беседа, объясняются основы пения в коллективе), практика
(практическое применение теоретического материала).
3. Работа над наполнением репертуара проводится в индивидуальной и
коллективной форме: практика (вместе с учащимся прослушивается
музыкальная композиция, которая либо одобряется педагогом, либо педагог
даёт совет при подборе репертуара).
4. Работа с фонограммой проводится в индивидуальной (сольное
исполнение) и групповой (ансамбль, дуэт) формах обучения. Работа
проводится с использованием наглядных, словесных, практических методов
обучения.
5. Репетиционная работа проводится как в групповой, так и в
индивидуальной формах обучения.
2.2.4.Информационное обеспечение
1. Государственные информационные ресурсы:
-Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации https://edu.gov..ru/(Дата обращения: 01.12.2023г.);
-Официальный сайт Министерства образования, науки и молодёжи
Республики Крым https://monm.rk.gov.ru/ru/index (Дата обращения:
01.12.2023 г.);
2. Информационно- коммуникационные педагогические платформы:
- «Сферум» https://sferum.ru/?p=start (Дата обращения: 04.12.2023 г.);
-Навигатор дополнительного образования Республики Крым https://xn--82kmc.xn--80aafeylamqq.xn--dlfacj3b/ (Дата обращения 04.12.2023г.);
3. Образовательные порталы:
- Российское образование https://www.edu.ru/ (Дата обращения: 01.12.2023 г.);
- Инфоурок https://infourok.ru/(Дата обращения: 11.12.2023 г.);
- Учебно-методический кабинет https://ped-kopilka.ru/ (Дата обращения:
11.12.2023 г.);
- международный образовательный портал https://www.maam.ru (Дата
обращения: 11.12.2023 г.);
4. Другие интернет-ресурсы: сайты https://e.muz-ruk.ru/ (Дата обращения:
11.12.2023 г.);
- https://www.maam.ru (Дата обращения: 11.12.2023 г.) и др.
2.3. Формы аттестации и контроля
Формы контроля.
Входной контроль: позволяет определить степень развития детей в начале
обучения по данному курсу. Как правило, осуществляется в форме теста и
23

(или) анкетирования. Результаты входного контроля позволяют
скорректировать дальнейшую работу с учащимися.
Текущий контроль (подведение итогов по темам и разделам) проводится в
форме кроссвордов, викторин, тестов, творческих заданий.
Промежуточный контроль позволяет выявить степень сформированности
умений и навыков в соответствии с программой и в дальнейшем
необходимость корректировки содержания Программы. Промежуточный
контроль обычно осуществляется в формах викторины, выставки, концерта.
Итоговый контроль осуществляется на последнем занятии в форме
концерта, мини – спектакля.
Основные формы промежуточной аттестации (осуществляется в
середине и по окончании курса): викторина, концерт, музыкальный миниспектакль; возможны разные виды игровых занятий, варьирующиеся в
зависимости от возрастного состава и индивидуальных особенностей
учащихся группы, представление творческого мини-проекта.
2.4. Список литературы
Литература для педагога
1.Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития/Е.А.Дубровская. М.:Просвещение,2013.-176 с.
2. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Комплект
наглядных пособий/М.Ю. Картушина.- М.: Скрипторий 2003,2010.- 401 с.
3. Комиссарова Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании
дошкольников/Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина.- М.: Просвещение, 2012.144 с.
4. Минина Е.А. Музыкальное развитие детей 5-7 лет в детском саду.
Конспекты
занятий,
музыкальный
репертуар,
критерии
оценки
результатов/У.А. Минина.- М.: Академия развития, 2012.-256 с.
5.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Музыка о животных и птицах.
Конспекты занятий с нотным приложением/ О.П. Радынова.- М.: Сфера,
2014.- 128 с.
6. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Слушаем музыку. – М.:ТЦ Сфера,
2020.- 224с.
7. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.
Академия развития, 2000г. – 234-336с.
8. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет/
Т.А. Рокитянская.- М.: Национальное образование, 2015.- 176 с.
9. Сычева М. А. Первые уроки музыки / М.А. Сычева.- М.: Феникс, 2013.368 с.
24

