ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБУДО «ДЭЦ»
от «18 » 01 2024 г.
Протокол № 3
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ДЭЦ»
________________ Точенюк Ж.Ю.
«18» 01 2024 г.
М.П.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Экологический мониторинг для начинающих»
Направленность: естественнонаучная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Составитель: Пенева Н.В.
должность: педагог дополнительного образования
г. Ялта
2024 г.
1
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Экологический мониторинг для начинающих» (далее - Программа)
составлена на основе следующей нормативной базы:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
-Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31 июля 2020 года);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №
809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
-Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 г. № 16);
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. № 996-р;
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
-Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;
-Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
-Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (с изменениями на 02.02.2021 г.)
2
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Закон Республики Крым от 6 июля 2015 г. № 131-ЗРК/2015 «Об
образовании в Республике Крым» (с изменениями на 10 сентября 2019 г.)
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» (с
Приложением, утвержденным коллегией Министерства образования, науки и
молодежи Республики Крым от 23.06.2021 г. № 4/4);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
18.12.2020 г. № 1823 «Об утверждении Концепции воспитания и
социализации обучающихся Республики Крым» (с приложением к приказу);
- Устав Муниципального бюджетного учреждение дополнительного
образования «Детский экологический центр» муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым, утверждённый Постановлением
Администрации города Ялта от 17.08.2021 № 2552-п;
- локальные акты МБУДО «ДЭЦ».
Направленность программы: естественнонаучная. Нацелена на
формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных
интересов учащихся в области естественных наук; на развитие у них
исследовательской активности в ходе изучения объектов живой и неживой
природы, взаимосвязи между ними. Значительное место уделено
формированию экологической грамотности детей, развитию их социальной
активности в данном направлении, повышению уровня готовности учащихся
к взаимодействию в процессе коллективной, в том числе общественно
полезной, деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современном
мире вопрос об охране и защите природы становится основным в списке
факторов, обусловливающих сохранение человеческой цивилизации на
планете.
Курс экологического мониторинга природы
способствует
привлечению учащихся разного возраста к объективной оценке окружающей
среды,
к поиску пути решения экологических проблем. Данная
образовательная программа ориентирована на учащихся начальных классов,
3
в силу своего возраста активно откликающихся на новые области
деятельности и способных сформировать устойчивый интерес к данной теме.
Новизна программы заключается в том, что она построена в
большой степени на сюжетно-ролевой (с элементами экспериментальной)
деятельности и формирует основу начальных естественнонаучных
универсально-профессиональных
компетенций
исследовательской
деятельности. Познавательно-игровые формы работы способствуют в
дальнейшем мотивации к изучению и защите окружающей среды.
Отличительная особенность программы. Данная программа в силу
проведения большой практической работы по экологическому мониторингу
позволит донести до учащихся интерес к изучению своей местности,
сформирует у них определённые знания по предметам естественнонаучной
направленности. Исследовательская деятельность будет способствовать
развитию экологической культуры, повышению мотивации младших
школьников не только к познанию окружающего мира, но и к активной
деятельности по улучшению и сохранению природной среды. Таким образом,
Программа направлена на решение вопросов не только воспитания, но и
профориентации.
Педагогическая целесообразность состоит в обеспечении
Программой необходимых условий для личностного развития, формирования
у школьников активной жизненной позиции, воспитания любви к природе.
Программа развивает у детей умение постановки и проведения опытов и
исследований, способствует включению детей в освоение новой сферы
деятельности, в результате чего у них развиваются наблюдательность,
умение делать выводы, прививаются такие личностные навыки как
ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в
коллективе.
Адресат программы. Программа рассчитана на работу с детьми
возраста 7-8 лет.
В возрасте 7-8 лет происходит активное формирование собственной
точки зрения, мировоззрения. Младшие школьники начинают проверять
информацию, которая к ним поступает, анализируют её и делают
собственные выводы; обдуманно могут высказывать собственное мнение по
некоторым вопросам. Важно наличие хобби, интереса к выбранной
деятельности; если у ребенка ещё нет увлечения, стоит уделить этому
вопросу особое внимание и найти подходящие дополнительные занятия.
Важно отметить то, что у большинства детей уже сформированы
понятия «социальных норм» и дисциплины; они умеют вести себя как на
уроках, так и в других общественных местах. Особенности развития детей
4
младшего возраста способны обеспечить их интерес к естественнонаучной
дополнительной программе, так как, с одной стороны, их привлекает
изучение окружающего мира, а с другой – их исследовательская
деятельность происходит на основе собственных увлечений и возможностей.
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая
впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго
концентрировать свое внимание на чем-либо – основные характерные черты
детей возраста 7-8 лет. В эту пору высок естественный авторитет взрослого.
Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его
суждения и оценки, выраженные в эмоциональной и доступной для детей
форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
С 8 лет активно формируется нравственная сфера личности;
эмоционально-волевая память и внимание приобретают произвольный
характер. Формируется переход от наглядно-образного и конкретнодейственного мышления к теоретическому мышлению; формируется
логическая память.
Программа в содержании и методах работы учитывает
психологические и другие возрастные особенности учащихся,
Уровень программы: стартовый. В процессе реализации
программы у учащихся формируется интерес к выбранному направлению
деятельности; создаются условия для интенсивной социальной адаптации
детей и повышения психологической готовности ребенка к включению в
образовательную деятельности; они направляются на диагностику уровня
общих и специальных способностей детей, на создание комфортных условий
для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности;
создают активную мотивирующую среду.
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1
год (36 недель), включая осенние и весенние каникулы.
Объём программы: 72 часа (2 часа в неделю).
Форма обучения - очная. По особым причинам в случае приостановки
образовательного процесса может быть применено дистанционное обучение.
