ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский экологический центр» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым ОДОБРЕНО Педагогическим советом МБУДО «ДЭЦ» от «18 » 01 2024 г. Протокол № 3 УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО «ДЭЦ» ________________ Точенюк Ж.Ю. «18» 01 2024 г. М.П. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Раннее развитие. Алфавит, счёт, логика» Направленность: социально-гуманитарная Вид программы: модифицированная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 5-6 лет Составитель: Проскурня Елена Владимировна Должность: педагог дополнительного образования г. Ялта 2024 г. 2 1.1 Пояснительная записка. Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Раннее развитие. Алфавит, счёт, логика» (далее - Программа) составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); -Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. N° 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции); -Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции); -Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. N 996-р; -Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. N 642 (в действующей редакции); -Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. N 3; -Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. N 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; -Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; -Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. N 16); -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. N 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); - Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. N 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание 3 государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; - Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. N 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. N 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. N 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; - Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»; - Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. №593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»; 4 - Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; - Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»; - Устав Муниципального бюджетного учреждение дополнительного образования «Детский экологический центр» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённый Постановлением Администрации города Ялта от 17.08.2021 № 2552-п; Положение о разработке и реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детский экологический центр» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. 5 Данная Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной программы «Будущий первоклассник» (автор Павленко Т.А., педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад №4 Невского района Санкт-Петербурга, протокол педагогического совета от 31.08.2020 №1); имеет модификации и дополнения исходя из требований и возможностей учреждения дополнительного образования, на базе которого она реализуется. Представленная Программа обеспечивает развитие у детей дошкольного возраста логического мышления, ориентирует на развитие индивидуальных потенциальных возможностей ребенка и призвана помочь дошкольнику на пути освоения чтения и письма познакомиться со спецификой социальных отношений, обеспечить развитие математических способностей дошкольника, а также его начальную финансовую грамотность. Направленность программы – социально-гуманитарная. Ее цель и задачи направлены на развитие социальной одаренности и социальной компетентности детей как способности к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро, адекватно адаптироваться в изменяющемся мире. Программа способствует познавательной, речевой и социально-коммуникативной направленностям развития детей и призвана обеспечить формирование личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта. Актуальность Программы базируется на анализе родительского спроса, анализе социальных проблем; потребностей общества и социального заказа. Проблема подготовки ребёнка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном дошкольном и начальном образовании. Программа обеспечивает раннее интеллектуальное развитие дошкольников, накопление ими социального опыта в учреждении дополнительного образования. Особенно это продуктивно для детей, не посещающих детских садов или приехавших с родителями из других регионов. Актуальность Программы заключается и в том, что она, используя современные технологии, позволяет активизировать мыслительные процессы ребёнка и формировать интерес к школьной жизни. Курс помогает ребенку войти в новый, школьный, возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой, так как соответствует самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но еще и не школьник. Новизна. Новизна данной образовательной программы заключается в комплексном подходе подготовки учащегося, организации знакомства детей с основами финансовой грамотности, активного использовании комплекса заданий, направленных на развитие логического мышления, интеллектуального творчества и смекалки. При этом педагог эффективно пользуется возможностями современных педагогических технологий, широко использует сюжетно - ролевые игры. 6 Отличительные особенности. Отличительные особенности Программы в том, что ведущим принципом всех разделов Программы становится органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей, практическая направленность преподавания, требующая формирования умений применять знания на практике. Такая особенность Программы достигается использованием системы интерактивного обучения, в которой дошкольник выступает как субъект собственной учебной, творческой, поисковой и исследовательской деятельности, так как интерактивные формы и методы направлены на развитие