Раннее развитие

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБУДО «ДЭЦ»
от «27» 08 2024 г.
Протокол № 3

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ДЭЦ»
________________ Точенюк Ж.Ю.
«30» 08 2024 г. приказ № 125
М.П.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Раннее развитие»

Направленность: социально-гуманитарная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Составитель: Алексеева С. Г.
Должность: педагог дополнительного
образования

г. Ялта
2024 г
12

1.1. Пояснительная записка.
Модифицированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Раннее развитие» (далее - Программа) составлена в соответствии с
нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31 июля 2020 года);

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;

Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (с изменениями на 02.02.2021 г.)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
2


Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы»);

Закон Республики Крым от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 «Об
образовании в Республике Крым» (с изменениями и дополнениями);
Закон Республики Крым от 19.12.2022 № 374-ЗРК/2022 «О внесении
изменений в Закон Республики Крым»; --- Методические рекомендации для
педагогов
дополнительного
образования
детей
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ»,
утверждённые решением коллегии Министерства образования, науки и
молодежи Республики Крым от 23июня 2021года» № 4/4;
-- Устав Муниципального бюджетного учреждение дополнительного
образования «Детский экологический центр» муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым, утверждённый Постановлением
Администрации города Ялта от 17.08.2021 № 2552-п;
--локальные нормативные акты МБУДО «ДЭЦ».
Программа «Раннее развитие» обеспечивает формирование
у детей
ценностных
установок, ориентирует не на уровень знаний, а на
развитие
потенциальных возможностей ребенка и призвана помочь
дошкольнику освоить специфику социальных отношений (в семье, со
сверстниками, с взрослыми). Содержание Программы направлено на зону
ближайшего развития детей; оно обеспечивает их постепенный переход от
непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой
смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит
переход от игровой к творческой, учебной работе, в том числе в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Основными принципами построения программы являются: общее
развитие с учетом индивидуальных
возможностей
и
способностей;
развитие
творческой деятельности; развитие личностных компетенций;
поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных
установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к
новым условиям образования; сотворчество детей и родителей.
Направленность программы. Программа имеет социально –
гуманитарную
направленность. Ее цель и задачи направлены на развитие
социальной компетентности детей как способности к жизнедеятельности в
обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей,
3

умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро, адекватно
адаптироваться в изменяющемся мире.
Курс создан также для того, чтобы помочь ребенку войти в новый,
школьный, возраст, в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и
самим собой. Программа соответствует самоощущению ребенка, который уже
не дошкольник, но еще и не школьник. Она отвечает принципу развивающего
образования; сочетает принципы научной обоснованности и практической
применимости, соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики; соответствует критериям полноты, необходимости и
достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом
и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному
«минимуму»).
Программа развивает нравственные качества детей, их интеллектуальные
способности, эстетическое восприятие, способствует уровню физического
развития.
Программа состоит из следующих основных разделов.
Раздел “АБВГДейка” направлен на разностороннее развитие ребенка
посредством осуществления различных видов деятельности. Выполняющих
функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого
мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного
аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого
целого действия. Реализация содержания данного раздела направлена на
подготовку детей к обучению чтению и письму.
Раздел “ Математические ступеньки” введён в Программу, чтобы
научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы
подвести их к понятию числа. Столь же важной и значимой является и задача
целенаправленного
и
систематического
развития
познавательных
способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных
процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
Раздел “Зеленая тропинка” направлен на развитие умений проводить
наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его
существенные и несущественные характеристики; понимать относительность
свойств; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь
использовать эти выводы для дальнейшей работы.
Раздел «Мир вокруг меня» реализуется через координацию и развитие
накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В
основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с
предметами, а также элементарные эксперименты, осуществляемые в
естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.
Содержание раздела раскрывает детям волшебный мир природы Крымского
полуострова.
Актуальность Программы обусловлена следующими факторами: она
обеспечивает раннее физическое и интеллектуальное развитие дошкольников в
учреждении дополнительного образования, где дети накапливают социальный
4

опыт. Особенно это продуктивно для детей, не посещающих детские сады и
приехавших с родителями из других регионов, так как они учатся работать и
играть в коллективе сверстников. Актуальность Программы базируется на
анализе родительского спроса, анализе социальных проблем; потребностей
общества и социального заказа. Программа реализовывалась в течение
нескольких лет, и это положительно сказалось на имидже образовательной
организации.
Новизна данной образовательной программы заключается в
комплексном подходе к подготовке учащегося, умеющего жить в современных
социально-экономических условиях: компетентного, мобильного; активного,
обладающего опытом природоохранной деятельности, знающего свой край, его
историю, умеющего правильно общаться и полно использовать свои
способности. При этом педагог эффективно пользуется возможностями
современных педагогических технологий.
Отличительные особенности Программы в том, что она позволяет в
условиях дополнительного образования расширить возможности ребёнка по
освоению содержания программ социально-гуманитарной направленности в
Детском экологическом центре. Программа может реализовываться
в
комплексе с воспитательной программой экологического направления, в
результате чего усилится и разнообразится её воспитательный потенциал.
Педагогическая целесообразность.
Взаимосвязь выстроенной системы процессов обучения, развития,
воспитания, социализации, определяющих педагогическую целесообразность,
заключается в следующих принципах:
принципе систематичности и последовательности обучения:
необходимо
устанавливать
взаимосвязи,
взаимозависимости
между
полученными знаниями, переход от простого к сложному, от близкого к
далёкому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым
проблемам с новых позиций.
-принципе индивидуализации: на каждом учебном занятии педагог
должен стремиться подходить к каждому ребёнку как личности. Каждое
занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального
уровня развития ребёнка, должен учитываться тип нервной системы, интересы,
склонности ребёнка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого
ребёнка;
- организационно – педагогических принципах:
принципе развивающего обучения: педагогу необходимо знать уровень
развития каждого ребёнка, определять зону ближайшего развития,
использовать вариативность программы согласно этим знаниям;
принципе взаимодействия с семьёй и родителями ребёнка как
важнейшими субъектами образовательного процесса.
Адресат программы. Возраст обучающихся, осваивающих Программу,
5-6 лет, без предъявления каких-либо дополнительных требований.
5

