Образовательная программа 2024 2025

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский экологический центр»
муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

Принята
педагогическим советом
МБУДО «ДЭЦ»
(протокол от 27.08.2024г. № 1)

УТВЕРЖДЕНА
приказом от 30.08.2024 № 125
Директор МБУДО «ДЭЦ»
_____________Ж.Ю. Точенюк

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(2024/2025 учебный год)

г. Ялта, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Сведения об образовательном учреждении
1.1. Краткая справка об истории «МБУДО «ДЭЦ».
1.2. Краткая информация о Центре.
1.3. Концептуальная модель образовательной среды Центра.
1.4. Социальный заказ в адрес Центра.
1.5. Модель выпускника Центра.
1.6. Педагогические кадры.

II.

Основные принципы образовательной политики Центра.
2.1. Цели и задачи образовательного процесса.
2.2. Особенности организации образовательного процесса.
2.3. Учебный план.
2.4. Краткая характеристика дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в 2024-2025 учебном году.
2.5. Инновационные технологии, реализуемые в образовательном процессе.

III. Условия реализации образовательной программы.
IV. Принципы и технологии мониторинга.

2

1. Сведения об образовательном учреждении.
1.1.

Краткая справка об истории МБУДО «ДЭЦ»

МБУДО «ДЭЦ» прошел несколько этапов своего становления:
 Станция юных натуралистов г.Ялта;
 Ялтинский эколого-натуралистический центр учащихся (Решение исполнительного комитета Ялтинского городского совета
народных депутатов Крымской АССР от 13.11.1992г. №790/4 с 13.11.1992г.;
 Ялтинский центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи (Постановление Совета Министров Республики
Крым от 30.11.2005г. №10) с 30.11.2005г.;
 Внешкольное учебное заведение «Ялтинский центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи» (Решение
35 сессии 4 созыва Ялтинского городского совета автономной Республики Крым от 06.09.2005г. №8) с 06.09.2005г.;
 Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Ялтинский центр экологии
краеведения и туризма «Экомир» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (Постановление
главы администрации города Ялты Республики Крым от 12.12.2014г. № 224-п);
 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детский экологический центр" муниципального
образования городской округ Ялта Республики Крым (устав утвержден Постановлением Администрации города Ялта от
14.12.2018 № 2556-п "Об утверждении Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
"Детский экологический центр" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции")
 С 2016 года на базе МКОДО «Ялтинский центр экологии краеведения и туризма «Экомир» начало действовать
территориальное отделение Малой Академии Наук «Искатель».
Необходимость видоизменений определялась рядом объективных обстоятельств, а также постоянно изменяющимися
индивидуальными, социально-культурными и образовательными потребностями детей и молодежи.
Сегодня МБУДО «ДЭЦ» (далее - Детский экологический центр) является составной частью единой образовательной системы
муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и предназначен создавать условия для интеллектуального и
нравственного развития детей и подростков, удовлетворения их разнообразных образовательных и социокультурных потребностей.

3

1.2. Информационная справка о Центре.
Полное наименование учреждения

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детский
экологический центр" муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым

Сокращенное наименование
образовательного учреждения
Организационно-правовая форма
Форма деятельности
Тип образовательного учреждения

МБУДО «ДЭЦ»

Вид учреждения (по направлению видов
деятельности)
Год создания
Юридический адрес, телефон

Центр

Фактические адреса
Учредитель (учредители)
Ведомственное подчинение
Наличие филиалов
Реквизиты документов о регистрации
образовательного учреждения
Реквизиты свидетельства о регистрации
Наличие Устава

муниципальное бюджетное учреждение
образовательная
учреждение дополнительного образования

1960 год
298600, Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта,
ул. Чехова, дом 11, корпус Б
телефон (3654) 28-23-35
298600, Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта,
ул. Чехова, дом 11, корпус Б
телефон (3654) 28-23-35
Муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым. Полномочия
учредителя осуществляет администрация города Ялты
Департамент образования и молодёжной политики Администрации города Ялта
Республики Крым
отсутствуют
Постановление Главы администрации города Ялты от 12.12.2014 г. № 224-п
Свидетельство 91№ 001804571 от 27.12.2014г.
Постановление Администрации города Ялта от 17.08.2021 № 2552-п "О внесении изменения в
постановление администрации города Ялты Республики Крым от 18.11.2016 № 4987-п "Об
изменении типа, переименовании муниципального казённого образовательного учреждения