необходимых личностных черт и качеств дошкольника и основывается на тесном взаимодействии детей с соответствующей предметной средой. Педагогическая целесообразность. Взаимосвязь выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания, социализации, определяющих педагогическую целесообразность, заключается в следующих принципах: - принципе систематичности и последовательности обучения: необходимо устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переход от простого к сложному, от близкого к далёкому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций; - принципе индивидуализации: на каждом учебном занятии педагог должен подходить к каждому ребёнку как личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребёнка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребёнка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребёнка; - организационно-педагогических принципах: 1) принципе развивающего обучения: педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребёнка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность программы согласно этим знаниям; 2) принципе взаимодействия с семьёй и родителями ребёнка как важнейшими субъектами образовательного процесса. Адресат программы. Возраст обучающихся, осваивающих Программу, 5-6 лет. По Программе могут обучаться дети, не имеющие медицинских противопоказаний, без предъявления к ним каких-либо дополнительных требований. Возраст пяти – шести лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые качества. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. 5-6 лет - очень важный возраст для развития как познавательной сферы ребенка, так интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» - позиции. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте именно 5-6 лет. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста диктуют особенности набора группы: преимущественно одновозрастной, состоящей из мальчиков и девочек, объединённых, как правило, режимом занятий. 7 Объём программы 72 часа. Срок обучения по программе 1 год (36 недель: 1 полугодие составляет 17 недель , II полугодие-19 недель). В летнее время обучение не осуществляется, хотя возможно освоение краткосрочной дополнительной программы, соответствующей направленности одного или нескольких из разделов Программы, в условиях летней оздоровительной площадки или Сезонной школы. Уровень программы: стартовый (ознакомительный). Программа создаёт условия для активного погружения детей в новую сферу деятельности для первичного знакомства с ней, одновременно позволяя в дальнейшем сделать осознанный выбор деятельности в дополнительном образовании. Форма обучения очная. В особых случаях допускается дистанционное обучение, осуществляемое, в основном, в форме участия в конкурсных мероприятиях, организуемых с помощью электронных технологий. Особенности организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса происходит в соответствии с учебным планом. Группы могут быть сформированы как из учащихся одного возраста, так и из учащихся разного возраста в пределах цифр, указанных для адресата Программы. Состав группы постоянный, занятия групповые; индивидуальный подход осуществляется вплоть до разработки в случае необходимости индивидуального учебного плана. Занятия проводятся в группах от 12 до 15 человек. При наличии свободных мест в группе приём в объединение возможен в течение учебного года. Виды занятий определяются содержанием программы и поставленными задачами. Основные формы работы - групповая и индивидуальная. Наиболее часто используются различные варианты игровых форм проведения занятий: занятие - знакомство, занятие - путешествие, занятие – ролевая игра, праздник и др. Каникулярное время используется в соответствии с учебным планом, но время, формы и виды занятий могут изменяться в зависимости от целей занятий, погодных условий, индивидуальных особенностей детей. Зачисление детей в объединение производится через электронную систему АИС Навигатор РК на основании Приказа Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым № 1204 от 16.07.2021 г. «Об автоматизированной информационной системе Республики Крым «Навигатор дополнительного образования детей Республики Крым». Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа продолжительностью 30 минут с обязательным перерывом между ними не менее 10 мин., проводимым под наблюдением педагога. 1.2 Цель и задачи программы 8 Цель: создание условий для комплексного развития личности ребенка в период дошкольного детства, формирования предпосылок для успешного обучения в школе. Задачи программы. Образовательные (предметные): -формировать мотивацию учения и предпосылки готовности к обучению в школе; -формировать интерес к изучению русского языка; -формировать элементарные математические представления; -формировать у детей основы положительного эмоционального отношения к компьютеру, понимания его назначения и возможностей для достижения поставленных целей; -формировать у детей навыки коммуникативной деятельности, социальных контактов, развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности; -формировать эстетическое отношение к миру и развивать художественные способности детей через рисование, лепку и аппликацию. Метапредметные (развивающие): -развивать потребность детей в здоровом образе жизни; -развивать уверенность детей в себе и своих возможностях; -развивать познавательные процессы (внимание, мышление, речь, память, воображение, восприятие) и мыслительные операции в соответствии с возрастными особенностями детей; -развивать чувство прекрасного, умение видеть и чувствовать красоту: в природе, художественных произведениях; Личностные (воспитательные): -воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность; -воспитывать уважение к национальной самобытности языка и традиционным ценностям; -воспитывать уважение к труду, формировать привычку поддерживать чистоту и порядок дома и в образовательной организации; -воспитывать взаимопомощь, отзывчивость, доброту; -воспитывать бережное и заботливое отношение к миру живой природы, закладывать основы чувства ответственности за происходящее в ней при участии человека. 