Радуга красок 2

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБУДО «ДЭЦ»
от «27 » августа 2024 г.
Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ДЭЦ»
________________ Точенюк Ж.Ю.
«30» 08 2024 г.
М.П.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Радуга красок-2»

Направленность: художественная
Срок реализации программы: 1год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 8-12 лет
Составитель, должность: Колесникова В. И.,
педагог дополнительного образования

г. Ялта
2024 г.
1

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовая основа программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Радуга красок -2» составлена на основе следующей нормативной базы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31 июля 2020 года);

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. № 996-р;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (в действующей редакции);

2


Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (с изменениями на 02.02.2021 г.)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 6
июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (с изменениями);
Закон Республики Крым от 19.12.2022 № 374-ЗРК/2022 «О внесении изменений
в Закон Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодёжи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым;

Приказ Министерства образования, науки и молодёжи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
- Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования
детей
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ», утверждённые решением коллегии Министерства
образования, науки и молодежи Республики Крым от 23июня 2021года» № 4/4;
-- Устав Муниципального бюджетного учреждение дополнительного
образования «Детский экологический центр» муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым, утверждённый Постановлением
Администрации города Ялта от 17.08.2021 № 2552-п;
-локальные нормативные акты МБУДО «ДЭЦ».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Радуга красок 2»
(далее - Программа) имеет художественную
направленность. Она ориентирована на развитие общей и эстетической
культуры обучающихся, развитие художественных способностей в избранном
виде искусства, создание художественных образов, самореализацию в
творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры,
выявление, поддержку и сопровождение одаренных детей.
Актуальность программы состоит в том, чтобы отвечать потребностям
современных детей в получении новых знаний, в знакомстве с новыми
методиками художественного творчества, одновременно способных дать почву
3

для экспериментирования и усиливающих взаимосвязь теоретической и
практической подготовки детей.
Современного ребенка сложно заинтересовать стандартным набором
наглядных материалов и методик, новое поколение требует новых идей в
творчестве. В процессе творческой деятельности с использованием
нетрадиционных техник учащиеся получат новые знания, сформируют умения и
навыки; будет организована исследовательская деятельность; в процессе
экспериментирования каждый может сделать своё маленькое открытие - как
цвет, например, может стать средством передачи настроения.
Новизна программы в том, что она включает расширенный цикл занятий
по ознакомлению с нетрадиционными методиками как особым способом
художественного творчества. Такие методики очень привлекательны для детей,
так как открывают большие возможности выражения собственных фантазий,
способствуют самовыражению в целом. Основным, центральным моментом
ознакомления с нетрадиционным творчеством по данной программе является
ознакомление с основами уникального древневосточного рисования на воде в
технике «эбру». «Эбру» (Ebru) - это специальная графическая техника для
создания художественного впечатления за один шаг, при которой получается
красочный отпечаток изображения на бумаге с поверхности воды. "Эбру" - это
рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на
поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются
уникальные узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу,
дерево, ткань, керамику. Техника "эбру" в изобразительной деятельности имеет
ряд преимуществ, в том числе возможность изменить творческую идею в
процессе создания образа.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключаются в формировании у детей в ходе
художественного творчества
исследовательских навыков. При изучении
программы происходит знакомство со свойствами различных материалов,
овладение разнообразными способами практических действий – всё это влияет
на приобретение и развитие ручного мастерства. Еще одной отличительной
особенностью программы является принцип дозирования учебного материала,
который предполагает передачу новой информации небольшими порциями, а
вновь приобретенные знания сразу же закрепляются на практике.
Кроме того, Программа дает возможность каждому ребенку попробовать
свои силы в разных видах художественного творчества, выбрать приоритетное
направление и максимально реализовать себя в нем.
4

Педагогическая целесообразность программы заключается в том,
что она не только помогает приобщить детей к изобразительному искусству и
творчеству, но и способствует развитию мыслительных способностей, учит их
чувствовать и замечать красоту в повседневном мире; пробуждает в детях
желание творить, преображать мир, создавать красоту своими руками, достигать
успеха. В процессе реализации Программы у детей развиваются настойчивость и
дисциплинированность; развиваются мелкая моторика рук и координация
движений; воображение и мышление. Учащиеся учатся творчески работать как
индивидуально, так и в команде.
Адресат программы - дети 8-12 лет. Потенциальные учащиеся
объединения должны проявлять интерес к любым видам и жанрам
изобразительного искусства, желательно интересоваться декоративноприкладным творчеством. Требований к начальной подготовке детей не
выдвигается.
Программа учитывает общие особенности детей этой возрастной группы:
повышенную активность, стремление к самостоятельной деятельности,
заметное уточнение сферы интересов и увлечений. Они активно начинают
интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя,
учебная деятельность приобретает смысл как работа по саморазвитию и
самосовершенствованию. В то же время в данной группе детей уделяется
внимание и различиям между ними.
У детей 8 – 10 лет формируется нравственная сфера личности;
эмоционально-волевая память и внимание приобретают произвольный характер.
Формируется переход от наглядно-образного и конкретно-действенного
мышления к теоретическому мышлению; формируется логическая память.
У детей 11- 12 лет формируются мотивы самосознания, взглядов,
убеждений,
мировоззрений,
так
как
происходит
функциональное
совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры.
Дети этого возраста направлены на познание себя, самокритичны, проявляют
склонность к подражательству.
Характерная особенность детей этого
возрастного периода – ярко выраженная эмоциональность восприятия, более
развитая наглядно-образная память. Дети быстрее запоминают и прочнее
сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем
определения, описания, объяснения – именно поэтому в программе больше
практического материала и творческих заданий.

5

Срок обучения по Программе: 1 год (36 недель). Летом программа не
реализуется, однако возможно обучение по краткосрочной программе
художественной направленности в рамках сезонной школы.
Объём программы: 3 часа в неделю, общий объем -108 часов.
Уровень Программы – ознакомительный (стартовый): на занятиях
формируется устойчивая мотивация к выбранному виду деятельности,
происходит первоначальное освоение базовых знаний, умений и навыков.
Осуществляется развитие ценностно-смысловых, учебно-познавательных,
коммуникативных личностных компетенций; создаётся интерактивная
развивающая тематическая среда, соответствующая реализации программы
стартового уровня.
Форма обучения - очная. Дистанционное обучение возможно в
исключительных случаях - при приостановке образовательного процесса в
случае пандемии или другой чрезвычайной ситуации.
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Образовательный процесс осуществляется в объединениях по интересам,
которые могут быть сформированы как из учащихся одного возраста (близких
возрастов), так и из учащихся разного возраста в пределах цифр, указанных для
адресата Программы. Набор производится на добровольной основе по
интересам и способностям, и учащиеся, как правило, распределяются по
группам преимущественно в зависимости от смены обучения в школе с учётом
пожелания ребенка.
Количество обучающихся в группе - от 10 до 16 человек. В течение года
может проводиться дополнительный набор в объединение – тогда могут быть
зачислены дети, не занимавшиеся в группе ранее, но успешно прошедшие
собеседование. По темпераменту, характеру, способностям учащиеся
объединения могут быть разными.
В результате группы могут быть
созданы:1) по разновозрастному принципу с тем, чтобы старшие и опытные
могли выступать в качестве наставников и консультантов для младших; 2) для
детей возраста 8-10 лет, 3) для детей возраста 11-12 лет. Календарнотематическое планирование в объединениях младшей возрастной и старшей
возрастной групп одинаковое, но занятия различаются формами, сложностью
подачи материала и творческих заданий.
Занятия проводятся малыми группами или всем составом в соответствии с
тематическим календарным планированием. С учётом возрастных особенностей
и степени подготовленности детей предлагаются задания, различные по степени
сложности исполнения.

