ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБУДО «ДЭЦ»
от «18 » 01 2024 г.
Протокол № 3
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ДЭЦ»
________________ Точенюк Ж.Ю.
«18» 01 2024 г.
М.П.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Раннее развитие. Мир вокруг и развитие речи»
Направленность: социальногуманитарная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Составитель: Верчук Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного
образования
2024 г.
Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности «Раннее развитие. Мир
вокруг и развитие речи» (далее - Программа) составлена в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
-Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. N° 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
-Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. N 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей
редакции);
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. N 996-р;
-Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. N 642
(в действующей редакции);
-Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 г. N 3;
-Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
-Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. N 16);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. N
114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества
условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
2
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей» (в действующей редакции);
- Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. N 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей
редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в
действующей редакции);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. N 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г.
N 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. N 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. N 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р
«О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в
Республике Крым»;
3
- Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510
«Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при
формировании
государственного
социального
заказа
на
оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. №593
«Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов
на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об
исполнении государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов
Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. № 639
«О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными
сертификатами»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023г.
№ 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических
работников
образовательных
организаций
общего
образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися
и их родителями (законными представителями)»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023г.
№ АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
4
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования,
для
реализации
приоритетных
направлений
научно
технологического и культурного развития страны»;
- Устав Муниципального бюджетного учреждение дополнительного
образования «Детский экологический центр» муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым, утверждённый Постановлением
Администрации города Ялта от 17.08.2021 № 2552-п;
- Положение о разработке и реализации дополнительных общеразвивающих
общеобразовательных программ в Муниципальном бюджетном учреждении
дополнительного
образования
«Детский
экологический
центр»
муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым,
утвержденное приказом МБУДО «ДЭЦ» от 30.08.2023 г. № 98.
Данная программа разработана на основе дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы «Раннее развитие детей» (автор-составитель
А.О. Гега, педагог дополнительного образования МБУДО «ДЭЦ», протокол
педагогического совета от 29.08.2019 г. № 1), имеет модификации и дополнения
исходя из современных требований и возможностей учреждения дополнительного
образования, на базе которого она реализуется.
Программа имеет социально – гуманитарную направленность. Ее цель и
задачи направлены на развитие социальной компетентности детей, умений
эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро, адекватно
адаптироваться в изменяющемся мире. Усваивая ценности, опираясь на
первичные знания норм, прав и обязанностей как условия для
жизнедеятельности в обществе, ребёнок входит в новую систему отношений со
взрослыми, сверстниками и самим собой. Курс помогает ему в этом. Программа
способствует познавательной, речевой и социально-коммуникативной
направленностям развития детей.
Актуальность Программы в том, что она помогает подготовить ребёнка к
школьной жизни, обеспечивает интеллектуальное развитие дошкольников,
способствует формированию нравственных качеств. Формируя знания детей об
окружающем мире, Программа даёт педагогу возможность, обучая грамоте,
постоянно работать над развитием речи, знакомить детей с миром природы,
миром детской книги и миром театра, учить работать и играть в коллективе
сверстников. Актуальность Программы базируется также на анализе
5
родительского спроса, анализе социальных проблем, потребностей общества и
социального заказа.
Новизна Программы заключается в комплексном подходе к подготовке
учащегося старшего дошкольного возраста - активного, обладающего опытом
природоохранной деятельности, знающего свой край, умеющего правильно
общаться и полно использовать свои способности. При этом
педагог
эффективно пользуется возможностями
современных педагогических
технологий, сфер музыки и логопедии.
Отличительные особенности Программы в том, что она позволяет в
условиях Детского экологического центра расширить возможности ребёнка по
освоению содержания программ социально-гуманитарной направленности.
Значительная роль отводится в содержании Программы формированию
творческого мышления, что подкрепляется организацией практической
деятельности детей. Программа может успешно реализовываться как в
комплексе с программой естественнонаучной направленности (экологического
направления), так и с другой дополнительной общеразвивающей программой,
направленной на раннее развитие детей, в результате чего усилится и
разнообразится её интеллектуальный и воспитательный потенциал.
Педагогическая целесообразность выстроенной системы процессов
обучения, развития, воспитания, социализации заключается в следующих
принципах:
- принципе систематичности и последовательности обучения: необходимо
устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями,
переходом от простого к сложному, от близкого к далёкому, от конкретного к
абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций;
-принципе индивидуализации: на каждом учебном занятии педагог должен
подходить к каждому ребёнку как к личности. Каждое занятие должно
строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития
ребёнка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности
ребёнка; темп, уровень сложности должны определяться строго для каждого
ребёнка;
- организационно – педагогических принципах:
принципе развивающего обучения, когда педагогу необходимо знать уровень
развития каждого ребёнка, определять зону ближайшего развития,
использовать вариативность программы согласно этим знаниям;
принципе взаимодействия с семьёй и родителями ребёнка как важнейшими
субъектами образовательного процесса.
Адресат Программы. Возраст обучающихся, осваивающих Программу, пятьсемь лет, без предъявления каких-либо дополнительных требований.
6
В возрасте пяти – семи лет в психике ребенка проявляются принципиально
новые качества, в том числе произвольность психических процессов: внимания,
памяти, восприятия – и вытекающая отсюда способность управлять своим
поведением.
5-7 лет - очень важный возраст для развития познавательной сферы ребенка,
интеллектуальной и личностной. В это время в ребенке закладываются многие
личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я»позиции. Именно в этом возрасте закладывается основная часть будущей
личности ребёнка. Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста
диктуют
особенности
набора
группы:
преимущественно
одновозрастной, состоящей из мальчиков и девочек, объединённых, как
правило, выбранным режимом занятий в учреждении дополнительного
образования.
Объем и срок освоения Программы. Объём программы- 72 часа (2 часа в
неделю в течение 36 недель). Срок обучения: 1 год (17 недель в первом
полугодии, 19 недель во втором).
Программа предусматривает стартовый (ознакомительный) уровень
освоения. Она направлена на создание условий для интенсивной социальной
адаптации детей, повышение психологической готовности ребёнка к
включению в образовательную деятельность, на создание комфортных условий
для последующего выявления предпочтений и выбора деятельности в
дополнительном образовании.
Форма обучения очная, в особых случаях допускается дистанционное
обучение, осуществляемое, в основном, в случаях приостановки
образовательного процесса по особым причинам в форме участия в конкурсных
мероприятиях, организуемых с помощью электронных технологий.
Особенности организации образовательного процесса. Организация
образовательного процесса происходит в соответствии с учебным планом в
объединениях по интересам, которые могут быть сформированы как из
учащихся одного возраста (близких возрастов), так и из учащихся разного
возраста в пределах цифр, указанных для адресата Программы. Состав группы
постоянный, занятия групповые. Так как тематика занятий широкая и дети
параллельно овладению знаниями об окружающем мире обучаются грамоте,
планируется индивидуальный подход к ребенку вплоть до разработки в случае
необходимости индивидуального учебного плана. При наличии свободных мест
в группе приём в объединение возможен в течение учебного года. Зачисление
детей в объединение производится через электронную систему АИС Навигатор
РК на основании Приказа Министерства образования, науки и молодёжи
Республики Крым № 1204 от 16.07.2021 г. «Об автоматизированной
7
информационной системе Республики Крым «Навигатор дополнительного
образования детей Республики Крым».