4

дополнительного образования "Ялтинский центр экологии краеведения и туризма "Экомир"
муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и утверждении Устава
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детский экологический
центр" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции" (в
редакции постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 14.12.2018 № 2556-п)"

1.3. Концептуальная модель образовательной среды Детского экологического центра.
Педагогическим коллективом Детского экологического центра сформулированы приоритетные ценности деятельности МБУДО
«ДЭЦ»:
1.
Признание сущностного права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, его неотъемлемое право на
свободу выбора себя и для себя.
2.
Творческое сотрудничество и партнерские отношения в совместной деятельности и общении.
3.
Утверждение единства и целостности образования, включающего обучение, воспитание и педагогическую поддержку
развития личности.
4. Непрерывное образование как принцип планирования и организации процесса развития личности.
Функция дополнительного образования реализуется в аспекте воспитания и формирования нравственных основ личности
ребёнка, создаёт условия для разностороннего развития, предоставляет возможность для родителей и детей выбрать и попробовать
свои силы в различных областях. Несомненным преимуществом системы дополнительного образования является формирование
ключевых компетентностей ребёнка. Развитие творческого и интеллектуального потенциала происходит в рамках развивающей
среды Детского экологического центра.
Педагогический коллектив Детского экологического центра активно повышает квалификацию, участвует в конкурсах
профессионального мастерства, мотивирует учащихся на разнообразную творческую деятельность, реализацию собственных
потребностей и возможностей.
В настоящее время актуальными стали задачи развития способностей личности, развития навыков общения, сопоставления и
обмена позициями, принятия различий, умений «жить вместе» не только в одном городе, на одной улице, одном дворе, но и на
одной планете. Это особенно важно для поддержания миссии Детского экологического центра.
Признание всем коллективом названных идей и ценностей позволило сформулировать общие целевые установки и
устремления:
- соответствовать современным требованиям к уровню и качеству образования личности, включающему не простой набор
знаний, умений и навыков, а комплекс фундаментальных компетенций, необходимых для самостоятельной жизни;
5

- создать открытую, интересную, динамичную и привлекательную среду для успешного развития детей, в том числе для
привлечения их к исследовательской, творческой работе, для их экологического просвещения и воспитания;
- стать центром подлинного педагогического сотворчества, предоставляя каждому педагогу возможность свободной
творческой деятельности, роста профессионализма и совершенствования мастерства;
- в управлении ориентироваться на ответственность за организацию собственной модели деятельности, отдавая предпочтение
значению личного авторитета, высокому рейтингу собственной компетентности, в целом – имиджу Центра;
- убедительно демонстрировать дополнительного образования как полноправной части образовательной системы.
1.4. Социальный заказ в адрес МБУДО "ДЭЦ"
Учреждения дополнительного образования детей функционируют на основе социального заказа государства, общества, семьи
с учетом интересов и потребностей личности, города, национально-культурных традиций.
МБУДО "ДЭЦ"» выполняет заданную социальную роль на основе определенных педагогическим коллективом целей, задач и
видов деятельности. В МБУДО «ДЭЦ» в соответствии со статусом Центра реализуются дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы по четырём направленностям: туристско-краеведческой, естественнонаучной, социальногуманитарной, художественной.
Социальный заказ Центру составляется на основе потребностей социальных групп: обучающихся, их родителей,
муниципальных образовательных организаций, социальных партнёров образовательных учреждений и др. С учетом потребностей
указанных социальных групп в МБУДО "ДЭЦ" формируется основа муниципального и социального заказа. Соотнесенный с
реальными возможностями Детского экологического центра, социальный заказ определяет программу образовательной
деятельности МБУДО "ДЭЦ", учитывая его перспективное развитие. Положительная динамика роста увеличения детских
объединений свидетельствует о тенденции роста популярности программ МБУДО «ДЭЦ» среди детей и их родителей.
В рамках муниципального заказа представлены объединения, реализующие дополнительные программы художественной
естественнонаучной и социально-гуманитарной направленностей. Увеличение и разнообразие программ связано как с появлением
Гурзуфского отделения МБУДО "ДЭЦ", так и с учётом потребностей родителей (законных представителей) учащихся.
В августе 2024 г. учащиеся начальной школы начали заниматься уже в двух объединениях естественнонаучной
направленности, открытых в рамках Федерального проекта по созданию дополнительных мест «Успех каждого ребёнка».
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» государственной программы РФ «Образование» нацелен на обновление содержания
и организации образовательной деятельности. В 2021 году по программе «Биология для любознательных в пазлах» в рамках
данного проекта открыто 8 групп для дошкольников и учащихся 1-6 классов; в 2023 году открыто 9 групп по программам
«Экологический мониторинг» и «Экологический мониторинг для начинающих» - в рамках направления «Биостанция».
6