6

Вне зависимости от возрастной категории учащиеся, занимающиеся по
программе «Радуга красок-2», имеют равные возможности для проявления своих
творческих способностей. Занятия по программе, учитывая возрастные
особенности детей,
обеспечивают «ситуацию успеха», что создает
благоприятные условия для социализации ребенка.
Режим занятий: 2 раза в неделю: 1 раз - в объёме 2 академических часов
(по 45 мин.) с обязательным перерывом не менее 10 минут (перемены активные,
проводятся преимущественно на свежем воздухе) и 1 раз в объёме 1
академического часа.
1.2. Цель Программы - развитие индивидуальных и творческих
способностей, самореализация личности учащегося на основе формирования
творческого интереса к различным видам изобразительного и декоративноприкладного искусства.
Задачи программы
Личностные:
- формировать способности к самоорганизации;
- формировать культуру общения и поведения в социуме;
- воспитывать навыки ведения здорового образа жизни;
- формировать трудолюбие, добросовестное отношение к делу, инициативность,
любознательность, уважение к чужому труду и результатам труда;
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию разных
народов.
Метапредметные:
- формировать умение работать в коллективе;
- развивать умение управлять своей деятельностью, контролировать,
анализировать;
- формировать навыки работы с разнообразными материалами, соблюдения
техники безопасности при работе и организации рабочего места;
- формировать и развивать умения логических операций (суждение, обобщение,
сравнение);
- расширить культурный кругозор учащихся.
Образовательные (предметные):
- способствовать овладению учащимися специальной терминологией,
технологической грамотностью;
- сформировать познавательный и творческий интерес к декоративно –
прикладному творчеству и изобразительному искусству;
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру» и
обучить различным техническим навыкам при работе с красками Эбру для
создания картин на воде с учетом смешения красок, использования симметрии,
создания ритма,
7

- развивать у учащихся способности решать творчески-развивающие задачи;
-формировать у учащихся навыки создания творческих проектов.
1.3. Воспитательный потенциал Программы. Воспитательный
потенциал программы заключается, прежде всего, в формировании у учащихся
умения чувствовать красоту окружающего мира и создавать отклик на него на
бумаге и в других материалах. Содержание программы способствует также
воспитанию патриотизма, ответственности за сохранение духовного мира своих
предков, уважение к традициям культуры разных народов.
В работе над прекрасным развивается ценностное отношение к человеку, к
семье; эстетическое воспитание содействует этическому. Воспитательный
потенциал программы будет реализован также через подготовку творческих
работ для участия в выставках, конкурсах, участие детей в экологических и
благотворительных акциях.
Таким образом, Программа, приобщая детей к миру искусства, выполняет
очень важную образовательную функцию формирования личности, что является
незаменимым инструментом развития современного поколения детей.

Содержание программы
1.4. Учебный план
№
п/п

Наименование разделов и тем

1

1

1

-

2

Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности в
объединении.
Раздел 1.Введение в тему.

11

3

8

3

Раздел 2.РИСУНОК

39

13

26

РАЗДЕЛ 3.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ
ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ.

24

8

16

РАЗДЕЛ 4. ЖИВОПИСЬ И
ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО

Раздел

5.

Подведение

Кол-во
часов

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля
Входной
контроль
Тест устный
Рисунок
Практическое
задание
Тест устный
Рисунок
Практическое
задание
Практическое
задание

3

1

2

21
30

7
9

14
21

3

1

2

Тест устный
Рисунок
Практическое
задание

Выставка
8

итогов года.
Всего:

работ
108 ч

35 ч

73 ч

1.5. Содержание основных разделов программы
Вводное занятие- 1 час.
Теория (1 час).
Инструктаж по технике безопасности в объединении
Правила поведения в учреждении дополнительного образования до
занятий, на переменах, на занятиях, по окончании занятий. Правила техники
безопасности в кабинете.
Техника безопасности в объединении. Организация рабочего места.
Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
Раздел 1. Введение в тему – 11 часов
Теория (3 часа).
Основные темы и практические задания кружка. Диагностика знаний и
умений детей.
Беседа, тестирование.
1.2. Свойства красок.
1.2.1.Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность
использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость
смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
1.2.2.Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с
различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и
влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
1.2.3. ЭБРУ. Основные материалы и инструменты для рисования на воде.
1.3. Основные цвета.
Желтый, красный и синий цвета - основные (базовые) цвета, которые
образуют середину (основу) цветового круга
Цветовой круг. Холодные и теплые цвета.
Как с помощью цветового круга научиться грамотно сочетать разные
оттенки, делать правильные цветовые акценты; отличать холодные цвета от
тёплых, поскольку при смешивании эти свойства оказывают серьезное влияние
на результат. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания).
Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и
холодных цветов.
Практика (8 часов).
Выразительные свойства акварели, гуаши. Смешение красок. Основные
цвета. Работа с красками. Экспериментирование в работе с акварелью (снятие
краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных
клякс).
9

Упражнение «Кто составит больше оттенков одного цвета» Эксперименты
с красками и водой. Упражнение на зрительную и ассоциативную память
«Холод – тепло», Игра «Холодные и теплые цвета», «Угости гномов Фруктами и
овощами». Пошаговое использование материалов, инструментов, красок,
раствора для рисования на воде. Способы нанесения красок на поверхность воды
с использованием цветовых контрастов. Перенос изображения с водной глади на
бумагу.
Раздел 2. «Рисунок» 39 часов
Теория (13 часов).
2.1. Волшебная линия. Линии – начало всех начал. Классификация
линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер
линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
2.2. Точка. Точка. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание
карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и
тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы.
2.3. Пятно. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость
пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в
рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на
рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на
лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное
с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
2.4. Форма. Понимание формы предмета. Знакомство с различными
видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их
изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
2.5. Контраст форм. Контраст форм на примере осенних листьев и
деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие
«растительного царства»; различные природные формы и их строение).
Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.
2.6. Рисунок. Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок
простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём,
пастелью, тушью, восковыми мелками.
2.7. Орнамент. Изучение основных видов орнамента. Использование его
для украшения различных предметов. Орнамент – повторение рисунка через
определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных
узоров
и орнамента.
Чудесные ритма-превращения (растительные,
анималистические и геометрические орнаменты).
2.8. Аппликация - творчество, связанное с вырезанием из цветной бумаги
и склеиванием из неё интересных картин и узоров.
Практика (26 часов). Рисунок простым карандашом, фломастером,
пастелью, восковыми мелками. Выполнение заданий: «Геометрические
фигуры», «Осенние листья», «Осенний натюрморт из овощей и фруктов»,
10