1.3. Воспитательный потенциал Программы Воспитательный потенциал Программы заключается в возможности обеспечения условий для приобщения обучающихся к личностно-значимым, социально-культурным ценностям через участие в различных видах созидательной деятельности. Программа направлена на гражданско-патриотическое воспитание, воспитание самостоятельности, умения трудиться и уважать труд, формирование уверенности в своих силах. В результате дети чувствуют себя 9 более уверенно в любом обществе, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более того, они умеют ценить доброжелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, и педагог помогает им в этом. Основные методы воспитания – мотивация, личный пример, поощрение. Педагог привлекает к активному участию в жизни детей родителей учащихся, обеспечивая воспитательное пространство сотрудничества участников образовательного процесса. Экскурсии, открытые занятия, экологические и трудовые акции – эти мероприятия вносят новые эмоции и новые знания в жизнь дошкольников. Воспитание семейных ценностей и духовно-нравственное воспитание являются основными векторами развития культурно - досуговой деятельности детей. Результатом воспитательной работы должно стать повышение интереса к занятиям, к коллективной творческой деятельности, сплочённость детского коллектива, привлечение родителей к активному участию в работе. 1.4 Содержание программы 1.4.1. Учебный план № Наименование тем разделов, Кол-во часов Аудиторные часы Теория Практика Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входной контроль. 1 От буквы к букве 2 Математическое дерево 2 2 24 18 12 8 12 10 3 Логика и смекалка 14 6 8 финансовой 12 5 7 4 Уроки грамотности 5 Итоговый контроль Всего 2 72 2 33 39 1.4.2. Содержание разделов программы Введение (2 часа). Теория (2 ч). Вводное занятие. Форма аттестаци и/ контроля Праздник Викторина Устный тест Тест-игра. Выставка Тестирова ние Праздник. 10 Встреча с детьми. Правила поведения в учреждении. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Знакомство с материалами и инструментами человека. Входной контроль. Раздел 1. «От буквы к букве» (24 часа) Теория (12 часов). Алфавит. Гласные буквы. Согласные буквы. Буквы и звуки (общее представление). Сопутствующие темы: живое и неживое; предметы одежды. Начало обучению счету. Знакомство с цифрами от 1 до 20. Сравнение предметов по размеру, форме, цвету, по значению. Практика (12 часов) Контурное письмо букв. Жесты и артикуляция. Слоги и ударение. Игровые упражнения на обучение детей грамоте: разгадывание загадок, составление рассказов по картинкам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; русских народных сказок. Упражнение на поиск аналогий; подбор синонимов и антонимов. Разгадывание ребусов и кроссвордов. Форма контроля - праздник. Раздел 2 «Математическое дерево» (18 часов) Теория (8 часов). Обучение прямому и обратному счету в пределах 20. Понятие числа и цифры; цифра 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12….20. Состав числа от 1 до 10, счет предметов от 1 до 20. Сравнение предметов по размеру, форме, цвету и значению. Равенство и неравенство предметов. Практика (10 часов). Составление и решение задач, прямой и обратный счет в пределах 20, написание цифр. Различие геометрических фигур, решение задач и примеров. Составление фигур из квадратов, кругов и треугольников. Составление фигур из счетных палочек. Задачи и упражнения на развитие пространственного мышления.Форма контроля - викторина, тест. Раздел 3 «Логика и смекалка» (14 часов) Теория (6 часов). Продолжение работы по изучению алфавита, обучению письму, чтению. Согласные буквы. Знакомство с понятиями предложения, признака предмета. Практика (8 часов). Составление текста, включая текст несложной математической задачи. Упражнения по развитию речи. Обучение составлению описательных рассказов о предметах, рассказывание по картинке и ее фрагментам, расширение словарного запаса за счет глаголов и прилагательных, составление предложений из 2-3 слов. Решение логических головоломок, задач, лабиринтов, ребусов и т.д. Форма контроля - тест-игра, выставка творческих работ. Раздел 4 «Уроки финансовой грамотности» (12 часов) Теория (5 час.). Продолжение работы по изучению алфавита, обучению письму, чтению, счёту. Знакомство с темами финансовой грамотности и семейного быта. Практика (7 часов). Моделирование жизненных ситуаций, связанных с новыми понятиями. Выполнение практических заданий. Ролевые и деловые игры на темы нравственных и семейных ценностей, профессий, различных ситуаций в общественных местах. Практические наблюдения, составление 11 рассказов об увиденном. Развитие творческого воображения, индивидуальной активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач. Форма контроля: тестирование. Итоговый контроль (2часа) Праздник «Я умею!» - - 1.5 Планируемые результаты По окончании обучения по Программе у учащихся сформируются навыки связной речи; расширится словарный запас; будут сформированы грамматические навыки речевого общения; обучающиеся научатся: производить простейший анализ предложения и небольшого текста; управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (обведение буквы по контуру; штриховка, написание в тетради букв печатного шрифта, рисование бордюров); производить звуковой анализ слова, правильно передавать его звучание; у учащихся будут развиты: внимание (зрительное, слуховое, двигательное), память (двигательная, зрительная, слуховая); логическое мышление; начальные навыки финансовой грамотности; навыки счета и решения простых уравнений в голове. Программа будет способствовать приобретению учащимися личностных результатов, таких как: личностное самоопределение – т.