10. Топ-топ-топотушки! Музыкально - художественное развитие детей
дошкольного возраста.- М.: Детство-Пресс, 2015.-288 с.
11. Фирилёва Ж. Е. Танцы и игры под музыку для детей дошкольного
возраста. Учебно-методическое пособие/Ж.Е. Фирилёва, А.И. Рябчиков, О.В.
Загрядская.- М.: Лань, Планета музыки, 2016. -160 с.
Электронные ресурсы:
Газета – «Искусство» - издательского дома «Первое сентября» —
http://art.1september.ru (дата обращения 2.11.2023);
«Детям о музыке» — http://www.muz-urok.ru/index.htm (дата обращения
2.11.2023).

Литература, рекомендуемая для детей и родителей
1.Конкевич С.В. Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с
ребёнком. Советы музыкальным руководителям (подготовительная группа)/
С.В. Конкевич.- М.: Детство-Пресс, 2010.- 406 с.
2.Лазарев М.Л. Здравствуй! Книга песен. В 4 частях. Часть 4./ М.Л. Лазарев.М.: Мнемозина, 2017.- 112 с.
3. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 4-5 лет. Песни и упражнения для
развития голоса/ С.И. Мерзлякова.- М.: Феникс, 2018.-85 с.
4.Рытов Д.А. Домашний оркестр для весёлого праздника. Мастерим и играем/
Д.А. Рытов.- Москва: СПб [и др.] : Питер, 2017.- 144 с.
5. Сычева М.А. Первые уроки музыки/ М.А. Сычева.- М.: Феникс, 2013.- 368
с.
Электронные ресурсы:
«Классическая музыка» — http://www.muzzal.ru/index.htm ((дата обращения
2.11.2023);
«Песни
детям»
— http://www.kindermusic.ru/detskie_pesni.htm
(дата
обращения 2.11.2023).

25

3. Приложения
Приложение 1
3.1. Оценочные материалы.
Система оценивания. Критерии уровня достижений учащихся
Распределение по уровням подготовки
Параметры

Высокий(5 баллов) Достаточный (4
балла)

26

Средний (3
балла)

Низкий (2 балла)

Уровень
практических
умений и навыков
(владение
разнообразными
техническими
приемами).

Уровень
теоретической
подготовки.

Формирование
творческого
мышления
(четкость,
гибкость
мышления,
оригинальность,
изобретательнос
ть).

Учащийся
овладел на 100 80% умениями и
навыками,
предусмотренны
ми программой
за конкретный
период; не
испытывает
особых
трудностей;
выполняет
практические
задания с
элементами
творчества.
Учащийся
освоил
практически
весь объём
знаний 100 80%,
предусмотренны
х программой за
конкретный
период;
специальные
термины
употребляет
осознанно и в
полном
соответствии с
их содержанием.

У учащегося
объём
усвоенных
умений и
навыков
составляет 70
- 50%; в
основном,
выполняет
практические
задания на
репродуктивн
ом уровне.

У учащегося
объём
усвоенных
умений и
навыков
составляет 50 30%;
выполняет
практические
задания на
репродуктивно
м уровне.

Учащийся
овладел менее
чем 30%,
предусмотренных
умений и навыков
и в состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические
задания педагога.

У учащегося
объём
усвоенных
знаний
составляет 70
- 50%;
специальные
термины
употребляет
осознанно, но
не в полном
объеме.

Успешное
освоение
учащимся 50%
- 30%
содержания
образовательн
ой программы;
специальные
термины
употребляет не
всегда
осознанно и не
в полном
объеме.

Учащийся
овладел менее
чем 30% объёма
знаний,
предусмотренны
х программой;
учащийся, как
правило, избегает
употреблять
специальные
термины.

