Радуга красок

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБУДО «ДЭЦ»
от «27 » 08 2024 г.
Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ДЭЦ»
________________ Точенюк Ж.Ю.
«30» 08. 2024 г.
М.П.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Радуга красок»

Направленность: художественная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5-12 лет
Составитель, должность: Колесникова В.И.,
педагог дополнительного образования

г. Ялта
2024 г.
1

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга
красок» составлена на основе следующей нормативной базы:
− Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 22.06.2024 г.);
− Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 28.04.2023г.);
− Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (с изменениями на
25.01.2023г.);
− Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
− Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
− Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. №
642 (с изменениями на 15.03.2021 г.);
− Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
г. № 16);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (с изменениями на 21.04.2023 г.);
2

− Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (с изменениями на 30.12.2022 г.);
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года» (с изменениями на 15.05.2023 г.);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
− Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 14.04.2023 г.);
− Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
− Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
− Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030
года в Республике Крым»;
− Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
− Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
3

дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися
и их родителями (законными представителями)»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования,
для
реализации
приоритетных
направлений
научно
технологического и культурного развития страны»;
− Устав МБУДО ДЭЦ муниципального образования городской округ
Ялта Республики Крым, утверждённый Постановлением Администрации
города Ялта от 17.08.2021 № 2552-п;
− Локальный нормативный акт МБУДО «ДЭЦ» «Положение о
разработке
и
реализации
дополнительных
общеразвивающих
общеобразовательных программ в Муниципальном бюджетном учреждении
дополнительного образования «Детский экологический центр» муниципального
образования городской округ Ялта Республики Крым», утверждённое
приказом МБУДО «ДЭЦ» от 30.08.2023 № 98.
Направленность.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Радуга красок» (далее - Программа) имеет
художественную направленность. Она ориентирована на развитие общей и
эстетической культуры обучающихся, развитие художественных способностей
в избранном виде искусства, создание художественных образов,
самореализацию в творческой деятельности, формирование коммуникативной
культуры, выявление, поддержку и сопровождение одаренных детей.
Актуальность программы состоит в том, чтобы отвечать потребностям
современных детей в получении новых знаний, в знакомстве с новыми
методиками художественного творчества, одновременно способных дать почву
для экспериментирования и усиливающих взаимосвязь теоретической и
практической подготовки детей.

4

Современного ребенка сложно заинтересовать стандартным набором
наглядных материалов и методик, новое поколение требует новых идей в
творчестве. В процессе творческой деятельности с использованием
нетрадиционных техник учащиеся получат новые знания, сформируют умения
и навыки; будет организована исследовательская деятельность; в ходе
экспериментирования каждый может сделать своё маленькое открытие - как
цвет, например, может стать средством передачи настроения. Программа
отвечает актуальной теденции образования – развивать в ребёнке в процессе
художественной творческой практики способность эстетического отношения
миру.
Новизна программы в том, что она включает расширенный цикл
занятий по ознакомлению с нетрадиционными методиками как особым
способом художественного творчества. Такие методики очень привлекательны
для детей, так как открывают большие возможности выражения собственных
фантазий, способствуют самовыражению в целом. Основным, центральным
моментом ознакомления с нетрадиционным творчеством по данной программе
является ознакомление с основами уникального древневосточного рисования на
воде в технике «эбру». «Эбру» (Ebru) - это специальная графическая техника
для создания художественного впечатления за один шаг, при которой
получается красочный отпечаток изображения на бумаге с поверхности воды.
"Эбру" - это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной
жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате
чего получаются уникальные узоры, которые можно перенести на твердую
поверхность – бумагу, дерево, ткань, керамику. Техника "эбру" в
изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ, в том числе
возможность изменить творческую идею в процессе создания образа.
Отличительные особенности данной образовательной программы от
уже существующих в этой области заключаются в формировании у детей в ходе
художественного творчества
исследовательских навыков. При изучении
программы происходит знакомство со свойствами различных материалов,
овладение разнообразными способами практических действий – всё это влияет
на приобретение и развитие ручного мастерства. Еще одной отличительной
особенностью программы является принцип такого дозирования учебного
материала, который предполагает передачу новой информации небольшими
порциями, а вновь приобретенные знания сразу же закрепляются на практике.
Кроме того, Программа дает возможность каждому ребенку попробовать
свои силы в разных видах художественного творчества, выбрать приоритетное
направление и максимально реализовать себя в нем.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том,
что она не только помогает приобщить детей к изобразительному искусству и
творчеству, но и способствует развитию мыслительных способностей, учит их
5

чувствовать и замечать красоту в повседневном мире; пробуждает в детях
желание творить, преображать мир, создавать красоту своими руками,
достигать успеха. В процессе реализации Программы у детей развиваются
настойчивость и дисциплинированность; развиваются мелкая моторика рук и
координация движений; воображение и мышление. Учащиеся учатся творчески
работать как индивидуально, так и в команде.
Адресат программы - дети 5-12 лет. Потенциальные учащиеся
объединения должны проявлять интерес к любым видам и жанрам
изобразительного искусства, желательно интересоваться декоративноприкладным творчеством. Требований к начальной подготовке детей не
выдвигается.
Программа учитывает общие особенности детей этой возрастной группы:
повышенную активность, стремление к самостоятельной деятельности,
заметное уточнение сферы интересов и увлечений. Они активно начинают
интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя,
учебная деятельность приобретает смысл как работа по саморазвитию и
самосовершенствованию. В то же время в данной группе детей уделяется
внимание и различиям между ними.
У
детей
5-7
лет
восприятие
становится
осмысленным,
целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные
действия: наблюдение, рассматривание, поиск; им нравится работать вместе, а
развивающееся воображение помогает им быстрее адаптироваться в
окружающем мире, о котором они узнают из рассказов педагога.
У детей 8 – 10 лет идёт становление нравственной сферы личности;
эмоционально-волевая память и внимание приобретают произвольный
характер. Формируется переход от наглядно-образного и конкретнодейственного мышления к теоретическому мышлению; формируется
логическая память.
У детей 11- 12 лет формируются мотивы самосознания, взглядов,
убеждений,
мировоззрения,
так
как
происходит
функциональное
совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция
коры. Дети этого возраста направлены на познание себя, самокритичны,
проявляют склонность к подражательству. Характерная особенность детей
этого возрастного периода – ярко выраженная эмоциональность восприятия,
более развитая наглядно-образная память. Дети быстрее запоминают и прочнее
сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты,
чем определения, описания, объяснения – именно поэтому в программе больше
практического материала и творческих заданий.
6

