Хочу всё знать

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБУДО «ДЭЦ»
от «27 » 08. 2024 г.
Протокол № 3

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ДЭЦ»
________________ Точенюк Ж.Ю.
«30» 08. 2024 г. приказ № 125
М.П.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Хочу все знать»

Направленность: естественнонаучная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Составитель: Алексеева С. Г.
Должность: педагог дополнительного
образования

г. Ялта
2024 г.

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Интегрированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественнонаучной направленности «Хочу всё знать» составлена на
основе следующей нормативной базы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31
июля 2020 года);

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года»;

Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р;

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07
декабря 2018 г. № 3;

− Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (с
изменениями на 15.03.2021 г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей» (с изменениями на 02.02.2021 г.)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с методическими рекомендациями по проектированию

дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы»);

Закон Республики Крым от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 «Об
образовании в Республике Крым» (с изменениями и дополнениями);

Закон Республики Крым от 19.12.2022 № 374-ЗРК/2022 «О внесении
изменений в Закон Республики Крым»;
--- Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования
детей «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ», утверждённые решением коллегии Министерства образования, науки и
молодежи Республики Крым от 23июня 2021года» № 4/4;
-- Устав Муниципального бюджетного учреждение дополнительного
образования «Детский экологический центр» муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым, утверждённый Постановлением
Администрации города Ялта от 17.08.2021 № 2552-п;
-- локальные нормативные акты МБУДО «ДЭЦ».
Модифицированная дополнительная общеобразовательная программа «Хочу
всё знать» (далее - Программа) - интегрированная, так как объединяет в целое
отдельные образовательные области. Она построена на взаимосвязи,
взаимообусловленности и взаимопроникновения нескольких ведущих идей. Вот
они, эти идеи.
Россия – это наша Родина. Россия – это красивые большие города. Кто-то не
представляет Россию без быстрых рек, чистых озер и бескрайних морей… Россия –
это удивительная, щедрая, многоголосая, любящая Душа. Душа, которая слышна в
пении птиц на рассвете, весенней капели, стуке дождя, народных легендах, сказках,
стихах
и
которая
может
много
потерять,
если
человек перестанет жить в ладу с природой.
Россия - наша земля. На этой земле жили и работали наши кровные
родственники. Многие из них с оружием в руках защищали Родину. Не все
вернулись с поля боя, вечная память им, павшим в неравных схватках за Отчизну.
Нам необходимо сохранить память о подвигах людей, благодаря которым мы
сегодня живём в независимом государстве.
Дети - будущее нашей страны. В своей стране мы можем учиться, развивать
таланты и мечтать о будущем. Мы познаём законы наук и искусства, общества и
личности, мы ищем и находим свою профессию. Мы растём самостоятельными и
активными, трудолюбивыми и инициативными, мы учимся, чтобы совершать
открытия, приносить пользу Родине.
Исходя из этих идей, которые можно коротко назвать «Экология. Память.
Личность», Программа нацелена на развитие потенциала младших школьников,
побуждение их к активному познанию окружающей действительности, к
осмыслению и нахождению причинно-следственных связей. Освоение Программы
способствует развитию логики, мышления, коммуникативных способностей
учащихся.

Структура учебного плана Программы по форме представляет своеобразный
календарь, который наполнен важными датами и рассказами об интересных и
знаменательных событиях. Чтобы сделать эту форму ещё более понятной для
ребёнка, отбор содержания происходит по признаку отнесения информации к
реальному году: по конкретному времени года (осень; зима; весна) и по его
событиям, так как в процессе реализации Программы важно сохранить ощущение
текущего года.
Таким образом, стержень структуры содержания Программы составляют:
- темы, связанные со знаменательными и памятными датами, как
российскими, так и международными, имеющими общемировое значение,
поскольку их отмечают вне зависимости от гражданства, национальности и
религиозных убеждений;
- темы и даты, имеющие значение для воспитания патриотизма;
- темы и даты, дающие возможность поднимать и раскрывать вопросы
естественнонаучного характера, экологического образования и воспитания.
Направленность дополнительной образовательной программы. Дополнительная
общеобразовательная программа «Хочу всё знать» имеет естественнонаучную
направленность. Ее цель и задачи направлены на формирование экологической
культуры, которая включает комплекс нравственно – этических норм и
деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека и природы,
общества и человека; на создание условий для социального становления и развития
личности через организацию совместной познавательной, природоохранной
деятельности детей. И, конечно, программа ведёт к достижению целей
естественнонаучного направления: формирует научную картину мира и
способствует развитию познавательных интересов учащихся в области
естественных наук. Развивает у учащихся исследовательскую активность,
направляет на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между
ними; воспитывает экологически грамотное подрастающее поколение; помогает
приобретать практические умения, навыки в области охраны природы и
рационального природопользования.
Актуальность программы в том, что экологическое воспитание в наше время
становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности
глобального видения и понимания единства человечества. Экологическое
мышление, экологический образ жизни, патриотизм – это, прежде всего, состояние
духа, души. Занятия посвящаются актуальным проблемам окружающей среды,
знаменательным событиям истории и современности - отвечая естественным для
данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную
отзывчивость.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные
аспекты экологического воспитания и образования младших школьников.
Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей младшего
школьного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную
помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений
постановки и проведения простейших опытов. Благодаря включению детей в

освоение данной программы, ребята получают экологические знания, у них
развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть
красивое в природе. Воспитываются такие личностные качества, как доброта,
ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Отличие данной программы от других в том, что эта программа берёт на себя
функции интеграции экологических, (природоведческих) и социальных знаний,
формируя целостность взгляда на природу, общество, место человека в них, а
ключевым
моментом
являются основные международные и российские
экологические праздники и даты, а также даты, которые помогут формированию
комплексных знаний учащихся о природе и обществе, ее законах, о взаимосвязях в
ней, которые формируют мировоззренческое сознание, обеспечивают участие детей
в общественно полезном труде, способствуют
развитию чувства долга и
ответственности перед Родиной. Программа способствует получению теоретических
знаний и приобретению практических навыков и умений. В то же время курс
обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость
познания, счастье открытий осуществляется это посредством ИКТ, ролевых игр,
креативных заданий и т.п.
Педагогическая целесообразность Программы выражается в следующих
принципах.
Принцип личностного подхода – необходимо учитывать индивидуальные
особенности и потребности каждого, так как каждый ребенок уникален.
Принцип активности – подразумевает участие каждого члена группы в совместной
деятельности, активное усвоение учащимися новых знаний и принятие ими
ответственности за реализацию этой возможности.
Принцип успешности – педагогически оправдано создание для учащихся ситуации
успеха, сочетания условий, обеспечивающих позитивный результат, что формирует
у учащихся потребность в достижении успеха и чувство уверенности.
Принцип связи теории с практикой - реализуется в процессе выполнения
практических задач, умения анализировать и преобразовывать окружающую
действительность, вырабатывая свои собственные взгляды.
Адресат программы: учащиеся начальной школы. Возраст детей, участвующих в
реализации данной дополнительной образовательной программы: 7-11 лет (без
требований к начальному уровню подготовки обучающихся).
Младший школьный возраст – период, самый благоприятный для развития, он
характеризуется тем, что ведущим видом деятельности становится учение. В
процессе учения у ребенка формируется память, раздвигаются границы познания о
явлениях внешнего мира, формируется умение взаимодействовать с людьми разного
возраста.
Младший школьный возраст – самый благоприятный период для творческого
развития. Сознание учащихся максимально открыто к восприятию любой
информации;
они
отличаются
непосредственностью,
доверчивостью,
любознательностью; им нравится решать проблемные ситуации, находить сходство
и различия, определять причину и следствие. Детям интересны мероприятия, в ходе
которых можно высказать свое мнение и суждение, самому решать проблему,
отстаивать и доказывать свою правоту. Они стремятся придумать свой