Учащийся
проявляет ярко
выраженный
интерес к
творческой
деятельности, к
достижению
наилучшего
результата,
коммуникабелен,
активен, склонен
к самоанализу,
генерирует идеи.

Устойчивый
интерес к
творческой
деятельности,
стремится к
выполнению
заданий
педагога, к
достижению
результата в
обучении,
инициативен.

Учащийся
несамостоятел
ен, нуждается
в
дополнительно
м контроле
педагога,
инициативу
проявляет
редко.

Учащийся
пассивен,
безынициативен,
неудачи
способствуют
снижению
мотивации, нет
стремления к
совершенствован
ию в выбранной
сфере
деятельности, не
может работать
самостоятельно.

27

Работоспособность
на занятии.

Активен на
протяжении
всего занятия.

Активен
большую
часть занятия.

Редко
проявляет
активность.

Пассивен на
занятии.

Текущий контроль.
Тест по окончании обучения по разделу
" Музыкальная палитра. Элементы музыкальной речи"
Задание: ответьте на вопросы, обведя один из ответов, указанных ниже.
Вопрос 1. Музыкальный язык – это…
язык звуков
язык жестов
язык знаков
Вопрос 2. Основа любого музыкального произведения – это…
ноты
громкость
мелодия
Вопрос 3. Мажор и минор – это…
размер
лад
ритм
Вопрос 4. Скорость исполнения музыкального произведения – это…
темп
ритм
лад
Вопрос 5. Равномерное чередование коротких и длинных звуков – это…
темп
ритм
лад
Вопрос 6. Чтобы записать ритм на бумаге, используют
музыкальный звук
музыкальный ритм
музыкальный размер
Вопрос 7. Окраска звука – это…
темп
тембр
трель.
Вопрос 8. Высота звука – это…
размер
ритм
регистр
Вопрос 9. Громкость звука – это…
динамика
регистр
мелодия.
Вопрос 10. Песня, танец или марш – это…
Темп
жанр
лад

Кроссворд. Текущий контроль по окончании раздела
«В мастерской у папы Карло»)

28

Промежуточный контроль.
Музыкально-дидактическая игра «Три кита в музыке»
Детям раздаются карточки с рисунками, обозначающими танец, песню,
марш. Педагог играет на инструменте простейшие мелодии различных
жанров. Дети на слух определяют жанр, показывая соответствующую
карточку. Поощряются дополнительные высказывания (описание характера
музыки, знание автора музыкального произведения, название танца и др.).

Приложение 2
29

Методические материалы.
План-конспект занятия «Три кита в музыке»
Цель занятия: познакомить дошкольников с понятиями песня, танец, марш.
Задачи:
Научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям.
Развивать у дошкольников фантазию и образное восприятие музыки, развивать
способность эмоционально откликаться на музыку.
Посредством музыки воспитывать у ребенка способность эстетически
воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой,
созидательной жизнедеятельности.
Репертуар: Ф. Надененко «Марш», И. Штраус «Полька – Анна», Э. Григ «Вальс»
(фрагмент).
Ход занятия
Педагог. Сегодня я расскажу вам о трех самых важных жанрах – «трех китах» в
музыке. Вы спросите меня: при чем же здесь киты, ведь мы говорим о музыке.
Чтобы вы поняли, почему так назвали эти жанры, я расскажу вам одну интересную
историю. Очень много лет тому назад, давным-давно, люди пытались понять, на
что похожа Земля. Они еще не знали, на что Земля похожа. А вы знаете на что?
Дети. Варианты ответов: мячик, шарик.
Педагог. Правильно. Земля похожа на шар, но древние люди не знали об этом. Они
думали, что земля со всех сторон окружена морями и океанами и её поддерживают
три могучих кита.
Есть такие «три кита» и в музыке. На этих трех основных жанрах держится вся
волшебная страна музыки. Что же это за три кита, спросите вы?
Самое интересное, что они вам очень хорошо знакомы. Сейчас я сыграю (а вы
послушаете) вам музыкальное произведение, и вы скажите мне, что это за музыка.
Проигрывание марша Ф. Надененко.
Педагог. Правильно, под эту музыку можно маршировать, это марш.
Марш - это наш первый «кит» (иллюстрация).
Педагог. А теперь давайте послушаем другую музыку. Это будет второй наш
«кит», попробуем его отгадать.
Прослушивание музыки ( «Полька – Анна» И. Штрауса и фрагмент «Вальс» Э.
Грига). Вместе с детьми Учитель определяет характер произведений.
Педагог. Дети, а что такое полька, вальс? Как их можно назвать одним словом?
Конечно, это танец.
Танец – это второй наш «кит» (иллюстрация).
А теперь пришло время встретиться с третьим «китом», его вы тоже узнаете без
труда.
Исполняется фрагмент очень знакомой детям песенной мелодии («Песенка
Красной Шапочки» из к/ф «Про Красную Шапочку», муз. А. Рыбникова).
Педагог. Правильно – это третий «кит», песня.

