Фотографика

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБУДО «ДЭЦ»
от «27 » 08 2024 г.
Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ДЭЦ»
________________ Точенюк Ж.Ю.
«30» 08 2024 г.
М.П.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Фотографика 2»

Направленность: социально-гуманитарная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Составитель: Демидова Е.А.
Должность: педагог дополнительного
образования

г. Ялта
2024 г.

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовая основа программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Фотографика 2» (далее Программа) составлена на основе следующей
нормативной базы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
-Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. N° 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
действующей редакции);
-Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. N 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей
редакции);
-Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. N 996-р;
-Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. N
642 (в действующей редакции);
-Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. N 3;
-Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. N 16);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019
г. N 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам»;

2

- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
- Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. N 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в
действующей редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (в действующей редакции);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. N
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. N 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 03.09.2021 г. N 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 09.12.2021 г. N 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. №
510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере
при формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики
Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. №
593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных
заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных
3

к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета
об исполнении государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям
исполнительных органов Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. №
639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с
социальными сертификатами»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии
с обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
- Устав Муниципального бюджетного учреждение дополнительного
образования «Детский экологический центр» муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым, утверждённый Постановлением
Администрации города Ялта от 17.08.2021 № 2552-п;
-локальные нормативные акты МБУДО «ДЭЦ».

4

В жизни современного человека информация играет огромную роль,
даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной
уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для
восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет
информация графическая.
Фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной
творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения
и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и
навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что
также характерно для любого вида искусства.
Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Фотографика 2» (далее – Программа) направлены на
формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, построении
композиции, на изучение основ фотографии; на профориентацию учащихся.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие
эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и
художественно-творческой деятельности, что поможет обучающимся
при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой
отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке,
искусству и культуре в целом.
В
процессе
обучения основам фотографии
у учащихся
совершенствуются
наблюдательность
и
эстетическое
восприятие,
художественный вкус и творческие способности; приобретаются знания,
умения, навыки по съемке и обработке фотографий; пробуждается
потребность к самостоятельной работе над созданием своего портфолио,
развивается мотивация к изучению искусства фотографии, происходит
освоение
медиа
–
информационных
технологий,
формируется
профессиональная ориентация.
Направленность дополнительной образовательной программы.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность и
ориентирована на:
1) развитие социальной одаренности и социальной компетентности как
способности к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных
ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно
взаимодействовать с
окружающими
и
быстро
адекватно
адаптироваться в изменяющемся мире; развитие «универсальных»
компетенций (критическое мышление, креативность, умение работать
в команде),
2) развитие коммуникативных навыков, формирование навыков
разрешения конфликтов, социального проектирования;
5

3) формирование эстетической культуры учащихся, содействие их
личностному росту.
Актуальность.
Актуальность
предлагаемой
программы
базируется
на современных требованиях модернизации системы
образования через применение компьютерной и электронной техники в
визуальных технологиях.
Кроме того, актуальность Программы состоит в том, что её реализация
позволяет приобщить детей и подростков к художественной и
документальной фотографии, привить учащимся художественный вкус,
оказать благоприятное воздействие на формирование их нравственных
качеств, развитие эстетических чувств, на умение отличать подлинное
произведение искусства от суррогатных проявлений. Это поможет
облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.
Новизна программы заключается в том, что изучение личности
каждого учащегося и подбор методов, форм, приемов обучения,
направленных на развитие творческих способностей учащихся,
осуществляется с помощью фотоискусства.
Фотография становится предметом обсуждения не только условий и
качества съёмки, но и основанием для разговора о становлении личности.
Поэтому так важно, что Программа, включая в себя съемку окружающей
действительности, обработку фотографий и подготовку к публикации в
периодических изданиях, направлена на развитие личности ребёнка, его
любознательности, расширение кругозора.
Занятия
по
программе
позволяют развивать познавательную активность, любознательность,
внимание, самостоятельность, креативность.
Отличительные особенности программы заключаются, прежде всего,
в её практической направленности: а) в приобщении учащихся
к
фотографической практике на цифровых фотокамерах, в осуществлении
творческой деятельности на основе формирования у учащихся широкого
круга фотографических способностей и интересов, б) в приобщении
учащихся к сохранению истории своей семьи, своей школы, своего класса.
В результате освоения программы у учащихся должны быть
сформированы следующие личностные качества: наблюдательность,
фантазия, чувство ритма, цвета и света, образное мышление, а также
творческое воображение, самостоятельность мышления, самодисциплина.
Реализация программы расширяет творческий кругозор воспитанников,
удовлетворяет их
познавательный интерес.
Программа позволяет в условиях
дополнительного
образования
расширить возможности ребенка в области
фотожурналистики, позволяет
6