Время школьных весенних и осенних каникул используется в соответствии с
учебным планом, но расписание, формы и виды занятий могут изменяться в
зависимости от целей занятий, погодных условий, запросов и особенностей
детей. Виды занятий определяются содержанием программы и поставленными
задачами; предусматриваются ролевые и деловые игры, очные и виртуальные
экскурсии, открытые занятия с участием родителей.
Основная форма работы - групповая с ярко выраженным индивидуальным
подходом. Наиболее часто используются такие виды занятий: комплексное
занятие, интегрированное занятие; занятие-представление, различные варианты
игровых форм проведения занятий. В ходе занятий у детей формируется
система элементарных знаний, осуществляется развитие основных
познавательных процессов и способностей. Родителям учащихся рекомендуется
литература и электронные ресурсы, с которыми они знакомятся (учитывая, что
дети не умеют читать) совместно.
Режим занятий. Занятия организуются еженедельно по 2 академических часа
по 30 минут с обязательным перерывом между ними не менее 10 мин.,
проводимым под наблюдением педагога.
8
1.2. Цель и задачи программы
Цель: обеспечение комплексного развития личности ребенка в период
дошкольного детства.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
-формировать общественную активность детей, воспитывать патриотическое
отношение к своей стране, к малой Родине;
-формировать бережное отношение к русскому языку, к умению правильно и
точно оформлять свои мысли;
-формировать мотивацию учения и предпосылки готовности к обучению в
школе;
-формировать у детей навыки коммуникативной деятельности, социальных
контактов, развитие способности к совместным действиям в быту и игровой
деятельности;
-формировать бережно-уважительное отношение к окружающему миру;
-развивать творческие способности детей через рисование и лепку, через
знакомство с основами театра.
Метапредметные (развивающие):
-развивать потребность детей в здоровом образе жизни;
-развивать уверенность детей в себе и своих возможностях;
-развивать познавательные процессы (внимание, мышление, речь, память,
воображение, восприятие) и мыслительные операции в соответствии с
возрастными особенностями детей;
-развивать чувство прекрасного, умение видеть и чувствовать красоту в
природе, музыке, художественных произведениях;
Личностные (воспитательные):
-воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность;
-воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям;
-воспитывать взаимопомощь, отзывчивость, доброту;
-воспитывать бережное и заботливое отношение к миру живой природы,
закладывать основы чувства ответственности за происходящее в ней при
участии человека;
-формировать привычку ответственно относиться к поддержанию порядка и
чистоты дома и во время обучения.
9
1.3. Воспитательный потенциал Программы
Цель воспитательной работы в рамках Программы – создание
благоприятятных условий, облегчающих дошкольнику его вхождение в
широкий социальный мир.
Задачи:
-воспитывать в учащихся стремление знать и любить свою Родину – свой
родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
-воспитывать стремление узнать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
-воспитывать уважение к семейным ценностям, любовь и заботу к близким;
-развивать умение сопереживать, проявлять сострадание;
-развивать инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
(игре,
общении,
познавательно-исследовательской
деятельности,
конструировании и др.);
-беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями,
заботиться о домашних питомцах; покармливать птиц;
-развивать навыки соблюдения правил безопасного поведения и личной
гигиены, здорового образа жизни;
-формировать установку положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе.
Программа способствует самоактуализации как способу воплощения
собственных индивидуальных творческих интересов. Программа воспитывает
самостоятельность,
у детей формируется адекватная оценка себя и
окружающих,
они
начинают больше
ценить доброжелательность,
справедливость, внимание, помощь и поддержку. Основные методы
воспитания: поощрение, личный пример.
Педагог привлекает к активному участию в жизни детей родителей
учащихся, обеспечивая воспитательное пространство сотрудничества
участников образовательного процесса. Открытые занятия, требующие
большей ответственности, посильное участие в наведении порядка и чистоты в
кабинете, – эти мероприятия вносят новые эмоции и новые знания в жизнь
дошкольников, способствуют взаимопониманию детей и их родителей
(законных представителей).
10
1.4. Содержание программы
1.4.1. Учебный план
№ Наименование разделов и тем
Колво
часов
Форма
Аудиторные
аттестации/
часы
контроля
Теор
Пра
ия
ктик
а
1
1
Беседа.
Входной
контроль.
6
8
Викторина.
Устный тест.
Выставка.
6
12
Устный тест,
Кроссворд.
4
8
Тест-игра.
Выставка.
Вводное занятие.
Инструктаж по ОТ
2
1
В мире растений
14
2
В мире животных
18
3
Путешествие по временам года
12
4
Человек и его дом
14
6
8
Тестирование.
5
Творческие находки
12
2
8
Сюжетно –
ролевые игры,
инсценировка,
театральные
этюды.
Инсценировка
сказки или её
фрагмента по
выбору
учащихся
Итоговый контроль
Всего
2
72
25
47
1.4.2. Содержание разделов программы
Вводное занятие. (2 часа) Инструктаж по охране труда. Знакомство с
группой.
Теория (1 час). Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания
мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас?
Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.
Практика (1 час). Игры и упражнения на выявление имеющихся у
воспитанников знаний, умений и навыков, в том числе знаний и навыков в
11
сфере безопасности. Правила безопасности дорожного. Пожарная безопасность.
Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми.
Раздел 1. В мире растений (14 часов).
Теория (6 часов). Знакомство с алфавитом (буквы А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж).
Рассматривание и обсуждение картин на осеннюю тематику. Составление
рассказа по картинке. Распознавание растений (с помощью атласа определителя) в природе. Травянистые растения, кустарники, деревья, их
сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные
растения. Мхи и папоротники. Знакомство с ягодами, произрастающими на
территории Крыма, их польза и вред. Грибы – не растения. Разнообразие
грибов, их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласаопределителя). Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление
важнейших отличительных признаков.
Практика (8 часов). Контурное письмо букв А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж.
Раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из
пластилина овощей, фруктов, грибов, различающихся размерами, формой,
цветом, составление композиции. Рисование мха и веточки папоротника по
натуральному образцу. Раскрашивание изображений грибов. Правила
безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов. Дидактические
игры «Съедобные и несъедобные». «С какого дерева листочек?» и т.д. Задания
в устной форме: вставь в предложение пропущенное слово, закончи
предложение, отгадай загадки, продолжи предложение, подбери парное слово и
др.
Раздел 2. В мире животных (18 часов).
Теория (6 часов). Продолжение знакомства с алфавитом. Буквы З, И, К, Л,
М, Н, О, П. Знакомство, изучение особенностей поведения диких птиц,
сравнение их по размерам и окраске (беседа, рассказ, показ картинок,
презентаций). Животные нашей местности (беседа, рассказ, показ картинок,
презентаций) Дикие животные Крыма, знакомство и рассмотрение диких
животных Красной книги. Изучение и сравнение особенностей обитания
животных Севера и жарких стран. Насекомые (бабочки, жуки и др.), их
распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).
Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление
связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Отношение
людей к животным: каким оно должно быть? Правила безопасности при
встречах и общении с животными.
Практика (12 часов). Контурное письмо букв З, И, К, Л, М, Н, О, П.