е. внутренняя позиция будущего школьника, (какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.); смыслообразование – понимание смысла и мотивации учебной деятельности (какой смысл имеет для меня учение); способность к нравственно-этической оценке – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил. Метапредметные результаты Учащиеся смогут в разной степени овладеть умениями: – умением сохранять заданную цель; – умением планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей. – умением видеть результат своей деятельности; – умением контролировать свою деятельность; по результату деятельности и по процессу; – умением видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; – умением оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; 12 - умением устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми; - умением взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; - умением организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; - умением слушать собеседника, задавать вопросы вступать в диалог; - умением вести монолог, отвечать на вопросы. 13 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 17 19 34 38 летние Во втором полугодии 19 весенние В первом полугодии 17 Каникулярное время осенние Во втором полугодии 31.05. Количеств о учебных часов В первом полугодии 01.09. Количест во учебных дней Во втором полугодии Дата окончания Количест учебного во года учебных недель В первом полугодии Дата начала учебного года 30.10.25.03.01.06.03.11. 29.03. 31.08. Во время осенних и весенних каникул занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Во время летних каникул Программа не реализуется, однако возможна реализация краткосрочных дополнительных программ, близких по задачам и содержанию. Формы контроля/аттестации Сроки аттестации (№ учебной недели) Входной контроль Тест №1 Текущий контроль №3, №5, №8,№ 11 № 21, № 26, № 29 Промежуточный контроль Наблюдение, устный опрос, дидактические игры, рисунки, поделки и т.п. Тестирование Итоговый контроль Праздник № 36 № 16 2.2. Условия реализации Программы. 2.2.1. Кадровое обеспечение Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное (педагогическое) образование, знать специфику дополнительного образования; владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением; базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигаций в сети Интернет, навыками поиска в сети Интернет, электронной почтой и др.), иметь навыки и опыт в обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов. Компетенции педагога дополнительного образования должны соответствовать требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 14 2.2.2. Материально-техническое обеспечение 1. Учебный класс с комплектом одноместных парт и стульев, отвечающих санитарным нормам; шкаф для пособий, шкаф для игрушек, экран, учебная доска. 2. Технические средства: принтер, компьютер и ноутбук, видеопроектор. 3. Материалы и инструменты: комплекты карандашей, красок, пластилина, картон и цветная бумага, счётные палочки; ножницы, клей, ватман, точилки для карандашей. Тетради и ручки приносят сами учащиеся. 4. Дидактические игры (игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание и внимание), дидактические пособия (картинки, фотографии, карты, макеты и др.); учебно-методическая литература для педагога; учебная литература для детей. 2.2.3. Методическое обеспечение программы Формы организации образовательного процесса - коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Формами организации учебного занятия чаще всего выступают, наряду с игрой, практическое занятие, занятие – исследование, открытое занятие, презентация, викторина. В основе средств реализации образовательного процесса лежат педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, технологии исследовательской деятельности; проектной деятельности, группового обучения, технология дифференцированного обучения. Методика обучения по Программе основывается на комплексном подходе, при котором словесные, наглядные и практические методы обучения и воспитания образуют единую интерактивную систему. Используемые на занятиях методы обучения зависят от цели и содержания предстоящего занятия, это - наглядные методы (показ иллюстраций и презентаций, работа по образцу, показ видеоматериалов), практические методы (выполнение различных по содержанию практических заданий), словесные методы (устное изложение, беседа, анализ информации), игровые методы. Игровой метод является одним из основных методов, применяемых в период раннего развития детей, и предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими (см. таблицу): Направление Развитие речи Математика Естествознание Изобразительная деятельность Приемы развития Игры творческих способностей Выделение «И хорошо и противоположных «Противоположности» свойств Переформулирование «Почемучка» «Что в кулаке» плохо», 15 Развитие речи Математика Математика Развивающие игры Изобразительная деятельность «Без слов» «Включение» объекта в «Дорисуй фигурку» «Незавершенный новые связи рисунок» «А что дальше?» Финансовая грамотность Математика Счет в голове «Я иду в магазин» «Семейный бюджет» «Какой самокат лучше?» Логика Устойчивость внимания «Лабиринт» Алгоритм учебного занятия: -подготовка кабинета к проведению занятия (проветривание кабинета, подготовка инвентаря, оборудования); -организационный момент (приветствие детей, настраивание учащихся на совместную работу, актуализация знаний: повторение темы); -основная часть (изложение нового материала, проблемные вопросы); -физкультминутка; -практическая часть (выполнение упражнений и заданий по теме, игры); -заключительная часть: подведение итогов, рефлексия. В работе с дошкольниками очень важно не ограничиваться работой в кабинете, а при любом удобном случае, который предлагает Программа, использовать другие помещения - например, зал или рекреацию – или выходить на природу. Новое пространство ставит как перед педагогом, так и перед детьми новые задачи, позволяет проявить двигательную активность, разнообразить упражнения и задания. 