Возраст пяти – шести лет – последний из дошкольных возрастов, когда в
психике ребенка появляются принципиально новые качества. Это
произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и
вытекающая отсюда способность управлять своим поведением.
5-6 лет - очень важный возраст для развития познавательной сферы
ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым
возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты,
прорабатываются все моменты становления «Я»- позиции. 90% всех черт
личности ребенка закладывается в возрасте именно 5-6 лет.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
диктуют особенности набора группы: преимущественно одновозрастной,
состоящей из мальчиков и девочек, объединённых, как правило, режимом
занятий в учреждении дополнительного образования.
Объём и срок освоения программы. Объем программы - 144 часа (4
часа в неделю). Срок обучения: 1 год (36 недель). В летнее время обучение не
осуществляется, хотя возможно освоение краткосрочной дополнительной
программы
соответствующей
направленности
в
условиях
летней
оздоровительной площадки или сезонной школы.
Уровень программы. Программа предусматривает стартовый
(ознакомительный) уровень освоения.Она направлена на создание условий для
интенсивной социальной адаптации детей, повышение психологической
готовности ребёнка к включению в образовательную деятельность, на создание
комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора
деятельности в дополнительном образовании средствами диагностики уровня
его общих и специальных способностей.
Форма обучения. Форма обучения очная, в особых случаях допускается
дистанционное обучение, осуществляемое, в основном, в случаях приостановки
образовательного процесса по особым причинам или в форме участия в
конкурсных мероприятиях, организуемых с помощью электронных технологий
(каникулярное время).
Особенности организации образовательного процесса. Организация
образовательного процесса происходит в объединениях по интересам, которые
могут быть сформированы как из учащихся одного возраста (близких
возрастов), так и из учащихся разного возраста в пределах цифр, указанных для
адресата Программы. Состав группы постоянный, занятия групповые. Так как
тематика занятий широкая и дети параллельно овладению знаниями об
окружающем мире обучаются азам математики и грамоте, планируется
индивидуальный подход к ребенку вплоть до разработки в случае
необходимости индивидуального учебного плана.
Каникулярное время используется в соответствии с учебным планом, но
время, формы и виды занятий могут изменяться в зависимости от целей
занятий, погодных условий, индивидуальных особенностей детей. Виды
занятий определяются содержанием программы и поставленными задачами;
предусматриваются ролевые и деловые игры, очные и виртуальные экскурсии,
6

открытые занятия с участием интересных людей или родителей. Сохраняется
большой блок практических занятий, в том числе по освоению норм
безопасности.
Основная форма работы - групповая и индивидуальная. Наиболее часто
используются следующие виды занятий:
-комплексное занятие,
-интегрированное занятие,
-занятие – исследование,
различные варианты игровых форм проведения занятий.
Все занятия проводятся в интерактивной форме. В ходе занятий у детей
формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие
основных познавательных процессов и способностей.
Режим занятий. Проводятся занятия 2 раза в неделю по 2 занятия по 30
минут с обязательным перерывом не менее 1о мин., проводимым под
наблюдением педагога преимущественно на свежем воздухе.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: обеспечить комплексное развитие личности ребенка в период
дошкольного детства; подготовить к успешному обучению в школе.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
-формировать общественную активность детей, воспитывать патриотизм;
-формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему
миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
-формировать мотивацию учения и предпосылки готовности к обучению в
школе;
-формировать элементарные математические представления;
-формировать у детей основы положительного эмоционального отношения к
компьютеру, понимания его назначения и возможностей для достижения
поставленных целей;
-формировать у детей навыки коммуникативной деятельности, социальных
контактов, развитие способности к совместным действиям в быту и игровой
деятельности;
-формировать эстетическое отношение к миру и развивать художественные
способностей детей через рисование, лепку и аппликацию.
Метапредметные (развивающие):
-развивать потребность детей в здоровом образе жизни;
-развивать уверенность детей в себе и своих возможностях;
-развивать познавательные процессы (внимание, мышление, речь, память,
воображение, восприятие) и мыслительные операции в соответствии с
возрастными особенностями детей;
-развивать чувство прекрасного, умение видеть и чувствовать красоту: в
природе, музыке, художественных произведениях;
Личностные (воспитательные):
7

-воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность;
-воспитывать уважение к национальной самобытности языка и традиционным
ценностям;
-воспитывать взаимопомощь, отзывчивость, доброту;
-воспитывать бережное и заботливое отношение к миру живой природы,
закладывать основы чувства ответственности за происходящее в ней при
участии человека.
1.3.
Воспитательный потенциал Программы заключается в
возможности обеспечения условий для приобщения обучающихся к личностнозначимым, социально-культурным ценностям через участие в различных видах
созидательной деятельности. Программа способствует самоактуализации как
способа воплощения собственных индивидуальных творческих интересов, а
также саморазвития и личностного роста в социальных и культурно-значимых
сферах жизнедеятельности общества.
Программа воспитывает самостоятельность, ребята чувствуют себя более
уверенно в любом обществе, у них формируется адекватная оценка себя и
окружающих. Более того, они начинают больше ценить доброжелательность,
справедливость, внимание, помощь и поддержку, и педагог помогает им в этом.
Педагог привлекает к активному участию в жизни детей родителей учащихся,
обеспечивая воспитательное пространство сотрудничества участников
образовательного процесса. Экскурсии, открытые занятия, экологические акции
– эти мероприятия вносят новые эмоции и новые знания в жизнь
дошкольников. Воспитание семейных ценностей, духовно-нравственное,
экологическое, здоровьесберегающее воспитание являются основными
векторами развития культурно-досуговой деятельности детей дошкольного
возраста. И, конечно, необходимо учитывать, что дети — наиболее
незащищённая и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они
часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего
незнания, беспечности или легкомыслия. Поэтому выделяется еще одно важное
направление в воспитании – это воспитание основ безопасного поведения.
1.4. Учебный план и содержание программы
1.4.1. Учебный план
№

1

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Теория

Практ
ика

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ

2

1

1

АБВГДейка

40

16

24

Форма
аттестации/
контроля

Беседа
Входной
контроль
Викторина
Устный тест
8

Выставка
Праздник

2

Математические ступеньки

34

14

20

3

Зеленая тропинка

38

21

17

Тест-игра.
Выставка

4

Мир вокруг меня

28

15

13

Праздник
Акция
Тестирование

5

Итоговый контроль

2

2

Выставка

Всего

144

67

77

1.4.2.Содержание основных разделов программы
Раздел 1. Введение (2 часа).
Теория (2 ч). Вводное занятие.
Встреча с детьми. Правила поведения в учреждении. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях. Знакомство с материалами и инструментами
человека. Входной контроль.
Раздел 2 «АБВГДейка» (40 часов)
Теория (16 часов). В разделе “АБВГДейка” решаются вопросы практической
подготовки детей к обучению чтению, письму и ведется работа по
совершенствованию устной речи. Программа раздела направлена на общее
развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для
успешного изучения русского языка. Организация работы по трем
направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению чтению,
подготовка к обучению письму.
Практика (24 часа). Контурное письмо букв, разгадывание загадок,
составление рассказов по картинкам «Осень», «Зима», «Весна», прослушивание
и пересказ рассказов К.Чуковского, Г.Остера, В.Сутеева; русских народных
сказок; заучивание стихотворений А.Барто, В.А.Жуковского, С.Михалкова;
раскрашивание картинок для развития мелкой моторики рук.
Раздел 3 «Математические ступеньки» (34 часа)
Теория (14 час.). Обучение прямому и обратному счету в пределах 10. Задачи.
Сравнение предметов по размеру, форме, цвету, по назначению. Измерение
величины, сравнение величины, установление равенства; неравенство
предметов. Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал,
многоугольник.
Практика (20 часов). Понятие числа и цифры. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10; состав
числа от 1 до 10; счёт предметов от 1 до 10; составление и решение задач и
примеров; прямой и обратный счет в пределах 10; написание цифр.
Раздел 4. «Зеленая тропинка» (38 часов)
Теория (21 час). Данный раздел представляет собой первый для малышей опыт
систематизации и “научной” коррекции накопленных ими в дошкольном
возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и
первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным
9