Отгадывание загадок. Чтение литературных произведений. Сочинение сказок о
12
птицах, разучивание скороговорок, обсуждение пословиц о животных. Чтение
статей из «Детской энциклопедии», «Познаем мир вокруг нас и др. Лепка и
раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и
в природе (с помощью атласа-определителя). Дидактические игры и
упражнения «Дикие – домашние», «Животные и их детёныши», «Что общего и
чем отличаются», «Узнай по описанию», «Кто где живёт» и т.д. Составление
памятки о поведении в заповедниках. Графические диктанты, лабиринты,
копирование по точкам, клеткам. Подготовка к новогоднему празднику
(разучивание стихотворений, сценок и др.)
Раздел 3. Путешествие по временам года (12 часов).
Теория (4 часа). Продолжение знакомства с буквами (Р, С, Т, У, Ф, Х).
Изучение, определение, и наблюдение за изменениями в природе в разное
время года. Чтение, разучивание и обсуждение поговорок, пословиц,
скороговорок о зиме, весне, лете. Знакомство с народными приметами и
праздниками.
Практика (8 часов). Контурное письмо букв Р, С, Т, У, Ф, Х. Отгадывание
загадок о временах года. Дидактические игры и упражнения: «Подбирай,
называй, запоминай», «Найди ошибку. В чем ошибся художник?», «Закончи
предложение», «Хитрые вопросы» и др. Разучивание стихотворений, песен,
рисование открыток к праздникам.
Раздел 4. Человек и его дом (14 часов).
Теория (6 часов). Знакомство с буквами Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я и знаками Ъ,Ь.
Рассказ о строении человека, о том, что каждая часть тела человека
выполняет определенную функцию. Необходимость заботиться о своем теле.
Важность соблюдения режима дня как необходимого фактора сохранения
здоровья. Важность правильного питания. Что такое «здоровая пища». Режим
приема пищи. Семья-поддержка каждого. Понятие «Моя семья». Понятие
«Родство». Как можно добыть информацию о своих семейных корнях. Значение
слов: мир, дом. Уютный дом. Кто создаёт уютный дом? Почему в доме должно
быть тепло и уютно? Формирование представления о городе, в котором живем,
районе, улице, доме. Соблюдение экологических правил, обсуждение тем
«Огонь в лесу», «Птичьи гнезда и муравейники», «Лесные насекомые», «Редкие
цветы и травы», «Мусор и лес». Правила поведения в лесу. Беседа о профессиях
родителей (как получили эту профессию, какую деятельность они выполняют
на работе, какие объекты окружают человека на работе, что приносит работа).
Расширение представления детей о физической культуре, об Олимпийском
движении, о пользе занятий физической культурой и закаливании.
Практика (8 часов). Контурное письмо букв Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я и знаков Ъ,Ь.
Дидактические игры «Часть – целое», «Расскажи о себе», «Что вредно, что
13
полезно», «Хорошо-плохо». Опыт «Раскрась свою жизнь» «Важность
водонепроницаемой ткани для человека» (о зонтиках). Чтение и обсуждение
стихотворений, пословиц и поговорок. Рисование («Мой любимый вид спорта»,
«Экология в моем городе» и др.)
Раздел 5. Творческие находки (12 часов)
Теория (2 часа). Повторение алфавита и развитие речи в рамках знакомства
с миром театра. Виды театра. Правила поведения в театре. Знакомство с
театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра
изнутри.
Практика (10 часов). Освоение навыков владения пальчиковым театром,
драматизации сказки. Чтение и беседы по сказкам, импровизация. Подготовка
к показу сказки «Теремок», изготовление из бумаги героев сказки,
артикуляционная гимнастика, разучивание скороговорок.
14
1.5. Планируемые результаты
По окончании обучения по Программе у учащихся:
- сформируются навыки связной речи; расширится словарный запас;
- будут сформированы основные грамматические навыки речевого общения;
- сформируется понятие о мире природы как о том, что требует бережного
отношения и защиты;
Учащиеся будут уметь:
- управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей
(обведение буквы по контуру; штриховка, написание в тетради букв печатного
шрифта, рисование бордюров);
- производить звуковой анализ слова, правильно передавать его звучание;
- выразительно читать наизусть;
- инсценировать несложные сюжеты.
Учащиеся будут знать:
-основные правила безопасности;
-названия основных растений, животных России, Крыма;
- ценность здорового образа жизни, правильного питания.
У учащихся будут развиты:
- речь (связная, диалогическая, грамматический строй речи),
- внимание (зрительное, слуховое, двигательное),
- память (двигательная, зрительная, слуховая).
Программа
способствует
приобретению
учащимися
личностных
результатов:
-уважения к семье, к личности другого человека,
-уважения к своей стране, к малой Родине;
-уважения к старшим, к труду,
-начального понятия нравственно-этической оценки – способности
соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными
нормами, способности оценивать свое поведение и поступки на основе
понимания основных моральных норм и правил.
Метапредметные результаты:
учащиеся смогут в разной степени овладеть умениями:
– сохранять заданную цель;
– планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей.
– видеть результат своей деятельности;
– видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
– устанавливать контакты, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
– слушать собеседника, задавать вопросы вступать в диалог;
– вести диалог, отвечать на вопросы.
15
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Дат
17
02.09.
31.05.
1 34
38
34
летние
весенние
Каникулярное время
осенние
Во втором
полугодии
Коли
чество
учебн
ых
часов
В первом полугодии
Колич
ество
учебн
ых дней
Во втором
полугодии
Количе
ство
учебны
х недель
В первом полугодии
око
нчани
я
учебн
ого
года
Во втором полугодии
а
В первом полугодии
Да
та
нач
ала
учеб
ного
год
а
38
9
Во время осенних и весенних каникул занятия проводятся в соответствии с учебным
планом. Во время летних каникул Программа не реализуется, однако возможна реализация
краткосрочных дополнительных программ.
Формы
Сроки аттестации
контроля/аттестации
(№ учебной недели)
Входной контроль
Собеседование
№1
Текущий контроль
Промежуточный
контроль
Итоговый контроль
Опрос, кроссворды,
викторины, миниспектакль
Выставка рисунков
Тесты, концерт
16
№4, № 12,
№ 23, №31
№ 17
№ 36
2.2. Условия реализации Программы.
2.2.1. Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, компетенции
которого должны соответствовать требованиям профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или
среднее профессиональное (педагогическое) образование, знать специфику
дополнительного образования; владеть базовыми навыками работы с
компьютерной техникой и программным обеспечением; базовыми навыками
работы со средствами телекоммуникаций (системами навигаций в сети
Интернет, навыками поиска в сети Интернет, электронной почтой и др.), иметь
навыки и опыт в обучения и самообучения с использованием цифровых
образовательных ресурсов.
2.2.2. Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет с комплектом одноместных парт и стульев, отвечающих
санитарным нормам; шкаф для пособий, игр, красок, карандашей и др., стол
учительский, учебная доска.
2. Технические средства: принтер, компьютер, ноутбук, видеопроектор.
3.Материалы, инструменты: карандаши цветные, пластилин, краски
(акварельные и гуашь), цветная бумага, счётные палочки, клей, точилки для
карандашей, ластики, линейки. Тетради, альбомы для рисования и ручки
приносят сами учащиеся.
4. Учебно-методическая литература для педагога; учебная литература для
детей; дидактические игры, раздаточный материал для упражнений на
запоминание и внимание. Для изобразительной деятельности: наборы
пластилина, краски, карандаши, ватман и бумага для рисования и др., для
театральной деятельности: маски, театральные куклы, декорации, разрезной
материал и др.