2.2.4. Информационное обеспечение 1. Государственные информационные ресурсы: -Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации https://edu.gov..ru/(Дата обращения: 01.12.2023г.); -Официальный сайт Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым https://monm.rk.gov.ru/ru/index (Дата обращения: 01.12.2023 г.); 2. Информационно- коммуникационные педагогические платформы: - «Сферум» https://sferum.ru/?p=start (Дата обращения: 02.12.2023 г.); -Навигатор дополнительного образования Республики Крым https://xn--82kmc.xn--80aafeylamqq.xn--dlfacj3b/ (Дата обращения 01.12.2023г.); 3. Образовательные порталы: - Российское образование https://www.edu.ru/ (Дата обращения: 02.12.2023 г.); -Инфоурок https://infourok.ru/(Дата обращения: 02.12.2023 г.); 16 - Учебно-методический кабинет https://ped-kopilka.ru/ (Дата обращения: 02.12.2023 г.); - международный образовательный портал https://www.maam.ru (Дата обращения: 02.12.2023 г.); 4.Другие интернет-ресурсы: - коллекция цифровых образовательных ресурсов «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collection.edu.ru/ (Дата обращения: 02.12.2023 г.); - электронный образовательный ресурс УМК «Начальная школа. Медиатека «Уроки Кирилла и Мефодия» - km-school.ru/r1/Nachalka.asp (Дата обращения: 02.12.2023 г.); https://logiclike.com/podgotovka-k-shkole/zadaniya-uprazhneniya (Дата обращения: 02.12.2023 г.); https://pochemu4ka.ru/load/razvivajka/podgotovka_k_shkole/299 (Дата обращения: 02.12.2023 г.); Электронные образовательные ресурсы активно используются во время занятий и мероприятий обучающего и просветительского характера. Кроме того, используются творческие разработки из фонда педагога (методические разработки; сценарии; задания для соревнований; кроссворды; ребусы; задачи на смекалку и логику). 2.3. Формы аттестации/ контроля Основные формы промежуточной аттестации (полугодовой; годовой): тестирование, праздники, выставки, соревновательные и игровые занятия. Виды контроля усвоения знаний: входной, текущий, промежуточный, итоговый. Входной контроль позволяет определить степень развития детей в начале обучения по данному курсу. Как правило, осуществляется в форме теста и устного анкетирования. Результаты входного контроля позволяют скорректировать дальнейшую работу с учащимися. Текущий контроль позволяет учитывать степень усвоения учебного материала и формирования навыков, решать вопрос о необходимости корректировки содержания и темпов освоения Программы применительно к конкретному учащемуся. Отслеживание результатов проходит в форме тестов, логических задач, ребусов, наиболее интересные из которых представляются на итоговой выставке. Промежуточный контроль представляет возможность выявить степень сформированности умений и навыков в соответствии с программой и в дальнейшем уточнять необходимость корректировки содержания Программы. Итоговый контроль осуществляется на последнем занятии, результатом которого становится выявление динамики роста знаний и умений детей. По итогам контроля родителям (законным представителям) даются рекомендации. 17 Основными формами предъявления и демонстрации результатов освоения Программы являются выполненные проекты и творческие задания. 2.4. Список литературы Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей 1.Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе: Книга для родителей будущего первоклассника. – Екатеринбург: У- Фактория, 2004. 2.Арсеневская О.Н. Учимся общаться. Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей 5-7 лет. ФГОС ДО/ О.Н. Арсеневская, Волгоград: Учитель, 2017. 3.Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2005. 4.Воробьёва Т.А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь. - СПб: «Каро», 2003. 5.Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб.: Питер, 2008. 6.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. СПб.: «Литера», 2021. 7.Нищева Н.В. Занимаемся вместе. - СПб.: «Детство-Пресс»,2013. 8. Сидорова У.М. Учим слова и предложения. - М.: «ТЦ Сфера», 2014. 9.1000 заданий для умников и умниц.-М.:АКТ – ПРЕСС КНИГА, 2005. Электронный ресурс ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ "УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ УМНИКОВ": [сайт]. — URL: https://ма-лень-кая-страна.рф/index.php/veselye-domashnie-zadaniya-dlyadoshkolyat/6236-domashnee-zadanie-dlya-detej-5-let-uprazhneniya-dlyamalenkikh-umnikov (Дата обращения: 15.12.2023 г.). Список литературы для педагога 1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе: Книга для родителей будущего первоклассника. – Екатеринбург: У- Фактория, 2004. 3. Виноградова Н. Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» – М.: Вентана-Граф, 2007. 4. Дьяченко О. М. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. 5. Жукова О.С. Игры и упражнения для подготовки ребёнка к школе. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2007. 6. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб.: Питер, 2008. 7.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. СПб.: «Литера», 2021. 8. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013. 18 9. Минкина Е.В., Семятная Е.А. Подготовка к школе: рабочие программы, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий. Волгоград; Учитель, 2011. 10. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. – М.: «Первое сентября», 2004. 11. Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Развиваем память и внимание. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. 