Проект «Успех каждого ребёнка» обеспечивает необходимые гарантии качества и доступности материально-технического
обеспечения для программ создания новых мест. В целях обучения детей активно используется комплект «Демонстрационное
оборудование»: мультимедийная доска, современное МФУ, ПК, средства наглядности и др.
Типовая модель «Диалог наук», к которой относятся объединение «Лаборатория биологии» (дополнительная
общеобразовательная программа «Биология для любознательных в пазлах») и «Экологический мониторинг» направлена на
реализацию следующих принципов: экосистемного и деятельностного подхода к обучению, обучение через исследование;
проектное обучение; совместную деятельность; другие формы и технологии, учитывающие возраст юных учащихся. Специальный
программно-методический комплекс к каждой из программ помогает эффективно обеспечивать процессы обучения и воспитания.
1.5. Модель выпускника Центра
Выпускник Детского экологического центра – человек, адаптированный к условиям современной жизни, свободно
применяющий компетенции, приобретенные в учреждении дополнительного образования, в незнакомых жизненных ситуациях и
использующих их для решения творческих задач.
Педагог Центра, осуществляя образовательный процесс с учётом возрастных и личностных особенностей учащихся,
ориентируется на следующие критерии:
интеллектуально-нравственные ориентиры личности: выпускник
- имеет потребность в обучении, саморазвитии, самосовершенствовании, самообразовании, самопознании;
- имеет сформированные навыки гражданского, патриотического отношения к своей стране, к малой родине;
- владеет навыками культуры поведения, в том числе культуры общения, мышления, речи; экологической культуры;
- интересуется общественно-политическими, социально-культурными событиями, умеет анализировать их и давать
аргументированную оценку;
- владеет навыками интеллектуально-нравственного и физического самосовершенствования;
уровень образованности: выпускник
- способен мотивировать учебную и другие виды деятельности, свои поступки, поведение;
- формирует суждения, умозаключения, делает выводы в процессе познавательной деятельности;
- занимается самообразованием;
- способен участвовать в учебной работе, включающей элементы творческого поиска.;
уровень коммуникативных умений: выпускник
- понимает значимость моральных норм, общечеловеческих ценностей, стремится соблюдать эти нормы;
7

- хорошо ориентируется в окружающем мире, воспринимает себя как часть этого мира, понимает закономерные взаимосвязи
человека и общества, человека и окружающей среды;
- владеет коммуникативными умениями на уровне их осознанного применения в процессе общения;
- участвует в различных формах коллективной деятельности, умеет слушать и слышать собеседника, вступает в дискуссию, не
нарушая логики ее естественного хода, может своевременно перестраиваться, признавая аргументы оппонентов, стремится к
объективной самооценке;
- владеет необходимыми для общения личностными качествами: открытостью, тактичностью, доброжелательностью,
гибкостью, динамичностью, мобильностью, толерантностью;
- способен критически оценивать коммуникативные ситуации, при необходимости гасить конфликт, отстаивать
справедливость.

От 0 до
2 лет
4

5

22

3

19

Распределение по стажу работы:
От 2 до
От 5 до 10 От 10 до 20
Более 20 лет
5 лет
лет
лет
4
5
1
8

1

-

Без
категории

7

Вторая

4

квал. кат.

