Мои первые проекты

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБУДО «ДЭЦ»
от «27 » 08 2024 г.
Протокол №

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ДЭЦ»
________________ Точенюк Ж.Ю.
«30» 08 2024 г.
М.П.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мои первые проекты »

Направленность: естественнонаучная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Составитель: Барбэнягрэ Наталия Петровна
Должность: педагог дополнительного
образования

г. Ялта
2024 г.

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовая
основа
программы.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Мои первые проекты»
(далее – Программа) составлена на основе следующей нормативной базы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
-Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. N° 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
действующей редакции);
-Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. N 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей
редакции);
-Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. N 996-р;
-Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. N
642 (в действующей редакции);
-Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. N 3;
-Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. N 16);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019
г. N 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам

профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
развитиядополнительного образования детей» (в действующей редакции);
- Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. N 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в
действующей редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (в действующей редакции);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. N
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. N 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 03.09.2021 г. N 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 09.12.2021 г. N 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. №
510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере

при формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики
Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. №
593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных
заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных
к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета
об исполнении государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям
исполнительных органов Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. №
639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с
социальными сертификатами»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии
с обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения

Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
-- Устав Муниципального бюджетного учреждение дополнительного
образования «Детский экологический центр» муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым, утверждённый Постановлением
Администрации города Ялта от 17.08.2021 № 2552-п;
--локальные нормативные акты МБУДО «ДЭЦ».
Современный мир требует от человека умения развивать собственную
функциональную компетенцию: умение ориентироваться в информационных
потоках, способность к самообразованию, к повышению квалификации.
Поэтому в настоящее время актуально раннее воспитание научного
мышления, т.к. оно позволяет развивать человеческую личность, придает
устойчивость человеческой психике в быстро меняющемся мире, формирует
у человека строгое отношение к новой формации, новым идеям. Развитию
подобных
качеств
у
подрастающего
поколения
способствует
исследовательская деятельность, так как самые ценные и прочные знания те,
что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Программа дополнительного образования «Мои первые проекты»
рассчитана на учащихся младшего школьного возраста 8-11 лет, так как к
этому времени учащиеся имеют уже достаточно знаний, необходимых для
первоначальных занятий исследовательской деятельностью. Причиной
выбора данного возрастного промежутка послужил учет особенностей
формирования отношений и взаимодействий ребенка с окружающей его
природой в данный возрастной период. Школьникам этого возраста
свойственны высокая познавательная активность, направленная в
окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной
действительности, стремление к общению с природой и к познанию и
исследованию мира в котором они живут. В условиях школы узкие
временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал
исследовательской деятельности для развития учащихся в школе, в то время
как дополнительное образование нацелено именно на познание через
творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
Направленность дополнительной образовательной программы естественнонаучная. Она нацелена на формирование научной картины мира
и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области
естественных наук; на развитие у них исследовательской активности в ходе
изучения объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними.
Значительное место уделено формированию экологической грамотности

детей, развитию их социальной активности в данном направлении,
повышению уровня готовности учащихся к взаимодействию в процессе
коллективной, в том числе общественно полезной, деятельности.
Актуальность
данной
программы
обусловлена
социальной
востребованностью обучения, так как оно способствует лучшей адаптации
учащихся в современном обществе, а также в развитии их творческих,
интеллектуальных, коммуникативных и многих других способностей; во
многом она объясняется возросшей потребностью современного
информационного общества в принципиально иных молодых людях,
владеющих навыками научного мышления, умеющих работать с
информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять
исследовательскую, опытно – экспериментальную и инновационную
деятельность. И чем раньше будет организована эта деятельность, тем
успешнее будут ее результаты. Развитие личности ребёнка, формирование у
него информационных, коммуникационных, исследовательских умений и
компетенций – именно на решение этих задач направлена предлагаемая
программа.
Новизна. Программа строится на основе деятельностного подхода.
Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием
приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения,
формирование основ экологической ответственности как черты личности.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в
ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный
участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в
ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и
усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими
школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять
внимание ситуациям, в которых ребёнок должен учиться различать
универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все
возможности для становления привычек следовать научным и нравственным
принципам и нормам общения и деятельности.
Отличительные особенности. Программа «Мои первые проекты»
разработана для дополнительного образования учащихся начальных классов
общеобразовательной организации и учитывает особенности построения
конкретного учебного плана и плана воспитательной работы. Педагог
дополнительного образования в таком случае имеет возможность идти в ногу
с общеобразовательным процессом.

Такой подход готовит к совместной работе детей и их родителей,
настраивает на преодоление препятствий, способствует рациональному
распределению учебного труда во времени. Учащиеся уже заранее имеют
возможность выбрать примерные темы будущих исследований, знакомятся с
предварительным планом проведения различных конкурсов.
Педагогическая целесообразность Программы выражается в
следующих принципах:
1. Принцип активности. Данный принцип подразумевает участие
каждого члена группы в совместной деятельности, активное
усвоение учащимися новых знаний и принятие ими ответственности
за реализацию этой возможности.
2. Принцип личностного подхода. Каждый ребенок и подросток
уникален. Необходимо учитывать индивидуальные особенности и
потребности каждого.
3. Принцип фасилитации. Фасилитационный подход предполагает
отказ от традиционной роли педагога как руководителя процесса
обучения. Педагог выступает в роли куратора, как человек,
создающий благоприятные условия для самостоятельного и
осмысленного образования учащихся, активизирующий и
стимулирующий познавательные и деятельностные мотивы
учащихся, их групповую работу.
4. Принцип успешности. Педагогически оправдано создание для
учащихся ситуации успеха – сочетания условий, обеспечивающих
позитивный результат, так как личное переживание удовлетворения
от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности
формирует у учащихся потребность в достижении успеха и чувство
уверенности.
Адресат Программы: учащиеся 8-11 лет.
В этом возрасте происходит активное формирование собственной
точки зрения, мировоззрения. Младшие школьники начинают проверять
информацию, которая к ним поступает, анализируют её и делают
собственные выводы; достаточно чётко могут высказывать собственное
мнение по многим вопросам. Позиция педагога становится более значимой, а
слова родителей уже не воспринимаются как 100% правда. Важно наличие
хобби, интереса к выбранной деятельности; если у ребенка ещё нет
увлечения, стоит уделить внимание этому вопросу дополнительное внимание
и найти подходящие дополнительные занятия. Одним из вариантов поиска
интереса как раз и может стать «проживание» этого поиска в соответствии с
Программой.