оригинальный пример, высказать свои собственные мысли, часто забывая о
содержании.
Программа, ориентируясь на детей такого возраста, почти на каждом занятии
предлагает новую тему, разнообразные виды деятельности.
Срок реализации программы - 1 учебный год. Объём программы 108 часов.
В летнее время обучение не осуществляется, хотя возможно освоение
краткосрочной дополнительной программы, соответствующей направленности
одного из разделов Программы, в условиях летней оздоровительной площадки или
сезонной школы.
Уровень программы. Интегрированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Хочу всё знать»
организована по принципу от простого к сложному и соответствуют стартовому
(ознакомительному) уровню сложности. Она создаёт условия для интенсивной
социальной адаптации детей, направлена на повышение психологической
готовности ребёнка к включению в образовательную деятельность, на выявление его
дальнейших предпочтений. Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала.
Форма обучения: очная; при особых условиях допускается дистанционное
обучение.
Формы занятий непосредственно связаны с особенностями содержания. Основные
виды занятий:

интенсивная групповая работа, концентрированный теоретический материал в
виде мини-лекций; презентаций, беседы и т.д.
 практические задания, выполнение индивидуальных и групповых упражнений. В
программу включены деловые и ролевые игры.
В практической работе используются: работа с наглядными пособиями и
наглядным материалом; практические занятия по изготовлению поделок из
природного материала, кормушек, домиков для птиц, листовок; общие мероприятия
по экологии; участие в природоохранных акциях;
В образовательном процессе обязательным компонентом являются экскурсии в
естественные и искусственные экосистемы. Важную роль играют воспитательные
мероприятия: участие в экологических акциях, выставки, конкурсы, защита
исследовательских работ и проектов, встречи с сотрудниками различных структур
(МЧС, ГИБДД, ФГБУ «Заповедный Крым» и т.п.)
Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их
самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы:
индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Проект - работа, направленная
на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее
запланированного результата. Проект может включать элементы докладов,
рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной, коллективной
творческой работы обучающихся, но только как способов достижения результата
проекта.
Особенности организации образовательного процесса.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с индивидуальными
учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы
учащихся одного возраста, являющиеся основным составом объединения.
Дополнительный набор в объединение может происходить в течение
учебного года без учёта степени его общей подготовки.
Программа оставляет за педагогом право на использование форм и методов
организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей,
с учётом общей социально-экономической, экологической и криминогенной
ситуации. При этом основным ориентиром должен стать жизненный опыт детей,
особенности их поведения, предпочтения. Материал на эти темы дается детям в
доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей.
Материал для занятий может различаться в группах разного возраста по степени
сложности.
Режим занятий
Курс рассчитан на 72 самостоятельных занятия, которые проводятся в течение
всего учебного года в режиме 2 раза в неделю: одно занятие продолжительностью 2
академических часа с перерывом 10 минут, второе - продолжительностью 1
академический час.
1.2.Цель и задачи Программы
Цель программы Создание средствами дополнительного образования основ для
формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей
чувством национальной гордости, понимающей семейные ценности, принимающей
свою ответственность за состояние природы, стремящейся к новым знаниям.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать знания об истории своей страны, традиционных национальных
ценностях;
- научить ориентироваться в потоке информации, перерабатывать и усваивать ее,
осуществлять поиск недостающей информации;
- сформировать навыки общения с живой природой (птицами, животными,
растениями);
- сформировать навыки самостоятельных наблюдений в природе;
- научить ставить и решать проблемные вопросы с помощью логических действий;
- ознакомить с природоохранной деятельностью;
- научить вести здоровый образ жизни;
Развивающие:
- развивать личностные качества ребёнка: его экологическую, санитарногигиеническую и этическую культуру, эмоций, творческие способности, чувство
патриотизма;
- развивать навыки экологического поведения в природе, в общественных местах;
- развивать коммуникативные качества ребёнка; воспитывать необходимость
интегративного подхода к изучению экологии и окружающего мира;
- развивать эмоционально - образное восприятие природы;

- пробуждать желание творческого поиска в выборе и проведении природоохранной
деятельности;
- способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим
народам, их культуре, традициям.
Воспитательные:
- воспитывать активную, всесторонне развитую личность;
- воспитывать дружеские отношения в коллективе и друг к другу;
- вырабатывать навыки работы в команде при выполнении коллективных проектов;
- воспитывать гуманизм и любовь к окружающим людям, животным и растениям;
- воспитывать любовь и уважение к своей Родине — России, к своей нации.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательный процесс осуществляется в неразрывной связи с целями и
задачами программы. Он позволяет выделить следующие целевые приоритеты в
воспитательной работе: здоровьесберегающее, краеведческое,социальное,
гражданско-патриотическое,
Исходя из поставленных целей, педагог в большей степени опирается на
формирование и развитие у детей познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению, стремлению стать
образованным и внести в будущем свой вклад в развитие и процветание своей
Родины. Педагог использует в работе такие методы воспитательной работы, как
убеждение, поощрение, беседа, личный пример.
Важную роль играют воспитательные мероприятия: художественные (выставки),
интеллектуальные (конкурсы, соревнования, защита исследовательских работ);
социальные (реализация проектов, проведение акций), досуговые (праздники).
Программа предполагает, что педагог устанавливает партнерские отношения не
только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, в результате чего
они будут привлечены к активному участию в жизни объединения. В результате
реализации воспитательного потенциала программы учащиеся будут вовлечены в
полезную деятельность, улучшится психическое и физическое здоровье, они смогут
достигнуть высоких личных достижений.

1.4. Учебный план и содержание Программы
1.4.1. Учебный план
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

1

Раздел 1. Осенние события.

37

Теори Прак
я тика
20
17

Формы
аттестации/
контроля
Зачёт

2

3

1.1.Инструктаж по технике безопасности
Введение в тему. Диагностика знаний и
умений детей.
1.2. Россия - наша страна.

2

2

0

3

2

1

1.3. Экология как наука. Основные законы
экологии.
1.4. Человек – «царь» природы?

8

6

2

15

4

11

1.5. По страницам истории.

9

6

3

35

18

17

2.1. Экология растений.

6

4

2

2.2. Экология животных.

9

4

5

2.3. Знакомство с понятием климат.
Свойства и значимость воздуха, воды,
почвы.
2.4 Я - патриот.

11

6

5

9

4

5

Раздел 3 Весенние события, скоро лето

36

13

23

3.1. ЧС техногенного характера

3

1

2

Тестирование

3.2. Земля – планета (День земли);
знакомство с Солнечной системой и
другими планетами. Загрязнение нашей
планеты и как мы можем ей помочь.
3.3. Вода - основополагающий критерий
существования всего живого на Земле.
3.4. Заповедники Крыма; участие в
озеленении города
3.5. Город в котором мы живем - растения,
ягоды, грибы, Красная книга Крыма.
3.6. Скоро лето. Поведение на природе, на
водоемах.
3.7.
Уважение
к
культурному
и
историческому прошлому России. Почетное
отношение к старшему поколению.
Итого:

8

2

6

Опыты

Раздел 2. Зимние события

6

2

4

6

2

4

5

2

3

4

2

2

4

2

2

108

51

57

Беседа
Тестирование
Устный
опрос.
Акция. «Сбор
корма для
животных
Ковчега.