30

Физминутка ( под музыку «Песенка Красной Шапочки» из к/ф «Про Красную
Шапочку», музыка А. Рыбникова) дети выполняют движения, соответствующие
тексту песни.
Педагог. Вот видите, все «три кита» музыки нам с вами хорошо знакомы.
Давайте еще раз их назовем: первый «кит» – это марш, второй – танец, третий –
песня.
Дети хором произносят название жанров.
Педагог. А теперь мы с вами поиграем в игру «Три кита музыки».
Детям раздаются карточки с рисунками, обозначающими танец, песню, марш.
Педагог играет на инструменте простейшие мелодии различных жанров. Дети на
слух определяют жанр, показывают соответствующую карточку.
Педагог. А вы знаете, почему марш, танец и песню можно назвать тремя китами и
сказать, что на них держится вся музыка? Потому что на Земле нет ни одного
человека, который бы не спел ни одной песни, не станцевал ни одного танца, не
маршировал бы хоть раз под звуки музыки. Поэтому, хотя в музыке есть и другие
жанры, более сложные, основными все-таки являются марш, песня, танец.
Рефлексия. Подведение итогов.

Музыкально-методическая разработка
по слушанию музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных»
Цель. Формирование музыкального вкуса детей и обогащение музыкальными
впечатлениями через прослушивание классической музыки К. Сен-Санса
«Карнавал животных».
Задачи:
1. Развивать творческую активность, закреплять навыки создания выразительных
образов с помощью движений, жестов, мимики.
2. Учить детей высказываться об эмоционально-образном содержании
музыкального произведения, расширять словарный запас.
3. Развивать воображение, умение передавать впечатления о музыке в
художественной деятельности.
4. Вызвать эмоциональный отклик на музыкальное произведение
Оборудование: проектор, музыкальный центр, фортепиано.
Ход занятия
Педагог. Ребята, вы знаете, кто такие инопланетяне?
Дети. Это существа, которые прилетают с других планет.
Педагог. Я вам сейчас расскажу историю, которая произошла с инопланетянами. А
дело было так.
Решили инопланетяне узнать, какие животные, птицы, насекомые обитают на
планете Земля. Сели они в корабль и полетели. За бортом корабля сверкали звёзды,
пролетали планеты. Но наши герои не останавливались, они держали курс к
31