2.2.3. Методическое обеспечение
Формы организации образовательного процесса - коллективная, групповая,
парная, индивидуальная. Формами организации учебного занятия чаще всего
выступают игровые занятия.
Наиболее используемые в
работе педагога технологии - это технология
группового обучения, технология
дифференцированного
обучения,
технология игровой деятельности.
17
Используемые на занятиях методы обучения зависят от цели и содержания
предстоящего занятия, это:
-наглядные методы (показ иллюстраций и презентаций, работа по образцу,
показ видеоматериалов),
-практические методы (выполнение различных по содержанию практических
и творческих заданий),
-словесные методы (устное изложение, беседа, анализ информации),
-игровые методы и приемы.
Чаще всего игровой метод включает разнообразные действия с игровыми
материалами, имитацию действий и движений, элементы соревнования.
Первостепенное значение в обучении дошкольников и младших
школьников имеет наглядность. Она обеспечивает связь между конкретным и
абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых
ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного
мышления, активизации познавательной деятельности дошкольников.
Наглядность должна отвечать психологическим особенностям детей данного
возраста.
Важна группа приемов, позволяющая обеспечить мотивацию занятий:
сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело;
совместный поиск решения, коллективное и личное размышление; ситуация
успеха, которая создаётся для каждого ребёнка.
Для реализации целей программы важно использовать приемы,
направленные на развитие творческих способностей в разных видах
деятельности (примеры указаны в таблице):
Направление
Приемы развития
Игры
творческих
способностей
Связная речь. Развитие
речи
Развитие речи.
Грамматический строй
речи.
Творческая (театральная)
деятельность
Изобразительная
деятельность
Сочинение сказок и
рассказов о своих
впечатлениях.
Задания в устной форме.
Создание театрального
образа.
«Включение» объекта в
новые связи
18
Театр сказки.
«Собери
предложение»,
«Назови ласково».
Пальчиковый театр.
«Дорисуй узор»,
«Незавершенный
рисунок», «Преврати
букву во что – нибудь
интересное»
Деятельность учащихся организуется, в основном, при помощи
объяснительно – иллюстративного метода, который используется при
ознакомлении
учащихся
с
новым
теоретическим
материалом,
программными средствами, и репродуктивного метода - он используется при
выполнении различных видов тренировочных заданий.
Очень часто
применяется, учитывая возрастные особенности учащихся, игровой метод.
При работе по Программе используются также следующие методы:
• наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом),
• наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, исполнение песен
музыкальных пьес, этюдов и отдельных их элементов),
• словесный (образный рассказ педагога),
•
упражнения (многократное повторение, варьирование знакомого
материала);
задания в устной форме с учетом сложности произведения,
возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко
всей группе обучающихся, но направленные на активизацию каждого ребенка в
отдельности, это:
-использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку;
создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать и
ограничивающей излишне самоуверенных; индивидуальные указания для
некоторых детей наряду с общим указанием для всего коллектива;
-исполнение индивидуальных ролей, распределение на группы и подгруппы с
тем, чтобы одни учащиеся выполняли задание, а другие давали этому оценку
(ролевые игры).
Алгоритм учебного занятия:
- подготовка кабинета к проведению занятия (проветривание кабинета,
подготовка необходимого инвентаря);
- организационный момент (приветствие детей, настраивание учащихся на
совместную работу, актуализация опорных знаний);
- теоретическая часть (объявление темы занятия, целей и задач, объяснение
теоретического материала);
- физкультминутка;
- практическая часть – закрепление изученного материала (выполнение
упражнений и заданий по теме, игры, творческие задания);
- окончание занятия (рефлексия, подведение итогов занятия).
2.2.4. Информационное обеспечение
1. Государственные информационные ресурсы:
-Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации https://edu.gov..ru/(Дата обращения: 01.12.2023г.);
19
-Официальный сайт Министерства образования, науки и молодёжи
Республики Крым https://monm.rk.gov.ru/ru/index (Дата обращения: 01.12.2023
г.);
2. Информационно- коммуникационные педагогические платформы:
- «Сферум» https://sferum.ru/?p=start (Дата обращения: 04.12.2023 г.);
-Навигатор дополнительного образования Республики Крым https://xn--82kmc.xn--80aafeylamqq.xn--dlfacj3b/ (Дата обращения 04.12.2023г.);
3. Образовательные порталы:
- Российское образование https://www.edu.ru/ (Дата обращения: 01.12.2023 г.);
- Инфоурок https://infourok.ru/(Дата обращения: 11.12.2023 г.);
- Учебно-методический кабинет https://ped-kopilka.ru/ (Дата обращения:
11.12.2023 г.);
- международный образовательный портал https://www.maam.ru (Дата
обращения: 11.12.2023 г.);
- Учим цифры / [Электронный ресурс] // Современный учительский портал :
[сайт].
URL:
https://easyen.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/zanjatija/uchim_cifry_cifra_1_chislo_
1/361-1-0-5227(Дата обращения: 01.12.2023 г.).
4.Другие интернет-ресурсы:
- электронный ресурс https://www.detkiuch.ru/load/faily/tvorchestvo/15(Дата
обращения: 11.12.2023 г.);
- развивающие игры https://www.teremok.ru (Дата обращения: 11.12.2023 г.);
- сайт для детей и их родителей https://pochemu4ka.ru (Дата обращения:
11.12.2023 г.).
- / [Электронный ресурс] // ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ
"УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ УМНИКОВ": [сайт]. — URL: https://малень-кая-страна.рф/index.php/veselye-domashnie-zadaniya-dlya-doshkolyat/6236domashnee-zadanie-dlya-detej-5-let-uprazhneniya-dlya-malenkikh-umnikov (Дата
обращения: 01.12.2023 г.).
- Знакомство со звуками и буквами / [Электронный ресурс] // Маленькая
страна : [сайт]. — URL: https://ма-лень-кая-страна.рф/index.php/znakomstvo-sozvukami-i-bukvami (Дата обращения: 01.12.2023 г.).
20
2.3. Формы аттестации и контроля
Формы контроля.
Входной контроль позволяет определить степень развития детей в начале
обучения по данному курсу. Как правило, осуществляется в форме
тестирования или анкетирования. Результаты входного контроля позволяют
скорректировать дальнейшую работу с учащимися.
Текущий контроль проводится обычно в форме кроссвордов, викторин, тестов,
творческих заданий.
Промежуточный
контроль
также
позволяет
выявить
степень
сформированности умений и навыков в соответствии с Программой и в
дальнейшем необходимость корректировки содержания Программы. Итоговый
контроль осуществляется на последнем занятии в форме концерта или мини –
спектакля.
Основные формы проведения промежуточной аттестации - это викторина,
кроссворд, тест, выставка, разные виды игровых занятий, варьирующиеся в
зависимости от возрастного состава и индивидуальных особенностей учащихся
группы. Промежуточная аттестация позволяет оценить результаты освоения
программы в середине учебного года и по завершении курса.
Формами представления и демонстрации результатов освоения Программы
являются, в основном, практические и творческие (музыкальные,
декламационные, изобразительные) работы учащихся, демонстрирующиеся в
период выставок и праздников. Мини-спектакли и другие формы театральных
постановок представляются, как правило, по окончании года.