естественнонаучным дисциплинам методам познания, следуя которым нужно
как можно больше “увидеть своими глазами”, “сделать своими руками”.
Практика (17 часов). Выполнение практических заданий; составление
макетов. Практические наблюдения; составление рассказов об увиденном.
Лепка из пластилина; раскрашивание. Составление фигур из квадратов, кругов,
треугольников. Составление фигур из счётных палочек.
Раздел 5 «Мир вокруг меня» (30 часов).
Теория (15 часов). Обучение составлению
описательных рассказов о
предметах; рассказывание по картине и её фрагментам; расширение словарного
запаса за счёт глаголов и прилагательных; составление предложения из 2-3
слов. Развитие внимания, логического мышления. Развитие творческого
воображения, индивидуальной активности и инициативы, самостоятельности в
решении творческих задач.
Практика (15 часов). Деловые игры по темам. Ролевые игры. Опыты.
Рассказы по картинам. Раскрашивание.
1.5. Планируемые результаты
По окончании обучения по Программе у учащихся:
сформируются навыки связной речи;
расширится словарный запас;
будут сформированы основные грамматические навыки речевого
общения;
Учащиеся будут уметь:
управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей
(обведение буквы по контуру; штриховка, написание в тетради букв печатного
шрифта, рисование бордюров);
производить звуковой анализ слова, правильно передавать его звучание;
производить анализ предложения и небольшого текста.
Учащиеся будут знать:
Понятие числа и цифры; цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10; состав числа от 1 до
10; счёт предметов от 1 до 10.
У учащихся будут развиты:
- внимание (зрительное, слуховое, двигательное),
- память (двигательная, зрительная, слуховая);
Программа способствует приобретению учащимися личностных результатов:
- позиции самоопределения – внутренней позиции будущего школьника (какой
я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я
стремлюсь и т.п.);
- понимания смысла и мотивации учебной деятельности (какой смысл имеет
для меня учение);
- понятия нравственно-этической оценки – способности
соотносить свои
поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности
10

оценивать свое поведение и поступки на основе понимания основных
моральных норм и правил.
Метапредметные результаты
Учащиеся смогут в разной степени овладеть умениями:
–сохранять заданную цель;
– планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей.
–видеть результат своей деятельности;
–контролировать свою деятельность;
– видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
– оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно
понимать оценку взрослого и сверстника.
- устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
- взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в
коллективе;
- слушать собеседника, задавать вопросы вступать в диалог;
- вести монолог, отвечать на вопросы.

11

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы.
2.1. Календарный учебный график

12

Календарный учебный график на учебный год
Уровень «стартовый», один год обучения
Начало учебного года-01 сентября, окончание- 31 мая. Во время осенних и весенних школьных каникул образовательный процесс осуществляется в
соответствии с планом реализации программы. Летние каникулы-с 1 июня по 31 августа. Во время летних каникул занятия не проводятся. Возможна
реализация краткосрочной программы той же направленности в рамках летней Сезонной школы.

4

4

4

11

12

13

16

4

4

4

4

4

14

15

16

17

18

16
В 1 полугодии
68
4

4

4

4

4

19

20

21

22

16

4

4

4

23

24

25

26

12

4

4

4

27

28

29

30

16

4

4

4

4

31

май

32

16

4

4

4

4

33

34

35

июнь

36

16
Во 2 полугодии
76
4

4

4

4

4

4

Итоговый контроль. Выставка

10

апрель

Всемирная акция «День Земли»

9

март

Праздник

4

Устные тесты

4

8

16

Викторина

4

7

февраль

Выставка

6

январь

Тест-игра

5

декабрь

Промежуточный контроль.

4

16

Входной контроль

Кол-во
часов в
месяц
(гр.)

Аттестация/ формы контроля

3

ноябрь

Праздник «Новый год»

2

октябрь

Выставка работ «Осень»

1

Кол-во
часов в
неделю
(гр.)

Кол-во
учебных
недель

Месяц

сентябрь

2 полугодие

Тестирование

1 полугодие

Объем программы на каждую группу 144 часа.

12

2.2. Условия реализации Программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Учебный класс с комплектом одноместных парт и стульев, отвечающих
санитарным нормам.
- шкаф для пособий;
- шкаф для игрушек, игр, красок, карандашей и др.
- стол учительский, принтер, компьютер и ноутбук, видеопроектор, экран, учебная
доска.
2. Дидактические игры:
- игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание и внимание;
- учебно-методическая литература для педагога;
- учебная литература для детей;
- наборы пластилина, краски, карандаши, ватман и бумага для рисования, клей,
ножницы и др.
2.2.2. Кадровое обеспечение
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования,
соответствующий профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
2.2.3. Информационное обеспечение
1. Государственные информационные ресурсы:
- Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации
https://edu.gov.ru/ (Дата обращения: 01.08.2024 г.)
- Официальный сайт Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым https://monm.rk.gov.ru/ru/index (Дата обращения: 01.08.2024 г.)
- Официальный сайт МБУДО «ДЭЦ» https://ecomir-yalta.krymschool.ru/ (Дата
обращения: 01.08.2024 г.)
2. Информационно-коммуникационные педагогические платформы:
- «Сферум» https://sferum.ru/?p=start (Дата обращения: 01.08.2024 г.)
- Навигатор дополнительного образования Республики Крым https://xn--82kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/ (Дата обращения: 01.08.2024 г.)
3. Образовательные порталы:
- Российское образование http://www.edu.ru (Дата обращения: 01.08.2024 г.)
- Инфоурок https://infourok.ru/ (Дата обращения: 01.08.2024 г.)
2.2.4. Методическое обеспечение программы
Программа реализуется очно, но в отдельных случаях допускается
возможность осуществлять образовательную деятельность с использованием
дистанционных образовательных технологий путем организации образовательной
деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой
12