Основная форма проведения занятий - групповая форма с ярко выраженным
индивидуальным подходом. Практикуется как обучение всей группой, так и
обучение в малых группах.
Особенности организации образовательного процесса.
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с
индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам,
сформированных в группы учащихся одного возраста с постоянным
составом; занятия групповые; виды занятий определяются содержанием
5
программы. Набор в группы происходит без учёта требований к знаниям и
умениям, к общей подготовке учащихся, однако в процессе работы могут
быть учтены ярко выраженные индивидуальные потребности учащихся в той
или иной сфере. В этом случае для ребёнка может разрабатываться
индивидуальный учебный план.
Программа носит поисково-исследовательский характер, создающий
возможность практического погружения детей в исследовательскую
деятельность.
Основные виды занятий: учебное исследование (опыт; наблюдение);
практические занятия; представление проектов и др. В данном случае
целесообразна работа с детьми одной возрастной группы.
Режим занятий - 1 раз в неделю по 2 академических часа (40-45 мин. в
зависимости от расписания образовательной организации) с перерывом не
менее 10 мин.
1.2 Цель программы – формирование интеллектуально-творческого
потенциала ребёнка путём развития его экспериментальных возможностей
в ходе приобретения научных знаний.
Задачи программы:
Образовательные:
расширить знания детей в образовательных областях биология и
экология;
обучить умению правильно выбирать источники информации в
соответствии с учебной задачей и реальной жизненной ситуацией;
формировать и совершенствовать знания и умения школьников в
области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ,
информации из литературы, прессы и Интернета);
Личностные:
формировать общественную активность личности, гражданскую
позицию детей;
способствовать культуре общения и поведения учащихся;
способствовать развитию толерантности;
воспитывать уважение к труду, к поддержанию чистоты и порядка.
Развивающие:
развивать мотивацию к поисковой, исследовательской деятельности;
воспитать у школьников понимание необходимости саморазвития и
самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;
6
воспитывать самостоятельность и ответственность в процессе
выполняемой работы;
формировать навыки постановки вопросов и формулирования гипотез;
выбора способа действия;
развивать умения строить деловые отношения, работать в группе, с
аудиторией.
Воспитательный потенциал Программы направлен на воспитание
самостоятельности и активности; бережного отношения к окружающему
миру природы; воспитание культуры общения; уважения к труду. Большое
значение на занятиях и вне их имеет экологическое просвещение и
воспитание. Экология становится одной из фундаментальных основ
формирования личности, развития способности видеть и понимать единство
живой
и
неживой
природы.
Важна
воспитательная
ценность
исследовательской
деятельности,
в
ходе
которой
происходит
непосредственное общение учащихся с природой, приобретаются навыки
научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается
интерес к изучению родного края.
Учась защищать проекты, дети одновременно учатся не только
критиковать, но быть объективными и
доброжелательными в оценке
работ товарищей, привыкают правильно реагировать на критику других.
Педагог мотивирует детей личным примером, поддерживает элементы
соревновательности. В качестве мотивации в конце занятия может
происходить награждение по результатам (в виде стикеров), также в течение
занятия звучит устная оценка: «Молодец!», «Так держать!»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Название темы
Практик
Теория
Всего
а
Форма
контроля/
аттестации
Модуль 1. Круговорот воды в природе
1.
2.
3.
4.
5.
Вводное
занятие.
Введение
в
программу.
Круговорот воды в природе.
Наблюдение в природе за водой
Подводный мир и его обитатели.
Источники
загрязнения
водоемов.
Причины и пути решения.
Общее количество часов
1
1
2
1
1
2
1
1
4
2
2
6
2
6
8
7
13
20
Входной
контроль
7
Модуль 2. Растения и животные нашего края
6.
7.
8.
9
10
11
12
13.
14
15
16.
17.
18.
19.
20
21
22.
Круговорот веществ в природе
Живая и неживая природа.
Обитатели почвы.
Краснокнижные растения и животные
Крыма
Цепи питания
Природа в загадках и ребусах.
Участие в экологических акциях и
конкурсах
Общее количество часов
Модуль 3. Птицы и насекомые
Разнообразие и многочисленность
насекомых и птиц, обитающих в Крыму
Насекомые и их. роль в природе и
жизни человека.
Птицы и их. роль в природе и жизни
человека.
Охрана насекомых и птиц
Подготовка к участию в экологических
конкурсах
Общее количество часов
Модуль 4. «Эксперименты»
Радуга в стакане.
Дождик в банке.
Выращиваем кристаллы
Мыльные пузыри
Лава лампа
Итоговое занятие.
Общее количество часов
Количество часов за год
1
2
1
2
2
4
1
2
3
2
2
4
1
1
2
Проме
жуточный
контроль: тест
Промежуточн
ый контроль
(викторина)
1
1
2
2
4
9
11
20
2
2
4
1
1
2
1
1
2
1
3
4
2
2
4
7
9
16
1
1
1
1
1
1
1
3
3
1
2
2
4
4
2
5
28
2
2
11
44
16
72
Итоговый
контроль
(играсоревнование)
Содержание учебного плана
8
Модуль 1. «Круговорот воды в природе»
Тема 1. Вводное занятие. Введение в программу (2 часа)
Теоретические занятия (1 час) Инструктаж по ТБ. Правила поведения на
занятиях. Беседа о личностных качествах учащегося-исследователя.
Подготовка к анкетированию.
Практические занятия (1 час). Игра-знакомство. Заполнение анкет на
выявление склонностей детей к исследовательской работе.
Тема «Круговорот воды в природе» (2 часа).
Теоретические занятия (1 час). Вода. Нахождение в природе. Агрегатные
состояния воды. Как происходит круговорот воды в природе.