21
2.4. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Агапова И., Давыдова М. «Лучшие игры и развлечения со словами». – М:
ООО
ИКТЦ
«Лада»,
2007.*
/[Электронный
ресурс]
URL: https://obuchalka.org/20190912113827/luchshie-igri-irazvlecheniya-soslovami-agapova-i-a-davidova-m-a-2006.html (Дата обращения: 01.10.2023 г.).
2. Васильева Н. Н., Новоторцева
Н. В. «Развивающие игры для
дошкольников» [Текст] / Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева
— :
Издательство: "Академия Развития, Академия Холдинг" , 2005 — 208 c.*
2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И «Мяч и речь». [Текст] / Воробьёва Т.А.,
Крупенчук О.И —: СПб: «Каро», 2003. — 96 c.*
3. Крупенчук О И. Научите меня говорить правильно! Комплексная программа
подготовки ребенка к школе. ФГОС ДО [Текст] / Крупенчук Ольга Игоревна
— : Литера, 2021 — 208 c.
4. Крупенчук О.И. Учим буквы / Крупенчук О.И. [Электронный ресурс] //
учебно-методическое пособие : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiysad/materialy-dlya-roditeley/2019/07/07/o-i-krupenchuk-uchim-bukvy-dlya-detey-56-let (Дата обращения: 11.12.2023 г.).
5. Нищева Н. В. Занимаемся вместе [Текст] / Нищева Н. В. — : «ДетствоПресс», 2013 — 27 c.*
6. Соловьёва Е.А. / [Электронный ресурс]//Сочинение сказок с детьми
младшего школьного возраста// Инфоурок: сайт. URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-sochinenieskazok-s-detmimladshego-shkolnogo-vozrasta-1092447.html (Дата обращения: 10.12.2023 г.).
Список литературы, рекомендуемой для детей
(при осуществлении помощи родителей)
1. Жукова О.С. Игры и упражнения для подготовки ребёнка к щколе.-М.:Астраль,
СПб.: Соап, 2007. -64 с. (Серия: Ступеньки к школе).*
2. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия,
воображения, речи. Игровые задания. – М.: «Первое сентября», 2004 -98 с.*
3.Знакомство со звуками и буквами / [Электронный ресурс] // Маленькая страна :
[сайт]. — URL: https://ма-лень-кая-страна.рф/index.php/znakomstvo-so-zvukami-ibukvami (Дата обращения: 11.11.2023 г.).
Список литературы, рекомендуемой для родителей
1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе: Книга для родителей
будущего
первоклассника. – Екатеринбург: У- Фактория, 2004- 196 с.*
2.Васильева Н.В. Понятие о психологической готовности к обучению в школе/
Н.В. Васильева // Школьный логопед.- 2014.- №4.*
3. Дети онлайн/ [Электронный ресурс] //: сайт. - URL: https://deti22
online.com/skazki (Дата обращения: 01.10.2023 г.)
4.Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. «Психологические особенности развития
дошкольников» [Текст] / Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. — : "Эксмо",
2009 — 176 c.*
5. Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Развиваем память и внимание. – Ростов
н/Д.: Феникс, 2012 – 154 с.*
*Указанная литература более не переиздавалась.
23
3. Приложения к Программе
Приложение 1
Оценочные материалы
Критерии уровня достижений учащихся
Распределение по уровням подготовки
Параметры
Уровень
практических
умений и
навыков
(владение
разнообразным
и
техническими
приемами).
Уровень
теоретической
подготовки.
Формирование
творческого
мышления
(четкость,
гибкость
мышления,
оригинальност
Высокий(5
баллов)
Учащийся овладел
на 100 - 75%
умениями и
навыками,
предусмотренным
и программой за
конкретный
период; не
испытывает
особых
трудностей;
выполняет
практические
задания с
элементами
творчества.
Учащийся освоил
практически весь
объём знаний 100 75%,
предусмотренных
программой за
конкретный
период;
специальные
термины
употребляет
осознанно и в
полном
соответствии с их
содержанием.
Учащийся
проявляет ярко
выраженный
интерес к
творческой
деятельности, к
достижению
наилучшего
Достаточны
й (4 балла)
Средний
(3 балла)
Низкий (2
балла)
У учащегося
объём
усвоенных
умений и
навыков
составляет 74 50%; в
основном,
выполняет
практические
задания на
репродуктивно
м уровне.
У учащегося
объём
усвоенных
умений и
навыков
составляет 49
- 30%;
выполняет
практические
задания на
репродуктивн
ом уровне.
Учащийся
овладел менее
чем 30%,
предусмотренн
ых умений и
навыков и в
состоянии
выполнять
лишь
простейшие
практические
задания
педагога.
У учащегося
объём
усвоенных
знаний
составляет 74 50%;
специальные
термины
употребляет
осознанно, но
не в полном
объеме.
Успешное
освоение
учащимся
49% - 30%
содержания
образователь
ной
программы;
специальные
термины
употребляет
не всегда
осознанно и
не в полном
объеме.
Учащийся
несамостояте
лен,
нуждается в
дополнительн
ом контроле
педагога,
инициативу
Учащийся
овладел менее
чем 30%
объёма знаний,
предусмотренн
ых
программой;
учащийся, как
правило,
избегает
употреблять
специальные
термины.
Устойчивый
интерес к
творческой
деятельности,
стремится к
выполнению
заданий
педагога, к
24
Учащийся
пассивен,
безынициативе
н, неудачи
способствуют
снижению
мотивации, нет
стремления к
ь,
изобретательно
сть).
Работоспособн
ость на
занятии.
результата,
коммуникабелен,
активен, склонен к
самоанализу,
генерирует идеи.
достижению
результата в
обучении,
инициативен.
проявляет
редко.
Активен на
протяжении всего
занятия.
Активен
большую часть
занятия.
Редко
проявляет
активность.
совершенствов
анию в
выбранной
сфере
деятельности,
не может
работать
самостоятельн
о.
Пассивен на
занятии.
Входной контроль
Задания для проверки знаний ребёнка
1. Расскажи о себе
❀ Попросите ребенка дать интервью о себе. Вы будете корреспондентом, а он
будет отвечать на ваши вопросы:
♦ Как тебя зовут (фамилия, имя, отчество)?
♦ Сколько тебе лет? Знаешь ли ты день своего рождения?
♦ Где ты живешь? В какой стране? В каком городе? Назови домашний адрес.
♦ В какие игры ты любишь играть?
♦ Какие книжки тебе нравятся?
♦ Что ты можешь рассказать о себе?
♦ Кем ты хочешь стать? Какая у тебя есть мечта?
♦ Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?
2. Рассказ по картинкам
❀ Сделайте подборку картинок из сказок и попросите ребенка разложить
картинки последовательно, так, чтобы получился рассказ. Пусть малыш
расскажет историю, которую он «выстроил».
3. Графический диктант
Оценка производится по следующей шкале:
♦ Точное воспроизведение узора — 4 балла (неровность линии, «дрожащая»
линия, помарки и т. д. не снижают оценки).
♦ Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, — 3 балла.
♦ Воспроизведение с несколькими ошибками — 2 балла.
25
♦ Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с
диктовавшимся узором, — 1 балл.
♦ Отсутствие сходства даже в отдельных элементах — 0 баллов.
❀ За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же
шкале.
Задания для осуществления текущего контроля.
Задания на внимание
1. Найди точно такой же чайник, как в рамке, и раскрась его.