предоставляется
открытый
доступ
через
информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет».
Каждая тема на занятии состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых
теоретических понятий, беседу с детьми, просмотр видеоматериалов. В основе
средств реализации образовательного процесса лежат педагогические технологии
личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, а также методы
развития познавательной активности дошкольников: игровые, проектные.
Используемые на занятиях методы обучения зависят от цели и содержания
предстоящего занятия, преимущественно это:
- наглядные методы (показ иллюстраций и презентаций, работа по образцу, показ
видеоматериалов),
- практические методы (выполнение различных по содержанию практических и
творческих заданий),
- словесные методы (устное изложение, беседа, анализ информации),
- игровые методы и приемы.
Игровой метод является одним из основных методов, применяемых в период
раннего развития детей, и предусматривает использование разнообразных
компонентов игровой деятельности в сочетании с другими.
Чаще всего игровой метод включает разнообразные действия с игрушками,
игровыми материалами, имитацию действий и движений, элементы соревнования.
Игра на этом этапе является не только методом, но и формой организации
педагогического процесса, основным видом деятельности детей (сюжетно-ролевая
игра).
Проектирование, включенное в педагогический процесс - как вид деятельности,
форма и метод организации педагогического процесса,- способствует развитию
самоощущения, самовыражения детей и овладению ими различными видами
деятельности.
Первостепенное значение в обучении дошкольников имеет наглядность. Она
обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору
внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для
развития понятийного мышления, активизации познавательной деятельности
дошкольников. Наглядность должна отвечать психологическим особенностям детей
данного возраста: быть яркой, конкретной, разнообразной.
Важна группа приемов, позволяющая обеспечить мотивацию занятий:
-сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело, наглядных
пособий и индивидуальных дидактических материалов;
-совместный поиск решения, коллективное размышление;
14

-ситуация успеха, которая создаётся для каждого ребёнка.
Для реализации целей программы важно использовать приемы, направленные на
развитие творческих способностей в разных видах деятельности (примеры смотри в
таблице):
Направление
Развитие речи
Математика
Естествознание
Изобразительная деятельность
Развитие речи
Математика
Математика
Развивающие игры
Изобразительная деятельность

Приемы развития
творческих способностей

Игры

Выделение
противоположных свойств

«И хорошо и плохо»,
«Противоположности»

Переформулирование

«Почемучка», «Что в
кулаке», «Без слов»

«Включение» объекта в
новые связи

«Дорисуй фигурку»,
«Незавершенный
рисунок», «А что
дальше?»

Деятельность детей организуется при помощи следующих основных методов:
- объяснительно-иллюстративный - его суть состоит в том, что педагог разными
средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми
органами
чувств
воспринимают
ее,
осознают
и
запоминают.
Сообщающее обучение характерно тем, что педагог излагает знания в
обработанном «готовом» виде, дети воспринимают и воспроизводят его.
- репродуктивный метод - основывается на том, что материал предоставляется
учащимся уже несколько видоизмененным и понятным для восприятия.
Признаком такого метода является то, что детям не нужно проявлять свои умения
и о чем-то самостоятельно думать, а достаточно всего лишь слушать учителя и
пытаться запомнить сказанное.
- игровой метод - процесс взаимодействия между педагогом и детьми, в
результате которого передаются или усваиваются знания, умения или навык,
основанные на включении в обучение компонентов игровой деятельности.
2.3. Формы аттестации и контроля
Формы контроля
Основными видами контроля результатов освоения учащимися Программы
являются: входящий; текущий; промежуточный; итоговый
Виды и формы контроля
Время проведения
В начале учебного года

Входящий
Цель проведения
Выявление уровня знаний и
интересов детей,

Формы проведения
Беседа, устный опрос, тесты,
творческие занятия

15

В конце первого полугодия
В конце учебного года

В течение всего учебного
года

коммуникативности, степени
сформированности практических
умений и навыков
Промежуточный
Определение степени усвоения
учебного материала
Итоговый
Определение изменения знаний и
развития детей. Определение
уровня и результатов обучения.
Текущий контроль
Определение степени усвоения
учащимися программного
материала, к стремлению развивать
и углублять знания по учебному
материалу. Определение
готовности учащихся к
восприятию нового материала.

Устный опрос, беседы, тесты
Участие в акциях, конкурсах,
коллективных заданиях,
выставках, тесты, беседы
Дискуссии, устный
индивидуальный и фронтальный
опрос. Беседы, конкурсы,
викторины, тесты, творческие
задания.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический
материал, готовая работа, материал анкетирования и тестирования, беседа, устный
опрос, дискуссия
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка,
готовое изделие, мини-спектакль, конкурсы, открытые занятия.
Конкретная форма выбирается в процессе образовательной деятельности с
учётом уровня развития ребёнка, сферы его интересов, способностей и
потребностей.
В основу оценивания результатов положена пятибалльная система оценки, которая
затем переводится в систему уровней:
Система
уровней
Количество
усвоенного
материала в %
соотношении

5 баллов
Высокий
уровень
75-100 %
выполнение
заданий

4 балла
Достаточный
уровень
75-50 %
выполнение
заданий

3 балла
Средний уровень

2-1 балл
Низкий уровень

45-25 %
выполнение
заданий

менее 25% за
правильное
выполнение заданий

2.4. Список литературы для педагога
1. Васильева Н.Н., Новоторцева Н. В. «Развивающие игры для дошкольников» [Текст] / Н.
Н. Васильева, Н. В. Новоторцева — : Издательство: "Академия Развития, Академия
Холдинг" , 2005 — 208 c.
2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И «Мяч и речь». [Текст] / Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И
—: СПб: «Каро», 2003. — 96 c.
3. Крупенчук Ольга Игоревна Научите меня говорить правильно! Комплексная программа
подготовки ребенка к школе. ФГОС ДО [Текст] / Крупенчук Ольга Игоревна — : Литера,
2021 — 208 c.
16