19 Приложения к Программе Приложение 1. Оценочные материалы Критерии уровня достижений учащихся Параметры Уровень практиче ских умений и навыков, владение разнообр азными техничес кими приемам и Уровень теоретичес кой подготовк и Формирова ние творческого мышления (четкость, гибкость мышления, оригинальн ость, изобретател ьность) Работоспособ ность на занятии Распределение по уровням подготовки Высокий(5 баллов) Достаточный (4 Средний (3 балла) балла) Учащийся овладел на У учащегося У учащегося 100 - 75% умениями и объём объём навыками, усвоенных усвоенных предусмотренными умений и умений и программой за навыков навыков конкретный период; не составляет 74 составляет 49 испытывает особых - 50%; в 30%; трудностей; выполняет основном, выполняет практические задания с выполняет практические элементами творчества практические задания на задания на репродуктивно репродуктивн м уровне ом уровне; Учащийся освоил практически весь объём знаний 100 - 75%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием Учащийся проявляет ярко выраженный интерес к творческой деятельности, к достижению наилучшего результата, коммуникабелен, активен, склонен к самоанализу, генерирует идеи Активен на протяжении всего занятия Низкий (2 балла) Ребёнок овладел менее чем 20%, предусмотренных умений и навыков; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. У учащегося объём усвоенных знаний составляет 74 50%; специальные термины употребляет осознанно, но не в полном объеме Устойчивый интерес к творческой деятельности, стремится к выполнению заданий педагога, к достижению результата в обучении, инициативен Успешное освоение учащимся 49% 30% содержания образовательной программы; специальные термины употребляет не всегда осознанно и не в полном объеме; Учащийся несамостоятелен , нуждается в дополнительном контроле педагога, инициативу проявляет редко Учащийся овладел менее чем 30% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины Активен большую часть занятия Редко проявляет активность Пассивен на занятии Учащийся пассивен, безынициативен, неудачи способствуют снижению мотивации, нет стремления к совершенствованию в выбранной сфере деятельности, не может работать самостоятельно 20 Текущий контроль Примеры заданий Пример 1. «Говорим о времени». - Какое время года сейчас? (весна) - какими словами можно описать весну? (теплая, солнечная, дождливая, пасмурная, долгожданная, красивая, душистая, звенящая, журчащая, шумливая, грозовая, цветущая, веселая, желанная…) - Назовите весенние месяцы. - Какой месяц сейчас? (апрель, какой по счету?) - Сколько дней в неделе? Какой день сегодня? - Назовите по порядку дни недели. - Какие части суток вы знаете? - Назовите по порядку части суток. Пример 2. «Назови недостающее число». В предлагаемом ряде цифр назвать недостающие. Пример 3. «Упражняем внимание». -С одного берега на другой собираются переплыть утята и цыплята. Кто первым доплывет до берега? -Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? -Что можно видеть с закрытыми глазами? -Можно ли зажечь обычную спичку под водой, чтобы она догорела до конца? -Антон разломил ветку на три части. Сколько надломов сделал мальчик? -Каким гребнем нельзя расчесать голову? Пример 4. «Математические» загадки. - «Семь малюсеньких котят, что дают им – все едят, а один сметаны просит. Сколько же котят? - «Четыре овечки на травке лежали, Потом две овечки домой убежали. А ну-ка скажите скорей: Сколько овечек теперь?» - «Сколько хвостов у трех слонов?» - «Сколько ушей у двух мышей?» - «Восемь кубиков у Саши, Еще один есть у Паши Вы кубики эти сосчитайте, дети!» Пример 5. «Назови слово». - Вспомните песенку комара. На какой звук начинается? –З… - А теперь назовите слова, которые начинаются на звук З. (зал, закат, заяц, запад, закат…) - Вспомните песенку жука – Ж… - Назовите слова, которые начинаются на звук Ж. (жаба, жук, желудь, железо…) - Вспомните песенку змеи - Ш… - Назовите слова, которые начинаются на звук Ш (шкаф, шарф, шар…) - З,Ж,Ш – это какие звуки? (согласные) А какие гласные звуки вы знаете? Пример 6. «Скажи наоборот» (словесная игра). 21 Воспитатель: предлагаю сыграть в игру «Наоборот»: Я говорю вам «высоко», А вы скажите…(низко) Я говорю вам «далеко», А вы скажите …(близко) Далее варианты задания: длинный – короткий; широкий (узкий), толстый (короткий), горячий (холодный), грустный (веселый), злой (добрый), хорошо (плохо), идет (стоит); потолок (пол), утро (вечер), больной (здоровый), старый (молодой), чистый (грязный) или др. Текущий контроль. Тест на счет до 10 1.Продолжи числовой ряд. 5, ___, ___, ___, ___. 2.Дополни числовой ряд. ___, ___, ___, ___, 7. 3.Какое число пропущено в числовом ряду? 1, 2, ___, 4, 5, 6, 7. 9, 8, 7, 6, ___, 4, 3, 2, 1 Текущий контроль. Тест на вычитание. Реши примеры: 22 Текущий контроль Пример тестового задания на знание геометрических фигур 1.У какой фигуры больше сторон? 2. У какой фигуры меньше сторон? 3. У какой фигуры меньше углов? . 4. Обозначь на рисунке шар. 23 Пример заданий итогового контроля Задание 1 Задание 2 1. Из данных слов выпишите только гласные буквы. Сердце, картофель, секунда, язык. 2. Из всех букв оставьте только гласные, остальные зачеркните. а ц у к я ш н т г щ з х ф ы е ь в и о п р д ж м б э ъ л ю ч й с ё Сколько всего гласных - __________ Сколько всего согласных - ________ 24 Задание 3 (на внимание) Задание 4 (на состав числа) 25 Приложение 2 Методические материалы План-конспект занятия по теме «Геометрические фигуры» Цель занятия: создание условий для восприятия учащимися геометрических фигур и выделения отличительных признаков каждой из них. Задачи. Образовательные: 1) учить выделять предложенные геометрические фигур из многих других; 2) закреплять навыки ориентировки в пространстве. Развивающие: 1) развивать память, мышление, внимание; 2) развивать моторику рук; 3) развивать абстрактное мышление. Воспитательные: 1) содействовать воспитанию аккуратности в работе с клеем; 2) содействовать воспитанию чувства взаимопомощи. Оборудование: геометрические фигуры для работы на доске; плакат с изображением геометрических фигур; набор геометрических фигур, предназначенных для наклеивания, раскрашивания и составления фигур животных. Педагог. Добрый день! Как сегодня у вас, хорошее настроение? Скажем хором: Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся! Педагог. Мы уже знакомы с горизонтальными и вертикальными линиями. Посмотрите вокруг, найдите примеры вертикальных и горизонтальных линий. (Ответы). Знаю, что некоторые из вас уже даже знакомы с геометрическими фигурами. Но и для других задание будет доступным. Немножко сообразительности, фантазии - и … Попробуйте отгадать мои загадки: Все четыре стороны Одинаковой длины. Он себя представить рад, А зовут его …(квадрат). Похож на книжку, на тетрадку И на большую шоколадку. Аккуратный, словно школьник, Как окно…(прямоугольник). Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, Ну, пожалуй, и довольно. Что ты видишь? (Треугольник) На тарелке как венок, Как румяный колобок, 26 Будто мячик круглый, друг. Угадайте - это …(круг). Педагог. Молодцы. А теперь посмотрим на наш плакат! Есть ли там все наши фигуры? Какие геометрические фигуры изображены в верхнем ряду? Правильно, треугольники. Посчитайте их стороны, углы. Знаете ли, какие предметы на них похожи? ( Называют) Какие фигуры расположены ниже? (Прямоугольники) Сколько у них углов? На что они похожи? Есть ли среди них квадрат? А ещё ниже? (Круги). А у них углы есть? На что они похожи? Практическая работа. Педагог предлагает рассмотреть наборы розданных картонных геометрических фигур. Задание 1. Повторяя образец, данный на доске, сложить из геометрических фигур фигурку животного. (Педагог обобщает: геометрические фигуры по одной совсем не похожи на животных, но когда мы складываем несколько фигур, нам удаётся добиться большого сходства.) Используя раздаточный материал (геометрические фигуры), учащиеся выкладывают на столах предложенные изображения животных, сначала повторяя их, а затем придумывая самостоятельно (пример ниже). Задание 2. Наклеивание фигур на лист бумаги. Педагог. Как будем клеить? Как намазывать клей? (Ответы: намазываем клей с обратной стороны на всю фигуру, особенно на края, прижимаем салфеткой). Дети клеят в порядке, который определяет педагог (маленький круг наклеивается на треугольник; треугольник - на прямоугольник; маленький квадрат должен поместиться в круг). Самостоятельная работа-раскрашивание. Рефлексия. Педагог. Нарисуем солнышко (что это за геометрическая фигура?). Давайте раскрасим его так, как нам хочется. Вижу, как засияли ваши солнышки. Хорошего вам дня! 27 Сценарий воспитательного часа «В мастерской Деда Мороза» Цель занятия: воспитание уважения к труду, самостоятельности и ответственности в ходе подготовки к празднованию Нового года. Задачи: научить творчески подходить к украшению ёлочных игрушек; воспитывать понимание радости коллективного (в частности, художественного) труда; формировать самостоятельность и ответственность в работе. Оборудование: пластилин, стеки для пластилина, белые пенопластовые шары, клей-карандаш, листочки цветной бумаги, отрезки суровой нити зелёного цвета; коробки, листы обёрточной бумаги. Ход занятия Педагог (в фартуке, с нарукавниками): Здравствуйте, мои дорогие! Еще целых 2 недели до Нового года, ещё не все о празднике думают, а я вот приготовилась к чему-то… Как вы думаете, к чему? Ответы детей («Наверное, что-то делать будете. Ведь на Вас фартук, нарукавники»). Педагог. Да, вы угадали, мы сегодня открываем мастерскую Деда Мороза. Не смотрите, что до праздника много времени. Нам, как и Деду Морозу надо очень многое успеть. Если мы всё успеем сделать, наш праздник получится весёлым и интересным. У Дед Мороза в мастерской, Работы много и забот. Мы мастерим здесь, день-деньской. Ведь скоро праздник – Новый год! Для елки – праздничный наряд, Для группы – украшения. Нужны подарки для ребят, Конфеты и печенье. Нам очень нужно, все успеть, Пусть даже дел невпроворот. Чтобы шутить, смеяться, петь, Чтоб дружно встретить Новый год. Педагог. Надо сказать, что наша мастерская - волшебная. Все, чему мы научимся, останется с нами надолго, возможно, даже навсегда. Сейчас мы приготовим себе рабочее место. И работать я буду с вами не одна, с нами будет… А, впрочем, отгадайте загадку: Дед Мороз придёт к нам в гости С нежной и весёлой гостьей. Кличет он её дочуркой, Ну, а мы зовём… (Снегуркой) Появляется Снегурочка. Она тоже в фартучке и нарукавниках. Снегурочка. Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я! И больших, и маленьких, Шустрых и удаленьких. 28 Педагог. У нас, Снегурочка, сегодня начинает работать мастерская Деда Мороза. Сама знаешь, как много он трудится, чтобы каждое деревце в снег одеть, чтобы каждому мальчику и девочке подарок принести. А мы сегодня научимся ёлочные шары в цвет и узоры одевать, елочку ими наряжать. И посмотрим, кто красивей ёлочку ими украсит. Будешь нам помогать? Снегурочка. Конечно, и я пришла с вами потрудиться. Мне времени не жалко, если помогать надо. Знаете такую пословицу: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». Это про меня. Педагог. Может быть, и дети наши загадки и пословицы о труде знают? (ответы). А мне такая нравится: «Без труда и отдых не сладок». Вот вам две ёлочки (нарисованы на доске). Мы научимся украшать пластилиновыми узорами белые шары и украсим ёлочки. Для этого поделимся на 2 команды. Одна будет моя, другая - Снегурочки. Посмотрим, как хорошо и слаженно мы умеем трудиться. Знакомит с заданием: скрутить из пластилина разного цвета жгутики и украсить шары. Вырезать цветной кружок, намазать клеем с изнанки, подсунуть под него нитку, сложенную вдвое. Когда шар подсохнет, с помощью магнита «повесить» его на ёлку. Схема изготовления и образцы узоров - на доске. Цвет пластилина и размер узоров выбирают дети. Снегурочка. Это как же красиво должно получиться! Ну, а чтобы вам хорошо работалось, давайте разомнёмся! Кто умеет играть в снежки? Давайте представим, что снежок сейчас будет у нас в руке - круглый, ладный, холодный. (Звучит музыка). Снегурочка. Не замерзнем, не зеваем! Потанцуем, поиграем! Поднимитесь с места дружно! По снежку слепить вам нужно! Бросьте влево, бросьте вправо! Увернитесь от расправы! Запусти назад снежок! А теперь беги, дружок! Снова влево, снова вправо! Увернитесь от расправы! Запусти назад снежок! А теперь садись, дружок! По ходу работы Педагог и Снегурочка помогают детям в работе. По окончании работы дети расставляют шары на выставочном столе. В обсуждении участвуют все. Снегурочка. По-моему, у всех хорошо получилось! Попробуем украсить наши ёлочки! (Развешивает шары на нарисованных ёлках, прикрепляя их магнитами). Думаю, Дед Мороз будет доволен нашей работой. А вы довольны? Кто считает, что он хорошо поработал? 