Практические занятия (1 час) Составление схемы «Круговорот воды в
природе»
Тема « Наблюдение в природе за водой» (2 часа).
Теоретические занятия (1 час). Наблюдение воды вокруг себя. Как мы
используем воду вокруг себя. Много ли воды нам требуется для жизни.
Откуда вода берется в природе.
Практические занятия (1 час).
Практическая работа № 1 «Органолептические свойства воды»
Тема «Подводный мир и его обитатели» (6 часов).
Теоретические занятия (2 часа). Обобщение знаний детей о подводном мире
и его обитателях. Рыбы, морские животные, водоросли и кораллы.
Практические занятия (4 часа). Иллюстрирование: рыбы в природе и
мультфильмах, кораллы, сказочный подводный мир. Отгадывание загадок
по теме «Подводный мир», изготовление аппликации.
Квест «Подводный мир».
Тема «Источники загрязнения водоемов. Причины и пути их решения»
(8 часов).
Теоретические занятия (2 часа). Загрязнение человеком водной среды.
Фабрики, загрязняющие водоемы. Влияние загрязнений на жителей воды и
человека. Введение в проектную деятельность.
Практические занятия (6 часов).
Проект «Спаси жителей водоема». Составление схемы «Главные источники
загрязнения». Иллюстрирование влияния загрязнителей на живые существа.
Контроль знаний (защита проектов).
Модуль 2. «Растения и животные нашего края»
Тема «Круговорот веществ в природе» (2 часа).
Теоретические занятия (1 час). Вода, земля, воздух их взаимосвязь друг с
другом.
Практические занятия (1 час). Составление схемы круговорота веществ.
9
Тема «Живая и неживая природа» (4 часа).
Теоретические занятия (2 часа). Обобщение знаний ребенка о природе.
Разделение на живое и неживое, их взаимосвязь.
Практические занятия (2 часа). Упражнения на нахождение взаимосвязи
живой и неживой природы. Игры.
Тема «Обитатели почвы» (3 часа).
Теоретические занятия (1 час). Простейшие живые организмы. Биота почвы.
Практические занятия (2 часа). Заполнение карточек и выполнение заданий
об обитателях почвы.
Тема « Краснокнижные растения и животные Крыма» (4часа).
Теоретические занятия (2 часа). Краснокнижные растения и животные.
Красная и черная книги Крыма.
Практические занятия (2 часа). Создание таблицы о сохранении и
вымирании животных. Создание иллюстраций к Красной книге Крыма.
Тема «Цепи питания» (2 часа)
Теоретические занятия (1 час). Цепи питания и их виды. Факторы,
формирующие цепи питания.
Практические занятия (1 час).Упражнения и задания по карточкам.
Загадки о природе (1час)
Промежуточная аттестация (контроль знаний в форме викторины).
Модуль 3. «Птицы и насекомые»
Тема «Разнообразие и многочисленность птиц и насекомых, обитающих
в Крыму». (4 часа).
Теоретические занятия (2 часа). Обобщение знаний учеников о птицах и
насекомых. Интересные факты о редких птицах и насекомых Крыма.
Практические занятия (2часа).
Практическая работа: описание, название и внешний вид придуманной
птицы, придуманного насекомого.
Тема «Насекомые и их роль в природе и жизни человека». (2часа)
Теоретические занятия (1 час). Насекомые Крыма (жужелица, муравей,
бабочки и др.)
Практические занятия (1 час).
Мини-исследовательская работа на свободную тему.
Тема «Птицы и их роль в природе и жизни человека». (2 часа)
Теоретические занятия (1 час). Птицы и их значение в природе Крыма.
Человек и птицы. Птицы и экология.
Практические занятия (1час). Мини-исследовательская работа о значении
птиц в природе.
Тема «Охрана птиц и насекомых» (4часа)
10
Теоретические занятия (1 час). Роль человека в охране природы.
Заповедники и заказники. Защита и охрана обитателей живой природы.
Практические занятия (3 часа). Создание знаков для охраны и защиты
природы.
Практическая работа «Построй дом для живых существ».
Контроль знаний: выставка работ.
Модуль 4 «Эксперименты»
Теоретические занятия (5 часов). Техника безопасности. Правила поведения.
Вода и ее свойства. Масло. Кристаллы и где их можно найти в природе.
Практические занятия (9 часов).
Практическое задание №1 «Радуга в стакане»
Практическое задание №2 «Дождик в банке»
Практическое задание №3 «Кристаллы»
Практическое задание №4 «Мыльные пузыри
Практическое задание №5 - «Лава лампа»
Практические
занятия
(2
часа).
Проведение
конференции
исследовательских работ по выбранной обучающимися теме по Программе
Защита работ обучающимися.
Планируемые результаты
по окончании годичного курса
учащиеся должны знать:
виды исследований; формы и методы исследовательской деятельности;
правила работы с источниками получения информации;
экологическое состояние природной среды в России, Крыму; растения
и животных своего края, находящихся под охраной;
влияние окружающей среды на здоровье человека; роль здорового
образа жизни в жизни человека;
должны уметь:
- выполнять простейшие исследования;
- оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями
(логически выстраивать текстовый материал; обрабатывать результаты
экспериментальной деятельности, строить и анализировать схемы,);
- уметь применить знания на практике;
соблюдать нормы поведения;
уметь осуществлять практическую деятельность по охране природы
своего края.
Личностные результаты.
11
У учащегося должны быть сформированы:
- основы мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
- основы саморазвития и самовоспитания;
- готовность и способность к творческой и ответственной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, с детьми младшего возраста и
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
-уважительное отношение к труду, понимание необходимости
поддержания чистоты и порядка.