4. Нищева Н. В. Занимаемся вместе [Текст] / Н. В. Нищева — : «Детство-Пресс»,, 2013 —
27 c.
5. Ульяна Сидорова Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5 6 лет [Текст] / Ульяна Сидорова — : ТЦ Сфера, 2014 — 32 c.
6. Учим цифры / [Электронный ресурс] // Современный учительский портал : [сайт]. —
URL:
https://easyen.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/zanjatija/uchim_cifry_cifra_1_chislo_1/361-1-05227
7. Крупенчук О. И. Учим буквы / О.И. Крупенчук [Электронный ресурс] // учебнометодическое пособие : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlyaroditeley/2019/07/07/o-i-krupenchuk-uchim-bukvy-dlya-detey-5-6-let
Список литературы, рекомендуемой для детей (при помощи родителей)
1.
/
[Электронный ресурс] // ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ
"УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ УМНИКОВ": [сайт]. — URL: https://ма-лень-каястрана.рф/index.php/veselye-domashnie-zadaniya-dlya-doshkolyat/6236-domashnee-zadaniedlya-detej-5-let-uprazhneniya-dlya-malenkikh-umnikov
2. Знакомство со звуками и буквами / [Электронный ресурс] // Маленькая страна : [сайт].
— URL: https://ма-лень-кая-страна.рф/index.php/znakomstvo-so-zvukami-i-bukvami
3. Ульяна Сидорова Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5 6 лет [Текст] / Ульяна Сидорова — : ТЦ Сфера, 2014 — 32 c.
Список литературы, рекомендуемой для родителей
1. Бабаева Т. И. У школьного порога [Текст] / Т. И. Бабаева — : М.: Просвещение, , 1993
— 128 c.
2. Виноградова, Журова, Салмина: «Предшкольная пора» [Текст] / Виноградова, Журова,
Салмина: — : Просвещение/Вентана-Граф,, 2011 — 32 c.
3.
Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. «Психологические особенности развития
дошкольников» [Текст] / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева — : "Эксмо" , 2009 — 176 c.

17

Приложения к программе «Раннее развитие»
Приложение 1
Оценочные материалы. Игры, тесты, задания.
1. Найди точно такой же чайник, как в рамке, и раскрась его.

2. Раскрась одинаковые фигурки одним цветом.

3. Сравни картинки. Найди все отличия.

18

Игра «Длинный хвост»
Детям раздаются картинки с животными, у которых хвосты разной длины (можно и почти
бесхвостых, например, медведь). По команде ведущего им нужно быстро
построиться в шеренгу от самого коротенького до самого длинного хвоста, затем наоборот.
Можно предложить признак пушистости хвоста. Важно, чтобы дети выполнили задание быстро и
правильно. Если играющих много, то они делятся на две команды и соревнуются на время и
точность игры.
Магазин
Участники игры выбирают директора продуктового склада и директора магазина. Остальные
дети становятся продавцами. Поочередно продавцы приходят к директору склада и просят
перечислить имеющиеся в наличии продукты. Например, директор склада говорит: «У нас сегодня
есть: мармелад, кофе, чай, сосиски “Любительские” и белый хлеб».
Продавец должен запомнить наименования товаров и вернувшись рассказать о них директору
магазина. За каждый правильно названный продукт начисляется 1 балл. Победителем объявляется
игрок, набравший большее количество очков.
Вспомни
Ведущий называет 3 произвольных слова и просит участников игры вспомнить все, что может
быть связано с этими словами. Например: лес, весна, огород. Возможные ответы: деревья, трава,
шишки, ежик, муравейник, капель, лужи, ручьи, оттепель, овощи и т. д. Отвечают игроки по
очереди, дополняя друг друга. За каждое названное слово начисляется 1 балл, побеждает участник,
набравший наибольшее количество баллов.
Что поменялось
Участники игры делятся на 2 группы. Дети, входящие в одну из них, отходят в сторону и
встают в определенные позы, образуя произвольную композицию. Вторая группа должна
внимательно рассмотреть и запомнить представленные позиции.
После этого участники второй группы отворачиваются, первые в это время немного изменяют
положение тел. Повернувшись, игроки должны увидеть и назвать произошедшие изменения.

Текущий контроль. Задания. Учимся писать буквы и цифры

19

Задания для развития мелкой моторики

20

Проверочные и контрольные работы
Начальный, или входной, контроль
Задания для проверки знаний ребёнка
1. Расскажи о себе
❀ Попросите ребенка дать интервью о себе. Вы будете корреспондентом, а он будет отвечать
на ваши вопросы:
♦ Как тебя зовут (фамилия, имя, отчество)?
♦ Сколько тебе лет? Знаешь ли ты день своего рождения?
♦ Где ты живешь? В какой стране? В каком городе? Назови домашний адрес.
♦ В какие игры ты любишь играть?
♦ Какие книжки тебе нравятся?
♦ Что ты можешь рассказать о себе?
♦ Кем ты хочешь стать? Какая у тебя есть мечта?
♦ Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?
2. Рассказ по картинкам
❀ Сделайте подборку картинок из сказок и попросите ребенка разложить картинки
последовательно, так, чтобы получился рассказ. Пусть малыш расскажет историю, которую он
«выстроил».
3. Скопируй надпись
❀ На листе напишите четкими письменными буквами фразу: «Я ел суп» или «Он пил чай».
Попросите ребенка скопировать фразу.
4. Графический диктант

Оценка производится по следующей шкале:
♦ Точное воспроизведение узора — 4 балла (неровность линии, «дрожащая» линия, помарки и
т. д. не снижают оценки).
♦ Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, — 3 балла.
♦ Воспроизведение с несколькими ошибками — 2 балла.
♦ Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся
узором, — 1 балл.
♦ Отсутствие сходства даже в отдельных элементах — 0 баллов.
❀ За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.
Промежуточный или рубежный контроль (в конце 1 полугодия)
Задание 1
Запомни картинки
❀ В течение 20 секунд дайте рассмотреть ребенку 10 картинок, на которых изображены по
одному разному предмету (зонт, солнце, огурец, лес, снеговик и т. д.). После чего уберите
12

картинки и попросите его назвать все предметы, которые он запомнил. Если ребенок запомнил
8- 10 картинок — это превосходный результат, 6-7 предметов — отлично; 4-5 — средний
уровень; менее 3 — стоит потренировать память.
Задание 2
Одним словом
❀ Попросите ребенка назвать одним словом:
♦ ромашка, фиалка, лилия (цветы, растения),
♦ курица, утка, гусь (домашние птицы),
♦ тополь, береза, ель (деревья),
♦ медведь, лиса, волк (животные),
♦ Саша, Витя, Ира (имена).
Задание 3
Раскрась картинку: А – красный, Б – синий, В – зеленый, Г – жёлтый.

Задание 4.
Предлагаем вам несколько вариантов задач. Сначала можно позаниматься с картинками, так
ребёнку будет проще воспринимать информацию, и только затем переходить к цифрам и
другим более сложным примерам. сосчитай предметы на картинках

22

Итоговый контроль
Задания по пройденным разделам
Задание 1

Задание 2
1. Из данных слов выпишите только гласные буквы.
23

Сердце, картофель, секунда, язык.

__________________________________________
2. Из всех букв оставьте только гласные, остальные зачеркните.
а

ц

у

к

я

ш

н

т

г

щ

з

х

ф

ы

е

ь

в

и

о

п

р

д

ж

м

б

э

ъ

л

ю

ч

й

с

ё

Сколько всего гласных - __________
Сколько всего согласных - ________
Задание
На внимание

24

Приложение 2
Направления воспитательной работы и календарь воспитательной работы на учебный год
Направление
воспитательн
ой работы

Задачи работы по данному направлению

Экологическое

Воспитание основ
безопасного поведения

Здоровьесберегающее

Духовно-нравственное

 Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности
детей, осознанных представлений о нормах и правилах поведения в
природе, знаний о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений.
 Учить заботится о природе, о животных и растениях, развивать
интерес к окружающему миру, учить наблюдать за изменениями в
природе. Учить видеть прекрасное.