Высшая

образовани
е
Кандидаты
наук

Высшее

Среднее
специально
е

женщины

мужчины
0

Первая

17

квал. кат.

22

Совместите
ли

Всего

Основные

1.6. Педагогические и управленческие кадры МБУДО «ДЭЦ» (на начало 2024/2025 учебного года)

11

Распределение педагогических работников по возрасту:
До 25 лет
25-34 лет
35-55 лет
Старше 55 лет
3

8

5

6

Из них:
Админи
страция

Методис
ты

Педагоги организато
ры

Педагог психолог

Педагоги
дополнительного
образования

Из числа педагогов
дополнительного
образования-педагогов с
первой и высшей

Из числа педагогов
дополнительного образованиякандидаты наук
8

квалификационной
категорией
6

2

1

-

13

6

1

II. Основные принципы образовательной политики Детского экологического центра
2.1. Цели и задачи образовательного процесса
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детский экологический центр" муниципального
образования городской округ Ялта Республики Крым осуществляет обучение и воспитание детей в интересах личности, общества,
государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе
для возможности удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования.
Цель образовательного процесса: организация учебно-воспитательного процесса, стимулирующего развитие природных
склонностей и творческих способностей детей, обеспечивающего самопознание, самореализацию и социализацию личности.
Основная цель профессиональной деятельности: реализация дополнительных общеобразовательных программ, то есть
организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических
условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном
и физическом совершенствовании; укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации;
обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
Задачи:
-совершенствовать содержание, повышать качество дополнительного образования в учреждении через внедрение новых
организационных форм, педагогических методов и технологий;
-повышать профессиональную компетентность педагогических работников учреждения в соответствии с требованиями
профстандарта;
-способствовать развитию, индивидуализации личности обучающихся через участие детей в конкурсных мероприятиях в
соответствии с их возможностями и потребностями;
-воспитывать экологическую культуру детей и их родителей, формировать экологическое поведение, развивать творческую и
социальную активность;
-формировать, укреплять мотивацию личности к умственному и творческому развитию,
-формировать навыки культуры общения, развивать коммуникативные компетенции учащихся;
-создавать благоприятные условия для профессиональной ориентации;
9

-способствовать физическому развитию обучающихся преимущественно через участие их в туристско-краеведческой деятельности;
- обеспечивать трудовое воспитание учащихся в соответствии с их возрастом.
2.2. Особенности организации образовательного процесса.
Зачисление детей в Детский экологический центр производится по заявлению родителей (законных представителей) и (или)
детей (учащихся) на принципе добровольности в возрасте от 5 до 18 лет, не имеющих медицинских показаний, несовместимых с
пребыванием в Детском центре. При приеме в объединения туристской направленности необходимо медицинское заключение о
состоянии здоровья ребенка. При поступлении родители (законные представители) и (или) обучающиеся в обязательном порядке
знакомятся с Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими
организацию образовательного процесса в Детском экологическом центре. Зачисление производится путём регистрации родителей
(законных представителей) учащихся в АИС «Навигатор дополнительного образования Республики Крым».
Деятельность обучающихся в МБУДО "ДЭЦ" осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях (группа,
кружок, студия, секция и другие). МБУДО "ДЭЦ"» выполняет заданную социальную роль на основе определенных педагогическим
коллективом целей, задач и видов деятельности.
Детский экологический центр работает ежедневно по расписанию в период с 9 до 19.30 часов и организует работу с детьми в
течение всего календарного года, включая каникулярное время осенних, весенних и летних каникул. В каникулярное время Детский
экологический центр может открывать в установленном порядке дневные тематические площадки, создавать различные
объединения с постоянным и (или) переменным составами детей на своей базе, в том числе по краткосрочным дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам. Сроки реализации дополнительных общеобразовательных программ 1-3
года. Продолжительность обучения в течение учебного года определяется образовательной программой и как правило длится не
менее 36 недель. Начало занятий 1 сентября, основной приём в объединения осуществляется до 15 сентября. Деятельность по
освоению дополнительных общеобразовательных программ осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных
объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, объединение и др.)
Расписание занятий объединения составляется администрацией МБУДО "ДЭЦ" для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха детей по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных
представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм. Занятия проводятся 1-3 раза в
неделю. Продолжительность одного занятия: 30 минут - для младших групп (дошкольников) и 40-45 минут для старших групп,
обучающиеся занимаются преимущественно по 2 академических часа с обязательным перерывом (от 10 до 15 мин.) между
занятиями. Каждый учащийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление
обучения по согласованию с администрацией и педагогом дополнительного образования.
10