Важно, что у большинства детей уже сформированы понятия
«социальных норм» и дисциплины; они умеют вести себя как на уроках, так
и в других общественных местах. Похвала и одобрение взрослых очень
важны, причём школьнику ценно, чтобы его хвалили за дело. Особенности
развития детей этого возраста как правило обеспечивают их интерес к
предлагаемой программе, так как, с одной стороны, их привлекает изучение
картины окружающего мира, а с другой – их конкретная исследовательская
деятельность происходит на основе собственных увлечений и возможностей,
при этом формируются универсальные компетенции.
Пол, возраст, степень предварительной подготовки,
степень
сформированности интересов и мотивации к данной предметной области,
наличие способностей, физическое здоровье детей при наборе для обучения
не учитываются. В данном случае целесообразна работа с детьми одной
возрастной группы (из одной параллели классов), хотя при желании детей,
несмотря на более старший или младший возраст, возможно их обучение с
уже набранной группой.
Уровень программы - стартовый. В процессе реализации программы
у учащихся формируется интерес к выбранному направлению деятельности;
создаются условия для интенсивной социальной адаптации детей и
повышение психологической готовности ребенка к включению в
образовательную деятельность. Они (условия) направляются на диагностику
уровня общих и специальных способностей детей, на создание комфортных
условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида
деятельности; создают активную мотивирующую среду.
Сроки реализации дополнительной образовательной Программы: 1 год
(36 недель).
Объём программы: 72 часа в год, 2 академических
часа в неделю.
Форма обучения - очная. Основная форма проведения занятий групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Практикуется как обучение всей группой, так и обучение в малых
группах. В случае особых ситуаций, связанных с приостановкой учебного
процесса, возможно дистанционное обучение.
Особенности организации образовательного процесса. Программа
носит
выраженный
деятельностный,
поисково-исследовательский
характер, создающий возможность практического погружения детей в
исследовательскую деятельность. Набор в группы происходит без учёта

требований к знаниям и умениям, к общей подготовке учащихся, однако в
процессе работы могут быть учтены ярко выраженные индивидуальные
потребности учащихся в той или иной сфере. В этом случае для ребёнка
может разрабатываться индивидуальный учебный план
или
образовательный маршрут.
В образовательном процессе широко используются технологии
диалогового, дифференцированного обучения, а также игровые,
репродуктивные, проектно-исследовательские технологии, которые
помогают формировать устойчивую мотивацию к выбранному виду
деятельности. Основные виды занятий: учебное исследование (опыт;
наблюдение); практические занятия; представление проектов и др. На
занятиях последовательно создаётся тематическая развивающая среда, для
чего используются ролевые и деловые игры, проектный метод. Большое
внимание уделяется освоению различных методик рефлексии.
Режим занятий - 1 раз в неделю по 2 академических часа (45 мин.) с
перерывом не менее 10 мин.
1.2.Цель
программы
развитие
интеллектуально-творческого
потенциала
личности
ребёнка
путём
совершенствования
его
исследовательских способностей в процессе накопления естественнонаучных
знаний.
Задачи программы:
Образовательные:
 расширить знания детей в образовательных областях биология и
экология;
 обучить алгоритмам выполнения исследования, написания и
представления исследовательской работы;
 обучить умению правильно выбирать источники информации в
соответствии с учебной задачей и реальной жизненной ситуацией;
 формировать
умение
находить,
готовить,
передавать,
систематизировать и принимать информацию с использованием
компьютера, мультимедиа;
 формировать и совершенствовать знания и умения школьников в
области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ,
семантическая обработка информации из литературы, прессы и
Интернета, обучение восприятию и переработке информации из СМИ);
Личностные:
 формировать общественную активность личности, гражданскую
позицию детей;

 способствовать культуре общения и поведения учащихся;
 способствовать развитию толерантности.
Развивающие:
 развивать мотивацию к поисковой, исследовательской деятельности;
 воспитать у школьников понимание необходимости саморазвития и
самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;
 воспитывать самостоятельность и ответственность в процессе
выполняемой работы;
 формировать навыки ставить вопросы и формулировать гипотезы;
выбирать способ действия;
 развивать коммуникативные навыки (умение строить деловые отношения,
работать в группе, с аудиторией).
Воспитательный потенциал Программы позволяет уделить большое
внимание гражданскому становлению учащихся, которое осуществляется
целым комплексом мероприятий и прежде всего участием в значимых
конкурсах, социальных и экологических акциях. Экологическая
составляющая воспитания задаётся сбором макулатуры и использованных
батареек, подготовкой творческих проектов, исследовательских работ,
изготовлением листовок в защиту природы.
Занятия по Программе способствуют активному вовлечению в работу
родителей учащихся, повышению ответственности детей при выполнению
своего исследования, проекта, задания. Дети учатся не только критиковать,
но быть объективными и доброжелательными в оценке работ товарищей,
учатся правильно реагировать на критику других.
Педагог стремится сам подавать пример, воспитывать убеждением,
мотивировать на дела с гражданской ответственностью.
Занятие строится так, чтобы перед учащимися всегда стояла
ближайшая и доступная им цель - экскурсия в парк или в природу для сбора
природного материала, экологическая акция и т. п.
После экскурсии,
прогулки на занятии обсуждаются его итоги, учатся рефлексии. Особое
внимание уделяется вопросам безопасности.
Педагог воспитывает в
учащихся умение самостоятельно принимать решения, неукоснительно
выполнять правила проводимых мероприятий, нести ответственность за свои
поступки.
Основные направления воспитательной работы в объединении:
духовно-нравственное; патриотическое; экологическое. Все вместе они
подчинены одной задаче: воспитанию гражданской позиции учащегося,
осуществляющего посильную практическую деятельность по охране
природы своего края, готового к творческой и ответственной деятельности.