Метапредметные результаты:
-учащиеся готовы работать с информацией;
-учащиеся готовы к сотрудничеству и коммуникации;
-учащиеся готовы к решению социально значимых проблем в
соответствии со своим возрастом.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график на учебный год
Летние каникулы
Весенние каникулы
Каникулярное время
Осенние каникулы
Во втором полугодии
Количест
во
учебных
часов
В первом полугодии
Во втором полугодии
Количест
во
учебных
дней
В первом полугодии
Количес
тво
учебных
недель
Во втором полугодии
Дата
окончани
я
учебного
года
В первом полугодии
Дата
начала
учебного
года
01.09.
31.05.
17
19 17
19
34
38
Во время весенних и осенних школьных каникул Программа реализуется по учебному плану, но
формы и расписание занятий могут изменяться. В летнее время Программа не реализуется.
Формы контроля/аттестации
Сроки аттестации
(№ учебной
недели)
12
Входной контроль
Составление схемы по примеру
3 неделя
Текущий контроль
Комплексное задание. ( Разгадывание загадок и
подготовка иллюстрации)
12 неделя
Промежуточная
аттестация за 1
полугодие учебного года
Итоговый контроль
Практическая работа
16 неделя
Защита проектов
36 неделя
Кадровое обеспечение. Обучение по Программе осуществляет
педагог, соответствующий требованиям профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Материально-техническое обеспечение.
Условия для обучения:
- помещение, оснащённое учебной мебелью; учебной доской; рабочим
местом учителя;
- оргтехника для проведения теоретической и практической подготовки:
компьютер, мультимедийный проектор, принтер;
- наборы дидактических материалов; муляжи и макеты; иллюстративный
материал.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» получено
специальное оборудование. Для реализации Программы используются:
№ п/п Наименование оборудования
1
Микроскоп цифровой Levenhuk DTX-TV
2
Микроскоп оптический
3
Портативный рН-метр
4
Портативный измеритель минерализации воды
5
Портативный оксиметр
6
Портативный измеритель ОВП и температуры
7
Лаборатория «Физико-химический анализ воды»
8
Портативный измеритель температуры, влаги и
кислотности почв
9
Шумомер
Информационное обеспечение: видеопрезентации по теме курса;
фотоматериалы, в том числе подготовленные с помощью родителей
учащихся; интернет-источники: сайты по биологии, зоологии, экологии.
1.
Информационный сайт для учителей начальной школы
«Naсhalka.сom.» 2008- 2012. Режим доступа: http://www. naсhalka.сom.ru
Интернет-ресурсы по экологии.
13
2.
[Электронный ресурс]: материалы в помощь работе библиотек
/ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова; сост. и отв. за вып. Н.Е. Железнова. –
Ярославль, 2011. http://www.rlib.yar.ru/_metod_mater/v_7/02/internet_ecol.htm
3. [Электронный ресурс]: Научно-популярный журнал «Юный
натуралист» https://unnaturalist.ru
Методическое обеспечение программы
Организация обучения осуществляется очно.
Педагог активно погружает детей в сферу исследовательской и
поисковой деятельности, создавая на каждом занятии элементы
интерактивной развивающей тематической среды. Деятельностный подход к
обучению позволяет обеспечивать восприятие и усвоение знаний и в то же
время создавать условия для высказывания младшими школьниками
суждений нравственного, этического характера.
Используемый педагогом дидактический материал разнообразен:
раздаточный материал естественнонаучной направленности, кроссворды и
викторины, цифровые образовательные ресурсы.
Основная форма организации образовательного процесса индивидуально-групповая, в том числе активно осуществляется работа в
малых группах. Виды занятий преимущественно игровые или требующие от
их участников творческого подхода.
В зависимости от поставленной цели на занятии используются
различные методы обучения. На теоретических занятиях широко
применяются объяснительно - иллюстративный, исследовательский,
проблемный методы, на практических - проектный, игровой; частичнопоисковый может быть применим на любом занятии, не имеющем ярко
выраженной формы.
Педагог в соответствии с задачами наиболее часто применяет
творческо-продуктивные, проектно-исследовательские технологии и
интерактивные методики, направленные в том числе на формирование
мотивации к самообразованию.
Деятельность учащихся организуется при помощи следующих
основных методов: объяснительно - иллюстративного, который
используется при ознакомлении учащихся с новым теоретическим
материалом, программными средствами, и репродуктивного метода - он
используется при выполнении различных видов тренировочных заданий.
Часто применяется, учитывая возрастные особенности учащихся, игровой
метод, а наиболее используемые в работе педагога технологии - это
технология группового обучения, технология дифференцированного
обучения, технология игровой деятельности.
14
В целом учебное занятие любого типа как модель можно
представить
в
виде
последовательности
следующих
этапов:
организационного,
проверочного,
подготовительного,
основного,
контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного.
Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности,
содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов
может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена
видов деятельности
учащихся: восприятие
- осмысление
запоминание - применение - обобщение - систематизация. Основной на
занятиях становится сюжетно-ролевая деятельность, облегчающая
постижение детьми новых знаний и форм работы.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия объединения
помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных
качеств, раскрытию талантов.
Формы контроля и аттестации
Для определения результативности освоения программы разработаны
формы контроля и аттестации.
Виды контроля:
1) входной контроль - проводится на первой неделе работы с целью
определения уровня подготовки, направленности интересов детей;
2) текущий контроль - осуществляется с целью проверки усвоения учебного
материала и отражения интересов ребёнка при подготовке проектов;
3) итоговый контроль представляет собой аттестацию по итогам года.
Также проводится промежуточный контроль, задача которого определить
уровень знаний по пройденному материалу.
Формы текущего контроля:
-тесты, содержание которых усложняется в течение учебного года;
-игровые задания, направленные на развитие интеллектуального потенциала:
викторины, кроссворды, ребусы и др.