планете Земля. И вот после трудного долгожданного путешествия они достигли
своей цели. Ранним утром корабль приземлился на поляну густого леса. И не
успели инопланетяне осмотреться, как услышали странные звуки, доносившиеся из
чащи леса.
Звучит фрагмент из сюиты К. Сен-Санса «Кукушка в глубине леса»
Педагог. Кто же это мог быть?
Дети. Кукушка.
Педагог. Как вы узнали, что это кукушка?
Дети. Мы услышали, как кукует кукушка: КУ-КУ.
Педагог. А вы обратили внимание, как она кукует, сначала высоко или низко?
Дети. Сначала высоко, а потом низко.
Педагог. Посмотрите, какая маленькая, серенькая кукушка. Её очень трудно
увидеть в лесу, потому что она сидит высоко на деревьях, но вы, наверное, многие
слышали в лесу, как она поёт. А вы знаете, что кукушка сама яйца не высиживает,
она подкладывает свои яйца другим, как правило, певчим птицам?
Давайте представим себя кукушкой и покукуем сначала высоко, затем низко.
Показывает рукой: ку-ку. (Дети выполняют задание).
Педагог. Познакомившись с интересной страной и птичкой Кукушкой,
инопланетяне полетели дальше. И вот приземлились они в другой очень жаркой и
красивой стране. И тут их внимание привлекло животное. Кто это?
Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
Педагог. Кто он?
Дети. Слон.
Педагог. А вы видели слона? (Ответы)
Педагог. Как вы думаете, может ли слон танцевать? (Ответы детей)
Если бы вы были композиторами, на каких звуках вы написали музыку, на высоких
или на низких? Почему? (Ответы детей).
Педагог. Правильно вы сказали, на низких звуках, потому что слон большой,
неуклюжий.
Звучит фрагмент из сюиты К. Сен-Санса «Слон»
Педагог. Ребята, скажите, а что под эту музыку может делать слон?
Дети. Танцевать.
Педагог. А какой танец?
Дети. Вальс.
Педагог. Покажите под музыку, как может танцевать слон (показывает
танцевальные движения).
Дети выполняют задание.
Педагог. Инопланетянам очень понравились эти добродушные гиганты. За целый
день они познакомились со многими животными, птицами. И уже стали собираться
32

домой, как вдруг увидели удивительное животное, которое издавало необычные
звуки.
Звучит фрагмент из сюиты К. Сен-Санса «Персонаж с длинными ушами»
Педагог. Как вы думаете, кого могли увидеть инопланетяне?
Дети. Осла.
Педагог. А вы встречались где-нибудь с осликом?
Педагог. Посмотрите, какие у Осла большие уши, он чем-то похож на лошадь. Как
вы догадались, что это осёл?
Дети. По крику И-А, И-А
Педагог. Как вы думаете, почему музыка повторяется?
Дети. Можно представить, что осёл упрямится, не хочет идти.
Педагог. Недаром есть поговорка «Упрямый, как осёл». А в музыке показан
упрямый характер однообразным повторением звуков (проигрывает).
Педагог. Но вы не думайте, что осёл только упрямый, он очень трудолюбивый.
Ослы являются очень работоспособными животными. При правильно
составленном графике они могут работать 8-10 часов, только с одним перерывом
для кормления. Гости очень удивились, когда узнали, что на ослике можно
перевозить тяжелые грузы. Хоть он и маленький, но очень сильный и выносливый!
Педагог. Инопланетянам очень понравилась удивительно красивая планета Земля с
её интересными лесными обитателями! Но уже стало темнеть, и гости
заторопились домой. Слон решили помочь, он посадил их на свою широкую спину
и повёз к кораблю. Инопланетянам очень понравились эти добродушные
животные, и они пообещали прилететь ещё раз.
Педагог. Ребята, а вы любите животных? (Дети отвечают). Конечно же, животных
любят все, и чтобы наша планета была прекрасной, богатой, чистой, чтобы на ней
было много животных, птиц, надо охранять их и любить. И музыка помогает нам
это понять.
Педагог. Понравилась вам история с инопланетянами? (Ответы)
А помог совершить это необычное путешествие французский композитор
Камиль Сен-Санс, его музыкальная пьеса. Поскольку здесь участвует много разных
животных, композитор назвал пьесу «Карнавал животных», т. е праздник
животных. Кроме Слона, Осла и Кукушки в карнавале участвуют черепахи,
кенгуру, антилопы, львы, рыбки и другие, всего 14 животных! Сен-Санс своей
шутливой музыкой изобразил, как поют птицы, кричат животные, а также как они
танцуют и двигаются. Мы обязательно на следующем занятии с вами
познакомимся с другими интересными животными из карнавала животных! А вы
сейчас попробуйте отразить свои эмоции от прослушанной музыки в рисунке!
Дети рисуют, изображая яркие черты образов животных.