Срок обучения по Программе: 1 год (36 недель). Летом программа не
реализуется, однако возможно обучение по краткосрочной программе
художественной направленности в рамках сезонной школы.
Объём программы: 2 часа в неделю, общий объем -72 часа.
Уровень Программы – ознакомительный (стартовый): на занятиях
происходит первоначальное освоение базовых знаний, умений и навыков.
Программа создаёт условия для интенсивной социальной адаптации детей
и направлена создание комфортных условий для последующего выявления
предпочтений и выбора деятельности ребёнка в дополнительном образовании.
Осуществляется развитие ценностно-смысловых, учебно-познавательных,
коммуникативных личностных компетенций; создаётся интерактивная
развивающая тематическая среда, соответствующая реализации программы
стартового уровня.
Форма обучения - очная. Дистанционное обучение возможно в
исключительных случаях - при приостановке образовательного процесса в
случае пандемии или другой чрезвычайной ситуации.
Форма проведения занятий - групповая с ярко выраженным
индивидуальным подходом.
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Образовательный процесс осуществляется в объединениях по интересам,
которые могут быть сформированы как из учащихся одного возраста (близких
возрастов), так и из учащихся разного возраста в пределах цифр, указанных для
адресата Программы. Набор производится на добровольной основе по
интересам, и учащиеся, как правило, распределяются по группам
преимущественно в зависимости от смены обучения в школе и с учётом
пожелания ребенка.
Количество обучающихся в группе - от 10 до 16 человек. В течение года
может проводиться дополнительный набор в объединение – тогда могут быть
зачислены дети, не занимавшиеся в группе ранее, но успешно прошедшие
собеседование. По темпераменту, характеру, способностям учащиеся
объединения могут быть разными. В результате группы могут быть
созданы:1) по разновозрастному принципу с тем, чтобы старшие и опытные
могли выступать в качестве наставников и консультантов для младших; 2) для
детей возраста 5-7 лет, 3) для детей возраста 8-10 лет, 4) для детей возраста 1112 лет. Календарно-тематическое планирование в объединениях младшей
возрастной и старшей возрастной групп одинаковое, но занятия могут
различаться формами, уровнем сложности подачи материала и творческих
заданий.
7

Занятия проводятся малыми группами или всем составом в соответствии
с тематическим календарным планированием. С учётом возрастных
особенностей и степени подготовленности детей предлагаются задания,
различные по степени сложности исполнения.
Вне зависимости от возрастной категории учащиеся, занимающиеся по
программе «Радуга красок», имеют равные возможности для проявления своих
творческих способностей. Занятия по программе, учитывая возрастные
особенности детей,
обеспечивают «ситуацию успеха», что создает
благоприятные условия для социализации ребенка.
Режим занятий: 1 раз в неделю в объёме 2 академических часов (по 45
мин.) с обязательным перерывом не менее 10 минут (перемены активные,
проводятся преимущественно на свежем воздухе). В каникулярное время
занятия могут проходить по особому расписанию и в других формах.
1.2. Цель Программы - развитие индивидуальных и творческих
способностей, самореализация личности учащегося на основе формирования
творческого интереса к различным видам изобразительного и декоративноприкладного искусства.
Задачи программы
Личностные:
- формировать способности к самоорганизации;
- формировать культуру общения и поведения в социуме;
- воспитывать навыки ведения здорового образа жизни;
- формировать трудолюбие, добросовестное отношение к делу,
инициативность, любознательность, уважение к чужому труду и результатам
труда;
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию разных
народов.
Метапредметные:
- формировать умение работать в коллективе;
- развивать умение управлять своей деятельностью, контролировать,
анализировать;
- формировать навыки работы с разнообразными материалами, соблюдения
техники безопасности при работе и организации рабочего места;
- формировать и развивать умения логических операций (суждение, обобщение,
сравнение);
- расширить культурный кругозор учащихся.
Образовательные (предметные):
- способствовать овладению учащимися специальной терминологией,
технологической грамотностью;
- сформировать познавательный и творческий интерес к декоративно –
прикладному творчеству и изобразительному искусству;
8

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру» и
обучить различным техническим навыкам при работе с красками Эбру для
создания картин на воде с учетом смешения красок, использования симметрии,
создания ритма,
- развивать у учащихся способности решать творчески-развивающие задачи;
-формировать у учащихся навыки создания творческих проектов.
1.3. Воспитательный потенциал Программы. Воспитательный
потенциал программы заключается, прежде всего, в формировании у детей
умения чувствовать красоту окружающего мира и создавать отклик на него на
бумаге и в других материалах. Содержание программы способствует также
воспитанию патриотизма, ответственности за сохранение духовного мира своих
предков, уважению к традициям культуры разных народов.
В работе над прекрасным развивается ценностное отношение к человеку,
к семье; эстетическое воспитание содействует этическому. Воспитательный
потенциал программы будет реализован также через подготовку творческих
работ для участия в выставках, конкурсах, участие детей в экологических и
благотворительных акциях. В воспитательной работе широко используются
такие методы, как убеждение, мотивация, поощрение.
Таким образом, Программа, приобщая детей к миру искусства, выполняет
очень важную образовательную функцию формирования личности, что
является незаменимым инструментом развития современного поколения детей.

Содержание программы
1.4. Учебный план
№
п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Теория

Практика

1

1

1

-

2

Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности в
объединении.
Раздел 1.Введение в тему.

11

3

8

3

Раздел 2.РИСУНОК

12

4

8

РАЗДЕЛ 3.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ
ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

20

5

15

Нетрадиционные техники

4

Формы
аттестации/
контроля
Входной
контроль
Тест устный
Рисунок
Практическое
задание
Тест устный
Рисунок
Практическое
задание
Практическое
задание

1

3
9

Техника «Эбру»
РАЗДЕЛ 4.
ЖИВОПИСЬ И
ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО
Живопись
Декоративно-прикладное
искусство

16
26

4
7

12
19

18
8

4
3

14
5

Раздел 5. Подведение
итогов года.
Всего:

2
72 ч

2
20ч

Тест устный
Рисунок
Практическое
задание

Выставка
работ

52 ч

1.5. Содержание основных разделов программы
Вводное занятие- 1 час.
Теория (1 час).
Инструктаж по технике безопасности в объединении
Правила поведения в учреждении дополнительного образования до
занятий, на переменах, на занятиях, по окончании занятий. Правила техники
безопасности в кабинете.
Техника безопасности в объединении. Организация рабочего места.
Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
Раздел 1. Введение в тему – 11 часов
Теория (3 часа).
1.1.Основные темы и практические задания кружка. Диагностика знаний
и умений детей.
Беседа, тестирование.
1.2. Свойства красок.
1.2.1.Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность
использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость
смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
1.2.2.Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с
различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и
влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
1.2.3. ЭБРУ. Основные материалы и инструменты для рисования на воде.
1.3. Основные цвета.
Желтый, красный и синий цвета - основные (базовые) цвета, которые
образуют середину (основу) цветового круга
Цветовой круг. Холодные и теплые цвета.
Практика (8 часов).
Выразительные свойства акварели, гуаши. Смешение красок. Основные
цвета. Работа с красками. Экспериментирование в работе с акварелью (снятие
10

краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных
клякс).
Упражнение «Кто составит больше оттенков одного цвета»
Эксперименты с красками и водой. Упражнение на зрительную и
ассоциативную память «Холод – тепло», Игра «Холодные и теплые цвета»,
«Угости гномов Фруктами и овощами». Техника «Эбру». Пошаговое
использование материалов, инструментов, красок, раствора для рисования на
воде. Способы нанесения красок на поверхность воды с использованием
цветовых контрастов. Перенос изображения с водной глади на бумагу.
Раздел 2. «Рисунок».12 часов
Теория (4 часа).
2.1. Волшебная линия. Классификация линий: короткие и длинные,
простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый,
спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
2.2. Точка. Точка. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание
карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер» точек: жирные и
тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы.
2.3. Пятно. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен».
Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание
пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом
на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на
лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно,
полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
2.4. Форма. Понимание формы предмета. Знакомство с различными
видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их
изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
2.5. Контраст форм. Контраст форм на примере осенних листьев и
деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие
«растительного царства»; различные природные формы и их строение).
Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.
2.6. Рисунок. Рисунок как непосредственный вид искусства.
Перспектива. Светотень. Рефлекс. Рисунок простым карандашом, фломастером,
шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Практика (8 часов). Рисунок простым карандашом, фломастером,
пастелью, восковыми мелками. Выполнение заданий: «Геометрические
фигуры», «Осенние листья», «Осенний натюрморт из овощей и фруктов»,
«Домашние животные». Выполнение заданий: «Несложные формы»,
Выполнение заданий: «Натюрморт», «Осенний натюрморт». «Калейдоскоп
красок». Придумывание примеров подобия форм в природе, народном
искусстве и архитектуре. Народные традиции и создание рисунков.
Раздел 3. «Нетрадиционные техники рисования». 20 часов
3.1. Нетрадиционные техники рисования (4 часа)
11

Теория (1 час)
Универсальность использования нетрадиционных техник рисования.
Демонстрация необычных сочетаний материалов и инструментов. Достоинства
нетрадиционных техник.
Отдельные
виды
нетрадиционных
техник:
монотипия,
кляксография, пальчиковая живопись. Их своеобразие и отличительные
признаки.
Практика (3 часа). Практические задания по использованию
теоретических сведений о нетрадиционных техниках рисования.
Выполнение упражнений на применение нетрадиционных техник рисования.
Пальчиковая игра: “Пять и пять”. Игра-головоломка «Дополните изображение».
Игра «Найди среди произведений искусства…» Плакат-коллаж «Что мы
умеем», «Подбери заплатки».
3.2. Техника ЭБРУ (16 часов)
Теория (4 часа)
Овладение техническими приемами ЭБРУ (регуляция силы движений,
определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и
направление движения руки при рисовании. Рисование на воде. Перенос
изображения с водной глади на бумагу. Правильная раскладка ткани для
высыхания. Приготовление раствора с помощью воды и загустителя. Создание
простейших фонов на поверхности воды с помощью краски. Основные приемы
при разбрызгивании краски на поверхности воды «крупно» и «размашисто» и
отработка их выполнения. Способы создания рисунка при помощи шила на
основе круга, точки, тире, линии. Перенос рисунка с водной глади на бумагу.
Приемы отрыва бумаги от поверхности воды с сохранением отпечатка рисунка.
Практика (12 час). Выполнение заданий: «Цветы для мамы», «Мир
растений», «Космос», «Морской мир», «Масленица», «Микромир».
Применение рисунков, полученных с помощью техники «Эбру», в работе
дизайнеров и художников.
Раздел 4.
«Живопись и декоративно-прикладное творчество» (26 часов).
Живопись.
Теория (4 часа).
4.1. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира.
Отождествление художника и волшебника в древние времена. Различение
основных жанров живописи.
4.2. Пейзаж. Изображение природы в первозданном или в
преображенном человеком виде. Знаменитые пейзажи русских художников.
4.3. Марина. Сначала-вид автономного жанра пейзажной живописи в
Голландии в начале XVII в. Изображение морских видов и событий,
происходящих на море, в том числе морские сражения и круизы. Русский
художник И.Айвазовский.
4.4. Анималистика. В основе жанра — изображение диких и домашних
животных, птиц, пресмыкающихся. Художники-анималисты.
12

4.5. Натюрморт - изображение «мертвой натуры»: дичи и рыбы,
фруктов, овощей, букетов цветов, предметов быта (инструментов, посуды).
4.6. Портрет и жанровая живопись.
Практика (14 часов)
Декоративно-прикладное искусство.(8 часов).
Теория (3 часа). Виды декоративно-прикладного искусства. Предметы
прикладного искусства и декоративного творчества. Практическое
употребление предметов декоративно-прикладного творчества в жизни. Связь
декоративно-прикладного искусства с производством. Мастерство художника.
Эстетическая ценность изысканного декора. Орнамент. Отражение
человеческого мира в орнаменте.
Стилизация. Декоративная композиция.
Декоративная живопись.
Оформительское искусство - область декоративного искусства.
Волшебные свойства бумаги. Аппликация. Оригами. Скрапбукинг.
Оформление альбомов путем вырезания и наклеивания картинок для
украшения страниц.
Практика (5 часов).
Создание поделок в технике скрапбукинг. Использование аппликаций, оригами.
Творческие проекты по теме «Декоративно – прикладное искусство».
Итоговое занятие (2 часа). Представление творческих проектов.
Планируемые результаты.
Предметные результаты.
По окончании реализации программы ученик будет знать:
-отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного
искусства; особенности декоративно-прикладного творчества;
- ведущие элементы и понятия изобразительной грамоты – линию, штрих,
тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые
цвета; линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
- основы цветоведения, азы рисунка, живописи;
отдельные
произведения
выдающихся
мастеров
русского
изобразительного искусства прошлого и настоящего.
- основные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
Ученик будет уметь:
- организовывать место занятий;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов;
- взаимодействовать и работать в группе;

13

- выполнять несложные декоративные и оформительские работы на
заданные темы;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и
пространственное положение предметов;
Личностные результаты. Учащиеся научатся:
- видеть красоту природы, человека, своей Родины;
- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления
окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения, не умаляя
достоинств собеседника;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
- понимать необходимость добросовестного отношения к общественнополезному труду и учебе;
- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися,
прислушиваться к их мнению;
Метапредметные результаты. Учащиеся смогут
- самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
- анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
степень выполнения учебной задачи;
- развить свою способность к сотрудничеству,
- понимать намерения и интересы взаимодействующих с ними людей,
соблюдать правила общения.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарный учебный график.

Дата
начала
учебного
года

Дата
окончан
ия
учебног
о
года

Количеств
о
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Каникулярное

время.

14

31.05.

17

Летние каникулы

Весенние каникулы

Осенние каникулы

Во втором полугодии

В первом полугодии

Во втором полугодии

В первом полугодии

Во втором полугодии

В первом полугодии

01.09.