Тестирование
Доклады
Опыты
Выставка

Доклады
Выставка

По учебному плану теории 51 часа, практики 57 часов. Всего за год 108 часов.
1.4 2. Содержание учебного плана
Раздел 1. Осенние события. 37 часов
Теория (20 часов)
Инструктаж по технике безопасности. Введение в тему. Диагностика знаний и
умений детей. Основные темы и практические задания.
Наша страна - Россия. Природа России. Люди России. Богатство истории России.

Экология как наука. Основные законы экологии. Связь растительного и
животного мира. Экологические зависимости. Жизнь растений. Что такое
экологическое мышление.
Роль человека в природе. Экологическая культура личности. Нормы поведения в
природной среде. ЧС природного характера. ЧС с участием человека.
По страницам истории. Знаменательные даты.
Практика (17 часов). Выполнение рисунков, плакатов на предложенные темы.
Подготовка сообщений, докладов. Изучение растений. Работа над проектом.
Участие в экологических акциях.
Используются дидактические игры: «Если в лесу беда», «Экология». Игра «Добрые
и вежливые знаки внимания», игра «Море волнуется раз», тематические ребусы,
кроссворды.
Раздел 2. Зимние события 35 часов
Теория (18) В этом разделе предусмотрено формирование важнейших
природоведческих понятий. Вместе с тем целенаправленно и последовательно
раскрываются доступные пониманию учащихся экологические
зависимости. Экология растений, животных. Знакомство с понятием климат.
Свойства и значимость воздуха, воды, почвы. Занятия, связанные с традиционнонародными праздниками, прививают любовь к культуре как средству духовнонравственного воспитания и преемственность поколений. Что касается животного
мира, то на занятиях рассматриваются взаимоотношения человека и животных
(дикие, домашние), об охраняемых видах и т.д.
Практика (17) Игра с мячом «Я знаю…», Игра: «Птицы, рыбы, звери». Кроссворд
«Домашние животные». Игра с мячом «Воздух, земля, вода». Упражнение
«Камнепад». Игра «Сложи животное». Игра «Четвертый лишний». Опыты с почвой.
Доклады. Создание тематических панно, плакатов. Участие в экологических акциях.
Тематические ребусы, кроссворды.
Раздел 3. Весенние события, скоро лето 36 часов
Теория(13) Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое знакомство
с воздействием на окружающую среду. Что ведет к экологическому кризису.
Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и операции.
ЧС техногенного характера.
Практика(23) Игры обучающие, развивающие: «Правила гигиены», «Мой день»,
Кроссворд «Моря, озёра, реки России», Участие в экологических акциях.
Тематические ребусы, кроссворды.
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- сформированный интерес к познанию мира природы;
- потребность в осуществлении экологически сообразных поступков;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости;
- понимание ключевых проблем современного общества;
- знание основных событий исторического прошлого страны;

- знание основных событий Великой Отечественной войны, умение давать им
оценку.
Личностные результаты:
- потребность в общественно полезной деятельности, в которой проявляется забота
каждого участника этой деятельности об окружающих, о природе.
- способность к решению различных индивидуальных проблем и задач развития в
условиях совместной приятной, естественной для детей деятельности.
- проявление интереса к объектам окружающего мира, условиям жизни людей,
растений, животных, попытка оценить их состояние с позиций хорошо – плохо;
- начальное умение контролировать свои действия, соотнося их с окружающей
обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей
среды;
- принятие и соблюдение учащимися правил здорового образа жизни;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- начальный опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции;
- первый опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- умение самостоятельно определять цели своего воспитания, ставить и
формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- начальное умение контролировать свои действия, соотнося их с окружающей
обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей
среды.
Учащиеся будут знать об:

устройстве мира, космосе, космических телах;

растительном и животном мире разных континентов, водоемов, лесов и
особенностях их жизни в соответствии с сезонными изменениями;

детских книгах, способах работы с книгой;

особенностях человеческого организма, способах сохранения здоровья;

правилах поведения, особенностях различных профессий;

символике, достопримечательностях, достижениях науки и культуры России,
города Ялта
Учащиеся будут уметь:

ориентироваться в информационном пространстве;

самостоятельно конструировать свои знания;

интегрировать знания из различных областей наук;

критически и творчески мыслить;

наблюдать, фиксировать увиденное, сравнивать, анализировать;

оформлять и транслировать полученные знания

работать индивидуально и в команде;
Учащиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:

применять знания и умения в практической деятельности;

решать нестандартные задачи, ориентироваться в новых условиях;

совершенствовать свои коммуникативные умения, адаптироваться в
социальной среде;

снимать негативные эмоциональные состояния, заботиться о своем здоровье;

высказывать свою точку зрения, выступать публично.
Учащиеся будут способны проявлять следующие отношения:

осознания и присвоения культурных, нравственных, общечеловеческих
ценностей;

потребности выполнения правил и норм, утвержденных обществом,
определяемых социальными ролями;

толерантности, доброжелательности во взаимоотношениях со сверстниками и
взрослыми;

гуманного, бережного отношения к окружающей природе (формирование
экологической культуры);

чувства ответственности за окружающую среду, неравнодушия, понимания
себя как части целостного мира;

стремления к познанию нового, самообразованию, самореализации,
совершенствованию себя и окружающей действительности;

устойчивого желания проявлять свои интеллектуальные и творческие умения
в жизни.


2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график Уровень «стартовый», один год обучения
Начало учебного года-01 сентября, окончание- 31 мая. Во время осенних и весенних каникул школьных каникул образовательный процесс
осуществляется в соответствии с планом реализации программы. Летние каникулы-с 1 июня по 31 августа. Во время летних каникул занятия
не проводятся, но может реализовываться краткосрочная дополнительная программа в рамках Сезонной школы.
Месяц

сентябрь

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

декабрь

13

14

15

16

январь

17

18

19

2 полугодие
март

февраль

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

апрель

30

31

июнь

май

32

33

34

35

36

Кол-во
учебных
недель

1

1 полугодие
ноябрь

октябрь

Объем учебной нагрузки на учебный год 108 часа на одну группу

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Выставка

3

16
Во 2 полугодии
55

Тестирование

3

16

Всемирная акция «День Земли»

3

Коллективная работа изготовление Панно

3

16

Коллективная работа изготовление Панно

3

16

Выставка

3

12

Минута молчания

3

Доклад о традициях Нового года в разных стран мира

3

Тестирование

3 3 3

Мини-доклад о своих домашних питомцах

3

16
В 1 полугодии
53

Контрольный срез знаний

3 3 3

20

Доклад

3

Акция. «Сбор корма для животных Ковчега.

3

16

Тестирование

Аттестация/ формы контроля

Кол-во
часов в
неделю
(гр.)

Кол-во
часов в
месяц
(гр.)