«Домашние животные». Выполнение заданий: «Несложные формы»,
Выполнение заданий: «Натюрморт», «Осенний натюрморт». Игра-головоломка.
Аппликация. Выполнение заданий: «Дизайн новогодней открытки». Создание
различных видов орнамента. Дидактическая настольная игра «Витражи». Игра
«Калейдоскоп красок». Придумывание примеров подобия форм в природе,
народном искусстве и архитектуре. Народные традиции и создание рисунков.
Раздел 3. «Нетрадиционные техники рисования» 24 часа
3.1. Нетрадиционные техники рисования (3 часа)
Теория (1 час)
Универсальность использования нетрадиционных техник рисования.
Демонстрация необычных сочетаний материалов и инструментов. Достоинства
нетрадиционных техник.
Отдельные виды нетрадиционных техник: монотипия, кляксография,
пальчиковая живопись. Их своеобразие и отличительные признаки.
Практика (2 часа). Практические задания по использованию
теоретических сведений о нетрадиционных техниках рисования.
3.2. Техника ЭБРУ (21 час)
Теория (7 часов)
Универсальность использования нетрадиционных техник рисования.
Демонстрация необычных сочетаний материалов и инструментов. Достоинства
нетрадиционных техник.
Практика (14 часов). Выполнение упражнений на применение
нетрадиционных техник рисования. Пальчиковая игра: “Пять и пять”. Играголоволомка «Дополните изображение». Игра «Найди среди произведений
искусства…» Плакат-коллаж «Что мы умеем», «Подбери заплатки».
Овладение техническими приемами ЭБРУ (регуляция силы движений,
определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и
направление движения руки при рисовании. Рисование на воде. Перенос
изображения с водной глади на бумагу. Правильная раскладка ткани для
высыхания. Приготовление раствора с помощью воды и загустителя. Создание
простейших фонов на поверхности воды с помощью краски. Основные приемы
при разбрызгивании краски на поверхности воды «крупно» и «размашисто» и
отработка их выполнения. Способы создания рисунка при помощи шила на
основе круга, точки, тире, линии. Перенос рисунка с водной глади на бумагу.
Приемы отрыва бумаги от поверхности воды с сохранением отпечатка рисунка.
Выполнение заданий: «Цветы для мамы», «Мир растений», «Космос»,
«Морской мир», «Масленица», «Микромир».
Раздел 4. «Живопись и декоративно-прикладное творчество» 30 часов
Теория (9 часов).

11

4.1. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира.
Отождествление художника и волшебника в древние времена. Различение
основных жанров живописи.
4.2. Виды бумаг. История возникновения бумаги. Волшебные свойства
бумаги. Оригами. Способы складывания геометрических фигур из простого
листа бумаги. Скрапбукинг. Оформление альбомов путем вырезания и
наклеивания картинок для украшения страниц.
4.3. Марина. Сначала-вид автономного жанра пейзажной живописи в
Голландии в начале XVII в. Изображение морских видов и событий,
происходящих на море, в том числе морские сражения и круизы;
4.4. Анималистика (иногда — анимализм). Ведущий мотив жанра —
дикие и домашние животные, птицы, пресмыкающиеся.
4.5. Натюрморт - изображение «мертвой натуры».
4.6. Пейзаж. Изображение природы в первозданном или в преображенном
человеком виде.
Практика (21 час)
Пейзаж-изображение природы. Морской пейзаж-марина. Анималистикадикие и домашние животные. Натюрморт. Поделки «Журавли» и «Мой альбом»
Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства Игры
«Выставка картин», "Следствие ведут знатоки".
Подведение итогов года (3 часа)
Теория (1 час). Итоговое тестирование.
Практика (2 часа). Выставка.
Планируемые результаты.
Предметные результаты.
По окончании реализации программы ученик будет знать:
-отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного
искусства; особенности декоративно-прикладного творчества;
- ведущие элементы и понятия изобразительной грамоты – линию, штрих,
тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые
цвета; линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
- основы цветоведения, азы рисунка, живописи;
отдельные
произведения
выдающихся
мастеров
русского
изобразительного искусства прошлого и настоящего.
- основные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
Ученик будет уметь:
- организовывать место занятий;

12

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов;
- взаимодействовать и работать в группе;
- выполнять несложные декоративные и оформительские работы на
заданные темы;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и
пространственное положение предметов;
Личностные результаты. Учащиеся научатся:
- видеть красоту природы, человека, своей Родины;
- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей
жизни, видеть красоту людей, их поступков.
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения, не умаляя
достоинств собеседника;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
- понимать необходимость добросовестного отношения к общественнополезному труду и учебе;
- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися,
прислушиваться к их мнению;
Метапредметные результаты. Учащиеся смогут
- самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
- анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
степень выполнения учебной задачи;
- развить свою способность к сотрудничеству,
- понимать намерения и интересы взаимодействующих с ними людей,
соблюдать правила общения.

13

2. Условия реализации дополнительной общеразвивающей
Календарный учебный график на учебный год

34

38

51

57

30.1 25.03.0.31.03.
05.1
1.
В летнее время Программа не реализуется.

Формы контроля/аттестации
Входной
контроль
Текущий
контроль

Анкетирование
Тест устный
Рисунок
Практическое задание
Тест устный
Рисунок
Практическое задание

время

Летние каникулы

19

Весенние каникулы

Во втором полугодии

17

Каникулярное

Осенние каникулы

В первом полугодии

Количество
учебных часов

Во втором полугодии

31.05.

Количество
учебных дней

В первом полугодии

01.09.

Количество
учебных
недель

Во втором полугодии

Дата
оконч
ания
учебн
ого
года

В первом полугодии

Дата
начала
учебног
о
года

01.06.31.08.

Сроки
(№ учебной недели)
1 неделя
4 неделя
16 неделя
24 неделя

Практическое задание

Промежуточна
я аттестация за
1 полугодие
учебного года
Итоговый
контроль

Тест устный
Рисунок
Практическое задание
Выставка

33-34 недели

Выставка
Тест

35 неделя
35 неделя

17 неделя

14

2.2. Условия реализации Программы
2.2.1. Кадровое обеспечение Программы
Программу
реализует
педагог,
соответствующий
требованиям
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования для детей
и взрослых».
2.2.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации Программы в образовательном процессе используются:
1. Помещение, оборудованное мебелью для детей, учебной доской,
экраном и техникой: компьютером, принтером, мультимедийным проектором,
МФУ, мультимедийной доской;
2. Наглядные пособия. Используется наглядный материал следующих
видов:
1) натуральный: образцы материалов, плоды и овощи, предметы интерьера,
посуда и др.;
2) объемный: макеты и муляжи растений и их плодов, гипсовые
геометрические фигуры, гипсовые орнаменты и др.;
3) схематический: рисунки, плакаты; таблица по теме «Цветоведение»;
4) картинный и картинно-динамический: картины и иллюстрации в
соответствии с темами учебного плана, слайды, фотоматериалы;
5) смешанный (видеозаписи);
6) дидактические пособия: тесты, практические задания; настольнопечатные игры: «Выставка картин», «Чья картина», «Времена года» и др.;
раздаточный материал: наборы карточек в соответствии с темами программы;
7) оборудование для исследования: приборы (микроскоп и т.д.).
8) интернет-ресурсы.
3. Также используется:
комплект « Готовое решение – Акватория» (для ознакомления с техникой
«Эбру»):
3.1. Стол учителя (с крышкой) для демонстрации работы, на опорах, со
светодиодной подсветкой, из мдф, размер 600*400 с большим поддоном для
рисунка (формат А3)
3.2. Стол-планшет "ВОДНАЯ ФАНТАЗИЯ" (с крышкой) для индивидуальной
работы учащихся, со светодиодной подсветкой, из мдф, с поддоном для рисунка
(формат А4) - 6 шт.
3.3. Штатив - стойка треножник - 1 шт.
3.4. Веб-камера Defender C-2525HD 2MP - 1 шт.