2. Раскрась одинаковые фигурки одним цветом.
3. Сравни картинки. Найди все отличия.
26
Задания по теме «Дикие животные»
1. «Кто у кого? Цель: правильно употребить слова в родительном падеже.
У медведицы - … (медвежонок, медвежата). У лисицы - … (лисенок, лисята).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата). У ежихи - … (ежонок, ежата).
У волчицы - … (волчонок, волчата). У белки - … (бельчонок, бельчата).
2.«Назови семью». Цель: закрепление названий диких животных, их семей.
Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).
3. «Кто где живет?» Цель: закрепление формы предложного падежа
существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и
т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло,
куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с
соответствующим животным.
Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.
Итоговый контроль
Вариант тестовых заданий по математике
1.1.Напиши цифры, стоящие в числовом ряду после 5.
5, ___, ___, ___, ___.
1.2 Напиши цифры, стоящие в числовом ряду до 7.
___, ___, ___, ___, 7.
1.3 Напиши цифру, которая называется словом:
Четыре ______
Пять ______
Один ______
Восемь ______
1.4 Реши примеры и запиши ответы.
27
Уровень знаний: _____________________________
Вариант тестовых заданий по обучению грамоте (азбуке).
1.1 Соедини картинки и звуки, на которые начинаются их названия.
2.2 Рассмотри картинки. Напиши слова, обозначающие предметы.
2.3 Соедини картинки и звуки, на которые заканчиваются их названия.
28
Вариант заданий повышенной сложности
29
Приложение 2
Методические материалы к Программе
Методическая разработка квест - игры по развитию речи
«В поисках букв»
Цель: Создание условий для пробуждения интереса к интеллектуальной
деятельности, желания играть, формирования умения решать поставленные
задания.
Задачи:
• закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;
• закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
• закрепить умения делить слова на слоги;
• закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять
звукобуквенный анализ слова;
• уточнять понятия «звук» и «буква»;
• развивать внимание, память, мышление;
• закрепить умение работать у доски;
• воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
• воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.
Образовательная
область:
социально-коммуникативное
развитие;
познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое
развитие.
Ход занятия:
I.Организационный момент
(Дети стоят в кругу).
Приветствие.
Педагог:
Придумано кем-то,
Просто и мудро,
При встрече здороваться: доброе утро!
Доброе утро, солнце и птицы,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришло много гостей, чтобы посмотреть,
как хорошо готовы к школе.
Я Вас прошу улыбнуться всем и подарить хорошее настроение!
II.Ход квест-игры
Ребята, современный человек не может прожить без новостей. Поэтому я
предлагаю вам посмотреть новости. На экране видео новостей.
Телеведущий: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Передаем срочное
сообщение. В нашем городе появился книжный Буквоед. Нам стало известно,
что он портит книги. Если Буквоеду понравится вкус истории или сказки, он
может съесть все буквы. Листки станут пустыми, и книгу невозможно будет
прочитать. Буквоед очень опасен! Будьте внимательны и осторожны!
30
Ребята, сегодня я хотела познакомить вас с новой книгой. Ах! Неужели,
Буквоед уже проник и к нам! Что же делать? Как нам быть? Отправимся в путь,
чтобы вернуть съеденные буквы и прочитать название книги. Для этого нам
придется выполнить интересные задания. А поможет нам в этом карта.
Задание №1. Конверт№1
Давайте вспомним, чему мы научились.
-Что увидеть нам нельзя?
Стук калитки, шум дождя
Разве видим мы, друзья?
Если мы ногою топнем, если мы в ладоши хлопнем,
Догадайся, милый друг, мы с тобой услышим …(звук).
Ребята, а чем отличается звук от буквы?
• -На какие две группы мы делим все звуки? (гласные и согласные)
• -Какие звуки мы называем гласными? (называют все гласные звуки)
• -Какие звуки называются согласными? (звуки, в которых встречаются
препятствия)
• -На какие группы можно разделить все согласные звуки? Твердые - мягкие
• Какие звуки только твердые? Только мягкие?
• -Чем отличаются парные звуки? (один звонкий, другой глухой)
Какие буквы не имеют звуков?
Детям вручается первая буква «А»
Задание 2. Конверт №2 «Предложение»
Что такое речь? какая бывает речь? Из чего состоит наша речь? Слова в
предложениях все перепутались, составьте их правильно.
1. Юркий воробей собирать крошки.
2. Черный скворец поселиться в скворечнике.
3. Машина взял мальчик.
4. Дети участок гуляют весной на.
5. Мама интересную читать книгу.
Детям вручается буква 3.
Задание 3.Конверт № 3 «Путаница»
(Работа в группах. Группе дается конверт с разрезанными буквами, и по
картинке - подсказке нужно собрать две разрезанные буквы). (Б) (У)
- Ребята, рассмотрите картинку и сложите из частей букву. (Дети работают за
столами, при необходимости пользуются помощью педагога).
Воспитатель спрашивает детей, какие буквы у них получились и какие слова
можно на эту букву придумать. (Ответы детей). Дайте характеристику этим
звукам
Детям вручаются буквы Б и У.
Задание 4. Конверт №4 «Радуга из слов».
Педагог. Внимание на экран!
Телеведущий: Случилось непоправимое! Буквоед добрался до нашей
волшебной радуги из слов! Все пропало! Буквоед перегрыз все цвета, и слова
перепутались. Ребята, давайте поможем вернуть радугу, вспомните, какой цвет
31
первый. Давайте соберем радугу по цветам и прочитаем съеденные Буквоедом
слова.
Дети складывают слова из двух слогов. (КИ - НО, МА - КИ, КО - ЗА, КА ША, КЕ -ДЫ, КУ - БЫ, БУК - ВА).
Сколько слогов в каждом слове?
Какая буква встречается в каждом слове?
Детям вручается буква «К»
Задание 5. Конверт №5 «Отгадайте загадку».
Она - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
И узнать ее легко,
Ноги ставит широко.
Широко расставив ноги,
Буква встала на дороге,
Ах, - кричит, - ау, - и, - ай!
Алфавит запоминай.
Детям вручается буква «А». Ребята, посмотрите на карту, мы выполнили все
задания, но я не могу понять, о какой книге идет речь? Нам нужно из
собранных букв составить слово.
Дети составляют слово АЗБУКА.
Телеведущий: Ура! Буквоед побежден! Все буквы спасены! Наша волшебная
книга снова будет помогать будущим школьникам! Спасибо! Слава группе
«Непоседы!»
III. Рефлексия.
Ребята, вам понравилась квест-игра?
Какие задания выполняли?
Итогом нашей игры будет стихотворение С. Я Маршака:
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
Но для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку –
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о морях,
О снеговых вершинах,
О звёздах, птицах и зверях,
Растеньях и машинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.
32
Сценарий воспитательного занятия для детей
«Осторожно! Огонь»
Цель: формировать знание правил поведения при пожаре;
воспитывать уважение к труду и профессии пожарных.
Задачи:
- формировать представление у детей о роли огня в жизни человека, о
причинах возникновения пожаров; дать представление о пользе и вреде
огня;
-закрепить посредством игры последовательность действий при пожаре;
-воспитывать у детей чувство уважения к профессии пожарного;
- научить набирать номер пожарной службы 101 или 112 на мобильном
телефоне.
Предварительная работа.