16

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения
материала, соответствующего возрастным особенностям детей, и создания
развивающей среды в следующих формах:
 учебно-методический комплект, позволяющий провести простейшие опыты
и практические работы;
 стационарное место для продуктивной деятельности школьника по типу
учебной зоны школьника: детский стол и стул по количеству детей в
группе;
 магнитофон; компьютер; принтер, экран, проектор, ноутбук и т.п.
Техническое оснащение должно позволять широко использовать в программе
технические средства обучения, информационные технологии, которые
позволяют достигать максимально возможного результата в обучении. И
доступной среды в дистанционном образовательно-развивающем процессе.
2.2.2. Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного
образования, соответствующий профессиональному стандарту «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
2.2.3. Информационное обеспечение:
1. Государственные информационные ресурсы:
- Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации
https://edu.gov.ru/ (Дата обращения: 01.08.2024 г.)
- Официальный сайт Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым https://monm.rk.gov.ru/ru/index (Дата обращения: 01.08.2024 г.)
- Официальный сайт МБУДО «ДЭЦ» https://ecomir-yalta.krymschool.ru/
(Дата обращения: 01.08.2024 г.)
2. Информационно-коммуникационные педагогические платформы:
- «Сферум» https://sferum.ru/?p=start (Дата обращения: 01.08.2024 г.)
- Навигатор дополнительного образования Республики Крым https://xn--82kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/ (Дата обращения: 01.08.2024 г.)
3. Образовательные порталы:
- Российское образование http://www.edu.ru (Дата обращения:01.08.2024 г.)
- Инфоурок https://infourok.ru/ (Дата обращения: 01.08.2024 г.)
2.4. Методическое обеспечение образовательной программы
Программа реализуется очно, поэтому с первых занятий учащиеся приучаются к
выполнению требований техники безопасности, пожарной безопасности,
правильной организации собственного труда, рациональному использованию
рабочего времени, грамотному обращению с различным оборудованием и
материалами. Теоретический материал готовится с тем расчётом, чтобы он не
занимал более 15-20 минут в каждом часе занятий, основная форма теоретических
занятий - интенсивная групповая работа с подачей
концентрированного
теоретического материала в виде мини-лекций; практические занятия опираются
на выполнение индивидуальных и групповых упражнений, деловые и ролевые

игры, конкурсы и др. Мини-лекции педагога основываются на принципах
систематичности и последовательности и способствуют развитию у детей
способностей воспринимать, наблюдать, говорить и доказывать, логически
мыслить. А также, весь подобранный материал и содержание программы,
позволяют осуществлять образовательную деятельность электронного обучения с
использованием дистанционных образовательных технологий, путем организации
образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной
среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет».
Материал дается детям в доступной форме и строится на раскрытии
причинно-следственных
связей.
При
этом
основным
ориентиром
становится жизненный опыт детей, особенности их поведения, предпочтения.
В своей работе педагог опирается на следующие принципы деятельности:
- принцип гуманизации - через утверждение непреходящих общечеловеческих
ценностей добра, красоты, творчества;
- принцип научности воплощается в отборе изучаемого материала в соответствии
с возрастными особенностями детей;
- принцип связи теории с практикой реализуется в процессе выполнения
практических задач, умения анализировать и преобразовывать окружающую
действительность, вырабатывая свои собственные взгляды;
- принцип доступности предполагает изложение материала с учетом возрастных
особенностей детей, он излагается от простого к сложному. При необходимости
допускается повторение части материала через некоторое время для лучшего
усвоения.
- принцип наглядности реализуется через использование наглядных материалов,
видеоматериалов, непосредственного общения с животными и растениями;
- принцип сознательности и активности проявляется в использовании таких форм
обучения, как конкурсы, природоохранная акция, занятия – игры;
- принцип вариативности воплощается в возможности сосуществования
различных подходов к отбору содержания и технологии обучения;
принцип
сотрудничества
предполагает
совместную
деятельность
воспитанников и педагога в решении учебных задач.
На занятиях широко используются все методы, в основе которых лежит
способ организации занятий:
-словесные методы: устное изложение, беседа и анализ информации;
-наглядные методы: показ презентаций, работа по образцу, показ
видеоматериалов и наглядности;
-практические методы: выполнение различных по содержанию
практических занятий, включая творческие.

2.3. Формы аттестации и контроля
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитический материал, готовая работа, диплом, материал анкетирования и
тестирования, карта группы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка,
готовое изделие.
Формы контроля. Система мониторинга достижения детьми планируемых
результатов освоения программы исследует физические, интеллектуальные и
личностные
качества после
освоения школьниками
курса
программы
дополнительного
образования
ребенка
путем
применения
методов,
обеспечивающих
получение
необходимого объема информации,
объективность и точность
получаемых
данных.
Это
наблюдение за
ребенком, беседа, моделирование ситуаций, тесты по разделам программы,
опросный метод, анализ результатов учебной деятельности (письменные задания,
творческие работы).
В основу оценивания результатов положена пятибалльная система оценки,
которая затем переводится в систему уровней:
Система уровней
Количество
усвоенного
материала в %
соотношении

5 баллов
Высокий
уровень
75-100 %
выполнение
заданий

4 балла
Достаточный
уровень
75-50 %
выполнение
заданий

3 балла
Средний уровень

2-1 балл
Низкий уровень

45-25 %
выполнение
заданий

менее 25% за
правильное
выполнение
заданий

Для педагогического мониторинга развития учащихся применяется метод
структурированного наблюдения за поведением детей в процессе практической
деятельности на занятиях и его оценивание по определенным параметрам.
Мониторинг проводится системно: в начале, середине и конце учебного года.
(Шкала критериев представлена в Приложении 5 к данной программе).
В течение учебного года в работе используется и другая оценка достижений
учащихся: присвоение «званий» разного уровня, вручение знаков и медалей.
Например: самый (я) быстрый, самый (я) внимательный; мисс творческих идей и
т.п. Таким образом, у учащихся формируется адекватная оценка собственных
достижений, базирующаяся на стремлении к дальнейшему совершенствованию.
Оценка качества обучения производится различными методами и средствами в
основном, это: проверочные упражнения, индивидуальный опрос; тесты;
тренинги; результаты конкурсов, участия в посильной природоохранной
деятельности, акциях; учёт личных достижений каждого обучающегося.
Виды и формы контроля
Время проведения
В начале учебного года

Входящий
Цель проведения
Выявление уровня знаний и
интересов детей,
коммуникативности, степени
сформированности

Формы проведения
Беседа, устный опрос, тесты,
творческие занятия

В конце первого полугодия
В конце учебного года

В течение всего учебного года

практических умений и навыков
Промежуточный
Определение степени усвоения
учебного материала
Итоговый
Определение изменения знаний
и развития детей. Определение
уровня и результатов обучения.
Текущий контроль
Определение степени усвоения
учащимися программного
материала, к стремлению
развивать и углублять знания по
учебному материалу.
Определение готовности
учащихся к восприятию нового
материала.

Устный опрос, беседы, тесты,
доклады
Участие в акциях, конкурсах,
коллективных заданиях,
выставках, тесты, беседы
Дискуссии, устный
индивидуальный и
фронтальный опрос. Беседы,
конкурсы, викторины, тесты,
творческие задания.

Список литературы для педагога
1.
[Электронный ресурс] // Ребусы онлайн. - Режим доступа: https://avocado.ru/golovolomki/rebus1
2.
[Электронный ресурс] // Ребусы онлайн. - Режим доступа: https://avocado.ru/golovolomki/rebus2
3.
Байда С.Е. Природные, техногенные и биолого-социальные катастрофы: закономерности
возникновения, мониторинг и прогнозирование; МЧС России. М.:ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
2013.)
4.
Великая Отечественная война. 1941-1945 [Текст]: Рассказы, стихи, очерки, письма:
сборник/ [Л. Кассиль и др.]; [Составители Д. Меркулов, А. Солопенко, А. Бунтман] – М.:
Лабиринт
5.
Дети и животные - правила безопасности общения. [Электронный ресурс] - Режим
доступа: https://www.stranamam.ru/article/3508001/
6.
Животные, занесенные в Красную Книгу. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://givotniymir.ru/zhivotnye-krasnoj-knigi-rossii/
7.
Насекомые занесенные в Красную Книгу. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://givotniymir.ru/nasekomye-krasnoj-knigi-rossii/
8.
Пресс 2019 – 131, [9] с: ил. – (Книга + эпоха)
9.
Растения, занесенные в Красную Книгу. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://ecoportal.info/rasteniya-krasnoj-knigi-rossii/
10.Ресурсосбережение «Внеурочные занятия по экологии»; Колотилина Л.Н.; Севрук Ю.А.; М:«Вако»-2015.
11. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора». М.,2009.
12. Сединкин А.Н. «Экология и ты»; Издательство «Доля»; Симферополь - 2004г.
13. Эльконин Д.Б. Психология игры. – Москва, "Владос",1999.
Литература для детей
1.
Бескаравайный М.М. «Птицы Крымского полуострова». – Симферополь: Бизнес-Информ,
2012- 306с.
2.
Бианки В. В. Лесная газета. - Л., Детгиз, 1958. OCR: niv.ru. [Текст]: Лесная газета г.
Симферополь 2018.
3.
Демьянов И. "Ребятишкина книжка" - стихи для детей: Издательство «Детская
литература»; 1987.
4.
Красная книга Республики Крым. Животные. Симферополь ООО «ИТ «Ариал» 2016.
5.
Красная книга Республики Крым. Растения. Симферополь ООО «ИТ «Ариал» 2016.