33

Сценарий воспитательного мероприятия
«Мы патриоты»
Цель. Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать
уважительное отношение к государственным символам, закрепить название
крупных российских городов и рек, народов, населяющих РФ, названия народных
промыслов, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства к
родному городу.
Задачи:
1. Продолжать формировать представление детей о родной стране, ее традициях.
2. Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и
культуры своей семьи, города, страны. Обогащать содержание художественной
деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития
старших дошкольников.
3. Воспитывать любовь к Родине, её традициям.
Оборудование:
Аудиозапись гимна России, изображения герба и флага России, флаги других
стран, карта России, картинки с изображением народов России в национальном
костюме, предметы народных промыслов, кроссворд; схемы-модели стихов.
Ход занятия
Ребята, сегодня тема нашего занятия «Мы - патриоты».
Скажите:
-В какой стране мы живём? (В России)
-Как называются граждане России? (Россияне)
-Назовите столицу нашей страны? (Москва)
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная и
необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Какими словами ещё мы
называем Россию? (Родина, страна, Россия-матушка, отчизна, держава)
- Почему её называют Россия-матушка? (Родина - значит родная, как мать и отец;
матушка - значит, любит и защищает, как мать)
- Какие государственные символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн)
- Что обозначают цвета на флаге России? (красный - смелость, синий -честность,
белый- благородство)
Где, когда вывешивают государственные флаги? (На государственных зданиях,
кораблях, самолётах, на домах, в дни праздников).
- Что изображено на гербе России? (Герб в виде щита тёмно-красного цвета с
«двуглавым» орлом, на коне - Святой Георгий Победоносец)
-Где можно увидеть изображение герба? (На флагах, монетах, печатях, на
государственных документах)
-Что такое гимн? (Торжественная песня)
-Как нужно слушать гимн? (Стоя)
34

Давайте прослушаем торжественную песню нашей страны. (Дети стоя слушают
гимн)
-Где обычно звучит гимн? (На соревнованиях при награждении спортсменов, в
Кремле при награждении лучших людей страны, при воинской присяге, на
государственных праздниках)
-Какими словами начинается гимн? («Россия - священная наша держава,
Россия любимая наша страна»…)
-Как ещё можно сказать о России? Какая она? (Сильная, огромная, просторная,
необъятная, великая, могучая…)
Педагог. Россия - самая большая страна в мире. В России свыше тысячи
городов, очень много сёл и деревень. Давайте посмотрим на карту России.
Назовите города, а я покажу их на карте. А теперь я предлагаю отгадать кроссворд.
Дети отгадывают кроссворд с названием рек, называют другие знакомые им реки,
воспитатель показывает на карте.
Много разных народов живёт в России, и каждый народ имеет свою культуру
и разговаривает на своём языке.
Задание. Выберите на столе картинки с изображением народов России и
назовите их (русские, татары, башкиры, чуваши, мордва, осетины, чеченцы,
дагестанцы, ханты, чукчи и т. д.)
А теперь предлагаю вам вспомнить изделия народно-прикладного искусства
российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке.
(Отгадывание загадок:
Эта роспись просто чудо!
Из глины козлик в яблоках
Голубая вся посуда,
Собой хорош, очень пригож.
Роспись с синим завитком,
А вот олень на стройных ногах,
Манит русским васильком.
Вся краса у оленя в рогах.
(Гжель)
(Дымковская игрушка)
Выросла золотая травка на ложке,
Добрый мастер сделал сказку:
Распустился красный цветок на
Оживают звери в сказке,
плошке.
Мишки, зайцы, колотушки,(Хохлома)
Деревянные игрушки.
(Богородская игрушка)
Педагог. Русский народ издавна любит свою Родину и сочинил о ней много
пословиц и поговорок.
По заданию педагога дети называют и обсуждают смысл пословиц о Родине.
Пословицы.
И птица свою Родину любит.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родина-мать, умей за неё постоять.
Одна у человека мать, одна у него родина.
Нет на свете краше, чем Родина наша.
Где родился, там и пригодился.
Всякому мила своя сторона.
Педагог. В заключение скажите, как называется наша малая Родина? (Ответы).
35