15

4. Материалы и инструменты: акварельные краски, гуашь; белая и цветная
бумага; восковые и масляные мелки, свечи; ватные палочки; поролоновые
печатки; коктейльные трубочки; матерчатые и бумажные салфетки; стаканы для
воды и др.
Информационное обеспечение: книги по истории и теории искусства;
презентации; медиаресурс «Рассказы о художниках».
2.2.3. Методическое обеспечение программы
Обучение по Программе осуществляется в очной форме, поэтому
основные виды деятельности связаны с общением детей в групповой и
индивидуально-групповой формах организации образовательного процесса.
В соответствии с возрастом учащихся, чтобы занятия были увлекательными
и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения,
создаются такие условия для проведения образовательного процесса, при
которых познавательная и созидательная деятельность переплетается со
зрелищно-игровым процессом. Такая установка помогает выявить творческие
способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь
дети принимаются в объединение с разной степенью одаренности и различным
уровнем исходной базовой подготовки.
Игра в этом плане имеет особое значение. Игра объединяет детей,
содействует формированию детского коллектива. С этой же целью
используются практические задания, выполнение которых предполагает
организацию коллективной работы. Для активизации детей используются
задания-игры на развитие фантазии и воображения.
Среди наиболее часто выбираемых форм организации учебных занятий –
беседа, игра, праздник, практическое занятие.
В работе с детьми используются методики мониторинга усвоения детьми
учебного материала, методика анализа результатов деятельности, методика
организации массового мероприятия, так как программа содержит конкурсы,
выставки, праздники и как форму организации занятия, и как форму контроля.
Эффективно используются словесный и наглядный методы, что подтверждается
разнообразными средствами УМК. Поощрение и мотивация, упражнение и
стимулирование - основные методы воспитания младших школьников.
В зависимости от целей и задач занятий используются педагогические
технологи индивидуализации и дифференциации обучения, группового
обучения, коллективного взаимообучения, развивающего обучения, игровой

16

деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной
творческой деятельности.
Используемые приёмы и методы.
• Практические методы: упражнения, игры, использование разнообразных
творческих заданий.
• Словесные методы: рассказы, беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация; словесные приемы (объяснение, пояснение,
педагогическая оценка).
• Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ
образца, показ способов выполнения и др.
• Для эмоционального настроя – использование музыкальных произведений.
Алгоритм учебного занятия. Каждое занятие по программе содержит вводную
часть, основную и заключительные части. Вводная часть: приветствие,
сообщение темы занятия, мотивация на активную работу. Основная часть
включает в себя теорию и практику: изучение намеченного теоретического
материала продолжаются освоением практики - закреплением изученного в
различных формах: рисование, ролевые и деловые игры, развлечения и др. В
зависимости от объёма теории или практики занятия делятся на практические
или теоретические. Дидактические материалы используются при проведении
любых занятий. Завершаются занятия обсуждением сделанного, рефлексией,
разбором домашнего задания (при наличии).
2.3. Формы аттестации
С учётом возрастных и психологических особенностей младшего школьного
возраста формами аттестации учащихся, осваивающих данную Программу,
являются: входной контроль, текущий контроль (тестирование), промежуточный
контроль (выставка), итоговый контроль (выставка в ходе праздника).
Формы контроля и аттестации
Входной контроль проводится при наборе или на начальном этапе
формирования коллектива, изучаются отношения ребенка к выбранной
деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные
качества ребенка; выявляется своеобразие каждого из детей.
Текущий контроль – проводится в течение года, возможен на каждом
занятии; определяет степень усвоения учащимися учебного материала,
позволяет педагогу подобрать наиболее эффективные методы и средства
обучения. Проводится как правило в форме наблюдения или теста.
Промежуточный контроль проводится по окончании изучения темы,
модуля, полугодия; с его помощью изучается динамика освоения предметного
содержания, личностного развития ребёнка, взаимоотношений в коллективе.
17

Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе с целью
определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка, его
творческих способностей, определения результатов обучения, ориентирования
на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.
Итоги текущего и итогового контроля заносятся в лист наблюдений
исходя из разработанных критериев (критерии и оценочные материалы
размещены в Приложении к Программе). По результатам итогового контроля – с
учётом достижений и степени развития личностных качеств учащихся - даются
рекомендации детям и их родителям (законным представителям).
Оценка качества обучения производится различными методами и
средствами в основном, это:
 результаты выполнения творческих заданий;
 результаты тестов;
 результаты конкурсов (различного уровня), участия в акциях;
 учёт личных достижений каждого обучающегося;
 участие ребёнка в выставке.
В основу оценивания результатов положена пятибалльная система оценки,
которая затем переводится в систему уровней:- 5 баллов ставится за 75-100 %
правильное
выполнение
заданий
(высокий
уровень);
- 4 баллов ставится за 74-50 % правильное выполнение заданий (достаточный
уровень);
- 3 балла ставится за 49-25% правильное выполнение заданий (средний уровень);
- 2-1 баллов ставится менее 25% за правильное выполнение заданий (низкий
уровень).
2.4. Список литературы
Литература для педагога
1. Иванова О.Л., И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; М.: Сфера,2015.
2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб.пособие для
студентов вузов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 144 с.
3. Медведева, Е.А., Артпедагогика и арттерапия в специальном
образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М.
Академия, 2013.
4. Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] //
Инновационные педагогические технологии: материалы IVмеждунар.науч.конф.
- г. Казань: Бук, 2016.-62- 65с.
5. Цквитария Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные
занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2015.-128с.
6. Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде»

18

7. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.math-solution.ru/booklist/artDraw/painting
8. Основы живописи - Паррамон Хосе М. - 1994г. [Электронный ресурс] .
- Режим доступа: https://www.math-solution.ru/books/9191
9. Основы рисования - Альберта Г., Вульф Р. - 2001г. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://www.math-solution.ru/books/9194
10. Основы рисунка - Могилевцев В.А. - 2007г. [Электронный ресурс] . Режим доступа: https://www.math-solution.ru/books/9195
11. Пленэр. Наброски, зарисовки, этюды - Тютюнова Ю.М. - 2012г.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.math-solution.ru/books/9202
12. Рисовать? Легко! Как нарисовать все, что угодно - Линлей М. - 2014г.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.math-solution.ru/books/9214
13. Рисуем акварелью. От азов мастерства к тончайшим нюансам Батталини Т. - 2007г. [Электронный ресурс].
14. Рисунок - Вавилин В.Ф., Вавилин В.В. - 2004г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.math-solution.ru/books/9219
15. Электронные ресурсы:

http://ebru-art.ru/
http://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/
http://ru.wikipedia.
Литература для детей
1. Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде».
2.100 Великих художников [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://booksonline.com.ua/view.php?book=143915;
Литература для родителей
1. Иванова О.Л., И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка. - СПб: Речь; М.: Сфера, 2015.