6.
Саркина И.С. «Грибы знакомые и незнакомые», «Бизнес – Информ»,
7.
Стихи детям. Маяковский В.В. Издательство Эксмодетство; 2017.
8.
«Цветной Атлас Растений Крыма»; [Текст]: в 2-х т. Л.П.Вахрушева, Н.В.Воробьёва;
«Бизнес – Информ», г. Симферополь 2017.
9.
Успенский Э.Н. «Все стихи». Издательство Малыш; 2018.
Литература для родителей
1. Байда С.Е. Природные, техногенные и биолого-социальные катастрофы: закономерности
возникновения, мониторинг и прогнозирование; МЧС России. М.:ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
2013.)
2.Великая Отечественная война. 1941-1945 [Текст]: Рассказы, стихи, очерки, письма: сборник/
[Л. Кассиль и др.]; [Составители Д. Меркулов, А. Солопенко, А. Бунтман] – М.: Лабиринт
3.Ресурсосбережение «Внеурочные занятия по экологии»; Колотилина Л.Н.; Севрук Ю.А.; М:«Вако»-2015.

Приложения к Программе
Приложение 1
Оценочные материалы
1.1. Дидактические игры.
«ЕСЛИ В ЛЕСУ БЕДА»
Методика. Попросите детей быстро ответить на вопросы. Педагог диктует вопросы, а дети
сразу же должны писать свои ответы. На каждый ответ даётся не больше трёх-пяти минут.
Например:
- Если все птицы улетят из леса, что произойдёт с другими обитателями?
- Если деревья к весне не распустятся?
- Если осенью листья не опадут?
- Если засохнут все лесные ручьи?
- Если в лесу не будет насекомых?
- Если летом всё время будут идти дожди?
- Если в лесу не будет лесника?
- Если в лесу не будет ягод и грибов?
- Если зимой не будет снега?
Если дети затрудняются ответить на вопросы быстро, педагог может сначала продиктовать все
вопросы, а затем дать время на обдумывание.
Это задание должно выполняться группами детей. Результаты ответов групп сравниваются.
Побеждает группа, которая ответила на вопросы быстрее и интереснее.
Игра «Добрые и вежливые слова»
Цели: Систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить
знания детей о хороших и плохих поступках.
Задачи: - дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и
формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой.
-формировать навыки культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях;
-совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на
вопросы полными предложениями и фразами;
-упражнять в использовании вежливых слов;
-развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми;
-развивать мыслительную деятельность у детей;
-воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо
общаться.
Ход игры
Ребята становятся в круг, взявшись за руки. И по очереди, по кругу начинают произносить
соседу, стоящему рядом вежливые пожелания или делать комплименты.
Например: «Ты сегодня хорошо выглядишь» в ответ получает «Спасибо» и следующему игроку
желает «Желаю тебе хорошо учиться» - «Спасибо» и т.д.
Игра «Море волнуется раз»
Правила игры Море волнуется раз: Вариант 1
С помощью считалочки выбирается водящий. Он отворачивается и говорит:
«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
морская фигура* на месте замри!»
Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив в руки стороны.
При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее
отношение к морской тематике.
Это могут быть: корабль, краб, дельфин, пират, чайка и т.д.

Далее ведущий подходит к кому-то из игроков и дотрагивается до него «оживляя» фигуру.
Игрок начинает двигаться, показывает свое «представление», так, чтобы ведущий узнал, что
за фигуру изображает игрок.
Тот, кто изобразит наименее похоже, становится «водящим» и игра начинается сначала.
Правила игры Вариант 2
Начало как в первом варианте, только на этот раз фигура задается ведущим.
Он произносит:
«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
фигура КРАБА** на месте замри!»
Далее ведущий обходит всех игроков, по очереди «оживляя» их. Каждый показывает свой
вариант КРАБА
После этого ведущий выбирает самую лучшую фигуру, и игрок, показавший ее,
становится «водящим».
* Вместо морской фигуры может быть любая другая — птичья, звериная, транспортная,
космическая, и т.д.

1.2.Тест по теме «Экология»
1.Что такое природа? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------2. Что природа даёт человеку? -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------3.Назовите охраняемые растения нашей области. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------4.Какие животные внесены в Красную книгу нашей страны? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------5.Как взаимодействуют в природе живые организмы? ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------6. Какие лекарственные растения ты знаешь? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------7. Как ты оцениваешь состояние окружающей среды в нашей местности?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------8.Как человек разрушает среду? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------9. Что могут сделать люди для охраны окружающей среды? --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1.3.Опыты.
Опыты с воздухом.
№1 Как сжать воздух?
Что потребуется?
Прозрачный стакан
Глубокая миска с водой
Инструкция
Плавно погружайте стакан в миску с водой, держа его открытой частью к низу.
Наблюдайте за изменением высоты проникновения воды в стакан.
Что происходит?
По мере погружения стакана в воду, вода поднимается в стакане, а воздух занимает меньше
места, несмотря на то, что он никуда не уходит.
Почему это происходит?
При погружении стакана в воду на воздух оказывает давление вода. Вода заставляет воздух
сжиматься в меньшем пространстве. Мелкие частицы воздуха, молекулы вынуждены быть
ближе друг к другу.
№2 Удерживаем жидкость соломинкой
Инструкция
Налейте в стакан сока или подкрашенной воды. Поместите соломинку для коктейля в стакан. С
помощью рта втяните немного жидкости в трубочку. Затем, удерживая палец в верхней части
трубочки, вытяньте соломинку из жидкости.
Что происходит?
Жидкость остается в трубочке. Уберите палец от верхнего отверстия и жидкость вытечет в
стакан.
Почему это происходит?
Закрывая пальцем верхнее отверстие, вы не позволяете воздуху оказывать давление на
жидкость сверху, давление же воздуха снизу оказывается сильнее чем сила тяжести и не
позволяет жидкости вытекать. Когда вы убираете палец, воздух давит на жидкость и сверху и
снизу одинаково, но так как силу тяжести уже никто не компенсирует, под её воздействием
жидкость вытекает.
№3. Воздух держит воду
Инструкция
Наполните стакан или банку водой. Накройте емкость кусочком картона или плотной бумаги.
Переверните банку, удерживая картон плотно прижатым к стеклу.
(Лучше это делать над раковиной)
Уберите руку, удерживающую картон.
Что происходит?
Вода остается в банке.
Почему это происходит?
Вода удерживается в емкости из-за давления воздуха снаружи. Это давление воздуха больше,
чем давление воды на картон. Если эксперимент не получился в первый раз, попробуйте еще
раз, на этот раз заполните стакан до самых краев и убедитесь в отсутствии пузыря
воздуха между картоном и стеклом.
№4. Как доказать, что воздух существует?