1.Беседы на тему пожарной безопасности, о причинах пожара,
о
работе
пожарных.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Чтение художественной литературы (С. Я. Маршак «Кошкин дом», П.
Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», С. В. Михалков «Дядя
Степа», Т.
Фетисова «Куда спешат красные машины»),
4. Разгадывание загадок.
Оборудование: картинки, на которых изображен труд пожарных, костюмы
пожарных и иллюстрируются правила обращения с огнем; телефон;
игрушечная пожарная машина, коробок спичек; 2 модульные машины,
ленточки красные и синие по количеству
участников.
Ведущий: Здравствуйте, ребята и гости нашего занятия! Сегодня мы с вами
собрались здесь чтобы вспомнить, чтобы вспомнить…Ой, а что вспомнить?
Яи
сама забыла… Но ничего, у меня есть подсказки в виде загадок.
1. Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костёр. (спички)
2. В природе от солнца бывает загар,
А в доме от спичек бывает (пожар)
3. Ловко прыгнет он в окошко,
И спасет детей, и кошку,
Победит огонь коварный,
Потому что он – (пожарный).
4. Крепко помните, друзья,
Что с огнём шутить …. (нельзя)
Ведущий: Какие молодцы! Все загадки отгадали! Кто догадался, какая
будет тема
нашего мероприятия?
Дети отвечают: пожарная безопасность.
33
Ведущий: Правильно. А теперь давайте вспомним, где нас может
подстерегать огонь?
Я- огонь! Я – друг ребят.
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все кругом!
Чтобы лес, звериный дом,
Не пылал нигде огнём,
Чтоб не плакали букашки,
Не теряли гнёзда пташки,
А лишь пели песни птички,
Не берите в руки спички!
Фен, компьютер, газ на кухне,
Телевизор и утюг,
Пусть включает только взрослый –
Наш надежный старший друг!
(Выходит Незнайка с пожарной машиной в руках).
Ведущий: Посмотрите кто к нам зашел в гости. Незнайка, а почему ты
такой
задумчивый?
Незнайка: Мне подарили машину, а я не знаю как она называется…
Дети подсказывают Незнайки: Это пожарная машина. На ней ездят
пожарные, чтобы
тушить пожар.
Незнайка: А кто такие пожарные? Я не знаю.
Ведущий: Ребята, давайте поможем Незнайке. Позвоним и пригласим
пожарных,
чтобы они сами рассказали о своем нелегком труде. Скажите, а
по какому номеру мы
будем звонить?
Дети отвечают:101 или 112.
А кто знает, как набрать на телефоне этот номер?
Желающие отвечают.
Что нас попросят сообщить? Как мы это сделаем?
Моделируем ситуацию.
Один из детей звонит и приглашает пожарных в гости.
Ведущий: Ребята, давайте пока пожарные к нам едут, мы немного
разомнемся.
Физкультминутка. «Пожарная машина»
Пламя высоко взлетает! Руки вверх мы поднимаем.
Дыма чёрного клубы!
Искры в воздухе сверкают! (Машем руками вправо и влево).
Все за дело! Шланг тяни! (Все тянут «шланг»)
Шланг мы дружно размотали.
Ну, огонь, теперь держись! (Грозим пальцем).
Бьет струи вода тугая.
Пламя, гаснет, потухает.
Без подмоги обошлись! (Вытираем «пот» со лба).
34
Кто тут слабый? Подтянись!
Даже детям стало ясно,
Что с огнём шутить опасно!
Все вместе: «Если вдруг опять беда,
"101" звони всегда».
Пожарный: Здравствуйте, ребята. Вы просили приехать, что у Вас
случилось?
Ведущий: У нас все в порядке. У нас в гостях Незнайка, а он не знает, кто
такие
пожарные. Расскажите нам всем о своей профессии.
Пожарный: Это очень серьёзная и опасная профессия. Пожарный должен
много знать и уметь. Чем больше знает пожарный, тем быстрее он может
справиться с огнём и
помочь попавшим в беду. Пожарный должен
обладать очень многими качествами. Как
вы думаете, ребята, какими?
Ответы ребят: пожарный должен быть:
• храбрым;
• ловким;
• сильным;
• дисциплинированным;
• внимательным;
• уметь быстро принимать решения;
• уметь оказать первую медицинскую помощь.
Пожарный. Чтобы обладать такими качествами, пожарные постоянно
проводят
специальные учения, много тренируются в спортивных залах и
на тренажёрах, чтобы
всё время быть в хорошей физической форме и во
время настоящего пожара вовремя
прийти на помощь.
Ведущий. А мы тоже с ребятами много тренируемся. Сейчас мы вам
покажем, какие мы смелые и ловкие. Итак, ребята, делимся на две команды по
три игрока в каждой.
Сейчас мы покажем, как быстро должен пожарный
одеться. А ты, Незнайка, будешь
контролировать, чтобы дети правильно
оделись.
Задача игроков добежать до своего стула, где лежат каска, накидка, быстро
надеть ее,
сказав «Готов». Снять одежду, добежать обратно и передать
эстафету другому. Побеждает та команда, которая быстрее всех это сделает.
(Объявляется игра «Кто быстрее?»)
Ведущий. Какие вы молодцы! Как быстро все сделали! А теперь мы
покажем, как быстро и ловко мы ездим на машине.
Задача игроков на модульной машине доехать до стула и, обогнув его,
«приехать»
назад и предать эстафету другому игроку. В каждой команде по
три игрока. Побеждает
та команда, которая быстрее всех это сделает.
(Проходит эстафета)
Ведущий. И с этой задачей мы справились очень быстро. А я что - то не
вижу нашего гостя. Незнайка ты где?
(Незнайка где то нашел коробок со спичками и устроил пожар.)
Ведущий. Ребята, у нас пожар. Надо срочно потушить огонь.
35
В этой эстафете участвуют все. Детям первой команды прикрепляют за пояс
красные ленточки (огонь), а второй - синие (вода). По сигналу дети с синими
ленточками
должны собрать все красные «хвостики» у убегающих детей то
есть потушить огонь.
(Проходит игра «Потуши огонь»)
Пожарный. Как ловко вы справились с огнем, молодцы! Вы очень хорошо
подготовились! А что же нам делать с Незнайкой?
Незнайка. Ребята, простите меня пожалуйста. Я теперь знаю, что со
спичками играть
нельзя.
Пожарный.
В зажигалке или спичке Огонёчек – невеличка
Просит: «Поиграй со мной,
Я ведь робкий и ручной».
Но плохая он игрушка:
Подожжёт диван, подушку,
Книжки, стол, ковёр, обои,
И большой пожар устроит.
Что запомнить мы должны?
Спички детям не нужны! Дети все вместе говорят последнюю строчку.
Ведущий. В сегодняшних соревнованиях все действовали быстро и дружно.
Пожарный. Ребята, вы молодцы! Вы показали хорошие результаты и знаете
много о пожарной безопасности, я хочу вам вручить грамоты и медали юного
пожарного.
Ведущий. А теперь настало время прощаться с гостями. Давайте
поблагодарим гостей
за участие в нашем занятии.
(Раздаёт детям памятки-буклеты о поведении на пожаре). Дома обязательно
попросите
родителей, чтобы они ещё раз прочитали вам эти правила.
36
Приложение 3
Примерное календарно - тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12
13
Название темы занятия
Колво
часо
в
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Знакомство с группой.