19

Приложения к программе «Радуга красок-2»
Приложение 1.
Оценочные материалы
1.Критерии оценки результативности
Критерии оценки результативности по образовательным программам
разработаны для определения у обучающихся уровня теоретической и
практической подготовки, закреплены в локальном акте учреждения.
1.1.Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
Высокий уровень : учащийся полностью освоил учебный материал; умеет
изложить вопрос грамотным языком с использованием предметной
терминологии в определенной логической последовательности; самостоятельно
подтверждает ответ конкретными примерами; отвечает самостоятельно без
наводящих вопросов педагога; правильно и обстоятельно отвечает на
дополнительные вопросы .
Средний уровень: обучающийся в основном усвоил учебный материал,
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами; отвечает самостоятельно без
20

наводящих вопросов педагога; правильно отвечает на дополнительные
вопросы.
Низкий уровень: учащийся неполно или непоследовательно раскрыл
содержание материала, но показано общее понимание вопроса и
продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения
программного материала , допускает значительные ошибки при его изложении
своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Критерии оценки уровня практической подготовки
Высокий уровень: работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с
соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески,
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Средний уровень: работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с
соблюдением технологической последовательности. При выполнении
отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид работы
аккуратный, полностью соблюдались правила техники безопасности.
Низкий уровень: работа выполнена или недовыполнена самостоятельно, с
нарушением технологической последовательности, отдельные операции
выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); работа
оформлена небрежно или не закончена в срок, не полностью соблюдались
правила техники безопасности.
Условные обозначения в баллах:
1-3- низкий уровень;
4- 5- средний уровень; 6-достаточный уровень;
7-9- высокий уровень.
Критерии уровня достижений учащихся
Параметры

Распределение по уровням подготовки
Высокий (5 баллов) Достаточный
(4 балла)

Уровень
практических
умений и
навыков
(владение
разнообразными

Учащийся овладел
на 100 - 80%
умениями и
навыками,
предусмотренными
программой, за
конкретный период;

У учащегося
объём
усвоенных
умений и
навыков
составляет 70 50%; в

Средний (3
балла)

Низкий (2
балла)

У учащегося
объём
усвоенных
умений и
навыков
составляет 50 30%;

Ребёнок овладел
менее чем 30%,
предусмотренных умений и
навыков;
ребёнок в
состоянии
21

техническими
приемами)

не испытывает
особых трудностей;
выполняет
практические
задания с
элементами
творчества.

основном,
выполняет
практические
задания на
репродуктивно
м уровне.

выполняет
практические
задания на
репродуктивно
м уровне.

выполнять лишь
простейшие
практические
задания
педагога.

Уровень
теоретической
подготовки

Учащийся освоил
практически весь
объём знаний 100 80%,
предусмотренных
программой, за
конкретный период;
специальные
термины
употребляет
осознанно и в
полном
соответствии с их
содержанием.

У учащегося
объём
усвоенных
знаний
составляет 70 50%;
специальные
термины
употребляет
осознанно, но
не в полном
объеме.

Успешное
освоение
учащимся 50%
- 30%
содержания
образовательной
программы;
специальные
термины
употребляет не
всегда
осознанно и не
в полном
объеме.

Учащийся
овладел менее,
чем 30% объёма
знаний,
предусмотренн
ых программой;
ребёнок, как
правило,
избегает
употреблять
специальные
термины.

Формирование
творческого
мышления
(четкость,
гибкость
мышления,
оригинальность,
изобретательность)

Учащийся проявляет
ярко выраженный
интерес к творческой
деятельности, к
достижению
наилучшего
результата,
коммуникабелен,
активен, склонен к
самоанализу,
генерирует идеи

Устойчивый
интерес к
творческой
деятельности,
стремится к
выполнению
заданий
педагога, к
достижению
результата в
обучении,
инициативе.

Учащийся не
самостоятелен,
нуждается в
дополнительном контроле
педагога,
инициативу
проявляет
редко.

Учащийся
пассивен,
безинициативен,
неудачи
способствуют
снижению
мотивации, не
может работать
самостоятельно.

Работоспособность на занятии

Активен на
протяжении всего
занятия

Активен
Редко
большую часть проявляет
занятия
активность

Пассивен на
занятии

Система оценивания основана на пятибалльной шкале, однако в журнал и для
предъявления результаты проверочных, итоговых работ, тестов и других форм
контроля заносятся с учётом соответствия оценок уровням подготовки (см. критерии
уровня достижений учащихся). В случае, когда интерпретация результатов уже
выявляет уровень, он указывается в соответствии с распределением по уровням.
22

Приложение 2.
Критерии для проведения входного контроля знаний, умений и
навыков, обучающихся:
Входной контроль знаний, умений и навыков проводится на одном из
первых занятий. Задача его - определить уровень знаний о предмете у
учащихся.
Используются такие формы контроля, как выполнение творческой работы
и прохождение опроса .
1. Опросные листы.
Тест «Что я знаю о живописи и рисунке».
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Вопрос
Знаешь ли ты, что такое живопись?
Знаешь ли ты, что используют художники при создании картин?
Знаешь ли ты великих художников?
Знаешь ли ты что такое краски?
Знаешь ли ты, какие краски существуют?
Знаешь ли ты, как называются цвета?
Знаешь ли ты, что изображают на натюрморте?

Да

Нет

Знаешь ли ты, почему человеку нужно воображение?
Знаешь ли ты, что такое рисунок?

Протокол результатов теста «Что я знаю о живописи и рисунке»
№
Ф.И. ребенка
№ вопроса
Ответы в начале
п/п
изучения
Да
Нет

Обработка и интерпретация результатов теста.
За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл.
Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося
выражена направленность знаний по изучаемому вопросу.
Критерии для проведения промежуточного (за1-е полугодие) контроля
знаний, умений и навыков учащихся
23

Промежуточный контроль знаний, умений и навыков проводится к концу
первого полугодия, задачей его является определить изменения в уровне знаний
и умений обучающихся за данный период обучения.
Используются такие формы контроля: устный опрос, ролевая игра, беседа.
Приложение 3.
Ролевая игра «ВЫСТАВКА КАРТИН»
(этап воспитательного часа ко Дню художника)
Цель: образовательная - научить распознавать детей жанры живописи: пейзаж,
портрет, натюрморт, составлять рассказ по картине;
воспитательная – научить правилам совместной работы, учить детей
положительно оценивать старательность и знания других, учить умению
прислушиваться к чужому мнению.
Материал: репродукции картин;
правила обсуждения (вывешены на доске);
правила выведения результатов.
Описание игры: педагог поручает двум ребятам из репродукций,
отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставку. Пока они
работают, остальные дети выступают в качестве экскурсоводов – придумывают
рассказ по следующему плану:
- Почему эти произведения размещены таким образом? (У них общая тема; они
одного жанра - пейзаж, портрет или натюрморт)
- Какое произведение понравилось и почему? Какие средства художественной
выразительности использовал автор? (Цвет, композиция, передача настроения).
По итогам обсуждения:
-значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил
картины, подобрал их по темам, жанру, цветовому сочетанию;
-значок «Лучший экскурсовод» получает учащийся, составивший наиболее
интересный и последовательный рассказ о картине (согласно предложенному
плану), а также верно ответивший на вопросы детей;
-значок «Лучший зритель» получает тот, кто задал самый интересный вопрос.
Ребёнок, получивший значок «Лучший оформитель», имеет право выбрать
двух первых экскурсоводов из группы детей. После прослушивания их рассказов
дети определяют лучшего, вручают ему значок «Лучший экскурсовод», и он
выбирает следующую пару экскурсоводов из числа ребят, задавшие интересные
вопросы.
Рефлексия: ответить с помощью цифрового ряда от 1 до 3 (значения: «нет,
совсем легко»; «нет, нетрудно»; «да, нелегко») на следующие вопросы:
-Трудно ли оценивать чужие работы?
-Трудно ли оценивать свою работу?
-Трудно ли быть членом жюри?
-Трудно ли не обидеться на критику?
24