19
17 19
34 38
В летнее время Программа не реализуется.

Во время осенних и весенних школьных каникул занятия проводятся в соответствии с учебным
планом. Во время летних каникул могут реализовываться краткосрочные общеобразовательные
общеразвивающие дополнительные программы в очном и (или) дистанционном режимах.

Формы контроля/аттестации
Входной контроль

Тест

Сроки аттестации
(№ учебной недели)
1

Текущий контроль

Тест, практическое задание

6; 12; 22

Промежуточная
аттестация за 1
полугодие
учебного года
Итоговый контроль

Выставка

16

Выставка
Тест

35
36

2.2. Условия реализации Программы.
2.2.1. Кадровое обеспечение Программы.
Программу реализует педагог, имеющий художественное педагогическое
образование, соответствующий требованиям профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования для детей и взрослых».
2.2.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации Программы в образовательном процессе используются:
1. Помещение, оборудованное мебелью для детей, учебной доской,
экраном и техникой: компьютером, принтером, мультимедийным проектором,
МФУ, мультимедийной доской;
2. Наглядные пособия. Используется наглядный материал следующих
видов:
1) натуральный: образцы материалов, плоды и овощи, предметы интерьера,
посуда и др.;
15

2) объемный: макеты и муляжи растений и их плодов, гипсовые
геометрические фигуры, гипсовые орнаменты и др.;
3) схематический: рисунки, плакаты; таблица по теме «Цветоведение»;
4) картинный и картинно-динамический: картины и иллюстрации в
соответствии с темами учебного плана, слайды, фотоматериалы;
5) смешанный (видеозаписи);
6) дидактические пособия: тесты, практические задания; настольнопечатные игры: «Выставка картин», «Чья картина», «Времена года» и др.;
раздаточный материал: наборы карточек в соответствии с темами программы;
7) оборудование
для исследования (микроскопы, лупы,
образцы
материалов);
8) интернет-ресурсы.
3.Для ознакомления с техникой «Эбру» используется
комплект « Готовое решение – Акватория»:
3.1. Стол учителя (с крышкой) для демонстрации работы, на опорах, со
светодиодной подсветкой, из мдф, размер 600*400 с большим поддоном для
рисунка (формат А3)
3.2. Стол-планшет "ВОДНАЯ ФАНТАЗИЯ" (с крышкой) для индивидуальной
работы учащихся, со светодиодной подсветкой, из мдф, с поддоном для
рисунка (формат А4) - 6 шт.
3.3. Штатив - стойка треножник - 1 шт.
3.4. Веб-камера Defender C-2525HD 2MP - 1 шт.
4. Материалы и инструменты: акварельные краски, гуашь; белая и цветная
бумага; восковые и масляные мелки, свечи; ватные палочки; поролоновые
печатки; коктейльные трубочки; матерчатые и бумажные салфетки; стаканы
для воды; кисти; карандаши и др.
2.2.3. Методическое обеспечение программы
Обучение по Программе осуществляется в очной форме, поэтому
основные виды деятельности связаны с общением детей в групповой и
индивидуально-групповой формах организации образовательного процесса.
В соответствии с возрастом учащихся, чтобы занятия были
увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и
удовлетворения, создаются такие условия для проведения образовательного
процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность
переплетается со зрелищно-игровым процессом. Такая установка помогает
выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности
каждого ребенка, ведь дети принимаются в объединение с разной степенью
одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки.
16

Игра в этом плане имеет особое значение. Игра объединяет детей,
содействует формированию детского коллектива. С этой же целью
используются практические задания, выполнение которых предполагает
организацию коллективной работы. Для активизации детей используются
задания-игры на развитие фантазии и воображения.
Среди наиболее часто выбираемых форм организации учебных занятий –
беседа, игра, праздник, практическое занятие.
В работе с детьми используются методики мониторинга усвоения детьми
учебного материала, методика анализа результатов деятельности, методика
организации массового мероприятия, так как программа содержит конкурсы,
выставки, праздники и как форму организации занятия, и как форму контроля.
Эффективно используются словесный и наглядный методы, что
подтверждается разнообразными средствами УМК. Поощрение и мотивация,
упражнение и стимулирование - основные методы воспитания младших
школьников.
В зависимости от целей и задач занятий используются педагогические
технологи индивидуализации и дифференциации обучения, группового
обучения, коллективного взаимообучения, развивающего обучения, игровой
деятельности,
коммуникативная
технология
обучения,
технология
коллективной творческой деятельности.
Используемые приёмы и методы.
• Практические методы: упражнения, игры, использование разнообразных
творческих заданий.
• Словесные методы: рассказы, беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация; словесные приемы (объяснение, пояснение,
педагогическая оценка).
• Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ
образца, показ способов выполнения и др.
• Для эмоционального настроя – использование музыкальных произведений.
Алгоритм учебного занятия. Каждое занятие по программе содержит вводную
часть, основную и заключительные части. Вводная часть: приветствие,
сообщение темы занятия, мотивация на активную работу. Основная часть
включает в себя теорию и практику: изучение намеченного теоретического
материала продолжаются освоением практики - закреплением изученного в
различных формах: рисование, ролевые и деловые игры, развлечения и др. В
зависимости от объёма теории или практики занятия делятся на практические
или теоретические. Дидактические материалы используются при проведении
любых занятий. Завершаются занятия обсуждением сделанного, различными
формами рефлексии; при необходимости комментируется домашнее задание.
17

Алгоритм занятия по технике «Эбру» обязательно включает в себя
проверку оборудования и подготовку растворов для работы.
2.3. Формы аттестации/контроля
С учётом возрастных и психологических особенностей младшего
школьного возраста формами аттестации учащихся, осваивающих данную
Программу, являются: входной контроль, текущий контроль (тестирование),
промежуточный контроль (выставка), итоговый контроль (выставка в ходе
праздника).
Входной контроль проводится при наборе или на начальном этапе
формирования коллектива, изучаются отношения ребенка к выбранной
деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные
качества ребенка; выявляется своеобразие каждого из детей.
Текущий контроль – проводится в течение года, возможен на каждом
занятии; определяет степень усвоения учащимися учебного материала,
позволяет педагогу подобрать наиболее эффективные методы и средства
обучения. При реализации Программы проводится, как правило, в форме
наблюдения, теста, практического задания.
Промежуточный контроль проводится по окончании изучения темы,
модуля, полугодия; с его помощью изучается динамика освоения предметного
содержания, личностного развития ребёнка, взаимоотношений в коллективе.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе с целью
определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка, его
творческих способностей, определения результатов обучения, ориентирования
на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.
Итоги текущего и итогового контроля заносятся в лист наблюдений
исходя из разработанных критериев (критерии и оценочные материалы
размещены в Приложении к Программе). По результатам итогового контроля –
с учётом достижений и степени развития личностных качеств учащихся даются рекомендации детям и их родителям (законным представителям).
Оценка качества обучения производится различными методами и
средствами в основном, это:
 результаты выполнения творческих заданий;
 результаты тестов;
 результаты конкурсов (различного уровня), участия в акциях;
 учёт личных достижений каждого обучающегося;
 участие ребёнка в выставке.
В основу оценивания результатов положена пятибалльная система оценки,
которая затем переводится в систему уровней:
- 5 баллов ставится за 75-100 % правильное выполнение заданий (высокий
уровень);
- 4 баллов ставится за 74-50 % правильное выполнение заданий (достаточный
18