Учебный план
№

Наименование раздела

Всего
часов

Теория

Практи
ка

Форма аттестации

Анкетирование,
входная
диагностика

1.

Введение

4

2

2

2.
3.

Что такое исследование
Как правильно формулировать
и задавать вопросы
Работа с источниками
информации
Гипотеза. Как выдвигать
гипотезу.
Основы исследовательской
деятельности
Формы и методы организации
исследовательской
деятельности

2
2

1
1

1
1

4

2

2

2

1

1

10

8

2

Комплексное
задание

8

6

2

Промежуточная
аттестация: защита
группового проекта

Правила оформления
исследовательской работы

14

10

4

План подготовки
исследовательского
проекта

6

2

4

14

8

6

6
72

2
43

4
29

4.
5
6
7

8

Отработка навыков
публичного выступления
10 Исследовательская работа в
природе
11 Итоговые занятия
9

Тестирование

Выставка

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение (4 часа)
Теория. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях. Беседа о
личностных
качествах
учащегося-исследователя.
Подготовка
к
анкетированию.
Практика. Заполнение анкет на выявление
склонностей детей к
исследовательской работе.
Раздел 2. Что такое исследование(2 часа).
Теория. Общие направления исследований. Виды исследований. Знания,
умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Экологическое
состояние природы в России; в Крыму.
Практика. Выполнение упражнений и практических заданий по карточкам.
Раздел 3. Как правильно формулировать и задавать вопросы(2 часа).
Теория. Вопросы и их формулировка.

Практика. Создание «Банка» идей.
Раздел 4. Работа с источниками информации(4 часа).
Теория. Как правильно подобрать литературу. Работа с каталогами. Работа со
справочниками. Интернет как источник информации.
Практика. Посещение библиотеки. Практическая работа в соответствии с
предложенными заданиями по выбору источников.
Раздел 5. Гипотеза. Как выдвигать гипотезу (2 часа).
Теория. Правила постановки (выдвижения) гипотезы. Что может быть
основанием гипотезы.
Практика. Упражнения на выдвижение гипотез: «Что произошло бы,
если…». Игра «Придумай как можно больше гипотез».
Раздел 6. Основы исследовательской деятельности (10 часов).
Теория. Основы научного исследования. Выбор темы для индивидуального
или группового исследования (проекта). Обоснование и актуальность темы.
Цель и задачи исследования. Исследовательский поиск. Методы
исследования. Приборы, используемые в исследованиях Планирование и
проведение эксперимента Организация исследовательской работы. Алгоритм
выполнения учебно-исследовательской работы. Составление рабочего плана
исследования. Человек и природа. Что такое экологическое мышление.
Практика. Планирование и проведение эксперимента.
Раздел 7. Формы и методы организации исследовательской деятельности (8
часов).
Теория. Сбор информации для исследовательской работы. Обработка
результатов исследования. Формы и методы организации исследовательской
деятельности. Способы фиксации материала. Работа в сети Интернет.
Инструктаж по работе в сети Интернет.
Хозяйственная деятельность человека и загрязнение биосферы.
Практика. Поиск в Интернете. Работа с таблицами, графиками, словарями,
справочниками. Промежуточная аттестация.
Раздел 8. Правила оформления исследовательской работы (14 часов).
Теория. Оформление разных разделов исследовательской работы.
Логическое построение текстового материала. Научный язык и стиль
изложения. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Ценность раздела
«Приложение». Оформление списка литературы.
Практика. Подготовка презентации к работе.
Раздел 9. Отработка навыков публичного выступления (4 часа)
Теория. Требования к публичному выступлению.
Практика. Защита подготовленной работы на конференции в объединении и
на школьной конференции.
Раздел 10. Исследовательская работа в природе (16 часов)
Теория. Методы исследования водных объектов. Изучение климата.
Фенологические наблюдения. Описание явлений природы. Изучение
поверхности Земли. Горные породы Крыма и их описание. Изучение
растительных сообществ и их описание. Роль влияния природы на здоровье
человека. Факторы здорового образа жизни. Ценность здоровья.

Практика. Метеонаблюдения. Оформление гербарных листов. Экскурсия на
реку Дерекойка. Экскурсия в краеведческий музей.
Раздел 11. Итоговые занятия (6 часов).
Теория. Повторение изученного за год. Практика. Подготовка и проведение
выставки работ.
Планируемые результаты
По окончании годичного курса
учащиеся должны знать:
 виды исследований; формы и методы исследовательской деятельности;
 правила работы с источниками получения информации;
 экологическое состояние природной среды в России, Крыму; растения
и животных своего края, находящихся под охраной;
 главные источники загрязнения воздуха; новые типы загрязнений, в
том числе техногенные, влияние хозяйственной деятельности человека
на состояние биосферы; меры по предотвращению загрязнения
окружающей среды;
 влияние окружающей среды на здоровье человека; роль здорового
образа жизни в жизни человека;
должны уметь:
 выполнять простейшие исследования;
 оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями
(логически выстраивать текстовый материал; обрабатывать результаты
экспериментальной деятельности, строить и анализировать схемы,
диаграммы, графики по результатам измерений; создавать простейшие
презентации);
 уметь применить знания на практике;
 уметь спланировать практическое дело;
 вести и пропагандировать здоровый образ жизни;
 соблюдать нормы поведения;
 уметь осуществлять практическую деятельность по охране природы
своего края.
Личностные результаты.
У учащегося должны быть сформированы
-гражданская позиция;
- основы мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
- основы саморазвития и самовоспитания;
-готовность и способность к творческой и ответственной деятельности;
-навыки сотрудничества со сверстниками, с детьми младшего возраста и
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:

-учащиеся готовы работать с информацией;
-учащиеся готовы к сотрудничеству и коммуникации;
-учащиеся готовы к решению личностно социально значимых проблем.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график на учебный год

Летние каникулы

время

Весенние каникулы

Каникулярное

Осенние каникулы

Во втором полугодии

Количество
учебных
часов

В первом полугодии

Во втором полугодии

Количество
учебных
дней

В первом полугодии

Количеств
о
учебных
недель

Во втором полугодии

Дата
окончания
учебного
года

В первом полугодии

Дата
начала
учебного
года

01.09.