Конспект учебного занятия
«Волшебные превращения»
(1 академический час)
Цель: развитие познавательного интереса детей. Создание условий, в
которых ребёнок становится самостоятельным субъектом поисковой
деятельности.
Задачи: показать опытным путем, как можно получить новые цвета и
оттенки спектра путем смешивания основных цветов. Учить наблюдать, делать
выводы. Способствовать формированию умения находить способы решения
различных проблем с помощью экспериментов, делать выводы на основе
практических опытов. Заинтересовать детей смешиванием красок для получения
другого цвета. Показать последовательность и приёмы смешивания,
поупражнять детей в этом.
Материалы и оборудование. Гуашь: красная, желтая, синяя, белая.
Баночки стеклянные, пипетки, тарелочки для смешивания, стаканчики с водой,
бумажные салфетки; мольберт с приколотым на нем белым цветком,
поролоновые губки для печатания; карта-схема смешивания цветов; квадраты
10х10 см. из цветной бумаги красного, желтого, синего, оранжевого, зеленого,
фиолетового цвета, магнитная доска с магнитами.
Для игры: цветные жетоны на ленточках (по три каждого цвета, цветные
флажки (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый), четыре обруча.
Ход занятия:
Дети встают полукругом. Кол-во детей 9-15.
Действия педагога
В: Ребята, посмотрите, у нас в группе сегодня гости,
поздороваемся с ними.
В: Ребята, посмотрите на мольберт: что вы на нем видите?
Да, здесь приколот цветок. Какой он?
Как вы думаете, чего не хватает этому цветку?
В: В какие цвета вы их хотели бы раскрасить? У вас есть
любимые цвета? Назовите.
В: Но вот беда: у нас всего три цвета: красный, желтый,
синий. Нам явно не хватает цветов, не так ли?

Действия детей
-Здравствуйте,!
-Цветок. Он
нераскрашенный,
бесцветный.

-Называют.
-Да.

В: Ребята, я вам открою секрет: среди красок есть главные
или основные цвета, и те, которые получаются при их
смешивании. Так вот, красный, желтый и синий- это
ОСНОВНЫЕ цвета.
А если смешивать краски, то в результате
25

получаются другие цвета, неосновные, или производные.
Это очень удобно, ведь для того, чтобы нарисовать
красочную картинку, не обязательно иметь большую
палитру с красками: многие цвета можно получить с
помощью смешивания. Вот этим мы сегодня и займемся:
получением новых красок.
В: Присаживайтесь за столы.
(Перед детьми баночки с растворами трех цветов, а
также четыре пустых баночки и пипетки.)

Фон: спокойная
музыка.

В: Перед вами растворы трех основных цветов. Возьмите
пипетку, сожмите ее пальцами, опустите в раствор,
разожмите и наберите в пипетку раствор и перенесите в
первую пустую баночку. Затем добавьте раствор из другой
баночки.
№ 1: Красный и желтый
-Оранжевый
В: Посмотрите внимательно: какой получился цвет?
В: Значит, можно сделать вывод: что при смешивании
красного и желтого получается оранжевый цвет.
Чтобы лучше запомнить, прикрепим на доску магнитами
карточки, создадим схему.
В: Теперь так же смешайте два других цвета:
№2: Синий и желтый
-Зеленый
В: Посмотрите внимательно: какой получился цвет?
В: Значит, можно сделать вывод: что при смешивании
синего и желтого получается зеленый цвет.
Прикрепим на доску магнитами карточки, создадим
схему.
В: Теперь так же смешайте еще два цвета:
№2: Синий и красный
В: Посмотрите внимательно: какой получился цвет?
В: Значит, можно сделать вывод: что при смешивании
синего и желтого получается зеленый цвет.
Чтобы не забыть, прикрепим на доску магнитами
карточки, создадим схему.
В: А теперь добавьте в четвертую баночку все три цвета и
скажите, какой цвет получился?
Давайте прикрепим и эту схему к доске.
В: Ребята, а теперь подумайте, и скажите, как получить из

-Фиолетовый

-Коричневый
-Нужно добавить
белый цвет.
26

наших красок более светлый оттенок?
В: Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю поиграть в
игру «Смешайте краски».
Фон: веселая
Игра «Смешайте краски»
В: Ребята, сейчас вы сами превратитесь в краски,
музыка.
выбирайте себе цвет.
Ход игры( используется вариант проведения
динамической паузы).
Дети встают в круг, им на шею надеваются жетоны красные, желтые и синие (по три ребенка одного
цвета). На полу лежат четыре обруча. Под музыку дети
бегают. Как только звучит команда «Смешайте
краски!», дети должны забежать в любой обруч. Но в один
обруч помещаются по две разные «краски». Кол-во детей
нечетное, и один ребенок останется лишним. Когда все
встанут в свои обручи, воспитатель подходит к каждой
паре и спрашивает: Какой цвет у вас получился? И
вручает им флажок соответствующего цвета. Один
ребенок, который остался лишним, добавляют к паре так,
чтобы получился коричневый, т.е. в одном обруче должны
оказаться три разных цвета).
В итоге дети разобьются на три пары с флажками
оранжевого, зеленого, фиолетового, цвета, и тройку
детей с флажком коричневого цвета.
Положить на
столы картыВ: А теперь идите к столам, мы с вами смешаем краски и
схемы
раскрасим наш цветок. Для удобства я вам даю картусхему, на которой видно, как получить новые цвета.)
(Детям даются тарелочки и шпатели, они набирают
краски и смешивают их в соответствии с их жетонами.
Полученными красками раскрашивают при помощи
поролоновой губки лепестки и листья цветка.)
Педагог быстро прикалывает лепестки к мольберту и
получается цветок.
Заключение. Рефлексия.
В: Ребята, вам понравилось смешивать краски?
Вам нравится наш цветок?
Что нового вы сегодня узнали?
Вывод: Вы поняли, что всего из трех основных цветов
можно получить новые цвета. И получить более светлые
оттенки, если добавить белый цвет.

-Узнали, как
смешивать краски
и какие получаются
цвета.

27

Приложение 4.
Критерии для проведения итогового контроля знаний, умений и навыков,
обучающихся
Итоговый контроль знаний, умений и навыков проводится к концу второго
полугодия, задачей его является определить изменения в уровне заданий за
данный период обучения.
Используются такие формы контроля: письменный опрос, беседа,
выставка картин.
Тест «Что я знаю о Живописи и красках»
1. Кто такой художник?
А) Художник – это человек, который фотографирует природу.
Б) Художник – человек, который занимается изобразительным искусством, создаёт
картины ( художественные произведения).
В) Художник – это человек ,который создает краски.
2. Что используют художники при создании картин?
А) Ножницы, пакет, палитру.
Б) Кисти, краски, палитру, баночку для воды.
В) Иголки, пальцы и краски.
3. Какой из перечисленных русских художников считается известным маринистом,
виртуозно изображавшим на своих полотнах морские баталии?
А) Алексей Саврасов.
Б) Иван Шишкин.
В) Иван Айвазовский.
4. Выбери цвета радуги:
А) красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый
Б) фиолетовый, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, красный
В) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый
5.Выбери правильный ответ. Подчеркни правильный ответ
А) Красный + синий = (оранжевый, фиолетовый)
Б) Синий + жёлтый = (зеленый, фиолетовый)
В) Красный + жёлтый =(оранжевый, синий)
6. Как называется временный публичный показ художественных произведений?
А) театр,
Б) музей,
В) выставка.
7. Картина, на которой изображена природа называется…
А) пейзаж
Б) портрет;
В) натюрморт
8. Как называется картина, на которой изображено лицо человека?
28

А) Натюрморт
Б) Пейзаж
В) Портрет
9. Какая группа цветов основная?
А) синий, оранжевый, бежевый
Б) синий, красный, жёлтый
В) оранжевый, фиолетовый, голубой.
Протокол результатов
№
п/п

Ф.И. ребенка

Ответы на вопросы (+, -)
1

2

3

4

5

6

7

8

9

Обработка и интерпретация результатов теста.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Итоги. Высокий уровень – 7-9 баллов.
Достаточный уровень- 6 баллов
Средний уровень – 4-5 баллов.
Низкий уровень – 0-3 балла.