вести сотрудничество с ученическими изданиями «Южная академия»,
«Кадетское братство» и способствует возможному выбору фотожурналистики
как будущей профессии.
Педагогическая целесообразность программы опирается на
следующие педагогические принципы:
Принцип
единства
индивидуального
и
коллективного,
определяющий развитие индивидуальных черт и способностей личности в
процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое
различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в
процессе коллективных занятий. Соотношение коллективного и
индивидуального начал позволяет каждому ребенку как члену своеобразного
творческого коллектива максимально проявлять свои творческие
возможности.
Принцип творческого самовыражения, предусматривающий
организацию такого взаимодействия педагога и воспитанника на занятиях
изобразительным искусством, которое позволяет активно вовлекать каждого
воспитанника в посильную и интересную деятельность. Соблюдение этого
принципа позволяет реализовать потребность ребенка в самовыражении,
стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие
качества в любой сфере деятельности, т.е. формирует активную
сознательную позицию;
Принцип психологической комфортности, предполагающий снятие
всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип
наглядности.
Наглядность
помогает
создавать
представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать
понятия, нужна активная мыслительная деятельность. Средства наглядности
помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти
представления в понятия.
Принцип дифференцированного подхода, который требует четко
разграничивать использование различных методов и приемов обучения,
упражнений, художественного материала от возраста учащихся, их
способностей и личных качеств и потребностей.
Принцип доступности и посильности реализуется в делении
учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами,
соответственно развитию творческих способностей и возрастным
особенностям учащихся.
Соблюдение в работе с детьми этих принципов
помогает разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному
самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство
7

радости и удовлетворения, поощряла любопытство детей, способствовала
повышению информированности, создавала эмоционально-ценностное
отношение к миру, а также формировала личностное отношение к вопросам
защиты природы. Это касается всех учащихся, ведь в объединение
принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем
базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные
особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому
ребёнку.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся возраста 11-13
лет, интересующихся искусством фотографии независимо от способностей,
подготовки и уровня общего развития, желательно имеющих камеру на
телефоне или фотоаппарат.
У детей 11- 12 лет формируются мотивы самосознания, взглядов,
убеждений, мировоззрений, так как происходит функциональное
совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция
коры. Дети этого возраста направлены на познание себя, самокритичны,
проявляют склонность к подражательству. Характерная особенность детей
этого возрастного периода – ярко выраженная эмоциональность восприятия,
более развитая наглядно-образная память. Дети быстрее запоминают и
прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы,
факты, чем определения, описания, объяснения – именно поэтому в
программе больше практического материала и творческих заданий.
Возраст 11-13 лет – это возраст, когда закладываются основы
сознательного поведения, формируются нравственные представления и
социальные установки. Ведущей деятельностью является общение, но
постепенно у подростков появляются новые мотивы учения, связанные с
профессиональными намерениями, появляются такие мыслительные
операции, как анализ, классификация, обобщение, развивается рефлексивное
мышление. Именно в этом возрасте формируется независимость, происходит
становление личности, вырабатываются планы на будущее. Как правило,
группы детей этого возраста имеют свое лицо, к каждой подбираются свои
темы и задания. В таких группах важно наличие и мальчиков, и девочек, так
как их совместная работа становится более эффективной. Программа
помогает им утвердиться в новой социальной позиции, выйти за рамки
ученических дел.
Объем программы: 72 часа, срок реализации - 1 учебный год (36
недель). Обучение в летние месяцы не предусматривается, однако летом
могут реализовываться краткосрочные программы в этом или смежном виде
деятельности.
8