уровень);
- 3 балла ставится за 49-25% правильное выполнение заданий (средний
уровень);
- 2-1 баллов ставится менее 25% за правильное выполнение заданий (низкий
уровень).
2.4. Список литературы
Литература для педагога
1. Иванова О.Л., И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; М.: Сфера,2015.
2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб.пособие для
студентов вузов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 144 с.
3. Медведева, Е.А., Артпедагогика и арттерапия в специальном
образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М.
Академия, 2013.
4. Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] //
Инновационные
педагогические
технологии:
материалы
IVмеждунар.науч.конф. - г. Казань: Бук, 2016.-62- 65с.
5.
Цквитария
Т.А.,
Нетрадиционные
техники
рисования.
Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2015.-128с.
6. Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде»
7. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.math-solution.ru/booklist/artDraw/painting
8. Основы живописи - Паррамон Хосе М. - 1994г. [Электронный ресурс] .
- Режим доступа: https://www.math-solution.ru/books/9191
9. Основы рисования - Альберта Г., Вульф Р. - 2001г. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://www.math-solution.ru/books/9194
10. Основы рисунка - Могилевцев В.А. - 2007г. [Электронный ресурс] . Режим доступа: https://www.math-solution.ru/books/9195
11. Пленэр. Наброски, зарисовки, этюды - Тютюнова Ю.М. - 2012г.
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
https://www.mathsolution.ru/books/9202
12. Рисовать? Легко! Как нарисовать все, что угодно - Линлей М. - 2014г.
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
https://www.mathsolution.ru/books/9214
13. Рисуем акварелью. От азов мастерства к тончайшим нюансам Батталини Т. - 2007г. [Электронный ресурс].

19

14. Рисунок - Вавилин В.Ф., Вавилин В.В. - 2004г. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.math-solution.ru/books/9219
15. Электронные ресурсы:
http://ebru-art.ru/
http://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/
http://ru.wikipedia.
Электронные ресурсы для детей.
1. Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде».
2.100 Великих художников [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://booksonline.com.ua/view.php?book=143915;
Литература для родителей
1. Иванова О.Л., И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка. - СПб: Речь; М.: Сфера, 2015.

20

Приложения к Программе
Приложение 1.

Методическая разработка по ознакомлению учащихся
с видом нетрадиционной техники – ЭБРУ
Тема 1. «Приготовление раствора. Способы создания фона на
растворе»
Теория. Отличительные особенности техники ЭБРУ.
Практика. Приготовление раствора с помощью воды и загустителя –
приготовление экстракта «гевен». Создание простейших фонов на поверхности
воды с помощью краски.
Методическое и техническое оснащение: экстракт «гевен», лоток,
кисть, акварельная краска, гуашь.
Тема 2 «Магия рисования на воде»
Практика: Овладение техническими приемами (регуляция силы
движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять
размах и направление движения руки при рисовании. Рисование на воде.
Перенос изображения с водной глади на бумагу. Правильная раскладка ткани
для высыхания.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, акварельные
краски, стаканчик-непроливайка.
Тема 3 «Приемы разбрызгивания краски на поверхность воды «крупно и
размашисто» при помощи кисти»
Теория: Основные приемы при разбрызгивании краски на поверхности
воды «крупно» и «размашисто» и отработка их выполнения.
Практика: Выполнение приемов разбрызгивания «крупно» и
«размашисто» на поверхности воды акварельными и масляными красками.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, краски,
стаканчик-непроливайка.
Тема 4 «Способы создания рисунка при помощи шила на основе круга,
точки, тире, линии»
Практика: Выполнение легких, круговых движений, точек, прямых
линий по водной глади с помощью шило. Рисование на воде с помощью шило.
Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, акварельные
краски.
Тема 7 «Способ создания рисунка при помощи гребня»
Практика: Разбрызгивание краски «размашисто» и «крупно» на
поверхности воды для выполнения чешуйчатого узора при помощи гребня.
21

Методическое и техническое оснащение: лоток, раствор, краски,
гребень.
Тема 8. «Перенос рисунка с водной глади на бумагу»
Практика: Приемы отрыва бумаги от поверхности воды с сохранением
отпечатка рисунка.
Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, краски, кисть,
бумага А-4.
Тема 9. Обобщение «Путешествие по водной глади»
Практика: Способы нанесения краски на поверхность воды с
использованием цветовых контрастов. Перенос изображения с водной глади на
бумагу.
Методическое и техническое оснащение: лоток, краски, кисти, шило,
бумага А-4.
Тема 10. Техника рисования на воде «Волшебство с красками»
Практика: Разбрызгивание краски «ArtDeco» (далее краски), на
поверхность воды с помощью веерной кисти (получившийся рисунок схож с
облаками, которые только, что опустились с небес и оставили свой
неповторимый отпечаток на бумаге). Причудливые переходы с одного цвета на
другой дают эффект волнообразности и ветра. Перенос изображения с водной
глади на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: «Техника рисования
«Облако» и «Ветер»(видеоролик), лоток, кисти, шило, краски.
Тема 11. Техника рисования на воде в технике «Воздушные облака»
Практика: Показ различных приемов и способов рисования в технике
«Облако» и«Ветер». Оформление рисунков в рамочки.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисти, краски, шило,
бумага А-4, рамочки.
Тема22 «Цветы для мамы»
Практика: Рисуют цветок «Анютины глазки» (Виола трико лор).
На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью
разбрызгиваются краски, затем шилом рисуются абстрактные линии и гребнем
проводятся по рисунку. С помощью шило и зеленых окружностей рисуется
стебель. На полученный стебелек наносятся несколько капель разной по цвету
краски и шилом формируются цветки «анютины глазки». Получившийся
рисунок переносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Анютины
глазки», лоток, веерная кисть, шило, гребень.
Тема 23.«Загадка эбру» (опыты, эксперименты с различными
материалами в качестве основы для выполнения рисунка в технике «эбру»)
Практика: В лоток с водой добавляется небольшое количество из
подручных материалов: молока, канцелярского клея. Гуашь, масляная краска
растворяется в скипидаре, затем в воду аккуратно с помощью шило
добавляются нужные цвета и рисуются узоры. Получившийся рисунок
переносится на бумагу.
22

Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, молоко, клей
канцелярский, скипидар, гуашь, масляная краска.
Тема 24. Техника «Фантазийное эбру»
Практика: Применение одной техники не похожие на другую.
Получившийся рисунок переносится на бумагу. Правильная раскладка бумаги
для высыхания. Оформление рисунка в рамочку.
Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски,
бумага А-4,рамочка.
Тема 25«Мир растений»
Теория: Первые образцы «эбру» цветов и растений, среди которых
тюльпан, гвоздика, полевой мак, фиалка, гиацинт, бутон розы и хризантема.
Практика: На поверхность воды с помощью шило наносится несколько
капель краски (при этом можно использовать три оттенка краски) так, чтобы
получились концентрические окружности разной величины. Затем тонким
шилом проводится несколько линий с внешней стороны окружности до центра
до тех пор, пока не образуется форма цветка. Стебель цветка рисуется из трех
окружностей, который состоит из несколько цветов: зеленого и фиолетовозеленого. Тонким шилом из центра окружности вверх проводится линия,
остальная часть круга делится на пять частей параллельно друг другу (справа
налево, слева направо), затем ведется линия по всему кругу, пока не образуется
стебель с листочками. Стебель соединяется с цветком, получается целостное
изображение. Получившийся рисунок переносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: «Мир растений» (видеоролик),
лоток, шило, краски.
Тема 26 «Космос»
Теория: «Космические путешествия».
Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной
кистью разбрызгивается краска синего цвета, а за тем фиолетового. С помощью
шило производится «скручивание» краски (движение руки по спирали то в
одну, то в другую сторону). В нижней части композиции ставится желтая точка.
Получившийся рисунок переносится на бумагу.
Методическое и техническое оснащение: «Космос» (видеоролик),
веерная кисть, шило, краски, лоток.
Тема 27«Морской мир»
Теория: Творчество художника - мариниста Ивана Константиновича
Айвазовского.
Практика: Краска холодных цветов (синяя, голубая, темно-синяя, белая)
разбрызгивается веерной кистью по водной глади, затем с помощью шила или
заостренной бамбуковой палочкой по каплям проводятся линии параллельно
друг другу.
Получившийся рисунок переносится на бумагу. Оформление рисунка в
рамочку.

23

Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Картины Ивана
Константиновича Айвазовского»; лоток, веерная кисть, шило, краски, бумага
А-4,рамочка.

Приложение 2
Оценочные материалы
1. Опросные листы.
Тест «Что я знаю о живописи и рисунке».
№
п\п

Вопрос

Да

1

Знаешь ли ты, что такое живопись?

2

Знаешь ли ты, что используют художники при создании
картин?

3

Знаешь ли ты великих художников?

4

Знаешь ли ты что такое краски?

5

Знаешь ли ты, какие краски существуют?

6

Знаешь ли ты, как называются цвета?

7

Знаешь ли ты, что изображают на натюрморте?

8

Знаешь ли ты, почему человеку нужно воображение?

9

Знаешь ли ты, что такое рисунок?

Нет

Протокол результатов теста «Что я знаю о живописи и рисунке»
№
п/п

Ф.И. ребенка

№ вопроса

Ответы в начале
изучения
Да

Нет

24

Обработка и интерпретация результатов тест.
За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл.
Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося
выражена направленность знаний по изучаемому вопросу.

Приложение 3
Методические материалы
Ролевая игра «ВЫСТАВКА КАРТИН»
Цель: учить распознавать детей жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт,
составлять рассказ по картине.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: воспитатель поручает двум ребятам из репродукций,
отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставку. Пока они
работают, остальные дети выступают в качестве экскурсоводов – придумывают
рассказ по следующему плану:
- Почему эти произведения размещены таким образом? (У них общая тема; они
одного жанра - пейзаж, портрет или натюрморт)
- Какое произведение понравилось и почему? Какие средства художественной
выразительности использовал автор? (Цвет, композиция, передача настроения)
Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил
картины, подобрал их по темам, жанру, цветовому сочетанию.
Значок «Лучший экскурсовод» получает дошкольник, составивший наиболее
интересный и последовательный рассказ о картине (согласно предложенному
плану), а также верно ответивший на вопросы детей.
Значок «Лучший зритель» получает тот, кто задал самый интересный
вопрос.
Ребёнок, получивший значок «Лучший оформитель», имеет право выбрать
двух первых экскурсоводов из группы детей. После прослушивания их
рассказов дети определяют лучшего, вручают ему значок «Лучший
экскурсовод», и он выбирает следующую пару экскурсоводов из числа ребят,
задавшие интересные вопросы.
Конспект занятия "Волшебные превращения»
Цель: развитие познавательного интереса детей. Создание условий, в которых
ребёнок становится самостоятельным субъектом поисковой деятельности.
Задачи: показать опытным путем, как можно получить новые цвета и оттенки
спектра путем смешивания основных цветов. Учить наблюдать, делать выводы.
Способствовать формированию умения находить способы решения различных
25

проблем с помощью экспериментов, делать выводы на основе практических
опытов. Заинтересовать детей смешиванием красок для получения другого
цвета. Показать последовательность и приёмы смешивания, поупражнять детей
в этом.
Материалы и оборудование: Гуашь: красная, желтая, синяя, белая.
Баночки стеклянные, пипетки, тарелочки для смешивания, стаканчики с водой,
бумажные салфетки. Мольберт с приколотым на нем белым цветком,
поролоновые губки для печатания, губки. Карта-схема смешивания цветов.
Квадраты 10х10 см. из цветной бумаги красного, желтого, синего, оранжевого,
зеленого, фиолетового цвета. Магнитная доска с магнитами.
Для игры: цветные жетоны на ленточках (по три каждого цвета, цветные
флажки (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый), четыре обруча.
Ход занятия:
Дети заходят в кабинет и встают полукругом. Кол-во детей 9-15.
Действия педагога
Действия детей
В: Ребята, посмотрите, у нас в группе сегодня гости,
-Здравствуйте,
поздороваемся с ними.
дети!
В: Ребята, посмотрите на мольберт: что вы на нем видите?
Да, здесь приколот цветок. Какой он?
-Цветок. Он
Как вы думаете, чего не хватает этому цветку?
нераскрашенный,
бесцветный.
В: В какие цвета вы их хотели бы раскрасить? У вас есть
любимые цвета? Назовите.
В: Но вот беда: у нас всего три цвета: красный, желтый,
-Называют.
синий. Нам явно не хватает цветов, не так ли?
-Да.
В: Ребята, я вам открою секрет: среди красок есть главные
или основные цвета, и те, которые получаются при их
смешивании. Так вот, красный, желтый и синий- это
ОСНОВНЫЕ цвета.
А если смешивать краски, то в результате
получаются другие цвета, или неосновные или
производные. Это очень удобно, ведь для того, чтобы
нарисовать красочную картинку, не обязательно иметь
большую палитру с красками: многие цвета можно
получить с помощью смешивания. Вот этим мы сегодня и
займемся: получением новых красок.
В: Присаживайтесь за столы.
(Перед детьми баночки с растворами трех цветов, а
также четыре пустых баночки и пипетки.)
В: Перед вами растворы трех основных цветов. Возьмите