Формирование правил поведения на дороге

Формирование правил поведения при пожаре

Формирование правил поведения при ЧС

Формирование правил поведения при общении с животными

Формирование правил поведения на природе

Осознание сохранения и укрепления своего здоровья как
ценности. Способность самостоятельно анализировать состояние
своего здоровья;

Наличие необходимых медицинских знаний и профилактических
навыков для оказания помощи себе и другим;

Наличие знаний и норм ведения здорового образа жизни и
следование им на практике.

Знакомство с истоками национальной культуры.

Воспитание организованной и целенаправленной деятельность
преподавателей, родителей и священнослужителей

Познание самого себя, осознание своего места в обществе,
изучение законов общества.

Формирование гражданского самосознания учащихся
Воспитание уважения к Родине, гордости за Отечество. Воспитание
качеств патриота и защитника Родины.

Углубление знаний детей о Родине, своем родном крае, об
истории, традициях, культуре народов России.

Календарь воспитательной работы
Месяц
Сентябрь

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь

Дата

Образовательное событие
День солидарности в борьбе с терроризмом (сообщение)
Неделя безопасности (ПДД), (беседы, презентации, изготовление
плакатов, встреча с сотрудниками ГИБДД) (Возможна виртуальная)
День флага и герба Крыма (беседа с презентацией)
Международный день учителя (поздравительный плакат)
Международный день школьных библиотек
(посещение школьной библиотеки)
День народного единства
Всемирный день отказа от курения.
О ценности здоровой пищи (презентация)
День Конституции Российской Федерации (сообщение)
Режим дня (презентация)
День Республики Крым (сообщение)

25

Февраль
Март
Апрель

Май

День снятия блокады города Ленинграда (занятие)
Международный день БЕЗ интернета (беседа)
День Российской науки (презентация великие учёные)
День Защитника Отечества (Игра-викторина)
День Конституции Крыма (беседа с презентацией)
День воссоединения Крыма с Россией (беседа с презентацией)
День Конституции Крыма (беседа с презентацией)
Освобождение Ялты от немецко-фашистских захватчиков (видео,
презентация)
Международный день семьи (беседа с презентацией)
День пограничника в России (беседа с презентацией)
Всемирный день без табака (беседа с презентацией)

Приложение 3
Методические материалы
Сценарий
воспитательного занятия для детей
«Осторожно! Огонь»
Цель: формировать знание правил поведения при пожаре;
воспитывать уважение к труду и профессии пожарных.
Задачи: - формировать представление у детей о роли огня в жизни человека, о
причинах возникновения пожаров; дать представление о пользе и вреде огня;
-закрепить посредством игры последовательность действий при пожаре;
-воспитывать у детей чувство уважения к профессии пожарного;
научить набирать номер пожарной службы 101 или 112 на мобильном телефоне.
Предварительная работа. 1.Беседы на тему пожарной безопасности, о причинах
пожара, о работе пожарных.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Чтение художественной литературы (С. Я. Маршак «Кошкин дом», П. Голосов
«Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», С. В. Михалков «Дядя Степа», Т.
Фетисова «Куда спешат красные машины»),
4. Разгадывание загадок.
Оборудование: картинки, на которых изображен труд пожарных, костюмы пожарных
и
иллюстрируются правила обращения с огнем; телефон; игрушечная пожарная
машина,
коробок спичек; 2 модульные машины, ленточки красные и синие по
количеству участников.
Ведущий: Здравствуйте ребята и гости нашего занятия! Сегодня мы с вами собрались
здесь чтобы вспомнить, чтобы вспомнить…Ой а что вспомнить? Я и сама
забыла…Но ничего, у меня есть подсказки в виде загадок.
26

1. Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костёр. (спички)
2. В природе от солнца бывает загар,
А в доме от спичек бывает (пожар)
3. Ловко прыгнет он в окошко,
И спасет детей, и кошку,
Победит огонь коварный,
Потому что он – (пожарный).
4. Крепко помните, друзья,
Что с огнём шутить …. (нельзя)
Ведущий: Какие молодцы! Все загадки отгадали! Кто догадался, какая будет тема
нашего мероприятия?
Дети отвечают: пожарная безопасность.
Ведущий: Правильно. А теперь давайте вспомним, где нас может подстерегать огонь?
Я- огонь! Я – друг ребят.
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все кругом!
Чтобы лес, звериный дом,
Не пылал нигде огнём,
Чтоб не плакали букашки,
Не теряли гнёзда пташки,
А лишь пели песни птички,
Не берите в руки спички!
Фен, компьютер, газ на кухне,
Телевизор и утюг,
Пусть включает только взрослый –
Наш надежный старший друг!
(Выходит Незнайка с пожарной машиной в руках).
Ведущий: Посмотрите кто к нам зашел в гости. Незнайка, а почему ты такой
задумчивый?
Незнайка: Мне подарили машину, а я не знаю как она называется…
Дети подсказывают Незнайки: Это пожарная машина. На ней ездят пожарные, чтобы
тушить пожар.
Незнайка: А кто такие пожарные? Я не знаю.
Ведущий: Ребята, давайте поможем Незнайке. Позвоним и пригласим пожарных,
чтобы они сами рассказали о своем нелегком труде. Скажите, а по какому номеру мы
будем звонить?
Дети отвечают:101 или 112.
А кто знает, как набрать на телефоне этот номер?
Желающие отвечают.
Что нас попросят сообщить? Как мы это сделаем?
Моделируем ситуацию.
Один из детей звонит и приглашает пожарных в гости.
27