В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители) без включения в
основной состав при наличии условий и согласия руководителя объединения. Обучение и воспитание в МБУДО «ДЭЦ» ведутся на
русском языке, дополнительные программы осваиваются в очной форме. Обучение может осуществляться с применением
электронных средств обучения; в дистанционном режиме.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов может быть организован образовательный
процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учётом особенностей психофизического развития указанных
категорий детей.
Перевод обучающихся на следующий этап обучения (по результатам промежуточной аттестации по итогам года)
осуществляется при условии положительной оценки (заключения) его деятельности педагогом (педагогами) соответствующего
объединения.
В каникулярное время возможна реализация краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ, в том числе
дистанционных.
2.3. Учебный план.
Учебный план – один из нормативных документов Центра, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность
и распределение по периодам обучения изучаемых видов деятельности. Учебный план реализует основные идеи дополнительного
образования:
- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- единство обучения, воспитания и развития.
Учебный план на 2024-2025 учебный год соответствует основным направлениям работы МБУДО «ДЭЦ», сложившимся за
время его существования, и одновременно включает тенденции современного образования и требования социального заказа.
Кроме того, учебный план МБУДО "ДЭЦ" отражает направленность более половины образовательных программ на
реализацию задач по развитию навыков проведения экспериментальной и научно-исследовательской работы обучающихся,
воспитание их интереса к научно-исследовательской деятельности.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы педагогов МБУДО «ДЭЦ» отражают педагогическую
концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержат условия, методы и технологию достижения целей, а также
планируемый конечный результат; раскрывают структуру организации, последовательность осуществления, информационное,
технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием
образования.
11

Учебный план отражает цели, задачи, содержание дополнительного образования, интересы учащихся и родителей; имеет
необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение. Реализация образовательных программ обеспечена
учебно-методической литературой, дидактическими материалами, оборудованием, помещениями образовательных организаций.
В 2024-2025 учебном году обучение в МБУДО «ДЭЦ» осуществляется по 23 дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам (Учебный план прилагается).
2.4. Краткая характеристика дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в 2024-2025
учебном году
В 2024/2025 учебном году реализуются дополнительные общеобразовательные программы 4 направленностей:
естественнонаучной, социально-гуманитарной, туристско-краеведческой, художественной. Наиболее значительную часть
составляют, в соответствии с назначением Детского экологического центра, программы естественнонаучной и туристскокраеведческой направленностей.
Большая часть учебного плана связана с реализацией стартовых и базовых программ для аудитории дошкольников и младших
школьников, в то время как в содержании большинства программ предусматривается создание условий для обучения детей азам
ведения исследовательской работы.
Организация образовательного процесса для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста в МБУДО «ДЭЦ»
характеризуется следующими особенностями:
- максимальной направленностью на развитие творческих способностей обучающихся, развитие познавательного интереса;
- использованием обширных возможностей сочетания различных видов и форм занятий;
- безусловным личностным влиянием педагога на обучающегося;
- неформальным и комфортным характером для всех участников;
- наибольшим приближением к природным основаниям развития ребенка, когда акцент делается на общении, на передаче опыта
старшего младшему;
- созданием организационных условий для широкого выявления, а затем поиском и развитием форм и методов обучения и развития
одаренных детей.
Все образовательные программы, как отдела работы с одарёнными детьми и научно-исследовательской деятельности
учащихся, так и эколого-биологического отдела, в составе реализуемых целей и задач ставят задачи приобщения детей к научной
работе, обучение проведению эксперимента и развитие навыков исследовательской деятельности. Научно-исследовательская
деятельность включена как в большинство программ туристско-краеведческой, естественнонаучной, так и социально-гуманитарной
12