Раздел 1. В мире растений.
Осенние картины.
Составление рассказа по
картинке.
Буква А.
Осенние овощи: красота и польза.
Буква Б. Загадки об овощах.
Цветы и фрукты - украшение
сада.
Буква В. Оформление поделки,
открытки.
Кто ухаживает за садом и
огородом.
Буква Г. Викторина.
Крымские ягоды. Буква Д.
Чтение стихов об осени.
Грибы. Грибы съедобные и
несъедобные.
Буквы Е, Ё. Аппликация по теме.
Деревья и кустарники.
Буква Ж. Рисование растений.
2
Раздел 2. В мире животных.
Птицы. Дикие перелетные птицы.
Буква З. Сочинение сказок о
птицах.
Дикие зимующие птицы.
Буква И. Сочинение сказок о
птицах.
Дикие животные и их детёныши.
Буква К. Скоровогорки.
Дикие животные Крыма. Буква Л.
Составление памятки о
поведении в заповедниках.
Сравнение животных Севера и
жарких стран. Графические
диктанты.
2
Дата по
расписанию
По
По
плану факту
Форма
аттестации/
контроля
Входной контроль
(игра- знакомство)
2
2
2
2
2
2
Текущий контроль
(викторина;
.
выставка)
2
2
2
2
2
37
Приме
чание
(корре
ктиро
вка)
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24.
25.
26.
27.
28.
29
30
31.
Буква М..
Насекомые. Буква Н.
Раскрашивание насекомых.
Рыбы. Удивительный подводный
мир. Буква О.Подготовка к
празднику.
Зоопарк. Буква П. Подготовка к
празднику.
Итоговое занятие (квест-игра;
концерт к Новому году)
Раздел 3. Путешествие по
временам года.
Приметы зимы. Буква Р.
Поговорки, пословицы,
скороговорки о зиме.
Зимние праздники. Буква С.
Подготовка к празднику
(разучивание песен и стихов).
День Защитника Отечества. Буква
Т.
Скоро весна. Приметы весны.
Буква У.
Мамин праздник. Буква Ф.
Чтение стихов о мамах.
За весною - лето.
Буква Х.
Раздел 4. Человек и его дом.
Строение человека. Режим дня и
питание человека. Буква Ч.
Семья-поддержка каждого. Буква
Ш.
В чём важность семьи.
Дом – основные значения слова.
Буква Щ. Пословицы,
поговорки о доме.
Город, экология, безопасность.
Буквы – знаки Ъ,Ь, буква Э.
Моя будущая профессия. Буква
Ю.
Подготовка рассказа о выбранной
профессии.
Спортивные баталии. Виды
спорта. Закаливание тела и
характера. Буква Я
Квест-игра.
Раздел 5. Творческие находки.
Волшебный мир театра.
Театральные профессии. Речь
Устный тест,
кроссворд.
2
2
2
Промежуточная
аттестация
2
2
2
2
2
2
Текущий контроль
(выставка работ).
2
2
2
2
2
2
Текущий контроль
(тест).
2
2
2
38
актёра.
32.
33.
34.
35.
36.
Сказка «Теремок» (пальчиковый
театр) Инсценирование
фрагментов.
Выразительные средства речи.
Показываем героев
стихотворений А. Барто.
Сюжетно-ролевая игра «В
театре».
Ожившие буквы и характеры.
Изображение героев басен
Крылова.
Итоговое занятие
(инсценировка сказки или
фрагмента по выбору учащихся).
2
Текущий контроль
(инсценирование
стихотворений).
2
2
2
Итоговый
контроль:
инсценировка.
2
72
часа
39
Приложение 4
Лист корректировки программы
Дата
разработки/
Дата
внесения
изменений
2024 год.
Разработана
педагогом
дополнительного
образования
Е.Н.Верчук
На основании / в
соответствии
Приказ Министерства
образования, науки и
молодёжи Республики
Крым от 09.12.2021 г. №
1948 «О методических
рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ»
40
Внесённые
изменения (в
каком разделе
программы)
Кем внесены
изменения
(Ф.И.О.)
Приложение 5
План воспитательной работы
(план является ежегодно дополняется мероприятиями, утверждёнными
образовательной организацией в соответствии с направленностью и особенностями
конкретного года)
Направлеиие
воспитательной
работы
Гражданско патриотическое
Экологическое
Духовно-нравственное
Воспитание основ
безопасного поведения
Здоровьесберегающее
Задачи работы по данному направлению
Формирование гражданского самосознания учащихсяВоспитание
уважения к Родине, гордости за Отечество. Воспитание качеств патриота
и защитника Родины
Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности
детей, осознанных представлений о нормах и правилах поведения в
природе, знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений.
Учить заботиться о природе, о животных и растениях, развивать
интерес к окружающему миру, учить наблюдать за изменениями в
природе. Учить видеть прекрасное.
Знакомство с истоками национальной культуры.
Углубление знаний детей о Родине, своем родном крае, об истории,
традициях, культуре народов России.
Воспитание ценности семьи, уважения к родителям.
Уважение к труду, формирование привычки к поддержанию чистоты и
порядка.
Формирование правил поведения на дороге
Формирование правил поведения при пожаре
Формирование правил поведения при ЧС
Формирование правил поведения при общении с животными
Формирование правил поведения на природе
Осознание сохранения и укрепления своего здоровья как ценности.
Способность самостоятельно анализировать состояние своего здоровья.
Наличие необходимых медицинских знаний и профилактических
навыков для оказания помощи себе и другим.
Наличие знаний и норм ведения здорового образа жизни и следование
им на практике.
План-сетка воспитательных мероприятий
Месяц
Сентябрь
Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое.
Основы безопасности
Воспитательное мероприятие
День солидарности в борьбе с терроризмом
(сообщение)
День флага и герба Крыма (беседа с
презентацией).
Неделя безопасности (ПДД), (беседы,
презентации, изготовление плакатов, встреча с
сотрудниками ГИБДД) (возможна виртуальная)
41
Октябрь
Духовно-нравственное
Ноябрь
Гражданскопатриотическое.
Здоровьесберегающее
Гражданскопатриотическое
Духовно-нравственное
Здоровьесберегающее
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Гражданскопатриотическое
Экологическое.
Гражданскопатриотическое
Экологическое.
Гражданскопатриотическое
Духовно-нравственное
Апрель
Гражданскопатриотическое
Май
Гражданскопатриотическое
Духовно-нравственное
Экологическое.
Международный день учителя (поздравительный
плакат)
Международный день школьных библиотек.
Праздник книжек.
День народного единства
Учись быть здоровым
О ценности здоровой пищи (презентация)
День Конституции Российской
Федерации (сообщение)
День семейного проекта
Режим дня (презентация)
День Республики Крым (сообщение)
День снятия блокады города Ленинграда
(занятие)
День заповедников
День Российской науки (презентация «Великие
учёные»)
День Защитника Отечества (Игра-викторина)
Экологическая акция.
День Конституции Крыма (беседа с
презентацией)
День воссоединения Крыма с Россией (беседа с
презентацией)
День театра (презентация, беседа)
День Конституции Крыма (беседа с
презентацией)
Освобождение Ялты от немецко-фашистских
захватчиков (видео, презентация)
Празднование Дня Победы
День пограничника в России (беседа с
презентацией)
Международный день семьи (беседа с
презентацией)
Экологический патруль
42