Формы промежуточного и итогового контроля:
-практические работы;
-работа над проектом и его защита.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал
посещаемости, материал анкетирования и тестирования; перечень готовых
работ.
15
Список литературы
Литература для педагога
1. Ашихмина Т.Я. Экологический мониторинг: Учебное пособие под
редакцией. - М.: Академический Проспект, 2005.
1. Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования. Томск, 2007. - 65 с. 2. 2.Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое
воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2010. - № 5. С.64-75.
2. Бабакова
Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими
школьниками. // Начальная школа. - 2003. - № 9. - С.16-20.
3. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших
школьников.
4. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учебник / Б.С. Волков. М.: Академический проспект, 2011. - 208 с.
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе / Н.Ф.
Виноградова. - М.: «Академия», 2003. - 315 с.
6. Горшеков С.П. Экология и географические основы охраны природы:
учеб. пособие для учителей начальных классов. / С.П. Горшеков. - М:
Просвещение, 2008. - 257 с
7. Дагбаева Н. Экологическое воспитание школьников с помощью
Интернета // Воспитание школьников. - 2011. - № 1. - С.22-23.
8. Данилова М. З. Занимательная экология // Воспитание школьников. 2010. - № 5. - С.25-33.
9. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В.,
Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и
подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России,
2009. - 64 с.
10. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.
11. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших
школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей
детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
12. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. — М.:
Агропромиздат, 1988.
13. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание
через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В.
Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. (Образование и творчество).
16
14. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов //
Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7.
15. .Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе:
учебное пособие / Л.П. Симонова. - М.: «Академия», 2008. - 204 с.
16. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагогов США).
— М.: Центр «Экология и образование», 1993.
17. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. / Сост.
Г.А.Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 57 с.
Литература для учащихся
1. Атлас природы / Перевод с франц. Е. В. Козловой. – Смоленск :
Русич , 2000. – 125 с.: ил.
2. Дроздов Н. Н. Охрана природы / Н. Н. Дроздов, А. К. Макеев. – М. :
Мнемозина, 2012. – 64 с. : ил. – (Живая природа с Николаем
Дроздовым).
3. Животные - путешественники: атлас животного мира / Холинг, Дуайт,
автор сопроводительного материала; Михеев, Анатолий, переводчик. –
М.: Махаон, 2013. - 128 c.: ил.
4. Лукашенец Д. А. Красная книга : исчезнувшие животные Земли / Д.
Лукашенец, Е. Лукашенец. – М.: Эксмо, 2014. – 96 с.: ил. – (Красная
книга для больших и маленьких).
5. Очеретний А. Д.
Красная книга. Животные нашего леса / А. Д.
Очеретний. – М.: Эксмо, 2014. – 96 с. : ил. – (Красная книга для
больших и маленьких).
6. Скалдина О. В. Красная книга. Удивительные птицы мира / О. В.
Скалдина. – М.: Эксмо, 2013. – 96 с. : ил. – (Красная книга для больших
и маленьких)
7. Тихонов А.В.
Животные мира.
Красная книга.
Евразия.
Млекопитающие. Птицы / А.В. Тихонов. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС,
2012. – 176 с. – (Красная книга).
8. Тихонов А. В. Растения России. Красная книга / А. В. Тихонов. – М.:
ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011. – 172 с.: ил.
9. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. - М.:
Прометей; Книголюб, 2010. - 104 с. - (Развивающие сказки для детей).
10. Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов / Сост. Л.П.
Молодова. - Мн. : Асар, 2007. - 160 с.
17
Литература для родителей
1. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / И.В.
Цветкова. - Ярославль: Академия развития, 2009. - 223 с.
2. Цветкова И.В. Эко-проект "Маленький принц", или Экологические
задания маленьким хозяевам нашей планеты. - М.: Просвещение, 2008.
- 265 с. 36.
18
Приложения к Программе
Приложение 1
Параметры
Уровень
практических
умений и
навыков
(владение
разнообразными
техническими
приемами)
Уровень
теоретической
подготовки
Формирование
творческого
мышления
Критерии уровня достижений учащихся
Распределение по уровням подготовки
Высокий (5
Достаточный Средний (3
Низкий (2
баллов)
(4 балла)
балла)
балла)
Учащийся овладел У учащегося У учащегося Ребёнок
на 100 - 80%
объём
объём
овладел менее
умениями и
усвоенных
усвоенных
чем 30%,
навыками,
умений и
умений и
предусмотренпредусмотренным навыков
навыков
ных умений и
и программой, за
составляет
составляет
навыков;
конкретный
70 - 50%; в
50 - 30%;
ребёнок в
период; не
основном,
выполняет
состоянии
испытывает
выполняет
практичесвыполнять
особых
практические кие задания
лишь
трудностей;
задания на
на
простейшие
выполняет
репродуктив репродуктив практические
практические
ном уровне.
ном уровне.
задания
задания с
педагога.
элементами
творчества.
Учащийся освоил У учащегося Успешное
Учащийся
практически весь объём
освоение
овладел менее,
объём знаний 100 усвоенных
учащимся
чем 30%
- 80%,
знаний
50% - 30%
объёма
предусмотренных составляет
содержания
знаний,
программой, за
70 - 50%;
образовапредусмотрен
конкретный
специальтельной
ных
период;
ные термины программы;
программой;
специальные
употребляет специальные ребёнок, как
термины
осознанно,
термины
правило,
употребляет
но не в
употребляет избегает
осознанно и в
полном
не всегда
употреблять
полном
объеме.
осознанно и
специальные
соответствии с их
не в полном
термины.
содержанием.
объеме.