29 Педагог. А я попрошу поднять руки тех, кому понравилось работать вместе. Вот как вас много! Отлично. Думаю, и Деду Морозу будет приятно, что вы не поленились, поделились с ним своими умением и находками. Снегурочка. В мастерской сегодня дети Собрались не для игры Все старались, украшали Новогодние шары. Сколько их - нарядных, разных! В каждом шарике живёт Самый радостный наш праздникНаш весёлый Новый год! Педагог. Вы сегодня старались сделать работу как можно лучше, и будет жалко, если кто-нибудь не сохранит то, что он сделал. Снегурочка поможет вам снять шарики с ёлок, а вам останется положить их аккуратно в коробку или завернуть в обёрточную бумагу. До новых встреч в нашей волшебной мастерской! 30 Приложение 3 Примерное календарно - тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Название темы занятия Вводное занятие. Инструктаж ТБ Игра - знакомство «Мяч по кругу» Удивительная схема. Предложение. Учимся составлять предложение по схеме и картинкам. Слова, называющие признаки предмета. Звуки. Звуки У и А. Контурное письмо букв. Игра «Ау», «Уа» Звуки О и И. Контурное письмо букв. Головоломка «Распутай клубок» Звук Э и Ы. Контурное письмо букв. Лабиринт «Проведи мышку в норку» Звуки М и В. Образование слогов, придумывание слов с ними. Раскрашивание картинки. Звуки Н и П. Контурное письмо букв. Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 Дата по расписанию По плану По факту Форма аттестации/ контроля Входной контроль Устный опрос Устный опрос Письменное задание Логическое задание Логическое задание 2 2 Звуки Т и К. Контурное письмо букв. Упражнения с буквенным рядом. Звуки С и Х. Контурное письмо букв. Игра «Какой халат подойдет Хоттабычу?» Звуки З и К. Контурное письмо букв. Звонкие и глухие буквы. Звуки Б и Д. Контурное письмо букв. Логическое задание. Определение места звука в словах. Звуки Г и Ш. Контурное письмо букв. Звуки Я и Ж. Контурное письмо букв. Игра «Жонглер». 2 Числа и цифры. Звуки Л и Е. Игра «Помоги колобку убежать от лисы» Счет предметов от 1 до 10. 2 Геометрические фигуры – точка, прямая, ломаная линия. Строим дом. 2 Геометрические фигуры. 2 Задачи на сложение (в пределах 10). Звуки Ё и Р. Задачи на вычитание (в пределах 10). Звуки Ф и Ю. Математический квиз. Звуки Ч и Щ. «Чёрная щетка» - логическая игра. Задачи по математике. Соедини цифры по порядку. Раскраска. 2 Рисунок 2 2 Устный опрос 2 2 2 Промежуточный контроль Тестирование 2 2 2 Примечание (корректиро вка) 31 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35 36 Цифры от 10 до 20. Знакомство со вторым десятком. Решаем задачи с овощами и фруктами. Хитрые вопросы. Найди спрятанную цифру в лесу. Задачи. Цифровая раскраска Сколько ног у насекомых? Сороконожка – игра. Раскраска по цифрам. Хитрые вопросы. Лабиринт. Мягкий и твердый знак. Логическая игра «Съел кисель» Природные явления. Ребус. Игра «Фламинго в юбке». Времена года. Логические задачи. Ребус. Логические игры и упражнения. Логическая игра «Ёжик рулит!» Логические игры на пространственное мышление и ориентировку в пространстве. Понятие «Финансовая грамотность». Для чего она нужна. Ролевая игра «Я составляю список покупок для…». Дни недели. Финансовая игра «Сколько нужно денежных средств на 7 дней» «Мир профессий»- ролевая финансовая игра. «Когда я стану взрослым» - семейноролевая игра финансовой грамотности. «Я буду бизнесменом» ролевая игра финансовой грамотности. «Я –умею!» Итоговое занятие-праздник 2 Дидактическая игра «Цифры» 2 2 2 2 2 2 2 Игра викторина 2 2 2 2 2 2 2 72 Итоговый контроль Выставка 32 Лист корректировки Программы Дата разработки/ Дата внесения изменений 2024 год. Разработана. Авторсоставитель Е.В. Проскурня На основании / в соответствии Приказ Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» Внесённые изменения (в каком разделе программы) Кем внесены изменения (Ф.И.О.) 33 Приложение 5 План воспитательной работы (план является примерным, так как ежегодно дополняется мероприятиями, утверждёнными в соответствии с направленностью конкретного года и его особенностями) Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Дата Образовательное событие Неделя безопасности (ПДД) День флага и герба Крыма Участие в экологической акции Всемирный день улыбки . Всемирный день защиты животных. Международный день учителя. Международный день Черного моря (сообщение) День народного единства (сообщение) День рождения Деда Мороза (презентация) День матери в России (поздравления мамам). Мастерская Деда Мороза. День Конституции Российской Федерации (сообщение). Новый год (праздник) Всемирный день спасибо (сообщение) День Республики Крым (сообщение). День снятия блокады города Ленинграда (презентация). Изготовление буклетов. День юного исследователя. День защитника Отечества (открытое занятие) Праздник наших мам! (утренник). Всемирный день воды (занятие). День защиты Земли (занятие) Экологическая акция. Всемирный день птиц (сообщение) Всемирный день здоровья (конкурс проектов) День Победы. Вечный огонь памяти. Безопасность летом (практическое занятие)