направленности. Отдельные модули и блоки других программ, в том числе стартового уровня и программ для обучающихся
младшего возраста, также ориентированы в отдельных темах (модулях) на обучение азам исследовательской деятельности.
В 2024/2025 учебном году несколько расширился блок образовательных программ, связанных с изучением английского языка.
В то же время изучение иностранного языка объединено в трёх программах с естественнонаучной, экологической направленностью
занятий, что позволяет сохранить преемственность естественнонаучного профиля работы Детского экологического центра.
На базе МБУДО «ДЭЦ» работает Ялтинский филиал МАН школьников Крыма «Искатель», отметивший в апреле-мае 2024
года свой 60-детний юбилей. Участие в конкурсах МАН – показатель качества работы руководителей объединений, чьи
реализуемые программы содержат модули подготовки к научно-исследовательской деятельности. По итогам 2023/2024 учебного
года приняты кандидатами в действительные члены МАН 67 школьников, переведены в действительные члены МАН 14
старшеклассников. Призерами и победителями республиканских этапов конкурсных программ научно-исследовательской,
естественнонаучной и туристско-краеведческой направленности стали 84 обучающихся МБУДО «ДЭЦ».
2.5. Инновационные технологии, реализуемые в образовательном процессе
Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом
изучения, анализа и внедрения. Инновации являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных
педагогов и целых коллективов и имеют своей целью повышение эффективности обучения и воспитания.
В образовательных программах МБУДО "ДЭЦ" в целях развития творческих способностей и самостоятельности
обучающихся активно используются метод проектов, проблемно-поисковые методы как наиболее эффективные при обучении
основам исследовательской деятельности, позволяющие творчески интерпретировать разрешение проблемной ситуации через
словесные, наглядные и практические методы обучения.
В силу объективных причин больше внимания уделяется организации дистанционного и электронного обучения, которое
наиболее продуктивно в условиях приостановки очного образовательного процесса, оно также хорошо зарекомендовало себя при
работе летних оздоровительных площадок и реализации краткосрочных программ.
III. Условия реализации Образовательной программы.
Для реализации Образовательной программы 2024/2025 учебного года планируется обеспечение совокупности следующих
условий:
- организация эффективного взаимодействия педагогического коллектива с родителями и общественностью;
- развитие программно-методического обеспечения учебного процесса;
13

- разработка механизмов и инструментов оценки качества освоения учащимися образовательных программ;
- системная организация повышения квалификации педагогических и управленческих кадров;
- расширение открытости МБУДО «ДЭЦ» через совершенствование интернет-сайта МБУДО «ДЭЦ»;
- развитие материально-технической базы;
- проведение информационных кампаний, направленных на популяризацию Центра.
В 2024/2025 учебном году Центр активно продолжил политику укрепления партнёрства с муниципальными
общеобразовательными дошкольными учреждениями.
IV. Мониторинг результатов образовательной деятельности
Мониторинг результатов образовательной деятельности выступает инструментом управления Образовательной программой
Детского экологического центра. Мониторинг обеспечивает преемственность на уровне управления всех программ, реализуемых в
МБУДО «ДЭЦ», в том числе

программы развития на конкретный период;

Образовательной программы МБУДО «ДЭЦ»;

реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Мониторинг образовательной программы происходит в два этапа: 1) сбор информации для проверки и оценки
результативности и эффективности образовательной деятельности; 2) изучение деятельности педагогов Детского экологического
центра по реализации Образовательной программы.
Результативность мониторингов достигается своевременной корректировкой целей и способов деятельности педагогов
МБУДО «ДЭЦ».
Задачей администрации (а также результатом мониторинга образовательной программы МБУДО «ДЭЦ») в 2024-2025 учебном
году является создание информационного фонда критериев и показателей, удобного для использования на разных уровнях
управления.
В 2024-2025 учебном году мониторинг предполагает изучение результативности реализации образовательных программ по
следующим критериям:
№
п/п
1

Критерий

Показатель

2

3

14

1.