Уровень программы - базовый. Программа способствует в пределах
учебного плана формированию у учащихся интереса, устойчивой мотивации
к выбранному виду деятельности путём освоения основ базовых знаний,
умений и навыков в области фотографии и способов их применения. В
процессе обучения накапливаются базовые знания, и к окончанию срока
реализации программы все учащиеся, независимо от начальной подготовки,
должны достигнуть базового уровня.
Форма обучения – очная. В особые периоды, связанные с приостановкой
очного образовательного процесса, возможно дистанционное обучение.
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с индивидуальными
учебными планами в объединениях по интересам, сформированным в группы
по интересам учащихся одного (или близких) возрастов. Основная форма
занятий - групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Допускается обучение в малых группах.
Основные виды занятий: лекция, практические занятия, мастер-классы,
выполнение самостоятельной работы, выставки. Формы занятий определяются
содержанием занятий, условиями работы, погодными условиями. На всех
этапах обучения особое место уделяется участию в творческих состязаниях, в
разнообразных акциях в соответствии с содержанием занятий. Программа
предусматривает большой объём дифференцированных заданий, которые будут
соответствовать реальным потребностям подростков, в том числе тех, кто
начинает обучаться по каким-либо причинам в течение учебного года.
Программа не препятствует зачислению в уже действующие группы
детей, не обучавшихся в объединении с начала учебного года. Для таких детей
создаются условия, благодаря которым путём индивидуальных заданий, в том
числе практических, новые учащиеся имеют возможность справиться с
первоначальным отставанием.
Режим занятий – по 2 академических часа (45 мин.) 1 раз в неделю, с
переменой между ними 10 минут. Занятие включает в себя, кроме
теоретической, практическую часть, которая часто проходит на свежем воздухе.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: раскрытие личностного творческого потенциала
учащихся средствами фотоискусства.
Задачи программы
Образовательные:
 обучить теоретическим основам в области фотографического
искусства;
9

 познакомить с методами анализа художественных и документальных
фотографий;
 обучить приёмам работы с цифровым фотоаппаратом;
 познакомить с основными приёмами фотографирования в различных
внешних условиях;
 обучить основам работы над научно-исследовательским проектом.
Личностные:
 сформировать у подростков основы историко-культурологического
мировоззрения на основе российских национальных традиций;
 содействовать воспитанию настойчивости, целеустремлённости и
ответственности за достижение высоких творческих результатов;
 воспитать художественный
вкус,
самодисциплину,
умение
организовывать себя и своё свободное время; активизировать
процессы общения детей друг с другом, с педагогом, с родителями.
Метапредметные:
 развить потребность в творчестве и познании окружающего мира;
 способствовать формированию навыков самостоятельной творческой
работы;
 добиться развития чувственно-эмоционального отношения к
объектам фотосъёмки;
 способствовать развитию личностных качеств ребёнка: памяти,
внимания, наблюдательности, фантазии, творческого воображения,
образного мышления.
1.3. Воспитательный потенциал Программы реализуется через
три основные позиции:
1) Знакомство с творчеством выдающихся фотографов и
художников, анализ их работ, что содействует воспитанию эстетического
вкуса и формирует культурологическое мировоззрение, развивает
нравственную, духовную сферу.
2) Участие в городских, школьных, семейных мероприятиях в роли
фотожурналиста, что помогает формированию самостоятельности,
способности определять свои взгляды, нести за них ответственность.
3) Подготовка исследовательского проекта (отдельных частей
проекта) - эта работа воспитывает настойчивость, целеустремлённость и
ответственность за достижение высоких творческих результатов.
Поощрение и упражнение - основные методы воспитания младших
по возрасту подростков, мотивация и стимулирование - старших.
Результатом воспитательной работы по Программе должно стать
духовное и интеллектуальное взросление учащихся, дальнейшее
10

формирование их эмоционально-ценностного отношения к человеку, к
миру.