-Мы любим свой город? (Да)
-Мы патриоты своего города? (Да)
Давайте назовём правила настоящего горожанина. Настоящий горожанин не будет:
-людям досаждать, дом и город обижать,
-в квартире прыгать и скакать,
-громким голосом кричать,
-дверь ногою открывать,
-в лифте кнопками играть,
-сор на улице бросать,
-правила дорожного движения нарушать.
Я уверена, ребята, когда вы вырастите, вы будете настоящими патриотами нашей
Родины! Будете сознательными и чуткими гражданами нашего города!

36

Приложение 3
Примерное календарно - тематическое планирование
на учебный год
№

Название темы занятия

Колво
часов

2

2.

Мир звуков. Звуки окружающего мира.
Общие сведения о звуках окружающего
мира.
Звуки природы и шумовые звуки

3.

О чем и как рассказывает музыка.

2

1.

4.

Песенные жанры, настроения в музыке,
музыкальные интонации.
Итого за сентябрь

8

Три кита музыки. Кит Марш. Кит Танец.
6. Танцевальная сюита «Танцы кукол» Д.
Шостаковича

2

Три кита музыки. Кит Песня. Песни разных
7. стран.

2

8. Знакомство с понятием опера. «Три чуда».
Итого за октябрь

2
8

9. Сказка А.С. Пушкина и опера Н.А. Римского –

2

10.

2

13.

Входной
контроль

2

2

12.

Форма
аттестаци
и/
контроля

2

5. Три кита музыки.

11.

Дата по
расписанию
По
По
плану факту

Корсакова «Сказка о царе Салтане».
П.И.Чайковский «Щелкунчик» - сказка и музыка
неразделимы.
Э.Григ Сюита « Пэр Гюнт». Понятие сюита,
сказочные образы Норвегии в музыке Э.Грига.
В гостях у сказки. Русская народная сказка
«Теремок».
Подготовка к музыкальному мини-спектаклю
«Теремок».

2
2
2

Итого за ноябрь

10

В мастерской у Папы Карло. Рождение

2

14. музыкальных инструментов.

37

Мини –
спектакль
«Теремок»

Прим
ечани
е
(корр
ектир
овка)

15. Шумовой оркестр.

2
2

Музыка, образ, движение.

16.
17.

М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»,
живопись и музыка.
Итого за декабрь

Промежуточ
ная
аттестация

2

18.

8
34
2

21.

2
2
2

Итого за 1 полугодие
Музыкальные и художественные образы в
классической музыке.
19. К.Сенс- Санс «Карнавал животных».
20. Зима в музыке, поэзии и живописи.
Симфонический оркестр, группы музыкальных
инструментов.

Итого за январь

8
2
2
2

22. А.К.Лядов «8 русских песен для оркестра»
23. Музыкальная сказка «Петя и Волк»
Музыкальная палитра. Элементы
24.
музыкальной речи
25. Нотная грамота.
Итого за февраль
26. Регистры. Мажор и минор.
27. Представление о певческом голосе.
28. Раскрепощение певца. Динамические
оттенки.
29. Песня – верный друг твой навсегда.
Рождение песни.
Итого за март
30. «Певческое поле» мира (народные,
авторские, эстрадные и др.)
31. Народные песни. Разучивание песни.
32. Авторские песни. Разучивание песни.
33. Эстрадные песни. Разучивание песни.
Итого за апрель
34. Наши любимые песни. Песни военных лет.
35. Песни военных лет. Разучивание песен.
Итоговое занятие. «Веселый концерт»
36.