Все мы слышали, что нас постоянно со всех сторон окружает воздух. Но его
нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха, а все разговоры,
лишь домыслы перемудривших ученых? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью
эксперимента.
Что потребуется?
Стакан
Лист бумаги
Блюдо или тазик с водой (для эффектности можно окрасить воду пищевым красителем)
Инструкция
Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании
стакана.
Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием.
Достаньте стакан и проверьте намокла ли в нем бумага?
Что происходит?
Бумага в стакане остается сухой.
Почему это происходит?
Воздух всё-таки существует! Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже
заполнен воздухом. "Пустой" стакан полон воздуха. Воздух - газ. Он не имеет размера и формы,
но может заполнить любое пространство.
Опыты с почвой
Опыт 1.
Цель. Показать, что в почве есть воздух.
Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого
ребенка); большая банка с водой у воспитателя.
Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много
жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.).
Чем они дышат?
Как и все животные, воздухом.
Предложить проверить, есть ли в почве воздух.
Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде
пузырьки воздуха.
Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы.
Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Опыт 2.
Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых
площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится
меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил
поведения на отдыхе.
Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко
посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для
каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы
будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа,
а на другой - рисунок любого растения).
Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их
вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы).

Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые
любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их.
Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности
(или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения
опыта.
Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них
больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы).
Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать?
Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет
непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились
делать выводы на основе проведенных опытов).
Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха
между ними остается все меньше и меньше.
Опыт 3.
Цель: показать, что находится в почве.
В стакан с водой добавили почву и размешали. Через некоторое время на поверхность всплыли
остатки иголок, листьев, мусора. На дно стакана осел песок, а поверх него глина.
Вывод. В почве находятся: остатки растений, песок, глина.
Опыты с водой
№1 «Заколдованная вода»
Для проведения опыта понадобятся: 2 сырых яйца, 2 банки с водой, 2-3 столовых ложки соли.
Педагог ставит 2 банки с водой, делает пассы руками, произносит «волшебные» слова. Затем
показывает ребятам 2 куриных яйца. Выслушивает ответы детей на вопросы, что произойдет с
яйцами, если их опустить в воду. Затем опускает яйцо в одну банку – оно
опускается на дно, в другой банке – всплывает. Дети предлагают свои объяснения. Затем
педагог рассказывает секрет «волшебства»: в той банке, где вода соленая – яйцо всплыло, т.к.
соль повышает плотность воды. (Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В
некоторых морях вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её
поверхности, не боясь утонуть).
№2 «Волшебные цветы»
Необходимо вырезать из бумаги цветы с длинными лепестками (дети старшего возраста могут
вырезать их сами). При помощи карандаша лепестки закрутить к центру. Педагог предлагает
детям опустить эти разноцветные лотосы (водяные лилии) на воду, налитую в широкую
емкость, предварительно поинтересовавшись у детей, что может случиться с цветами.
Буквально на глазах лепестки цветов начнут распускаться.
После высказываемых предположений детей о причинах такого поведения цветов, объяснить,
что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Хочу заметить, что почти все дети, участвовавшие в этих экспериментах, с радостью показали
«волшебство» своим родителям дома.
№ 3 Цвет растения. Этот опыт с водой призван продемонстрировать естественный процесс
питания растений. Для проведения возьмите две-три пол-литровых баночки (или стаканы),
наполните их водой. Вместе с ребёнком растворите в жидкости по пакетику пищевого
красителя – вода станет яркой и насыщенной. В каждую банку аккуратно поместите белые
листья свежей капусты. Спустя время листья примут окраску того раствора, в котором они
находились. Этот опыт – наглядный пример тому, как растение получает влагу (и растворённые
в ней минералы) из почвы в естественных условиях. Важнейшее свойство воды в природе –
давать жизнь всем живым организмам.

1.4. Промежуточный или рубежный контроль
(в конце 1 полугодия)
1.4. Задание: доклад «Новый год.
Традиции разных стран мира».
ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА,
СООБЩЕНИЯ

Доклад – это небольшое сообщение по заданной
теме. Главное в докладах, как и в сообщениях, —
суметь передать свои знания, донести до
слушателей определённую информацию так,
чтобы они её усвоили. При подготовке доклада
используется несколько источников (книг,
журналов …). При подготовке сообщения можно
воспользоваться одним.
КАК ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ:
1. Готовить сообщение можно с помощью
родителей.
2. Продумайте тему сообщения и составьте план
(о чем хотите рассказать одноклассникам),
полностью оформлять сообщение не
обязательно.
Как выступить с сообщением?
1. Сообщение нужно рассказывать, а не читать.
2. Перед началом назвать тему сообщения.
а) Тема моего ……………
б) Я хочу вам рассказать …….
3. Лучше сказать 5-6 фраз, чем читать 12
предложений.
4. Чтобы сообщение получилось, дома надо
потренироваться, выступая перед родителями.
5. После выступления другие ребята задают
вопросы.
При докладе можно использовать: слайды,
картинки, таблицы, раздаточный материал и т.п.

КАК ГОТОВИТЬ ДОКЛАД

1.
Продумайте тему, определите основную мысль
будущего доклада.
2. Изучите литературу по этой теме, глубоко
осмыслите её. (можно использовать книги, журналы,
учебные пособия, публикации в Интернете.
Подборку книг и журналов помогут сделать в в
библиотеке дополнительного детского учреждения
или районной детской библиотеке).
3. Подберите материал, обратив внимание на то,
что будет интересно одноклассникам, сделайте
выписки.
4.
Составьте план, и в соответствии с ним
напиши текст из подобранного материала. Запишите
текст доклада полностью.
6.
Выделите термины, незнакомые слова,
уточните произношение трудных слов, расставьте
ударения.
7.
Перескажите устно текст доклада дома.
Говорите не очень быстро, делайте паузы,
соблюдайте правильную интонацию.
По объёму доклад предполагает выступление
продолжительностью 3-5 минут. Это соответствует
примерно 1-2 страницам печатного текста.
Текст доклада можно дополнить иллюстрациями,
если они необходимы для пояснения текста, а не
просто служат украшением. В начальной школе это
чаще всего упрощенные карты и схемы,
изображения объектов и животных, о которых
говорится в докладе
Главное требование к оформлению доклада –
аккуратность. Текст может быть набран на
компьютере и распечатан или написан вручную.
Первой страницей доклада является титульный лист
с указанием учебного предмета, темы и данных об
авторе. В конце доклада желательно указать список
использованных
при
подготовке
доклада
источников.

1.5. Итоговый контроль (в конце учебного года или курса обучения)
Тест по пройденным разделам
I. Экологические знания
А) 1. Что такое экология?
а) наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей средой;
б) наука о взаимодействии человека и природы;
в) наука о природе.
2. Какие глобальные экологические проблемы современности вы знаете?