31.05.
17
19 17
19
34
38
В течение школьных осенних и весенних каникул занятия идут по учебному
плану, но время занятий может меняться. В летнее время Программа не реализуется.
Формы контроля/аттестации
Сроки аттестации
(№ учебной
недели)
Входной контроль
Анкетирование, входная диагностика
1 неделя
Текущий контроль
Промежуточная
аттестация за 1
полугодие учебного года
Итоговый контроль

Тестирование.
Комплексное задание.
Подготовка исследовательского проекта (план)
Защита группового проекта

6 неделя
12 неделя
24 неделя
16 неделя

Выставка исследовательских работ и проектов

36 неделя

Организационно-педагогические условия
реализации Программы.
Кадровое обеспечение. Обучение по Программе осуществляет педагог
дополнительного
образования,
соответствующий
требованиям
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых».

Материально-техническое обеспечение.
Условия для обучения:
- помещение, оснащённое мебелью для учащегося и педагога,
соответствующее актуальным требованиям;
-учебная доска;
- техника для проведения теоретической и практической подготовки:
компьютер, проектор, принтер; мультимедийный видеопроектор;
- наборы дидактических материалов; муляжи и макеты; иллюстративный
материал, демонстрацилнный материал (плакаты, карточки, схемы;
альбомы).
Информационное обеспечение: видеопрезентации по теме курса;
фотоматериалы, в том числе подготовленные с помощью родителей
учащихся; интернет-источники: сайты по биологии, зоологии, экологии;
литература по краеведению и биологии для педагога и учащихся; проекты и
исследовательские работы из фонда МАН: работы учащихся начальных
классов – участников муниципальных этапов региональных конкурсов.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Мои первые проекты»
Организация обучения осуществляется очно.
Педагог активно погружает детей в сферу исследовательской и поисковой
деятельности, создавая на каждом занятии элементы интерактивной
развивающей тематической среды. Деятельностный подход к обучению
позволяет обеспечивать восприятие и усвоение знаний и в то же время
создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений
нравственного, этического характера.
Основная форма организации образовательного процесса - индивидуальногрупповая, в том числе активно осуществляется работа в малых группах.
Виды занятий (в силу учёта особенностей младшего школьного возраста)
преимущественно игровые или требующие творческого подхода их
участников. В основном, это защита проектов, выставка, открытое занятие,
презентация, эксперимент, ролевые и деловые игры, конференции. Целевые
прогулки и экскурсии служат как для расширения и углубления знаний
учащихся по пройденным темам, так и для физического оздоровления.
В зависимости от поставленной цели на занятии используются
различные методы обучения (словесные, наглядные, практические др.), чаще
всего их сочетание. На теоретических занятиях широко применяются
объяснительно - иллюстративный, исследовательский, проблемный методы,
на практических - проектный, игровой; частично-поисковый может быть
применим на любом занятии, не имеющем ярко выраженной формы.
Педагог в соответствии с задачами наиболее часто применяет
творческо-продуктивные,
проектно-исследовательские
технологии
и
интерактивные методики, направленные в том числе на формирование
мотивации к самообразованию.
Алгоритм учебного занятия и его этапы
задаются как целями и задачами, так и выбранной для их реализации формой

и типом занятия. Содержание занятий каждого раздела постоянно
усложняется от простого к сложному; каждое из них опирается на научную
правильность освещения темы, соответствие возрастным особенностям, связь
теории с практикой
Используемый педагогом дидактический материал разнообразен:
раздаточный материал естественнонаучной направленности, кроссворды и
викторины, богатые фотоматериалы. Особая часть дидактической коллекции
педагога – исследовательские и проектные работы младших школьников,
которые служат образцами оформления творческих работ и их отдельных
частей.
Формы аттестации и контроля
Для определения результативности освоения программы разработаны
формы аттестации: тестирование, комплексное задание, защита проекта,
выставка.
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится в
декабре в форме защиты группового проекта; итоговый контроль
осуществляется по результатам выставки работ и проектов в мае. При этом
учитываются итоги выступлений на научно-практических конференциях,
конкурсах исследовательских работ учащихся, как очных, так и заочных, по
результатам других практических работ.
Входной контроль в форме анкетирования позволяет составить
первоначальное представление об интересах и потребностях ребёнка,
наметить основную линию работы с ним.
В течение года проводится в различных формах текущий контроль:
-после прохождения значимых тем и разделов программы;
-после выполнения практической работы;
-в качестве учёта выполнения некоторых домашних заданий.
Итоги наблюдений фиксируются. Формы текущего контроля ориентировочно
указаны в Программе; они уточняются и конкретизируются в соответствии с
возрастными и психологическими особенностями учащихся (группы).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования; перечень
готовых работ; отзыв детей и взрослых; видеозапись. Основная форма
предъявления материалов: защита творческих работ; участие в научнопрактической конференции, открытое занятие, выставка.
Список литературы
Литература для педагога
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении чело-

века в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.
2. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М : Сов.
энциклопедия, 1985.
3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. — М.:
Агропромиздат, 1988.
4.Громыко Ю. В. Проектное сознание. М., 2015;
5.Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры
для ума. - СПб.: 2013
6.Зыкова О. А. «Экспериментирование с живой и неживой природой». Элти –
кудиц 2014г.
7. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. —2-е изд.,
доп. — М.: Просвещение, 1991.
8. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном
искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.
9. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов //
Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7.
10. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагогов США). —
М.: Центр «Экология и образование», 1993.
11. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.:
Просвещение, 1986
12. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.
Интернет-ресурсы для педагога
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие
России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные
ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир.
3. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение
природы России.
4.
http://etno.environment.ru
—
этноэкология.
Сайт
лаборатории
этноэкологических исследований, поддерживается интернет-порталом
Forest.ru.
Литература для детей (рекомендуется читать с помощью родителей) и
родителей
1. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М : Сов.
энциклопедия, 1985.
2. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном
искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.
Интернет-ресурсы для выполнения практических заданий для детей
1. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
2. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея
МГУ.