№

Наименование
темы

1. 4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
раздела, Всего Аудиторные часы
часов

Раздел 1. Знакомство с
фотоаппаратом.
Вводное занятие.
Инструктаж. Входная
диагностика.
Из истории фотографии.
Виды фотоаппаратов.
Мастера фотографии.
Матрица. Детализация.
Режимы съёмки
Выдержка, диафрагма,
светочувствительность.
Мастера фотографии
Раздел 2. Композиция в
фотографии
Построение кадра.
Основы композиции в
фотографии (свет, цвет,
равновесие, симметрия,
ритм, перспектива).
Виды света, светотеневой
рисунок. 3 типа освещения
модели.
Связь формы и цвета для
достижения гармонии.
Раздел 3:
Обработка фото в
программах.
Обработка фото в Adobe
Photoshop, Adobe
Lightroom.

22

11
12

1

2

3
4
5
6

7
8

9

10

Теория
9

Форма
аттестации/
контроля

Практика
13
Анкетирование
.

1

1

1

1

2
4
12

1
2
3

1
2
9

2
16

1
8

1
8

4
10

2
5

2
5

2

1

1

16

6

10

4

2

2

Съемка мероприятия.

4

1

3

Обработка фото на
телефоне (популярные

2

1

1

Выставка
творческих
работ.

11

приложения).
13

Загрузка фото в интернет и
печать фото.

2

1

1

14

Подготовка к выставке.
Индивидуальная работа.

4

1

3

18

8

10

15

Раздел 4:
Профессия – фотограф
История изобретения и
развития цветной
фотографии.

2

1

1

Репортажная фотография.
Предметная фотография.
Фуд - фотография.
Художественная и
рекламная фотография.

2
2

1
1

1
1

6

3

3

Как создать свой стиль в
фотографии. Пленочная
фотография.
.
Итоговое занятие

4

2

2

2

0

2

Итого

72

31

41

16
17
18

19

20

Выставка
творческих
работ.
Тестирование.

1.4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Знакомство с фотоаппаратом (22 часа)
Теория. Общие положения
поведения
воспитанников творческого
объединения. Правила внутреннего трудового распорядка. Инструктаж по
технике безопасности и противопожарной безопасности.
Из истории фотографии. Знаменитые фотографы. Виды фотоаппаратов.
Профессиональные и непрофессиональные (любительские). Устройство и
принцип работы фотоаппарата. Зеркальные, цифровые, пленочные
фотоаппараты. Меню настроек. Покадровая съемка. Бесшумная съемка. Live
View режим. Способы, как проверить фотоаппарат, как обнаружить основные
неисправности. Фотообъектив, принцип его работы. Типы объективов.
Фотовспышка. Матрица. Детализация. Режимы съемки: ручной, приоритет
12