Фон: спокойная
музыка.
26

пипетку, сожмите ее пальцами, опустите в раствор,
разожмите и наберите в пипетку раствор и перенесите в
первую пустую баночку. Затем добавьте раствор из другой
баночки.
№ 1: Красный и желтый
В: Посмотрите внимательно: какой получился цвет?
В: Значит, можно сделать вывод: что при смешивании
-Оранжевый
красного и желтого получается оранжевый цвет.
Чтобы лучше запомнить, прикрепим на доску магнитами
карточки, создадим схему.
В: Теперь так же смешайте два других цвета:
№2: Синий и желтый
В: Посмотрите внимательно: какой получился цвет?
В: Значит, можно сделать вывод: что при смешивании
-Зеленый
синего и желтого получается зеленый цвет.
Прикрепим на доску магнитами карточки, создадим
схему.
В: Теперь так же смешайте еще два цвета:
№2: Синий и красный
В: Посмотрите внимательно: какой получился цвет?
В: Значит, можно сделать вывод: что при смешивании
синего и желтого получается зеленый цвет.
Чтобы не забыть, прикрепим на доску магнитами
карточки, создадим схему.
В: А теперь добавьте в четвертую баночку все три цвета и
скажите, какой цвет получился?
Давайте прикрепим и эту схему к доске.
В: Ребята, а теперь подумайте, и скажите, как получить из
наших красок более светлый оттенок?
В: Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю поиграть в
игру «Смешайте краски».

-Фиолетовый

-Коричневый
-Нужно добавить
белый цвет.

Малоподвижная игра «Смешайте краски»
В: Ребята, сейчас вы сами превратитесь в краски,
выбирайте себе цвет.
Фон: веселая
Ход игры:
музыка.
Дети встают в круг, им на шею надеваются жетоны красные, желтые и синие (по три ребенка одного
цвета). На полу лежат четыре обруча. Под музыку дети
бегают, как только звучит команда «Смешайте
краски!», дети должны забежать в любой обруч. Но в один
27

обруч помещаются по две разные краски. Кол-во детей
нечетное, и один ребенок останется лишним. Когда все
встанут в свои обручи, воспитатель подходит к каждой
паре и спрашивает: Какой цвет у вас получился? И
вручает им флажок соответствующего цвета. Один
ребенок, который остался лишним, добавляют к паре так,
чтобы получился коричневый, т.е. в одном обруче должны
оказаться три разных цвета).
В итоге дети разобьются на три пары с флажками
оранжевого, зеленого, фиолетового, цвета, и тройку
детей с флажком коричневого цвета.
В: А теперь идите к столам, мы с вами смешаем краски и
раскрасим наш цветок. Для удобства я вам даю картусхему, на которой видно, как получить новые цвета.)
(Детям даются тарелочки и шпатели, они набирают
краски и смешивают их. В соответствии с их жетонами.
Полученными красками раскрашивают при помощи
поролоновой губки лепестки и листья цветка.)
Педагог быстро прикалывает лепестки к мольберту и
получается цветок.
Заключение.
В: Ребята, вам понравилось смешивать краски?
Вам нравится наш цветок?
Что нового вы сегодня узнали?
Вывод: Вы поняли, что всего из трех основных цветов
можно получить новые цвета. И получить более светлые
оттенки, если добавить белый цвет.

Положить на
столы картысхемы

-Узнали, как
смешивать краски
и какие получаются
цвета.

Приложение 4
Критерии уровня достижений учащихся
Параметры

Распределение по уровням подготовки
Высокий (5 баллов) Достаточный
(4 балла)

Средний (3
балла)

Низкий (2
балла)

28

Уровень
практических
умений и
навыков
(владение
разнообразными
техническими
приемами)

Учащийся овладел
на 100 - 80%
умениями и
навыками,
предусмотренными
программой, за
конкретный период;
не испытывает
особых трудностей;
выполняет
практические
задания с
элементами
творчества.

У учащегося
объём
усвоенных
умений и
навыков
составляет 70 50%; в
основном,
выполняет
практические
задания на
репродуктивно
м уровне.

У учащегося
объём
усвоенных
умений и
навыков
составляет 50 30%;
выполняет
практические
задания на
репродуктивно
м уровне.

Ребёнок овладел
менее чем 30%,
предусмотренных умений и
навыков;
ребёнок в
состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические
задания
педагога.

Уровень
теоретической
подготовки

Учащийся освоил
практически весь
объём знаний 100 80%,
предусмотренных
программой, за
конкретный период;
специальные
термины
употребляет
осознанно и в
полном
соответствии с их
содержанием.

У учащегося
объём
усвоенных
знаний
составляет 70 50%;
специальные
термины
употребляет
осознанно, но
не в полном
объеме.

Успешное
освоение
учащимся 50%
- 30%
содержания
образовательной
программы;
специальные
термины
употребляет
не всегда
осознанно и не
в полном
объеме.

Учащийся
овладел менее,
чем 30% объёма
знаний,
предусмотренн
ых программой;
ребёнок, как
правило,
избегает
употреблять
специальные
термины.

Формирование
творческого
мышления
(четкость,
гибкость
мышления,
оригинальность,
изобретательность)

Учащийся проявляет
ярко выраженный
интерес к творческой
деятельности, к
достижению
наилучшего
результата,
коммуникабелен,
активен, склонен к
самоанализу,
генерирует идеи

Устойчивый
интерес к
творческой
деятельности,
стремится к
выполнению
заданий
педагога, к
достижению
результата в
обучении,
инициативе.

Учащийся не
самостоятелен
, нуждается в
дополнительном контроле
педагога,
инициативу
проявляет
редко.

Учащийся
пассивен,
безинициативен
, неудачи
способствуют
снижению
мотивации, не
может работать
самостоятельно.

Активен
большую
часть занятия

Редко
проявляет
активность

Пассивен на
занятии

Активен на
Работоспособность на занятии протяжении всего
занятия

29

Система оценивания основана на пятибалльной шкале, однако в журнал и для
предъявления результаты проверочных, итоговых работ, тестов и других форм
контроля заносятся с учётом соответствия оценок уровням подготовки (см. критерии
уровня достижений учащихся). В случае, когда интерпретация результатов уже
выявляет уровень, он указывается в соответствии с распределением по уровням.