Уровень
результатов
обучения обучающихся

•
•
•
•

степень освоения учащимися содержания преподаваемого предмета, деятельности;
степень устойчивости интереса к предмету, деятельности;
степень творческой активности;
степень творческих достижений обучающихся по итоговому контролю.

2.

Уровень
результатов
развития обучающихся

3.

Уровень
результатов
воспитания
обучающихся

•
•
•
•
•
•
•

степень развития познавательных интересов, мыслительных навыков и др.;
степень развития творческих способностей;
степень
развития
волевых
устремлений обучающихся;
степень развития самооценки
степень нравственной деятельности и поведения обучающихся;
степень устойчивости к вредным привычкам;
степень овладения и принятия обучающимися общечеловеческих ценностей и др.

4.

Уровень вариативности
образовательных услуг

5.

Уровень сотрудничества • степень развития социального партнерства;
в
рамках

степень интеграции с образовательными организациями различного уровня;
образовательного процесса  степень взаимодействия с родителями учащихся

6.

Уровень обеспеченности
образовательной
программы

• степень материально-технической обеспеченности;
• степень методической обеспеченности;
• степень кадровой обеспеченности и др.

7.

Уровень
сохранности
контингента
обучающихся

• степень постоянства состава образовательных объединений;
• степень изменения контингента учащихся по возрасту, полу, годам обучения и др.

•
степень
разнообразия
направленностей образовательного процесса;
степень разнообразия направлений деятельности (патриотическое воспитание, развитие
толерантности, эстетическое развитие и др.)

15

№
п/п
1

Уровень мониторинга

Виды мониторинга

1.

2
Уровень учащегося

3
•
внутренний - самоанализ результатов обучения, развития и воспитания;
•
внешний - мониторинг результатов обучения, развития и воспитания обучающегося,
проводимый педагогом дополнительного образования;

2.

Уровень педагога

•
внутренний - самоанализ результатов педагогической деятельности;
•
внешний - мониторинг результатов педагогической деятельности,
осуществляемый
путем
совместного аналитического исследования педагога и заместителя директора по УВР;

3.

Уровень учреждения

•
внутренний — самоанализ результатов выполнения образовательной программы;
внешний - контроль результатов выполнения образовательной программы со
стороны учредителя.

Мониторинговые технологии, используемые Центром для определения результатов образовательной деятельности
№
1
1.

Мониторинговые
технологии
2

Объект мониторинга

Наблюдение

Занятия,
проводимые
педагогами Центра

Предмет мониторинга

3

4




Мероприятия, проводимые
заведующими отделом





2.

Анализ

Конкурсы
и
акции,
проводимые Центром, и
др.
Нормативные локальные






взаимоотношения между педагогами и обучающимися;
применяемые методы ведения занятия;
используемые на занятии технологии и др.
атмосфера проведения мероприятия;
интерес участников к мероприятию;
результативность мероприятия и др.
соответствие результатов конкурса поставленным целям;
удовлетворенность организаторов конкурса;
самореализация участников конкурса и др.
соответствие поставленных целей локальным актам;
16

акты Центра
Дополнительные
общеобразовательные
программы Центра
Объединения Центра









3.

Тестирование

Участие
педагогов
и
обучающихся в конкурсах,
выставках, фестивалях
Знания
учащихся
по
изучаемому предмету








4.

5.

Совместное
аналитическое
исследование
Портфолио

Деятельность
Центра

педагогов

Деятельность педагогов и
обучающихся Центра









5.

Анкетирование

Качество образовательного
процесса





принципы организации образовательного процесса
направленности реализации программ;
тип программ;
организационные формы освоения программ и др.
сохранность контингента;
наполняемость групп;
комплектование по возрастному признаку и др.
активность участия педагогов и обучающихся в конкурсах и
выставках;
результат участия и др.
глубина знаний;
креативность мышления;
интеллектуальные способности и др.
разработанность дидактического материала;
состояние документов педагога (программ, журналов,
планов, отчетов и др.) и др.
результаты учащихся на уровне освоения содержания
дополнительных общеобразовательных программ;
результаты участия учащихся в конкурсах, выставках;
результаты деятельности педагогов и др.
отзывы родителей;
отзывы социальных партнеров;
отзывы учащихся и др.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».