диафрагмы, приоритет выдержки, автоматический режимы. Творческие
режимы. Выдержка: длинная и короткая. Диафрагма: открытая и закрытая.
Как диафрагма влияет на глубину резкости. Светочувствительность и шумы.
Баланс белого.
Практика.
Съемка человека на природе. Репортажная съемка и постановочная.
Искусственное и естественное освещение. Портрет при открытой диафрагме.
Боке. Крупный, средний, общий план.
Съемка натюрморта при естественном и искусственном освещении.
Раздел 2. Композиция в фотографии (16 часов)
Теория.
Как мы считываем информацию. Устройство глаза.
Построение кадра. Золотое сечение. Равновесие. Динамика и статика.
Глубина кадра, перспектива. Виды света, светотеневой рисунок. Типы
освещения модели. Жесткий и мягкий свет. Осветительные приборы и
насадки. Цветовые схемы. Связи формы и цвета для достижения гармонии.
Наличие сюжета. Портрет. Виды портрета. Позирование. Пейзаж.
Особенности съемки пейзажа.
Изучение предметов композиций, освещение, настроение световых
построений и эффектов. Фотосъемка. Основные особенности репортажного
метода съемок.
творческая и техническая подготовки к съемкам репортажа. Фотосерия и
фотоочерк. Основы фотожурналистики использование документальности и
нахоженности.
Практика.
Съемка домашних и диких животных.
Съемка цветов и насекомых (макросъемка).
Съемка мероприятий («Международный день учителя», «День
народного единства», «День матери».
Раздел 3. Обработка фото в программах (16 часов).
Теория: Обработка фото в Adobe Photoshop (цветокоррекция). Яркость,
контраст, насыщенность. Работа со слоями, масками и фильтрами. Обработка
фото в Adobe Photoshop (ретушь). Инструменты для ретуши. Виды ретуши.
Обработка фото в Adobe Lightroom. Конвертация raw в jpeg. Загрузка фото в
интернет и печать фото. Разбор фоторабот учащихся. Индивидуальная
работа. Исправление ошибок. Советы. Критика. Отбор материалов на
выставку.
Практика. Обработка фотографий в Adobe Photoshop (цветокоррекция,
уменьшение шума, исправление дисторсии, ретушь, творческие эффекты,
работа со слоями и шрифтами).
Обработка фотографий в Adobe Lightroom.
13

Съемка мероприятий («Международный женский день», «День
воссоединения Крыма и России»).
Раздел 4. Профессия – фотограф (18 часов).
Теория. История изобретения и развития цветной фотографии.
Репортажная Фотография. Разбор работ знаменитых фотографов. Предметная
фотография. Фуд-фотография. Художественная фотография. Связь с
живописью. Использование художественных приемов из живописи в
фотографии. Глянцевая фотография. Реклама. Модные фотографы и издания.
Разбор фоторабот учащихся. Индивидуальная работа. Работа над ошибками.
Рекомендации на каникулы (для желающих). Тренды в фотографии.
Пленочная фотография. Как создать свой стиль в фотографии.
Практика.
Съемка портретов на улице и в интерьере. (Тематические портреты,
фотоистории).
Разработка сюжета, образа модели, локации, обработка.
Съемка мероприятий «День космонавтики», «День Победы».
Индивидуальная работа над исследовательскими проектами.
Планируемые результаты за курс обучения
Предметные результаты
Учащийся будет знать:
 технику безопасности при работе в помещении и вне его;
 основы теоретических знаний в области фотографии;
 жанры фотографии;
 основные характеристики различных типов фотоаппаратуры;
 понятия о фотопортрете, репортаже и о других
основных направлениях в современной фотожурналистике.
Учащийся будет уметь:
 выстраивать кадр с использованием правил композиции;
 использовать навыки фотосъемки в различных жанрах;
 оформлять выставочные фотоработы;
 правильно использовать возможности съёмочной техники;
 правильно обращаться с фотоаппаратурой различных типов;
 работать с графическими редакторами;
 подготавливать материалы к печати.
Личностные результаты:
 у учащихся будут развиты творческие способности,
 учащийся сформирует свою, важную для него, шкалу социальных и
эстетических ценностей.
14

Метапредметные результаты:
Учащийся научится
 самостоятельному анализу условий достижения цели на основе учёта
выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном
материале;
 оценивать свои учебные достижения, поведение, осознанно определять
сферы своих интересов и возможностей;
 использовать основные способы поиска, сбора, обработки, анализа
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной программе
«Фотографика 2»

время

Летние каникулы

Весенние каникулы

Каникулярное

Осенние каникулы

Во втором полугодии

Количество
учебных
часов

В первом полугодии

Во втором полугодии

31.05.

Количество
учебных
дней

В первом полугодии

01.09.

Количеств
о
учебных
недель

Во втором полугодии

Дата
окончания
учебного
года

В первом полугодии

Дата
начала
учебного
года

17
19
17
19
34
38
Во время осенних и весенних школьных каникул занятия проводятся в
соответствии с учебным планом. Во время летних каникул Программа не реализуется, однако возможна
реализация краткосрочных дополнительных программ, направленных на формирование практических
навыков в освоении предмета занятий.
Формы контроля/аттестации
Сроки аттестации
(№ учебной недели)
Входной контроль
Анкетирование.
1 неделя
Текущий контроль

Выполнение творческих заданий.