Показателем положительного изменения в продвижении знаний
обучающегося по изучаемому вопросу являются достижения высокого,
достаточного и среднего уровней.
Приложение 5.
Разработка содержания работы (теория и практика) на занятиях по
ознакомлению учащихся с видом нетрадиционной техники ЭБРУ
(полный курс)
Тема 1. Приготовление раствора. Способы создания фона на растворе.
Теория. Отличительные особенности техники ЭБРУ.
Практика. Приготовление раствора с помощью воды и загустителя –
приготовление экстракта «гевен». Создание простейших фонов на поверхности
воды с помощью краски.
Методическое и техническое оснащение: экстракт «гевен», лоток, кисть,
акварельная краска, гуашь.
Тема 2. Магия рисования на воде.
Практика. Овладение техническими приемами (регуляция силы
движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять
29

размах и направление движения руки при рисовании. Рисование на воде.
Перенос изображения с водной глади на бумагу. Правильная раскладка ткани
для высыхания.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, акварельные
краски, стаканчик-непроливайка.
Тема 3. Приемы разбрызгивания краски на поверхность воды
«крупно» и «размашисто» при помощи кисти.
Теория. Основные приемы при разбрызгивании краски на поверхности
воды «крупно» и «размашисто» и отработка их выполнения.
Практика. Выполнение приемов разбрызгивания «крупно» и
«размашисто» на поверхности воды акварельными и масляными красками.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, краски,
стаканчик-непроливайка.
Тема 4. Спо Способы создания рисунка при помощи шила на основе
круга, точки, тире, линии.
Практика. Выполнение легких, круговых движений, точек, прямых линий
по водной глади с помощью шило. Рисование на воде с помощью шила.
Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, акварельные
краски.
Тема 7. Способ создания рисунка при помощи гребня.
Практика. Разбрызгивание краски «размашисто» и «крупно» на
поверхности воды для выполнения чешуйчатого узора при помощи гребня.
Методическое и техническое оснащение: лоток, раствор, краски,
гребень.
Тема 8. Перенос рисунка с водной глади на бумагу.
Практика. Приемы отрыва бумаги от поверхности воды с сохранением
отпечатка рисунка.
Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, краски, кисть,
бумага А-4.
Тема 9. «Путешествие по водной глади»
Практика. Способы нанесения краски на поверхность воды с
использованием цветовых контрастов. Перенос изображения с водной глади на
бумагу.
Методическое и техническое оснащение: лоток, краски, кисти, шило,
бумага А-4.
Тема 10. Техника рисования на воде «Волшебство с красками».
30

Практика. Разбрызгивание краски «ArtDeco» (далее краски), на
поверхность воды с помощью веерной кисти (получившийся рисунок схож с
облаками, которые только, что опустились с небес и оставили свой
неповторимый отпечаток на бумаге). Причудливые переходы с одного цвета на
другой дают эффект волнообразности и ветра. Перенос изображения с водной
глади на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: «Техника рисования «Облако»
и «Ветер» (видеоролик), лоток, кисти, шило, краски.
Тема 11. Техника рисования на воде в технике «Воздушные облака».
Практика. Показ различных приемов и способов рисования в технике
«Облако» и «Ветер». Оформление рисунков в рамочки.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисти, краски, шило,
бумага А-4, рамочки.
Тема22. «Цветы для мамы».
Практика: Рисуют цветок «Анютины глазки» (Виола триколор).
На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью
разбрызгиваются краски, затем шилом рисуются абстрактные линии и гребнем
проводятся по рисунку. С помощью шило и зеленых окружностей рисуется
стебель. На полученный стебелек наносятся несколько капель разной по цвету
краски и шилом формируются цветки «анютины глазки». Получившийся
рисунок переносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Анютины
глазки», лоток, веерная кисть, шило, гребень.
Тема 23. Загадка эбру (опыты, эксперименты с различными
материалами в качестве основы для выполнения рисунка в технике
«эбру»).
Практика. В лоток с водой добавляется небольшое количество из
подручных материалов: молока, канцелярского клея. Гуашь, масляная краска
растворяется в скипидаре, затем в воду аккуратно с помощью шило добавляются
нужные цвета и рисуются узоры. Получившийся рисунок переносится на
бумагу.
Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, молоко, клей
канцелярский, скипидар, гуашь, масляная краска.
Тема 24. Техника «Фантазийное эбру».
Практика. Применение одной техники не похожие на другую.
Получившийся рисунок переносится на бумагу. Правильная раскладка бумаги
для высыхания. Оформление рисунка в рамочку.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски,
бумага А-4,рамочка.
31

Тема 25. «Мир растений»
Теория. Первые образцы «эбру» цветов и растений, среди которых
тюльпан, гвоздика, полевой мак, фиалка, гиацинт, бутон розы и хризантема.
Практика. На поверхность воды с помощью шило наносится несколько
капель краски (при этом можно использовать три оттенка краски) так, чтобы
получились концентрические окружности разной величины. Затем тонким
шилом проводится несколько линий с внешней стороны окружности до центра
до тех пор, пока не образуется форма цветка. Стебель цветка рисуется из трех
окружностей, который состоит из несколько цветов: зеленого и фиолетовозеленого. Тонким шилом из центра окружности вверх проводится линия,
остальная часть круга делится на пять частей параллельно друг другу (справа
налево, слева направо), затем ведется линия по всему кругу, пока не образуется
стебель с листочками. Стебель соединяется с цветком, получается целостное
изображение. Получившийся рисунок переносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: «Мир растений» (видеоролик),
лоток, шило, краски.
Тема 26 «Космос».
Теория. «Космические путешествия».
Практика. На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью
разбрызгивается краска синего цвета, а за тем фиолетового. С помощью шило
производится «скручивание» краски (движение руки по спирали то в одну, то в
другую сторону). В нижней части композиции ставится желтая точка.
Получившийся рисунок переносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: «Космос» (видеоролик),
веерная кисть, шило, краски, лоток.
Тема 27«Морской мир»
Теория. Творчество художника - мариниста Ивана Константиновича
Айвазовского.
Практика. Краска холодных цветов (синяя, голубая, темно-синяя, белая)
разбрызгивается веерной кистью по водной глади, затем с помощью шила или
заостренной бамбуковой палочкой по каплям проводятся линии параллельно
друг другу.
Получившийся рисунок переносится на бумагу. Оформление рисунка в
рамочку.
Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Картины Ивана
Константиновича Айвазовского»; лоток, веерная кисть, шило, краски, бумага А4,рамочка.

32

Приложение 6
Календарно-тематическое планирование на учебный год
№

Название темы занятия

Колич
ество
часов

Дата по
расписанию
По
плану

По
факту

Форма
аттестации
/
контроля

Примечание
(корректиров
ка)

сентябрь

Вводное занятие. Инструктаж по
технике
безопасности
в
объединении.
Раздел 1.Введение в тему.
2 Диагностика знаний и умений детей.
1

3

4
5
6
7
8

Знакомство с художественными
материалами и оборудованием. Виды
карандашей и кистей, краски
акварельные, гуашь.
Свойства красок. Основные цвета.
Цветовой круг. Холодные и теплые
цвета.
Времена года»
«Времена года»
Волшебный мир ЭБРУ.
Оборудование, материалы и краски
для «Эбру»
«Звезды в небе»

9
Итого за месяц, в том числе:
10
11
12
13
14
15
16
17

Раздел 2.РИСУНОК
Волшебная линия.
«Линейное изображение животных»
Точка. Пятно.Форма.
Геометрические фигуры
Несложные и сложные формы.
Несложные формы
Изображение сложных форм.
Изображение
сложных
форм.
Самостоятельная работа.
Контраст форм.