Приложения к Программе
Приложение 1
Система оценивания
Оценки в журнал не выставляются, хотя результаты обучения оцениваются по
пятибалльной шкале - выставляются достигнутые ребёнком уровни обучения (критерии
смотрите в приведённой ниже таблице). Оценивается при аттестации и степень участия
детей в коллективной деятельности; результаты тестирования, комплексного задания,
участия в выставке и др.
Критерии уровня достижений учащихся
Параметры
Уровень
практических
умений и
навыков
(владение
разнообразными
техническими
приемами)

Уровень
теоретической
подготовки

Распределение по уровням подготовки
Высокий (5
Достаточный Средний (3
баллов)
(4 балла)
балла)
Учащийся
У учащегося
У учащегося
овладел на 100 - объём
объём
80% умениями и усвоенных
усвоенных
навыками,
умений и
умений и
предусмотренны навыков
навыков
ми программой
составляет 70 составляет 50 за конкретный
- 50%; в
30%;
период; не
основном,
выполняет
испытывает
выполняет
практические
особых
практические задания на
трудностей;
задания на
репродуктивно
выполняет
репродуктивн м уровне
практические
ом уровне;
задания с
элементами
творчества
Учащийся
У учащегося
Успешное
освоил
объём
освоение
практически
усвоенных
учащимся 50%
весь объём
знаний
- 30%
знаний 100 составляет 70 содержания
80%,
- 50%;
образовательн
предусмотренны специальные
ой программы;
х программой за термины
специальные
конкретный
употребляет
термины
период;
осознанно, но употребляет не
специальные
не в полном
всегда
термины
объеме;
осознанно и не
употребляет
в полном
осознанно и в
объеме;
полном
соответствии с
их содержанием

Низкий (2 балла)
Ребёнок овладел
менее чем 20%,
предусмотренных
умений и
навыков; ребёнок
в состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические
задания педагога.

Учащийся
овладел менее
чем 20% объёма
знаний,
предусмотренных
программой;
ребёнок, как
правило, избегает
употреблять
специальные
термины

Формирование
творческого
мышления
(четкость,
гибкость
мышления,
оригинальность,
изобретательнос
ть)

Учащийся
проявляет ярко
выраженный
интерес к
творческой
деятельности, к
достижению
наилучшего
результата,
коммуникабелен
, активен,
склонен к
самоанализу,
генерирует идеи

Устойчивый
интерес к
творческой
деятельности,
стремится к
выполнению
заданий
педагога, к
достижению
результата в
обучении

Учащийся
несамостоятел
ен, нуждается
в
дополнительно
м контроле
педагога,
инициативу
проявляет
редко

Работоспособно
сть на занятии

Активен
на Активен
Редко
протяжении
большую часть проявляет
всего занятия
занятия
активность

Учащийся
пассивен,
безынициативен,
неудачи
способствуют
снижению
мотивации, нет
стремления к
совершенствован
ию в выбранной
сфере
деятельности, не
может работать
самостоятельно
Пассивен
занятии

на

Приложение 2.
Оценочные материалы
Примеры тестов для проведения текущего контроля
Тест «ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА».

1. Что такое воздух? Обведи нужную букву.
а) воздух – это смесь газов;
б) воздух – это смесь жидкостей;
в) воздух – это смесь твердых веществ.
2. Какие вещества входят в состав воздуха? Обведи кружком все буквы
правильных ответов.
а) азот;
б) пропан;
в) углекислый газ;
г) кислород.
3. Какими свойствами обладает воздух? Вычеркни лишнее.
Упругий, без запаха, прозрачен, имеет форму шара, бесцветен, при
нагревании расширяется, плохо проводит тепло, при охлаждении сжимается.
4. В окнах устанавливаются двойные рамы на зиму. Какое свойство
воздуха используется? Обведи нужную букву.
а) при нагревании воздух расширяется;
б) при охлаждении воздух сжимается;
в) воздух плохо проводит тепло.
5. По каким причинам происходит загрязнение воздуха? Обведи
кружком буквы правильных ответов.

а) пожары и горящие костры;
б) подвижные игры;
в) выхлопные газы машин;
г) чтение книг;
д) выбросы отработанных газов заводов и фабрик.
Тест «ПРИРОДА МОЕГО КРАЯ»
1. Мой край расположен на материке...
а) Африка;
б) Евразия;
в) Австралия; г) Северная Америка.
2. Мой край находится в природной зоне...
а) лесов;
б) тундра;
в) степи;
г) пустыни.
3.
Мой край находится в ...
а) восточном полушарии;
б) западном полушарии.
4. В моем краю растут: а) кактусы, кипарисы;
б) ягель, клюква,
карликовая ива;
в) ель, береза, осина;
г) полынь, ковыль, саксаул.
5. У нас обитают...
а) лоси, зайцы, кабаны;
б) косули, волки;
в) олени, медведи.
6. Мой край даст стране...
а) продукты сельского хозяйства;
б) легковые автомобили;
7.Территория моего края расположена в...
а) тропическом поясе;
б) полярном поясе;
в) умеренном поясе.
Тест «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ!»
1. Из-за чего исчезают некоторые виды животных? Обведи нужную
букву.
а) из-за неумеренной охоты и истребления ради меха и мяса;
б) из-за пожаров и стихийных бедствий;
в) из-за изменения климата на Земле.
2. Отчего загрязняется воздух? Обведи нужную букву.