Учащийся
проявляет ярко
выраженный
интерес к
Устойчивый
интерес к
творческой
деятельнос-
Учащийся
несамостоятелен,
нуждается в
Учащийся
пассивен,
безынициатиен, неудачи
19
(четкость,
гибкость
мышления,
оригинальность,
изобретател
ьность)
творческой
деятельности, к
достижению
наилучшего
результата,
коммуникабелен,
активен, склонен к
самоанализу,
генерирует идеи
ти, стремится
к
выполнению
заданий
педагога, к
достижению
результата в
обучении,
инициативе.
дополнительном
контроле
педагога,
инициативу
проявляет
редко.
Работоспос
обность на
занятии
Активен на
протяжении всего
занятия
Активен
Редко
большую
проявляет
часть занятия активность
способствуют
снижению
мотивации, не
может
работать
самостоятельн
о.
Пассивен на
занятии
Система оценивания основана на пятибалльной шкале, однако в журнал и
для предъявления результаты проверочных, итоговых работ, тестов и других форм
контроля заносятся с учётом соответствия оценок уровням подготовки (см.
критерии уровня достижений учащихся). В случае, когда интерпретация
результатов уже выявляет уровень, он указывается
в соответствии с
распределением по уровням, установленным локальным актом.
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование на учебный год
№
1
2
3
4
5
6
7
Название темы
занятия
Вводное
занятие.
Введение.
Игра-знакомство.
Круговорот воды в
природе.
Наблюдение в
природе за водой
Подводный мир
Обитатели
подводного мира
Растения подводного
мира
Источники
загрязнение
Колво
часов
Дата по
расписанию
По
По
плану факту
Форма
аттестации
/контроля
Примечание
(корректиро
вка)
2
2
2
Входной
контроль
Схемакластер
2
2
2
Музыкальн
ая игра
2
20
8
9
10
водоемов.
Причины
загрязнения
Последствия
Пути решения
2
2
2
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
конкурсы
Круговорот веществ
в природе
Живая природа.
Неживая природа.
2
2
2
Обитатели почвы.
2
Краснокнижные
растения Крыма
Краснокнижные
животные Крыма
Цепи питания
Загадки о природе,
иллюстрации
2
Конкурсы
Разнообразие и
многочисленность
насекомых
обитающих в Крыму
Разнообразие и
многочисленность
птиц, обитающих в
Крыму
Насекомые и их роль
в жизни человека
Птицы и их роль в
жизни человек
Охрана насекомых
Охрана птиц
Экспериментальная
деятельность: её
назначение и
Плакат в
защиту
природы
Практическ Промежуточн
ая работа
ый контроль
(наблюдени
ев
микроскоп)
2
2
1
Промежуто
чный
контроль
2
2
2
2
2
2
Домик для
птиц
2
21
29
особенности.
Инструктаж по
охране труда.
Радуга в стакане
2
30
Дождик в банке
2
31
2
35
Выращивание
кристаллов из соли и
сахара
Выращивание
кристаллов из набора
Мыльные пузыри из
моющего средства
Мыльные пузыри из
глицерина
Лавалампа
36
Итоговое занятие
2
32
33
34
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Защита
проектов
2
2
2
2
72
часа
Приложение 3
Примеры оценочных заданий
Текущий контроль. Схема-кластер «круговорот воды в природе»:
Дети собирают схему из предложенных
(заранее приготовленных) материалов,
дополняя эту схему карточками
Промежуточный контроль
в форме работы над загадками (примеры загадок)
Загадки
1.Им мы дышим, газы в нем.
2. Висит в небе высоко, Светит ярко, далеко.
22
Как его мы назовем? (Воздух)
Всех увидит, обогреет, Темноту везде рассеет,
Прыгнет зайчиком в оконце. Догадались? Это … (солнце)
3. Нас увидишь ты издалека,
Задеваем мы макушкой облака. (горы)
4. Здесь деревья и тропинки,
Мох, листочки и хвоинки,
Старый пень с грибами,
Шишки с семенами. (лес)
6. Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу(вода)
5. Сами гнезда они вьют
И заливисто поют.
Могут быстро в небо взвиться.
Кто же это? Это… (птицы)
В ходе разгадывания даются детьми сообщаются признаки явлений и
объектов живой и неживой природы; указывается их роль в природе, значение
для экологии.
В завершение все отгадки изображаются в картинках и составляется общий
плакат или плакаты по группам.
Задание на актуализацию знаний про животных
Узнайте по рисункам - чьи следы?
23
Ответ:
1) след медведя; 2) след лося; 3) след волка; 4) следы лисицы; 5) следы белки;
6) следы зайца русака; 7) следы зайца беляка.
Викторина
-Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
-Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
-Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
-Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
-Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
-У кого на сучке кладовая? (У белки).
-Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
-Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
Загадки
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).
Игра
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и
забавного. А сейчас вы делитесь на команды по 4-6 человек, и мы с вами
сыграем в игру. Предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все
догадались – КТО ЭТО? Изобразите следующее.
24
Цапля и лягушата в озере.
Лев и собачка.
Ворона и лисица.
Машенька и три медведя.
Игра «Изобрази животное» помогает детям развить фантазию, расширить
свои знания, наладить коммуникацию
Про кого мы мало знаем,
Нам расскажет серый цвет.
Мы животного узнаем,
Дадим правильный ответ.
Ведущий выбирает ребенка, дает ему картинку с изображением
животного. Ребенок показывает с помощью пантомимы, жестов. Остальные
отгадывают. Примерные картинки: горная горилла, слоновая черепаха.
(Учитель помогает отгадать, если у детей это задание вызывает трудности, с
помощью наводящих вопросов.)
Итоговый контроль. Защита проектов
Темы для создания проектов
1.
2.
3.
4.
5.
Пернатые друзья Крыма (для нескольких человек)
Цвети, земля!