Промежуточная
Выставка творческих работ.
аттестация за 1 полугодие
учебного года
Итоговый контроль
Тестирование. Выставка

8, 26 неделя
14 неделя.
36 неделя

творческих работ.
15

2.2. Кадровое обеспечение
Программу разрабатывает и реализует педагог дополнительного
образования, соответствующий требованиям профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение, оборудованное учебной мебелью для теоретических и
практических занятий, рабочим местом учителя, шкафом для пособий.
2. Техника:
фотокамера, объектив с фиксированным фокусным расстоянием,
универсальный объектив, штатив;
компьютер с выходом в интернет, принтер для бумаги формата А3,
мультимедийный проектор, интерактивная доска; карты памяти, картридер,
софтбоксы.
3. Канцелярские товары:
бумага для печати, карандаши, ручки, маркеры, тетради.
Наглядный материал: альбомы фотографий, комплекты фотографий,
тематические подборки, журналы и книги.
Информационное обеспечение:
1. https://www.photographer.ru
2. https://www.takefoto.ru
3. http://www.photoline.ru/indexteor.htm
4. https://photo-monster.ru
5. https://www.youtube.com/c/МанхэттенФотошкола
6. https://www.youtube.com/channel/UCc1maUN_K2MOMLNz9VmnRG
g
Методическое обеспечение образовательной программы
Обучение по Программе осуществляется в очной форме, поэтому
основные виды деятельности связаны с общением детей в групповой и
индивидуально-групповой формах организации образовательного процесса.
Наиболее эффективны на занятиях методика анализа результатов
деятельности, методика проблемного обучения, методика организации и
проведения массового мероприятия, так как с самого начала работы
объединения учащиеся привлекаются к организации мероприятий конкурсов, выставок, акций. Мониторинг усвоения учебного материала

16

происходит в процессе наблюдений, тестирования, обсуждения выполненной
работы.
Эффективно используются в процессе обучения словесный и
наглядный методы. Так как искусство современной фотографии связано с
цифровыми технологиями и его представление связано с необходимостью
использования разных видов информационных ресурсов, педагог активно
использует объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, а для
обсуждения и анализа работ учащихся широко применяет в своей практике
дискуссионный и проектный. Поощрение и упражнение - основные методы
воспитания младших по возрасту подростков, мотивация и стимулирование старших. Беседа, лекция, практическое занятие– эти формы организации
учебных занятий в практике педагога, реализующего Программу, наиболее
популярны. Успешно используются в практике и такие формы учебных
занятий, как презентация, творческая мастерская.
В зависимости от целей и задач занятий используются педагогические
технологии индивидуализации и дифференциации обучения, группового
обучения, коллективного взаимообучения, развивающего обучения,
проблемного
обучения,
исследовательской
деятельности,
игровой
деятельности, коммуникативная технология обучения, технология
коллективной творческой деятельности, развития критического мышления
через чтение и письмо, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия. Каждое двухчасовое занятие по программе
содержит вводную часть, основную и заключительные части. Вводная
часть: приветствие, сообщение темы занятия, мотивация на активную работу.
Основная часть включает в себя теорию и практику: теория предполагает
изучение намеченного теоретического материала, для чего применяются
наглядные материалы и информационные ресурсы. Практическая часть
строится в зависимости от конкретных целей занятия и может проходить как
в помещении, так и вне его. На каждом занятии используется наглядный
материал, преимущественно состоящий из картин, фотографий и
иллюстраций (картинный) и слайдов, презентаций, электронных
фотоматериалов и др. (картинно-динамический). В качестве дидактических
материалов при реализации программы эффективно используются:
 специальные каталоги фотографий;
 фотографические журналы;
 подборки фоторабот мастеров фотографии;
 материалы
со
специализированных
сайтов
в
Интернете.
Воспитательная работа осуществляется, в основном, через занятие,
которое заканчивается как правило рефлексией.
17