а) от посадки и выращивания растений;
б) от воздушно-транспортных средств;
в) от выброса дыма заводами и выхлопных газов автомобилями.
3. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и
человека? Обведи нужную букву.
а) чистые;
б) бесцветные;
в) прозрачные.
4. Что люди делают для спасения живой природы? Обведи нужную
букву.
а) создают бульвары и скверы;
б) создают фермы, пасеки и птицефабрики;
в) создают заповедники и национальные парки.
5. Что такое национальные парки? Обведи нужную букву.
а) это природные музеи в закрытых заповедниках;
б) это природные музеи под открытым небом;
в) это природные музеи, где выращивают домашних животных.
Приложение 3.
Методические разработки
Двухчасовое занятие по теме
«Методы исследования»
Цель: дать понятие об основных методах изучения природы – наблюдении,
эксперименте.
Задачи:
Образовательные:

расширить знания учащихся о методах изучения природы, научить
применять теоретические знания на практике;
Развивающие:

развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные
связи между организмами и окружающей природой;
умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;
Воспитательные:

прививать практические навыки логического мышления, коммуникативного
общения;
Ход занятия.
I. Введение
Орг. момент. Вступительное слово педагога.
II. Изучение нового материала.
Природа нас окружает везде. Мы – частички природы. Поэт Гёте сказал: «Природа
– это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Как
познакомиться и узнать все тайны и загадки природы? Каким же образом изучают
природу учёные, юннаты, т.е., люди, которые захотели поближе познакомиться с ней?
Именно это мы и должны сегодня выяснить.
Что такое природа? Перечислите все науки о природе.

Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человек уже много знает, как
устроен животный и растительный мир. Очень много знает и о неживой природе. Но всетаки часто мы встречаемся и с загадками.
Какие способы изучения природы вам знакомы? (Ответы учащихся)
Существует два метода изучения природы: наблюдение, эксперимент.
Измерение – это метод, которым пользуются и при наблюдении и при
эксперименте.
Сейчас разгадаем загадки.
1. Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес.
Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез.
2. Невидимкой, осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива, вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво белой краскою одной!
3. У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдёт – гвоздь упадёт.
4. В тихую погоду нет нас нигде,
А ветер подует – бежим по воде.
Молодцы, ребята! С этим вы легко справились, а теперь задание чуть сложнее:
скажите, пожалуйста, откуда берутся такие народные мудрости? На чём основывался
человек, составляя подобные загадки? Что он проделывал сначала, перед написанием
текста? (Варианты ответов: наблюдал; замечал изменения в природе; видел, что
происходит в природе)
Правильно. Люди, прежде чем составить такие загадки, сначала внимательно
наблюдали за природой. А что, по-вашему, значит – наблюдать? Это - вмешиваться в
природу своими действиями, что-то изменять или просто смотреть, возможно, записывать,
а потом делать выводы? Правильно, наблюдение – это метод изучения природы, при
котором просто рассматривают, изучают природу, не вмешиваясь в естественный
ход событий.
Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения природы, но для
его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.
Наблюдение - изучение объектов живой природы в естественных условиях
существования. Для этих целей используются как традиционные средства полевых
исследований (бинокль, видеокамеры), так и сложное лабораторное оборудование
(микроскопы, биохимические анализаторы, разнообразная измерительная техника).
Например, с помощью метода наблюдения можно изучить сезонные изменения в
живой природе. Это непосредственное наблюдение за поведением, расселением,
размножением растение и животных в природе.
Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных
тел, живых организмов.
Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых
состоят, а также изменения, происходящие с ними.
(Физкультминутка под музыку)
(Сообщения детей).
1.Английский ученый Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на дождевого
червя. Многие из нас видели таких червей. Но ни у каждого возникало желание
понаблюдать за ним. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему
удалось обнаружить, что дождевые черви питаются листьями, останками насекомых.
Строя себе ходы и норки, они разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.
2.Сборщицы винограда во Франции шли рано утром на свою работу. У дороги они
заметили человека в черной широкополой шляпе. Он склонился над землей, рассматривая

что-то. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они
застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек, и чем он
занимался весь день? Это был замечательный французский ученый - энтомолог Жан Анри
Фабр. В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле
дороги. Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь
(1823—1915). Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчелами, бабочками,
жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. Свои открытия Фабр описал в
книгах, которыми и сегодня восхищаются ученые и любители природы разных стран.
Педагог: Приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами,
неживыми телами природы, явлениями природы.
Как использует человек наблюдения в своей повседневной практической
деятельности?
Наши предки наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями,
животными и делали соответствующие выводы. Эти наблюдения дошли к нам через много
лет в виде примет, предсказаний.
Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?
(Во время перемены учащимся предлагается
провести наблюдения на территории)
Итак, какие наблюдения вы смогли провести за это время?
(Ответы учащихся)
А проводили ли вы эксперименты?
Наблюдений в природе не всегда бывает достаточно. Чтобы лучше изучить многие
явления, исследователи проводят эксперименты (опыты).
Эксперимент (опыт) - это воспроизведение в лабораторных условиях того или
иного природного явления. Это наиболее сложный метод познания природы.
Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка как раз и означает «опыт»,
«проба». Это еще один метод изучения природы.
При проведении опыта человек повторяет, воспроизводит в лаборатории то или
иное природное явление. При этом он внимательно следит за тем, как оно происходит.
Если необходимо, исследователь повторяет один и тот же опыт много раз. С помощью
экспериментов можно, например, узнать, что бывает с телами при нагревании и
охлаждении, какие тела притягиваются магнитом, а какие нет, какие вещества проводят
электрический ток, а какие не проводят. Опыты помогают исследовать не только неживые
тела, но и растения, животных. Можно, например, установить, как различные удобрения
влияют на рост и развитие растений. С помощью опытов изучают поведение животных, их
язык, память, сообразительность, способность находить дорогу.
(Сообщение учащегося).
Выяснено, что перелетные птицы во время своих путешествий ориентируются по
солнцу и звездам. Узнать это помогли очень интересные эксперименты. Осенью и весной
птиц содержали в специальной клетке, откуда они могли видеть солнце. Птицы
поворачивались в ту сторону, куда они полетели бы, если бы были свободны. Когда с
помощью зеркал ученые изменили направление солнечных лучей, как бы передвинули
солнце, птицы повернулись вслед за ним. Так было доказано, что они ориентируются по
солнцу. Подобные опыты проводили и по ночам. Пока птицы видели ночное небо, они
располагались в правильном направлении. Но вот их поместили в планетарий и стали
менять расположение звезд на искусственном небе. И птицы, доверившись этому небу,
поворачивались совсем не туда. Это означало, что они действительно ориентируются по
звездам.
(Физкультминутка)
Педагог. Сейчас будьте внимательны, – постарайтесь понять, что помогло
человеку составить такие загадки:
1. По снегу покатите, – я подрасту.