Зеленая планета.
Друзья природы.
Подводные друзья.
Приложение 4
Воспитательный час «День Земли»
Цель: формирование экологической культуры и осознанного отношения к
окружающей среде, формирование знаний о значении охраны природы и
важности сохранения ресурсов Земли.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность в области экологии и охраны
природы;
- закрепить знания детей о правилах поведения в природе;
- воспитывать ответственное, бережное отношение к окружающему.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. – Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть! У всех хорошее
настроение? Готовы к сегодняшнему занятию?
25
2. Сегодня я хочу вас пригласить на праздник! А на праздник мы возьмем
с собой что? Ведь сегодня самый необычный День рождения! Вы
хотите узнать, кто сегодня именинник? Тогда отгадайте мою загадку:
Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Подскажите, дети.
Ответ: Земля
3. Земля – это планета, на которой мы живем. Это – наш дом. Она
покрыта лесами и лугами, морями и реками. Её населяют рыбы,
насекомые, птицы, звери.
А вы знаете откуда произошел этот праздник? Давайте же с вами узнаем
В 1960-х в США ещё не было Агенства по охране окружающей среды. Тогда
различные предприятия загрязняли воздух, воду и почву, даже не опасаясь
юридических последствий. Кроме того, шла война во Вьетнаме, и жители
США фокусировались на протестах против неё.
К счастью, было несколько человек, которые во что бы то ни стало хотели
защитить природу. Одним из них был Гейлорд Нельсон, основатель Дня
Земли. У него была идея, которая и легла в основу праздника.
Нельсон провёл два срока на посту губернатора штата Висконсин, именно
здесь он начал свою экологическую миссию и даже заслужил титул
«Губернатор по охране природы».
В 1962 году Нельсона избрали в Сенат США, и в течение дальнейших 18 лет
он работал над тем, чтобы привлекать внимание властей к экологическим
проблемам.
22 апреля 1970 года- отметили первый день Земли в США прошли марши и
демонстрации за здоровую окружающую среду. В нём приняли участие 20
миллионов человек из 10 000 начальных и средних школ, 2000 колледжей и
более 1000 сообществ. Тысячи людей собрались в Нью-Йорке в первый День
Земли в 1970 году.
Вот краткий сжатый кусок истории.
(Беседа с детьми по теме Важность окружающей среды)
Хотела бы с вами обсудить, а нужен ли вообще такой праздник и почему?
- Почему важно беречь воду и воздух?
- Как природа помогает человеку?
26
- Примеры простых действий, которые может предпринимать каждый для
охраны природы? (сортировка мусора, экономия воды и энергии, посадка
деревьев и т.д.).
Какие вы все молодцы! Вы уже так много знаете
4. А теперь предлагаю вам разделиться на команды. Мы же всё-таки
пришли на день рождение, а какой праздник и без подарков, предлагаю
вам от каждой команды придумать подарок, но ещё и выполнить моё
задание
Ваше задание: нарисовать плакат на тему охраны природы и придумать
экологический лозунг.
1 группа – рисует плакат и придумывает лозунг
«Охрана воды»
2 группа- рисует плакат и придумывает лозунг
«Охрана воздуха»
3 группа - рисует плакат и придумывает лозунг
«Берегись мусор»
5. Какие вы все молодцы! У всех получились замечательные работы!
Вам понравился наш сегодняшний урок?
Всё ли вам было понятно?
Есть ли какие-то вопросы ко мне?
Вы запомнили какой сегодня день?
6. Домашнее задание
Предлагаю вам дома сделать еще один подарок нашей планете и посадить
цветочек около дома.
Все молодцы! Спасибо за работу, до свидания!
План-конспект занятия для учащихся 7 лет
Тема: «Как развивается растение»
Цели урока:
I. Предметные:
- познакомить с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для
жизни растений;
- развивать наблюдательность, внимание;
- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного
внимания, логического мышления;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
II.Личностные
- воспитывать бережное отношение к природе; уважение к исследовательскому
труду.
III. Метапредметные
Познавательные - умение перерабатывать полученную информацию:
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
27
Коммуникативные:
- умение оформлять свою мысль в устной форме;
- слушать и понимать речь других
Ход занятия
Этапы урока
I.
Мотивация к
учебной
деятельности
(3 мин)
Цели:
-актуализировать
требования к
учащемуся со
стороны учебной
деятельности;
-создать условия
для возникновения у детей
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность;
-уточнить
тематические
рамки.
II. Формулировка темы
занятия,
постановка
цели
(7 мин)
Цели:
-организовать
формулировку
темы занятия
детьми;
-организовать
постановку цели.
Деятельность
учащихся
Проговаривают
стихотворение правила
поведения на
занятии,
объяснять, для
чего нужно
выполнять эти
правила.
Отвечают на
вопросы педагога.
С помощью
педагога
формулируют
тему урока.
С помощью
педагога ставят
цель.
Деятельность
педагога
Организует
проговаривание
правил поведения на
занятии.
Создаёт условия для
возникновения у
учащихся внутренней
потребности
включения в учебную
деятельность.
Уточняет
тематические рамки.
Организует
формулировку темы
урока детьми.
Организует
постановку цели
урока детьми.
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведёт к достижению
запланированных
результатов
Группа делится на три группы
(по выполнению
предварительной работы).
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадатьНадо много наблюдать.
Только вместе, только
дружно,
Изучать природу нужно!
Сегодня у нас открывается
научная лаборатория. И вы
становитесь учёными –
исследователями. Но о теме
нашего исследования вы
должны догадаться сами.
Кто знает игру «Третий
лишний»? Итак, ваша задача
в каждом ряду найти лишний
предмет (цветок, 2 птицы),
(жимолость, 2 зверька),
(дерево, 2 насекомых)
Посмотрите, какие картинки
28
III.