18
Итого за месяц, в том числе:
19

«Домашние животные»

1

2

Тест

1

2
1
2
1
2
1
13
октябрь
1
2
1
2
1
2
1
2
1
13
ноябрь
2

33

20
21
22
23
24
25
26

Рисунок. Построение несложных
фигур.
Построение фруктов из
геометрических форм
Построение овощей из
геометрических форм
Рисунок. Построение сложных фигур.
Построение вазы из геометрических
фигур
.Рисунок. Виды штриховки
карандашом.
Построение геометрических форм с
штриховкой

Итого за месяц, в том числе:
27
28
29
30
31
32
33
34

Рисунок. Виды натюрмортов.
Построение осеннего натюрморта с
овощами и фруктами
Рисунок. Тональность в штриховке.
Штриховка Осеннего натюрморта
Орнамент.
Виды орнамента. Изображение
растительного орнамента.
Аппликация Дизайн новогодней
открытки.
Выполнение открытки с новогодним
натюрмортом

Итого за месяц, в том числе:
Итого за I полугодие, в том числе:

РАЗДЕЛ 3. НЕТРАДИЦИОННЫЕ
ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ.
35
Пальчиковая живопись.
Зимний пейзаж
Монотипия – оттиск изображения.
36
-Кляксография. «Микро мир»
ЭБРУ. Приготовление раствора.
37 Способы создания фона на растворе.
Способы создания рисунка при
помощи шила на основе круга, точки,
тире, линии.
Перенос рисунка с водной глади на
39
бумагу.
Способ создания рисунка при
40
помощи гребня. «Цветы для мамы»
41 Путешествие
по водной глади
38

2
1
2
1
2
1
2
13
декабрь
1
2
1
2
1
2
1
2

Выставка
работ

12
51
январь
1

2

1

2

1
2
1

34

(выполнение практических заданий
на произвольную тему)
Итого за месяц

42
43
44
45
46
47
48
49

Мир природы и художественное
творчество. Создание творческой
работы на тему «Мир растений»
Волшебные узоры на воде
Фантазийное ЭБРУ.
Приемы разбрызгивания краски при
помощи кисти.
Освоение приёмов ЭБРУ. «Морской
мир»
Освоение приёмов ЭБРУ.
«Воздушные облака»
Творческая работа «Космос»
Магия рисования на воде (итоговое
занятие по теме).

Итого за месяц

10
февраль
2
1
2
1
2
1
2
1
12
март

РАЗДЕЛ 4. ЖИВОПИСЬ И
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО
50
Виды и особенности декоративноприкладного творчества
51

52

53
54
55
56

Живопись как язык цвета, цветное
изображение мира.
Качества и свойства бумаги. Игра
«Узнай на ощупь». Выполнение
аппликации из бумаги.
Виды бумаг Исследуем изображения
под микроскопом и лупой. Нарисуем
увиденное.
День воды. Акварельный натюрморт
Любимое животное
Пейзаж и его виды..

Итого за месяц
57
58
59
60
61
62
63

Сказочный лес.
Натюрморт как жанр.
Натюрморт в технике мозаика.
Пасхальный натюрморт
Великие художники мира.
Картины художников глазами детей.
Городской пейзаж.
Итого за месяц

2

1

1

2
2
1
2

11
апрель
1
2
1
2
2
1
2
11

35

май
64
65
66
67
68
69
70
71

Самостоятельная
работа
«Мой
родной край» (работа на пленэре)
Вид пейзажа «марина».
Черное море (работа различными
видами красок на пленэре)
Я- художник.
Краски вокруг меня (занятиепраздник)
Итоговое тестирование
Изготовление макета «Перекрёсток».
Юные художники Ялты (праздник).

Итого за месяц
Итого за II полугодие
Итого за год

2
2
1

выставка

2
1

тест

2
1
2
13
57
108

Приложение 7
Лист корректировки Программы
Дата
разработки/
Дата
внесения
изменений
2022 год

2023 год,
2024 год

На основании / в
соответствии

Приказ Министерства
образования, науки и
молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. №
1948 «О методических
рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ»

Внесённые
изменения (в
каком разделе
программы)
Разработка
программы

Кем внесены
изменения
(Ф.И.О.)
Колесникова В. И.

Откорректированы Колесникова В. И.
НПА, календарнотематическое
планирование;
приложение.

36

Приложение 8
План воспитательной работы
№
п/п

Дата
(месяц)
проведения

Место
проведения

Воспитание экологической культуры
1
сентябрь
Участие в экологической акции
2
октябрь
О безопасности в Интернете.
3
ноябрь
Знакомься: мой четвероногий
друг.
4
декабрь
Встреча с работниками МЧС
(пожарными)
5
январь
День заповедника
6

апрель

2

ноябрь

тренировка

3

февраль

тренировка

4

апрель

тренировка

Количе
ство
участн
иков

МБУДО «ДЭЦ»
МБУДО «ДЭЦ»
МБУДО «ДЭЦ»
МБУДО «ДЭЦ»

Горно-лесной
заповедник
Городская
территория

День Земли. Участие в
экологической акции.
Патриотическое воспитание
МБУДО «ДЭЦ»
1
ноябрь
Сила в единстве
МБУДО «ДЭЦ»
2
январь
Крым – наш общий дом
3
май
Героический
подвиг МБУДО «ДЭЦ»
защитников
Родины.
День
добрых
дел:
подготовка
буклетов для ветеранов.
Духовно-нравственное воспитание
МБУДО «ДЭЦ»
1
сентябрь
У искусства есть сердце.
МБУДО «ДЭЦ»
2
октябрь
Праздничная программа ко
Дню учителя
МБУДО «ДЭЦ»
3
ноябрь
Доброта в искусстве
МБУДО «ДЭЦ»
4
декабрь
Не такие как мы? (день
инвалидов)
5
февраль
Какой он, настоящий мужчина? МБУДО «ДЭЦ»
МБУДО «ДЭЦ»
6
март
Мама – главное слово
МБУДО «ДЭЦ»
7
май
Моя семья –моя опора
Воспитание безопасного поведения (ПДД, антитеррор,
противопожарная безопасность)
Территория
1
сентябрь
тренировка

Инструктажи по охране труда
1
сентябрь
вводный
2
сентябрь
первичный

МБУДО «ДЭЦ»
Территория
МБУДО «ДЭЦ»
Территория
МБУДО «ДЭЦ»
Территория
МБУДО «ДЭЦ»
МБУДО «ДЭЦ»
МБУДО «ДЭЦ»

37

целевой перед осенними
каникулами
4
декабрь
целевой перед зимними
каникулами
5
январь
повторный
6
март
целевой перед весенними
каникулами
7
май
целевой перед летними
каникулами
Конкурсные мероприятия
2
октябрь
Мы – Гордость Крыма
3
ноябрь
Сохраним можжевельники
Крыма
4
январь
Мир природы
7
апреля
Юннат
3

октябрь

МБУДО «ДЭЦ»
МБУДО «ДЭЦ»
МБУДО «ДЭЦ»
МБУДО «ДЭЦ»
МБУДО «ДЭЦ»

МБУДО «ДЭЦ»
МБУДО «ДЭЦ»
МБУДО «ДЭЦ»
МБУДО «ДЭЦ»

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».