На костре согреете, – я пропаду.
2. Кинешь в речку – не тонет. Бьёшь о стенку – не стонет.
Будешь оземь кидать, – станет кверху летать.
3. Лежит на земле: ни закрасить,
Ни соскоблить, ни завалить.
4. Прозрачное стекло –
В воде не тонет, в огне не горит.
Так что же человеку необходимо было сделать, прежде чем составить такие
загадки?
Да, но он не только наблюдал за объектом, но и экспериментировал. Например,
природный лёд можно увидеть на поверхности воды. В воде он, действительно, не тонет.
Человек же взял его и попробовал на прочность огнём. Если кусочек льда бросить в огонь,
то гореть он там, конечно, не будет, но зато расплавится, растает. Это и называется
словом опыт или эксперимент.
Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями.
Итак, измерение – это метод изучения природы, при котором изучаемый объект
исследуется при помощи измерительных приборов.
И раз уж мы ведём речь об измерениях, то давайте проведём некоторые из них:
 при помощи часов – время
 при помощи мерного цилиндра – объём
 при помощи весов – массу
 при помощи градусника – температуру
 при помощи линейки – высоту растения
(Выполняется практическая работа по группам).
Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек,
определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.
Какие измерения проводятся при изучении природы?
Какие измерительные приборы вам известны?
III. Закрепление темы.
Раздаются карточки 2 командам..
Какие методы были применены для изучения этих явлений природы?
1.Для всходов растений необходимо: вода, свет, тепло?
2.Осенние изменения цвета листьев происходят из-за изменения долготы дня и
температуры воздуха;
1. Для развития растений необходим свет, вода, питание.
2. Грязный снег быстрее тает, чем чистый.
Заполнение таблицы:
Методы изучения природы
Примеры
1.
2.
3.
Какие единицы измерения из второго столбика соответствуют величинам,
приведенным в первом и третьем столбике столбиках
Длина
а) градус Цельсия (С)
весы
Масса
б) метр в секунду (м/с)
линейка
Температура
в) секунда (с)
секундомер
время
г) килограмм (кг)
часы
скорость
д) метр (м)
градусник
IV. Практическая часть №2. Закладывается опыт «Всхожесть семян фасоли».
V.Подведение итогов. Рефлексия.

Система воспитательных мероприятий по ПДД
«Безопасность на дорогах»
(Из опыта работы)
Обучение детей правилам безопасности дорожного движения, по-прежнему,
остается одной из важнейших задач дошкольного образования. Поэтому
необходима повседневная работа с детьми по формированию представлений о
важности соблюдения правил дорожного движения.
Цель.Формирование навыков правильного, осознанного безопасного поведения
дошкольников на дороге.
Формирование у родителей и воспитанников устойчивого интереса к
использованию ремней безопасности и удерживающих устройств при перевозке
детей в личном автомобиле.
Задачи:
1. Пополнить, упорядочить, закрепить знания дошкольников о правилах дорожного
движения.
2. Побуждать использовать изученные правила дорожного движения на практике.
3. Повысить компетентность родителей по вопросам, касающихся правил
дорожного движения.
4. Объяснить воспитанникам назначение ремней безопасности и удерживающих
устройств;
В ходе проведённой недели по правилам дорожного движения проводились
следующие мероприятия:
-Использовались дидактические игры: «Светофор», «Можно - нельзя, правильно –
неправильно», «Автошкола».
-Проводились беседы с детьми: «Что такое светофор?», «Дорога - не место для
игр».
Читали художественную литературу: стихотворения «Самокат» Н. Кончаловской,
«Мяч» С. Маршака, «Моя улица» С. Михалкова, рассказа Н. Носова «Автомобиль»,
Г. Юрмина «Любопытный мышонок».
Смотрели мультфильм «Азбука безопасности - смешарики».
С детьми провели викторину: «Знаете ли вы правила дорожного движения?»
Дети отгадывали загадки; рассматривали иллюстрации, сюжеты открыток,
фотографии по ПДД.
Проведена работа с родителями: организовано родительское собрание
«Родителям – о безопасности дорожного движения» с просмотром видеофильма
«Перевозка детей с пристегнутыми ремнями».
Итоговым мероприятием стало развлекательное мероприятие
для детей «Путешествие в страну светофорию». Оно проводилось с целью закрепления
правил поведения на дороге, закрепления знания дорожных знаков.
Результатом проведения тематической недели по ПДД стало то, что
1. Дети показали, что получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге,
научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх,
инсценировках, в повседневной жизни. У детей продолжило формироваться
заботливое отношение к родному краю, формировалась гражданская позиция (дети
спрашивали, чем они могут помочь в наведении порядка на дорогах).

2. Были объединены усилия педагога и родителей в вопросе ознакомления детей с
правилами дорожного движения и их соблюдения в жизни; планомерно и активно
распространялись знания о правилах дорожного движения среди родителей.
3. У детей сформировались первичные знания о культуре поведения на дороге, об
ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей.
Итоги работы были подведены на встрече с представителями ГИБДД,
которые провели детей по наиболее безопасному маршруту в микрорайоне улицы
Чехова. Дети поблагодарили их сделанными самостоятельно открытками.