2.3. Формы аттестации
Аттестация учащихся происходит дважды в год:
- в форме просмотра портфолио или первой выставки (промежуточная
аттестация, цель которой показать степень достижения задач курса в
середине учебного года),
- в ходе комплексного мероприятия, сочетающего выставку работ и
тестирование (в конце учебного года).
Формы
отслеживания
и
фиксации
результатов
обучения
представляются в виде листа наблюдений (критерии оценивания смотрите в
приложении №2 к Программе), журнала посещаемости, результатов
анкетирования, портфолио (учитывается степень его пополнения и качество
работ), желательно наличие дипломов. Образовательные материалы могут
быть представлены в следующих формах предъявления и демонстрации:
выставка, конкурс, открытое занятие, фестиваль - выбор зависит от
способностей и индивидуальных психологических особенностей учащихся.
В ходе образовательного процесса осуществляются следующие формы
контроля:
-в начале учебного года - анкетирование в качестве входного контроля;
-текущий контроль – в ходе каждого занятия, он помогает своевременно
заметить проблемы или достижения учащихся, скорректировать
индивидуальную работу с ними (результаты оформляются в листе
наблюдений в соответствии с критериями оценки); текущий контроль по
завершении темы позволяет наметить путь ребёнка к выставке как итогу
занятий.
Промежуточный контроль – в форме промежуточной выставки подскажет необходимость выбора темпа освоения программы на следующий
период учебного года. Каждый этап обучения подразумевает овладение
ребёнком определённым уровнем знаний, умений и навыков, а также
развитие его личностных качеств, воспитание художественного вкуса.
Итоговый контроль (в форме завершающей выставки) содержит
наиболее точную оценку результатов образовательного процесса. Выставка
проходит одновременно с тестированием, их результаты позволяют
определить результаты обучения. По итогам обучения даются рекомендации
родителям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога:
1. Беленький, А. Цифровая фотография. Школа мастерства / А.
Беленький. - СПб.: Питер, 2013. - 138 c.
18

2. 2. Бэрнбаум, Б. Фотография. Искусство самовыражения / Б. Бэрнбаум. СПб.: Питер, 2012. - 336 c.
3. Гавришина, О.В. Империя света: фотография как визуальная практика
эпохи "современности" / О.В. Гавришина. - М.: НЛО, 2011. - 192 c.
4. Газаров, А.Ю. Цифровая фотография без Photoshop / А.Ю. Газаров. М.: Эксмо, 2010. - 224 c.
5. Геткам, К. Фотография. Выключи режим Auto и делай по-настоящему
хорошие снимки / К. Геткам. - М.: АСТ, 2017. - 192 c.
6. Дабл, Рик Экспериментальная цифровая фотография / Рик Дабл. - М.:
Астрель, 2018. - 288 c.
7. Дакворт, А. Цифровая фотография. Практическое руководство.
Продвинутый курс. В 5 кн / А. Дакворт, Д. Типлинг. - М.: Добрая
книга, 2013. - 960 c.
8. Данилов, П.П. Цифровая фотография. От выбора камеры до печати
снимков / П.П. 12.Данилов. - СПб.: BHV, 2007. - 400 c.
9. Домбровская, О. Дмитрий Шостакович. Страницы жизни в
фотографиях / О. Домбровская. - М.: DSCH, 2006. - 208 c.
10.Дэвис, А. Цифровая фотография Практическое руководство для
начинающих / А. 16.Дэвис. - М.: Ниола 21 век, 2005. - 128 c.
11.Ефремов, А.А. Современная черно-белая фотография. / А.А. Ефремов. СПб.: Питер, 2011. - 128 c.
12.Ефремов, А.А. Панорамная фотография. Полноцветное издание / А.А.
Ефремов. - СПб.: Питер, 2012. - 128 c.
13.Келби, С. Цифровая фотография. Т.3 / С. Келби. - М.: Вильямс, 2014. 256 c.
14.Кораблев, Д. Фотография. Самоучитель для моделей и фотографов / Д.
Кораблев. - СПб.: КОРОНА-Век, 2014. - 432 c.
15.Ландер, С. Одри Хепберн в фотографиях и цитатах / С. Ландер, Р.
Ланичи. - М.: Эксмо, 2013. - 540 c.
16.Лапин, А.И. Фотография как… / А.И. Лапин. - М.: Эксмо, 2010. - 306 c.
Лэнгфорд, М. Профессиональная фотография: руководство Лэнгфорда /
М. Лэнгфорд, Э. Билисси.. - СПб.: Рус. Ред., БХВ-Петербург, 2013. 496 c.
17.Поуг, Д. Цифровая фотография. Исчерпывающее руководство / Д.
Поуг. - М.: Эксмо, 2011. - 352 c.
18.Пронин, В.А. Фотография с прицелом / В.А. Пронин. - М.: Эксмо, 2018.
- 208 c.
19.Ревич, Ю.В. Цифровая фотография на практике / Ю.В. Ревич. - СПб.:
BHV, 2006. - 368 c.
19