2
8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
2
2
2

Итого за май
Итого за II полугодие
Итого за год

6
38
72

38

Итоговый
контроль

Приложение 4.
Лист корректировки программы
Дата
разработки/
Дата
внесения
изменений
2024 год.
Разработана
Е.Н. Верчук

На основании / в
соответствии

Внесённые
изменения (в
каком разделе
программы)

Приказ Министерства
образования, науки и
молодёжи Республики
Крым от 09.12.2021 г. №
1948 «О методических
рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ»

39

Кем внесены
изменения
(Ф.И.О.)

Приложение 5
План воспитательной работы
(план ежегодно дополняется мероприятиями, утверждёнными образовательной
организацией в соответствии с направленностью и особенностями конкретного
года)

№ п/п
1.

2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.

Воспитательное событие
Направление
Сентябрь
Проведение инструктажа по технике
Здоровьесберегающее
безопасности и правилам поведения в
МБУДО «ДЭЦ»
Игра «Давайте познакомимся»
Духовно-нравственное
«Путешествие в страну знаний»
Духовно-нравственное
День семейного общения (раскрашивание
Духовно - нравственное
матрешки)
Октябрь
Праздник – конкурс «Учитель – это
Общекультурное
призвание»
Беседа «О наших бабушках и дедушках» (к Духовно-нравственное
Международному дню пожилого человека).
Викторина «Огонь - друг и враг человека»
Комплексная
безопасность
Путешествие в мир природы родного края
Экологическое
Ноябрь
Воспитательный час «Мы-патриоты»
Патриотическое
Беседа «Дружба народов – сила страны»
Патриотическое,
общекультурное
«Объединяемся вместе» - день семейного Духовно - нравственное
проекта (изотерапия для всей семьи).
«От чистого сердца простыми словами»
Духовно-нравственное
(выставка рисунков ко Дню матери)
Беседа «Курить – здоровью вредить!»
Здоровьесберегающее
Декабрь
Беседа «День Конституции Российской
Общекультурное
Федерации»
Беседа к Международному дню инвалидов».
Духовно-нравственное
«Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый
Профилактическое
образ жизни». Соревнование.
«Безопасные
правила
поведения
на Здоровьесберегающее
каникулах»
Январь
Беседа «День Республики Крым»
Общекультурное
Беседа «Защити себя от вируса!»
Здоровьесберегающее
40

20. «День окончания блокады Ленинграда»
21. «Гуляют ребятки в зимние Святки»
Февраль
22. Беседа о Сталинградской битве.
23. Правила поведения при террористической
угрозе. Тренировка.
24. Беседа «Горжусь своим дедом»
25. Навстречу весне.
Март
26. Международный женский день
27. Беседа – диспут «Что такое хорошо и что
такое плохо»
28. Праздничное мероприятие «Крым и Россия»
29. День Земли. Участие в экологической акции.
Благоустройство кабинета.
Апрель
30. Беседа «Народные праздники Руси –
Масленица. Пасха»
31. «Салют, Победа!» Подготовка ко Дню
Победы.
32. Красная книга Крыма. «Знай и береги!»
Май
33. Бессмертный полк – память семьи.
34. Беседа «Правила поведения во время летних
каникул». Наведение порядка перед
каникулами.

41

Патриотическое
Общекультурное
Патриотическое
Комплексная
безопасность
Патриотическое
Общекультурное
Общекультурное
Общекультурное
Патриотическое
Экологическое

Общекультурное,
патриотическое
Патриотическое.
Экологическое
Духовно-нравственное,
патриотическое
Профилактическое,
трудовое.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».