Ведущий: Ребята, давайте пока пожарные к нам едут, мы немного разомнемся.
Физкультминутка. «Пожарная машина»
Пламя высоко взлетает! Руки вверх мы поднимаем.
Дыма чёрного клубы!
Искры в воздухе сверкают! (Машем руками вправо и влево).
Все за дело! Шланг тяни! (Все тянут «шланг»)
Шланг мы дружно размотали.
Ну, огонь, теперь держись! (Грозим пальцем).
Бьет струи вода тугая.
Пламя, гаснет, потухает.
Без подмоги обошлись! (Вытираем «пот» со лба).
Кто тут слабый? Подтянись!
Даже детям стало ясно,
Что с огнём шутить опасно!
Все вместе: «Если вдруг опять беда,
"101" звони всегда».
Пожарный: Здравствуйте, ребята. Вы просили приехать, что у Вас случилось?
Ведущий: У нас все в порядке. У нас в гостях Незнайка, а он не знает, кто такие
пожарные. Расскажите нам всем о своей профессии.
Пожарный: Это очень серьёзная и опасная профессия. Пожарный должен много
знать и уметь. Чем больше знает пожарный, тем быстрее он может справиться с
огнём и
помочь попавшим в беду. Пожарный должен обладать очень многими
качествами. Как вы думаете, ребята, какими?
Ответы ребят: пожарный должен быть:
• храбрым;
• ловким;
• сильным;
• дисциплинированным;
• внимательным;
• уметь быстро принимать решения;
• уметь оказать первую медицинскую помощь.
Пожарный: Чтобы обладать такими качествами, пожарные постоянно проводят
специальные учения, много тренируются в спортивных залах и на тренажёрах, чтобы
всё время быть в хорошей физической форме и во время настоящего пожара вовремя
прийти на помощь.
Ведущий:А мы тоже с ребятами много тренируемся. Сейчас мы вам покажем какие
мы смелые и ловкие. Итак, ребята, делимся на две команды по три игрока в
каждой.
Сейчас мы покажем, как быстро должен пожарный одеться. А ты,
Незнайка, будешь контролировать, чтобы дети правильно оделись.
Задача игроков добежать до своего стула, где лежат каска, накидка, быстро надеть ее,
сказав «Готов». Снять одежду, добежать обратно и передать эстафету другому.
Побеждает та команда, которая быстрее всех это сделает.
(Объявляется игра «Кто быстрее?»)
Ведущий: Какие вы молодцы! Как быстро все сделали! А теперь мы покажем быстро
и ловко мы ездим на машине.
Задача игроков на модульной машине доехать до стула и, обогнув его, «приехать»
назад и предать эстафету другому игроку. В каждой команде по три игрока.
Побеждает та команда, которая быстрее всех это сделает.
28

(Проходит эстафета)
Ведущий: И с этой задачей мы справились очень быстро. А я что - то не вижу нашего
гостя. Незнайка ты где?
(Незнайка где то нашел коробок со спичками и устроил пожар.)
Ведущий: Ребята, у нас пожар. Надо срочно потушить огонь.
В этой эстафете участвуют все. Детям первой команды прикрепляют за пояс красные
ленточки (огонь), а второй - синие (вода). По сигналу дети с синими ленточками
должны собрать все красные «хвостики» у убегающих детей то есть потушить огонь.
(Проходит игра «Потуши огонь»)
Пожарный: Как ловко вы справились с огнем, молодцы! Вы очень хорошо
подготовились! А что же нам делать с Незнайкой?
Незнайка: Ребята, простите меня пожалуйста. Я теперь знаю, что со спичками играть
нельзя.
Пожарный:В зажигалке или спичке Огонёчек – невеличка
Просит: «Поиграй со мной,
Я ведь робкий и ручной».
Но плохая он игрушка:
Подожжёт диван, подушку,
Книжки, стол, ковёр, обои,
И большой пожар устроит.
Что запомнить мы должны?
Спички детям не нужны! Дети все вместе говорят последнюю строчку.
Ведущий: В сегодняшних соревнованиях все действовали быстро и дружно.
Пожарный. Ребята, вы молодцы! Вы показали хорошие результаты и знаете много о
пожарной безопасности, я хочу вам вручить грамоты и медали юного пожарного.
Ведущий: А теперь настало время прощаться с гостями. Давайте поблагодарим
гостей
за участие в нашем занятии.
(Раздаёт детям памятки-буклеты о поведении на пожаре). Дома обязательно
попросите родителей, чтобы они ещё раз прочитали вам эти правила.

План-конспект занятия
по теме «Геометрические фигуры»
Цель занятия: создание условий для восприятия учащимися геометрических
фигур и выделения отличительных признаков каждой из них.
Задачи.
Образовательные: 1) учить выделять предложенные геометрические фигур из
многих других; 2) закреплять навыки ориентировки в пространстве.
Развивающие: 1) развивать память, мышление, внимание; 2) развивать
моторику рук; 3) развивать абстрактное мышление.
Воспитательные: 1) содействовать воспитанию аккуратности в работе с клеем;
2) содействовать воспитанию чувства взаимопомощи.
Оборудование: геометрические фигуры для работы на доске; плакат с
изображением геометрических фигур; набор геометрических фигур,
29

предназначенных для наклеивания, раскрашивания и составления фигур
животных.
Педагог. Добрый день! Как сегодня у вас, хорошее настроение?
Скажем хором:
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!

Педагог. Мы уже знакомы с горизонтальными и вертикальными линиями.
Посмотрите вокруг, найдите примеры вертикальных и горизонтальных линий.
(Ответы).

Знаю, что некоторые из вас уже даже знакомы с геометрическими фигурами. Но и
для других задание будет доступным. Немножко сообразительности, фантазии - и
…
Попробуйте отгадать мои загадки:
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Он себя представить рад,
А зовут его …(квадрат).
Похож на книжку, на тетрадку
И на большую шоколадку.
Аккуратный, словно школьник,
Как окно…(Прямоугольник).
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
Ну, пожалуй, и довольно.
Что ты видишь? (Треугольник)
На тарелке как венок,
Как румяный колобок,
Будто мячик круглый, друг.
Угадайте - это …(Круг).

Педагог. Молодцы. А теперь посмотрим на наш плакат! Есть ли там все наши
фигуры?
Какие геометрические фигуры изображены в верхнем ряду?
Правильно, треугольники. Посчитайте их стороны, углы.
Знаете ли, какие предметы на них похожи? ( Называют)
Какие фигуры расположены ниже? (Прямоугольники)
Сколько у них углов? На что они похожи? Есть ли среди них квадрат?
А ещё ниже? (Круги).
А у них углы есть? На что они похожи?
Практическая работа.
Педагог предлагает рассмотреть наборы розданных картонных геометрических
фигур.
Задание 1. Повторяя образец, данный на доске, сложить из геометрических фигур
фигурку животного. (Педагог обобщает: геометрические фигуры по одной совсем
30

не похожи на животных, но когда мы складываем несколько фигур, нам удаётся
добиться большого сходства.)
Используя раздаточный материал (геометрические фигуры), учащиеся
выкладывают на столах предложенные изображения животных, сначала
повторяя их, а затем придумывая самостоятельно (пример ниже)
Задание 2. Наклеивание фигур на лист бумаги.
Педагог. Как будем клеить? Как намазывать клей? (Ответы: намазываем клей с
обратной стороны на всю фигуру, особенно на края, прижимаем салфеткой).
Дети клеят в порядке, который определяет педагог (маленький круг наклеивается
на треугольник; треугольник - на прямоугольник; маленький квадрат должен
поместиться в круг).
Самостоятельная работа-раскрашивание.
Рефлексия.
Педагог. Нарисуем солнышко (что это за геометрическая фигура?). Давайте
раскрасим его так, как нам хочется. Вижу, как засияли ваши солнышки.
Спасибо!
Хорошего вам дня!