а) проблема загрязнения окружающей среды, проблема парникового эффекта, разрушение
озонового слоя;
б) заканчиваются исчерпаемые ресурсы, люди вырубают лесов;
в) сжигание попутного газа в факелах, радиоактивное загрязнение, утилизация отходов;
4. Что такое Красная книга?
а) список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов;
б) описание наиболее редких животных и растений;
в) перечень негативных действий человека по отношению к природе.
5. Кто, прежде всего, должен заниматься охраной природы?
а) прежде всего, я сам и все люди на планете;
б) специалисты – экологи, министерство природных ресурсов, руководители промышленных
предприятий;
в) президент страны;
6. Можно ли рвать цветы в лесу или приносить домой диких животных?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
II. Ценность природы и отношение к природе
7. В чем ценность природы для человека?
а) главное условие жизни человека, источник здоровья человека;
б) критерий прекрасного в жизни, источник вдохновения для человека;
в) источник пищи и одежды, пользы и достатка;
8. Какому принципу должен следовать человек в общении с природой?
а) изучать и открывать новое, рационально использовать, ответственно относиться;
б) жить в мире и согласии, любить и охранять, беречь и восхищаться;
в) покорять и использовать.
10. Что является причиной Вашего поведения в природе?
а) стараюсь беречь растения и животных, все живое должно быть сохранено;
б) природа – источник красоты, вдохновения;
в) желание отдохнуть, расслабиться, получить выгоду для себя.
12. Какие эмоции и чувства вызывает у Вас общение с природой?
а) желание оберегать, чувство ответственности;
б) положительное;
в) безразличное
III.Важные даты и праздничные дни в России
Задание
СОЕДИНИ СТРЕЛКАМИ

Международный женский день

9 мая 1945 год

День полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады
Всенародный праздник – День Победы

23 февраля

День воссоединения Крыма с Россией.

27 января 1944 год

4 ноября

"День защитника Отечества"

22 апреля каждый год

Новый год

8 марта

День народного единства

18 марта 2014 год

Начало Великой Отечественной войны
Всемирный день Земли

ночь с 31 декабря на
1 января каждого года.
22 июня 1941 года

Изготовление плаката.
Работа за год «Мы ударно трудились весь год»
За каждый правильный ответ 2 балла, за неполный ответ 1 балла, 0 баллов при отсутствии
ответа
МАХ – 24 балл + 3 балла за III раздел тестов и + 2 балла за участие в коллективной работе
Изготовление плаката работа за год «Мы ударно трудились весь год»

Шкала перевода отметки в баллы:
24 б - 18 б – «5» (100%-75%) – Высокий уровень
17 б – 12 б –«4» (75%-50%) – Достаточный уровень
11 б – 6 б – «3» (50%-25%) – Средний уровень
Менее 6 б – «2» (25%)

– Низкий уровень
1.6. Мониторинг.

Для педагогического мониторинга развития учащихся применяется метод структурированного
наблюдения за поведением детей в процессе практической деятельности на занятиях и его
оценивание по определенным параметрам. Мониторинг проводится системно: в начале,
середине и конце учебного года. Шкала оценок:

Параметры

Критерии

Мотивация

Выраженность
интереса к
занятиям

Степень выраженности качества
(оценивается педагогом в процессе
наблюдения за учебно-практической
деятельностью ребенка и ее результатами)
Интерес практически не обнаруживается
Интерес возникает лишь к новому материалу
Интерес возникает к новому материалу, но не к
способам решения
Устойчивый учебно-познавательный интерес,
но он не выходит за пределы изучаемого

Баллы

1

2
3
4

Самооценка

Нравственноэтические
установки

Познавательная
сфера

Регулятивная
сфера

Самооценка
деятельности на
занятиях

материала
Проявляет постоянный интерес и творческое
отношение к предмету, стремится получить
дополнительную информацию
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает
потребности в оценке своих действий – ни
самостоятельной, ни по просьбе учителя
Приступая к решению новой задачи, пытается
оценить свои возможности относительно ее
решения, однако при этом учитывает лишь то,
знает он ее или нет, а не возможность
изменения известных ему способов действия
Может с помощью учителя оценить свои
возможности в решении задачи, учитывая
изменения известных ему способов действий
Может самостоятельно оценить свои
возможности в решении задачи, учитывая
изменения известных способов действия

Ориентация на
общепринятые
Часто нарушает общепринятые нормы и
моральные нормы правила поведения
и их выполнение в
поведении
Допускает нарушения общепринятых норм и
правил поведения
Недостаточно осознает правила и нормы
поведения, но в основном их выполняет
Осознает моральные нормы и правила
поведения в социуме, но иногда частично их
нарушает
Всегда следует общепринятым нормам и
правилам поведения, осознанно их принимает
Уровень развития Уровень активности, самостоятельности
познавательной
ребенка низкий, при выполнении заданий
активности,
требуется постоянная внешняя стимуляция,
самостоятельности любознательность не проявляется
Ребенок недостаточно активен и
самостоятелен, но при выполнении заданий
требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок
Ребенок любознателен, активен, задания
выполняет с интересом, самостоятельно, не
нуждаясь в дополнительных внешних
стимулах, находит новые способы решения
заданий
Произвольность
Деятельность хаотична, не продумана,
деятельности
прерывает деятельность из-за возникающих
трудностей, стимулирующая и организующая
помощь малоэффективна
Удерживает цель деятельности, намечает план,
выбирает адекватные средства, проверяет
результат, однако в процессе деятельности

5

1

2

3

4

1

2
3
4

5
1

2

3

1

2

часто отвлекается, трудности преодолевает
только при психологической поддержке
Ребенок удерживает цель деятельности,
намечает ее план, выбирает адекватные
средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до
конца
Уровень развития Ученик не контролирует учебные действия, не
контроля
замечает допущенных ошибок
Контроль носит случайный непроизвольный
характер; заметив ошибку, ученик не может
обосновать своих действий
Ученик осознает правило контроля, но
затрудняется одновременно выполнять
учебные действия и контролировать их
При выполнении действия ученик
ориентируется на правило контроля и успешно
использует его в процессе решения задач,
почти не допуская ошибок
Самостоятельно обнаруживает ошибки,
вызванные несоответствием усвоенного
способа действия и условий задачи, и вносит
коррективы
В совместной деятельности не пытается
Коммуникативная Способность к
сотрудничеству
договориться, не может придти к согласию,
сфера
настаивает на своем, конфликтует или
игнорирует других
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет
аргументировать свою позицию и слушать
партнера
Способен к взаимодействию и сотрудничеству
(групповая и парная работа; дискуссии;
коллективное решение учебных задач)
Проявляет эмоционально позитивное
отношение к процессу сотрудничества;
ориентируется на партнера по общению, умеет
слушать собеседника, совместно планировать,
договариваться и распределять функции в ходе
выполнения задания, осуществлять
взаимопомощь

3

1
2

3

4

5

1

2

3

4

Приложение 5
Направления воспитательной работы и календарь событий воспитательной работы на
учебный год объединения «Хочу все знать»
Направление
Задачи работы по данному направлению
воспитательной
работы
Гражданско-патриотическое

Социально-психологическое


Познакомить с истоками национальной культуры.

Формировать гражданское самосознание учащихся

Воспитывать уважение к Родине, гордость за Отечество.

Углубить знания детей о Родине, своем родном крае, об истории,
традициях, культуре народов России.

Воспитание способности к конструктивному доброжелательному
общению, умения устанавливать межличностные отношения в классе, в
семье, решать межличностные конфликты;

Приобретение знаний о культуре человеческих отношений.
Обучение адекватно оценивать себя и окружающих;

Формирование мотивации к самореализации в социуме,
познавательной и трудовой деятельности.


Краеведение
Этнокультурное и социологодемографическое краеведение (фольклорное,
художественное, литературное и др.)
Естественнонаучное краеведение
(географическое, экологическое,
биологическое, и др.)

Здоровьесберегающее

Месяц
Сентябрь

Дата


Способствовать развитию личностных качеств каждого ученика в
процессе творческой коллективной деятельности;

Углубить и расширить знания учащихся о своей малой Родине
(за счет включения в деятельность внепрограммного и расширения
программного материала);

Способствовать формированию учебных умений и навыков
(путем выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не
укладывающихся в рамки уроков);

Способствовать воспитанию семейных ценностей.