Изучение нового
(15 мин)
Цель:
-организовать
формирование
знаний о
развитии
растений;
умение
определять
стадию
развития.
Отвечают на
вопросы.
Организует
формирование знаний
о развитии растений.
Физминутка
(3 мин.)
IV. Закрепление
нового
(10 мин)
Цели:
-организовать
Работают в
группе.
Организует
закрепление знаний о
развитии растений.
Организует
групповую работу.
остались? Что вы о них
можете сказать? (цветок,
кустарник, дерево)
А как вы думаете, что у них
общего? (корень, ствол,
листья, цветы, плоды)
Давайте соберём наше
растение.
(на доске собираем дерево).
С помощью чего
размножаются растения?
(семена)
Так какая же тема
нашегозанятия?
(Как развиваются растения)
А какая цель нашего занятия?
(…)
1. Рассмотреть рисунки семян.
Сравнить их по размеру,
форме и окраске.
2. Мы с вами говорили о том,
что растение оставляет после
себя семена.
- Как вы
думаете, почему у каждого
растения много семян?
(Семена едят птицы, они
могут замёрзнуть, пропасть,
но хоть одно прорастёт)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо все выше, выше,
выше! Стр. 77
1. Для того чтобы растение
росло, нужны определённые
условия.
Вспомните опыты, которые
мы закладывали с вами на
прошлой неделе.
Какое второе необходимое
условие для роста растений?
(Воздух).
(Зарядка организуется так,
чтобы не нарушить условия
проведения практической
работы)
У вас на столах стоят
горшочки, проросшие семена
и вода для полива.
1.Берём картон, укладываем
его на дно, засыпаем в
29
закрепление
знаний о
развитии
растений.
горшочек землю.
2. С помощью палочки
делаем углубление около 5-6
см.
3. Аккуратно кладём
проросшую фасоль и
засыпаем землёй. Слегка
утрамбовать землю.
4. Полить горшочек с
рассадой и поставить в тёплое
и светлое место.
Самостоятельная работа.
Выполнить тест.
V.
Контролирующ
ее задание
(5 мин)
Цели:
-организовать
выполнение
учащимися
самостоятельной
работы.
Выполняют
задание на
индивидуально.
Организует
выполнение
учащимися
самостоятельной
работы.
VI. Рефлексия
учебной
деятельности
(2 мин)
Цели:
-зафиксировать
новое
содержание;
-организовать
рефлексию и
самооценку
учащимися
собственной
учебной
деятельности.
Отвечают на
вопросы педагога.
Организует
фиксирование нового
содержания.
По схеме
Организует
рассказывают, что рефлексию.
узнали, знают,
смогли.
Дают самооценку.
Организует
самооценку учебной
деятельности.
-Расскажите по схеме, чему
научились на уроке.
Продолжите предложения:
- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
Рефлексия «Светофор»
- Оцените свою деятельность
на уроке, используя один из
кружочков: зелёный
(отлично), красный
(опасность), жёлтый (что-то
не понял).
Приложение 5
План воспитательной работы на учебный год
(план ежегодно дополняется мероприятиями, утверждёнными
образовательной организацией в соответствии с направленностью и
особенностями конкретного года)
Месяц
Дата
Направление
Образовательное событие
30
Сентябрь
Здоровьесберегающее
Духовно-нравственное
Октябрь
Общекультурное
Трудовое
Общекультурное
Общекультурное
Ноябрь
Общекультурное
Общекультурное
Общекультурное
Декабрь
Общекультурное
Правовое
Общекультурное
Неделя безопасности правил дорожного
движения (беседы, видеоролик)
День солидарности в борьбе с терроризмом
(беседа)
Фотоконкурс «Моя семья» (выставка)
Акция по благоустройству класса
День учителя (беседа, стенгазета)
День отца (беседа, создание открыток и
написание поздравлений)
День Черного моря (презентация, видео)
День Народного единства (презентация)
День матери (беседа, создание плаката).
День домашних животных (рисунки, игра)
День прав человека (презентация)
День Конституции РФ (беседа, сообщение)
Январь
Общекультурное
Патриотическое
День Республики Крым (видеоролик)
День окончания блокады Ленинграда
(беседа с презентацией, просмотр
фрагментов фильма)
Февраль
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
«День российской науки» (презентация)
Всемирный день защиты морских
млекопитающих и Всемирный день китов
(беседа с просмотром видео, и изготовление
карточек)
День кошек (беседа, игра, изготовление
поделок)
Международный женский день (создание
открытки)
День Земли (презентация)
День космонавтики (Беседа изготовление
плаката)
День освобождения Ялты (беседа),
благоустройство территории
День Победы (просмотр фильма)
Международный день семьи (с детьми и
родителями – о проведении летних каникул)
Март
Общекультурное
Общеинтеллектуальное
Апрель
Май
Общекультурное
Общекультурное
Патриотическое,
трудовое
Патриотическое
Общекультурное
Приложение 6
Лист корректировки программы
Дата
разработки/
Дата
На основании / в соответствии
Внесённые
изменения (в
каком разделе
Кем внесены
изменения
(Ф.И.О.)
31
внесения
изменений
2023 год
Разработчик
Н.В. Пенева
2024/2025
учебный год
программы)
Приказ
Министерства
образования,
науки и молодёжи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948
«О
методических
рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ»;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022
№
629
«Об
утверждении
Порядка
организации и осуществления
образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
Федеральный закон от 04.08.2023
№
479-ФЗ
(изменения
в
организации
трудового
воспитания)
Внесены
Н.В. Пенева
коррективы в цели
личностного
развития детей и
планируемые
результаты,
в
нормативную базу.
32