31

Приложение 4
Календарно - тематическое планирование
№

1.

Название темы занятия

Вводное занятие. Инструктаж.

Знакомство с алфавитом.. Буквы
А,Б. Контурное письмо буквы А.Б.
2.
К.Чуковский “Муха-цокотуха”.
Раскрашивание овощей.
Буква У,Е. Загадки. Раскрашивание
птиц. Контурное письмо буквы Е,У
3.
Составление рассказа по картине.
“Осенний день”.
Буквы О,И. А.Барто “Зайка”.
4.
ПДД Я пешеход.
Буквы Ы,Э.Контурное письмо Ы,Э.
5.
Стихи. Раскрашивание одежды
Буквы Н, М Контурное письмо
буквы Н,М
6.
К.Чуковский “Мойдодыр”.
Раскрашивание игрушек
Буквы Р, О Контурное письмо
буквы О,Р.
7.
К. Чуковский «Федорино горе».
Раскрашивание рыб.
Буквы Л, В Контурное письмо
буквы Л.В.
8.
Раскрашивание машин. Юдин
“Экскаваторщики”.
Буквы Й,Е. Контурное письмо
буквы Й ,Е.
9.
Р.Н.С.“Лиса и журавль”.
Раскрашивание мебели.
Буквы Г,Д.Контурное письмо буквы
Г,Д.
10.
Развитие речи. Г.Остер “Попался
который кусался»
Закрепление пройденного. Р.Н.С.
11.
“Пряничный домик”.
Буква З,Ж. Контурное письмо буквы
Ж,З.
12.
Развитие речи Р.Н.С. “Лиса и
тетерев”. Раскрашивание обуви
Буквы Т,С. Контурное письмо
буквы Т,С.
13.
Р.Н.С. “Колобок”.
Буквы К,Ф. Контурное письмо букв
14. В.Сутеев “Про бегемота, который
боялся прививок”
Буква Ш ,Щ. Контурное письмо
букв Ш,Щ.
15.
Р.Н.С. “Как петушок лису
перехитрил”.
Буквы П,Ч Контурное письмо букв
В.Степанов “Слон и мишка”.
16.
Раскрашивание головных уборов.

Кол-во
часов

Дата по расписанию
По
плану

По
факту

Форма
аттестации/
контроля

Примечание
(корректировка)

2
2

Входной контроль

2

2
2
2

2

2

2

2

2

Викторина

2

2
2
2

2

Рисунок

32

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41
42.
43.

Буквы П,Ч Контурное письмо букв
П,Ч.
Осеева «Волшебное слово»
Буквы Ь,Ъ. Контурное письмо букв
Ь,Ъ.
С. Михалков “Рисунок”.
Буквы Х, Ц.
Контурное письмо букв Х,Ц.
С. Михалков “Фома”.
Буква Ы, Контурное письмо букв Ы
С.Михалков “Про мимозу”.
Закрепление пройденного
материала. Алфавит
Число и цифра 0.
Моя семья
Число и цифра 1.
Семейные праздники.
Число и цифра 2.Состав числа 2
Поликлиника.
Число и цифра 3.Состав числа 3
Магазин.

2
2
2
2

Игра - викторина

2
2
2
2

Число и цифра 4.Состав числа.
Библиотека.
Число и цифра 5.Состав числа 5
Почта.
Число и цифра 6.Состав числа 6
Транспорт
Число и цифра 7.Состав числа 7
ПДД Дорожные знаки.

2

Число и цифра 8.Состав числа 8
Скоро праздник Новый год
Число и цифра 9.Состав числа 9
Профессии людей.
Число и цифра 10.Состав числа 10
Новогодняя игрушка
Числа и цифры от 1 до 5 .
Дикие и домашние животные.
Счет предметов от 1 до 5 .
Повторение пройденного
материала.
Числа и цифры от 5 до 10
Весна наступила.
Повторение числового ряда.
Овощи.
Повторение числового ряда.
Фрукты.
Закрепление. Счет предметов от 5 до
10
Растения
(деревья, травы, кустарники)
Какого цвета предмет?
Ягоды.
Левый. Правый.
Птицы. Длиннее. Короче.
Рыбы.
Верхний. Нижний.
Насекомые.

2

2
2
2

2
2
2
2

Промежуточный
контроль

2
2
2
2

Выставка лучших
работ

2
2
2
2
2

33

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

Толстый. Тонкий.
Режим дня.
Впереди. Сзади.
Посуда.
Рядом. Между.
Мебель.
Внутри.
История праздника - День
защитника Отечества
Ориентировка в пространстве. (На,
над, под)
Расположение предметов на столе.
Большой. Маленький.
Следующий. Больше. Меньше.
Международный женский день.
История праздника. Подарок маме
Весенний лужок.
Что созрело в саду.
Геометрические фигуры.
Составление фигур из квадратов.
День Земли
Составление фигур из кругов.
Нахождение геометрической формы
в предметах.
Составление геометрических фигур
из счетных палочек.
Повторение изученного материала.
Что загрязняет воздух?
Свойства воздуха
Польза и вред транспорта

60. Огород на окне. Вершки и корешки
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

Человек.
Наши помощники – органы
Язычок – наш помощник. Вкусовые
зоны языка
Знакомство с функцией носа
Взаимосвязь органов вкуса и запаха
Глаза – орган зрения. Слух-уши
Повторение пройденного материала
Мир людей-профессии
Врач-пациент
День Победы!
Продавец. Продавец-покупатель
Повар. Что пригодится повару?

2
2
2
2
2
2
2
2
2

Творческая
работа

2
2
2
2
2
2

Тест-игра

2

Творческая
работа

2
2
2
2
2
2
2

Рисунок

2
2

Учитель. Учитель-ученик

2
2

Полицейский. Пожарный
Итоговое занятие-праздник

2
2

Итоговый
контроль
Игра

34

Приложение 5
Лист корректировки
Дата
На основании / в соответствии
разработки/
Дата
внесения
изменений
2023 год

Приказ
Разработчик Министерства
образования,
Алексеева
науки и молодёжи Республики
С.Г.
Крым от 09.12.2021 г. № 1948
«О
методических
рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ»;

Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022
№
629
«Об
утверждении
Порядка
организации и осуществления
образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
2024/2025
учебный год

Федеральный закон от 04.08.2023
№
479-ФЗ
(изменения
в
организации
трудового
воспитания)

Внесённые изменения
(в каком разделе
программы)

Кем внесены
изменения
(Ф.И.О.)

Внесены коррективы в Алексеева С.Г.
цели
личностного
развития
детей
и
планируемые
результаты;
в
нормативную базу.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».