Добиться осознания значимости сохранения и укрепления своего
здоровья как ценности. Формировать способность самостоятельно
анализировать состояние своего здоровья;

Показать практическую значимость необходимых медицинских
знаний и профилактических навыков для оказания помощи себе и
другим;

Обучить нормам ведения здорового образа жизни и следования
им на практике.

Календарь воспитательной работы
Образовательное событие
День солидарности в борьбе с терроризмом (сообщение)
Неделя безопасности (ПДД), (беседы, презентации, изготовление плакатов,
встреча с сотрудниками ГИБДД)
День флага и герба Крыма (беседа с презентацией)
Участие в экологической акции

Октябрь

Ноябрь

Международный день учителя (поздравительный плакат, посвященный
Году учителя и наставника)
Международный день школьных библиотек
(посещение школьной библиотеки)
Участие в экологической акции
Всемирный день отказа от курения.

О ценности здоровой пищи (презентация)
Декабрь

Международный день художника. (беседа «Великие художники»)
День Конституции Российской Федерации (сообщение; участие в
конкурсе)
Режим дня (презентация)

Январь

День Республики Крым (сообщение)
День снятия блокады города Ленинграда (занятие)
Международный день БЕЗ интернета (беседа)
Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой (презентация,
обучающее видео)
День российской науки (презентация «Великие учёные)
День Конституции Крыма (беседа с презентацией)
День воссоединения Крыма с Россией (беседа с презентацией)
Всемирный день поэзии (Великие поэты России и Крыма)
Участие в экологической акции
День Конституции Крыма (беседа с презентацией)
Международный день ветеринарного врача (World Veterinary Day) (беседа
с презентацией; благотворительная акция)

Февраль
Март

Апрель

Май

Празднование Дня Победы: подготовка Страниц Летописи
Международный день семьи (беседа с презентацией)
День пограничника в России (беседа с презентацией)
Всемирный день без табака (беседа с презентацией). Безопасность летом.

Приложение 7.

Календарно - тематическое планирование на учебный год
№

1.

2.

3.

4.

Название темы занятия

Кол-во
часов

Инструктаж по технике безопасности
Введение в тему.
День окончания Второй мировой
войны. Что такое экология?

1

Дата по
расписанию
По
По
плану
факту

Форма
аттестации/
контроля
Рисунок

1
1

Международный день
борьбы с
природными катастрофами,
катаклизмами.
Основные
законы экологии
День журавля.
Связь растительного и животного
мира.

Тест
1

2

Российские дни леса.

1

1

6.

Международный день
охраны озонового слоя.
Опыты с воздухом

7.

День мира.
Всемирная акция
«Очистим планету от мусора»

5.

8.

9.
10.

1

1

День амурского тигра и
леопарда.
Тест «Экология»
Входящий контроль.

2

Оригами

Всемирный день моря.
Создание Панно
Праздничное занятие, посвященное
Году педагога и наставника
Всемирный день улыбки

1

Панно

Всемирный день защиты животных
Встреча с сотрудниками «Ковчег»

1

2
1

11.

12.

Выводы к
опытам

1

Изготовление и
раздача
смайликов
Сбор корма для
животных

Примечание
(корректиро
вка)

13.

Международный день борьбы с
природными катастрофами
катаклизмами. ЧС природного
характера.

День работников заповедного дела
14. Встреча с сотрудниками Ялтинского
горно - лесного Заповедника
День снежного барса.
15.
16.
17.

День без бумаги.

1

День народного единства
Конкурс по теме.

24.

Чтение стихов

Работа с пазлами

2
1

1
1

День вторичной переработки.

Международный день толерантности
Игра «Добрые и вежливые знаки
22.
внимания»
23.

1
2

Международный День Черного моря.
Игра «Море волнуется раз»
День распространения информации о
19.
проблеме цунами

21.

2

Праздник белых журавлей

18.

20.

1

День рождения Деда Мороза

1

Плакат

2
1

Рисунок

День моржа.
День образования Всероссийского
общества охраны природы.

1

Коллективное
панно

День матери в России

1

1

25.
Всемирный день домашних
животных
26. Конкурс выступлений с докладами и
сообщениями

1
1

Международный день гор.

1
1

28.

Всемирный день почв
Опыты с почвой
Международный день борьбы с
коррупцией

1

29.

День помощи бедным

1

27.

30.

Доклад о своих
домашних
питомцах

Выводы к
опытам

1
Тест

31.

32.

33.
34.

Промежуточный контроль

1

День чая

1

День спасателя Российской
Федерации

1
1

Традиционная встреча с
сотрудниками МЧС
Скоро праздник «Новый год»
Традиции нового года в России
Традиции разных стран мира

Изготовление новогодней игрушки.
Праздник Рождества.
День заповедников и национальных
парков
36.
Изготовление
экологических знаков
Всемирный день «Спасибо!»
37.
35.

День детских изобретений
38.

1
2

Доклады

1
1

Плакат

1
1
1
1

Всемирный день осведомленности о
пингвинах
День воинской славы России. Снятие
блокады г. Ленинграда в 1944 г.
40.
39.

1
2

День Деда Мороза и Снегурочки

1

День науки. Конкурс проектов

2

День памяти о людях, которые
погибли, защищая животных

1

43.

2

Выставка

44.

День творчества и экологических
игр.
Всемирный день безопасного
Интернета

1

Плакат

45.

Всемирный День защиты морских
млекопитающих. Всемирный день
китов.

1

День защитника Отечества

1

41

Плакат

42.

46.

47.

1

48.

Международный день полярного
медведя
Масленица
Всемирный День дикой природы.

49.

50.

51.

52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.

59.

60.

1
Международный женский день.
История праздника. Подарок маме
День действий в защиту рек,
Кроссворд «Моря, озёра, реки
России»

2

Международный день планетариев

2

Международный День защиты
бельков.
День Земли

1

Международный День лесов

1

Всемирный день воды. Опыты с
водой

2

Всемирный День метеорологии

1

Международный День птиц.

2

Всемирный День охраны здоровья.
Игра «Правила гигиены», «Мой
день»

1

День авиации и космонавтики.

2

День освобождения Ялты от немецкофашистских захватчиков
День экологических знаний.
«Ядовитые и съедобные грибы
62.
Крыма»
Международный день охраны
63.
памятников и исторических мест
61.

64.
65.

66.

67.

2

Панно

1

2

Плакат

Выводы к
опытам

Изготовление
кормушек

Плакат

1
2

1

Панно

Всемирная акция «День Земли»

2

Поделка

Русские традиции. Праздник Пасха.

1

День химической опасности. ЧС
техногенного характера

1
1

День солнца. «Ягоды и растения
Крыма»

1

Встречаем День Победы!

2

День Черноморского флота России

1
1

70.

Международный день климата.
Итоговое тестирование

71.

День нерпёнка.
День снежного барса на Алтае

68.
69.

72.

Флешмоб.

Тест

1

Международный день
биологического разнообразия.
Скоро лето! Поведение на природе,
на водоемах.

1

Памятка
«Внимание скоро
лето!»
Рисунок

2

Всего за год 108 часов: теории 51 часа, практики 57 часов

Приложение 8
Лист корректировки
№ п/п
1

Год разработки
2021

Вносимые изменения, корректировки

2

2023

3

2024

Внесены коррективы в разделы: «Методическое
обеспечение», «Нормативно-правовая база»,
Приложение.
Обновлена нормативная правовая база в связи с
появлением новых нормативных правовых актов

Примечания
Разрабатывалась как
продолжение программы
«Мой безопасный мир»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».