Приложение 4
Календарно-тематическое планирование на учебный год
№

Название темы занятия

Коли
честв
о
часов

Дата по
расписанию
По
плану

Форма
аттестац
ии/
По контроля
факту

Примечани
е
(корректир
овка)

сентябрь

1

2

3

4

Инструктаж по ТБ
Личностные качества учащегося исследователя
Выявление склонностей к
исследовательской работе.
Диагностика детей.
Что такое исследование?
Экологическое состояние природы.
Как правильно задавать вопросы.
Всего за месяц

5

6
7
8

Как правильно подобрать литературу.
Источники информации.
Интернет как источник информации.
Что такое гипотеза. Как строить
гипотезу.
Основы научного исследования.
Что такое исследовательский поиск.

Итого за месяц

9

Выбор темы для группового или
индивидуального проекта или
исследования.
Человек и природа.

2

09

2

09

2

09

2

09

Входной
контроль

8
октябрь
2

10

2

10

2

10

2

10

8
ноябрь

2

11

Тестирование

Цель и задачи исследования.
Методы исследования.
11
Что такое экологическое
исследование
Приборы, используемые в
12
исследованиях. Планирование и
проведение эксперимента.
Хозяйственная деятельность человека
- источник загрязнения природы.
13
Алгоритм выполнения учебноисследовательской работы
Всего за месяц
10

2

11

2

11

2

11

2

11

Комплексное
задание

10

.
декабрь

15

Составление рабочего плана
исследования.
Сбор информации для
исследовательской работы.

16

Формы и методы организации
исследовательской деятельности

14

17

18

Оформление раздела «Введение».
Оформление раздела «Содержание».
Всего за месяц

Научный стиль изложения. Раздел
«Обзор литературы по теме»

Логика построения текстового
19
материала в работе. Построение и
размещение графического материала.
20
Выводы и раздел “Заключение”.
«Приложение».
21
Оформление наглядного материала.
Всего за месяц
22

23

Подготовка презентации по теме
исследовательской работы (проекта).
Подготовка работ к публичной
защите исследовательских работ и
проектов. Требования к публичной
защите работ.
Тайны публичного выступления.

24

25

2

2

2
2
8
январь
2

2
2
2
8
февраль
2

2

2

Публичное выступление. Защита
работ и проектов.
Всего за месяц

Защита
группового
проекта

2
8
март

Подготовка
исследовательско
й работы
(проекта)

Методы исследования водных
объектов.
Изучение климата.
Метеонаблюдения.
Проведение фенологических
наблюдений.
Описание явлений природы.
Экскурсия на реку Дерекойка.
Всего за месяц

26

27

28
29

30
31
32
33

Изучение поверхности Земли.
Горные породы и минералы Крыма.
Методика изучения горных пород и
их описания
Животные и растения Крыма
Экскурсия в Ялтинский
краеведческий музей.
Всего за месяц
Роль влияния природы на здоровье
человека
Подведение итогов работы за год.
Подготовка к выставке
исследовательских работ.
Выставка работ.

34

35

36

Всего за месяц
Итого

2

2

2
2
8
апрель
2
2
2
2
8
май
2

2
Выставка работ и
проектов

2
6
72

Приложение 5
План воспитательной работы на учебный год
№
п/п

Дата
Место
(месяц)
проведе
проведения
ния
Воспитание экологической культуры
в течение
Экологические акции:
года
--по уборке и благоустройству
территории;
- по сбору макулатуры и батареек;
- по изготовлению кормушек для
птиц;
- по озеленению
декабрь
День Юного исследователя
апрель
Семейный экологический
праздник
Патриотическое воспитание
сентябрь
День антифашиста
февраль
День защитника Отечества

Количество
участников

январь
День Республики Крым
май
Фестиваль добрых дел
Духовно-нравственное воспитание
сентябрь
Традиции моей семьи
октябрь
Это гордое имя-Учитель (создание
стенгазеты)
декабрь
«Мы в ответе за тех…»
март
Праздник для мам.
Воспитание безопасного поведения (ПДД, антитеррор,
противопожарная безопасность)
сентябрь
Правила антитеррористического
поведения.
Выполнение норм пожарной
безопасности
сентябрьДекада безопасности на дороге.
октябрь
декабрь
Практические тренировки по
март
безопасности
ноябрь
Конкурс рисунков ко Дню
спасателя
Инструктажи по охране труда
По отдельному плану
Конкурсные мероприятия
февраль
Конкурс «Я-исследователь»
март
Конкурс «Я-первооткрыватель»

Приложение 6
Лист корректировки Программы
Дата
разработки/
Дата
внесения
изменений
2019 год

2021 год

На основании / в
соответствии

Внесённые изменения
(в каком разделе
программы)

Кем внесены
изменения
(Ф.И.О.)

Приказ
Министерства Разработка программы
просвещения
Российской
Федерации от 09.11.2018 №
196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления
образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»

Ткачёва С.В.

Постановление
Главного Откорректирована
государственного
нормативно-правовая
санитарного
врача база.
Российской Федерации от
28 сентября 2020 года № 28
«Об
утверждении
санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-

Ткачёва С.В.

2022
год

2023
год

2024 год

эпидемиологические
требования к организациям
воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Приказ Министерства
образования, науки и
молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. №
1948 «О методических
рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ»
Приказ
Министерства
просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 №
629
«Об
утверждении
Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»

Внесены
отдельные
изменения в содержание
учебного плана.
Структурные
Барбэнягрэ Н.П.
коррективы. Расширены
разделы
«Формы
аттестации и контроля»,
адресат программы.

Изменена
нормативно Барбэнягрэ Н.П.
правовая
база
в
соответствии с новыми
НПА.

Дополнена
нормативных
актов

база Барбэнягрэ Н.П.
правовых


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».