Тест «Что я знаю о Живописи и красках»
1. Кто такой художник?
А) Художник – это человек, который фотографирует природу.
Б) Художник – человек, который занимается изобразительным искусством,
создаёт картины ( художественные произведения).
В) Художник – это человек ,который создает краски.
2. Что используют художники при создании картин?
А) Ножницы, пакет, палитру.
Б) Кисти, краски, палитру, баночку для воды.
В) Иголки, пальцы и краски.
3. Какой из перечисленных русских художников считается известным
маринистом, виртуозно изображавшим на своих полотнах морские баталии?
А) Алексей Саврасов.
Б) Иван Шишкин
В) Иван Айвазовский.
4. Выбери цвета радуги
А) красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый
Б) фиолетовый, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, красный
В) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый
5.Выбери правильный ответ. Подчеркни правильный ответ
А) Красный + синий = (оранжевый, фиолетовый)
Б) Синий + жёлтый = (зеленый, фиолетовый)
В) Красный + жёлтый =(оранжевый, синий)
6. Как называется временный публичный показ художественных произведений?
А) театр
Б) музей
В) выставка
7. Картина, на которой изображена природа называется…
А) пейзаж
Б) портрет;
В) натюрморт
8. Как называется картина, на которой изображено лицо человека?
А) Натюрморт
30

Б) Пейзаж
В) Портрет
9. Какая группа цветов основная?
А) синий, оранжевый, бежевый
Б) синий, красный, жёлтый
В) оранжевый, фиолетовый, голубой.
Протокол результатов
№
п/п

Ф.И. ребенка

Ответы на вопросы (+, -)
1

2

3

4

5

6

7

8

9

Обработка и интерпретация результатов теста
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Итоги. Высокий уровень – 7-9 баллов.
Достаточный уровень- 6 баллов
Средний уровень – 4-5 баллов.
Низкий уровень – 0-3 балла.
Показателем положительного изменения в продвижении знаний
обучающегося по изучаемому вопросу являются достижения высокого,
достаточного и среднего уровней.
Приложение 5
Календарно-тематическое планирование на учебный год
№

Название темы занятия

Количес
тво
часов

Дата по
расписанию
По
плану

По факту

Форма
аттестации
/
контроля

Примечани
е
(корректир
овка)

сентябрь

Раздел 1. Мир карандашей и
красок.
Инструктаж по технике безопасности в
объединении.
1
Диагностика знаний и умений детей.

8

1

Тест
31

Знакомство с художественными
материалами и оборудованием. Виды
карандашей и кистей, краски
акварельные, гуашь.
Качества и свойства бумаги.
2 Исследование бумаги. Игра «Узнай на
ощупь».
Выполнение аппликации из бумаги.
3 Краски. Свойства красок.
Основные цвета. Цветовой круг.
Холодные и теплые цвета.
Волшебный мир ЭБРУ (презентация
4
техники творчества)
«Звезды в небе»
Раздел 2.РИСУНОК
Рисунок как непосредственно
вид
искусства.
Перспектива.
Светотень.
Рефлекс,
Рисунок
простым карандашом, фломастером,
5
шариковой или гелевой ручкой,
углём, пастелью, тушью, восковыми
мелками.
Волшебная линия.
Точка. Пятно. Форма.
Геометрические фигуры
7 Несложные формы
Геометрический витраж.
8 Изображение сложных форм
Контраст
форм.
Выполнение
творческих заданий.
6

1

1
1
1
1
1
1
октябрь
12

1

1
1
1
1
1
1
1

Итого за месяц, в том числе:
-теория
-практика
ноябрь

Построение овощей и фруктов из
геометрических фигур. «Времена
года»
Приёмы штриховки. Изображение
10 геометрических
фигур
со
штриховкой.
9

Раздел 3. Декоративно-прикладное
творчество
Декоративно-прикладное творчество.
11
Виды и особенности.
12 Декор и декоративные композиции.

2

2

2
1

32

Выполнение творческих заданий .
Скрапбукинг
и
декупаж.
13
Оформительское искусство.
Декоративное оформление страницы
альбома для фотографий.

1
1
1

Итого за месяц, в том числе:
-теория
-практика
декабрь

Орнамент. Отражение в орнаменте
красоты человеческого мира.
Создание растительного орнамента.
Разработка дизайна и создание
новогодней
открытки
с
15
использованием техник декоративноприкладного искусства.
Раздел 4. Нетрадиционные техники
рисования
Нетрадиционные техники рисования.
16. Пальчиковая
живопись: «Зимний
пейзаж».
Монотипия.
Кляксография.
17
Композиция «Микромир».
14

1
1

2

2

2

Итого за месяц, в том числе:
-теория
-практика
январь

Восточная техника «Эбру». Секреты
приготовления раствора. Способы
создания фона.
Способы создания рисунка в Эбру.
19 Творческие задания на свободную
тему.
Эбру. Перенос рисунка на бумагу.
20 Творческая работа «Путешествие по
водной глади»
Освоение приёмов Эбру. Работа
21
«Воздушные облака»
18

2

2

2

2

Итого за месяц, в том числе:
-теория
-практика
февраль

Освоение приёмов Эбру. Работа
«Морской мир»
Итоговое занятие по теме. Защита
23
проектов.
Раздел 5. Живопись-мир цвета.
Живопись. Жанры изобразительного
24
искусства.
Великие художники мира.
22

2
2

1
1

33

25

Акварельный натюрморт.

2

Итого за месяц, в том числе:
-теория
-практика
март

Натюрморт
«Пасхальный»
в
самостоятельно выбранной технике.
Анималистика. Советский художник27
анималист Ватагин.
Творческая работа «Моё любимое
животное».
Жанр пейзажа. Знаменитые русские
28
художники-пейзажисты.
Творческая
работа:
пейзаж
«Сказочный лес».
26

2
1
1
1
1

Итого за месяц, в том числе:
-теория
-практика
апрель

Вид пейзажа «марина». Художник
И.К. Айвазовский.
Городской
пейзаж.
Передача
30
настроения.
Творческая работа «Черное море»
31 (самостоятельно выбранная техника,
пленэр)
Жанр портрета. Знаменитые портреты
33
и их авторы.
Творческая работа: автопортрет.
29

2
2

2

1
1

Итого за месяц, в том числе:
-теория
-практика
май

Оформительская работа к празднику
9 мая. Творческие проекты: плакаты,
открытки, страницы Книги памяти.
Итоговое занятие «Краски вокруг
35 меня».
Подготовка к выставке.
Тестирование.
Праздник
«Я
художник».
36
Выставка.
37 Резервное время.
34

2

2

2
2

Приложение 4
3.4. Лист корректировки
34

Дата
разработки/
Дата

На основании / в
соответствии

внесения

Внесённые
изменения (в
каком разделе
программы)

Кем внесены
изменения
(Ф.И.О.)

изменений
2022 год.
Разработана
Точенюк
(Колесниковой
В.И.)

2024 год

Приказ
Министерства
образования, науки
и молодёжи
Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948
«О методических
рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательны
х общеразвивающих
программ»

Обновлена
Колесникова
нормативноВ.И.
правовая база в
связи с новыми
документами в
сфере
образования.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».