20.Янг, Н.С. Фуд-фотография. От простых до безупречных снимков / Н.С.
Янг. - М.: Эксмо, 2012. - 16 c.

Литература для родителей
1. Кенигсберг, А. Фотография за 30 секунд / А. Кенигсберг, Дж. Нил, М.
Прюст и др. - М.: Рипол-классик, 2018. - 160 c..
2. .Проберт, Я. Цифровая фотография для всех: как просто и быстро
сделать фотографии Hi-класса. / Я. Проберт, П. Хоуп. - М.: Омега,
2006. - 176 c.
3. Сычек, Н.А. Семейная фотография. / Н.А. Сычек. - СПб.: BHV, 2015. 176 c.
Литература для детей
1. Биржаков, Н. Цифровая фотография в простых примерах / Н.
Биржаков. - М.: АСТ, 2008. - 192 c.
2. Варенцова, Т.В. Фотография в путешествии / Т.В. Варенцова. СПб.: BHV, 2013. - 160 c.
3. Кюнер, Э. Фотография. Простые и надежные методы получения
потрясающих снимков / Э. Кюнер. - М.: АСТ, 2006. - 320 c.
4. Фисун, П.А. Фотография. От простого к сложному / П.А. Фисун. М.: АСТ, 2018. - 224 c.

20

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
Приложение №1
Примерное календарно-тематическое планирование
№

Название темы занятия

Количе
ство
часов

Дата по
расписанию
По
плану

По
факту

Форма
аттестац
ии/
контрол
я

Примечан
ие
(корректи
ровка)

сентябрь

1.

Вводное занятие. Инструктаж.
Входная диагностика. Из истории
фотографии. Виды фотоаппаратов.
Мастера фотографии.

2

2.

Матрица. Детализация.

2

3.
4.

Режимы съёмки.
Режимы съёмки. Практикум.
Выдержка и диафрагма.

5.
Итого за месяц

Анкетирова
ние

2
2
2
10
октябрь

6.

Светочувствительность. Баланс белого.

Как мы считываем информацию.
Устройство глаза.
Построение кадра. Практикум по
8.
построению кадра.
9.
Индивидуальная работа.
Итого за месяц
7.

2
2
2
2
8
ноябрь

Создание фоторепортажа «День
10.
народного единства»
Обсуждение фоторепортажа. Основы
11. композиции в фотографии
День матери в России (создание
фоторепортажа).
Итого за месяц
12.

2
2
2
6
декабрь

13.
14.
15.
16.
17.

Виды света, светотеневой рисунок. 3
типа освещения модели.
Основы композиции в фотографии
(цвет). Практикум по теме.
Основы композиции в фотографии
(равновесие, симметрия) Динамичная
композиция
Практикум по теме. Подготовка к
выставке.
Глубина и перспектива в фотографии.
Выставка работ.

2
2
2
2

2

Выставка
творческих

21

работ.
Итого за месяц
Итого за I полугодие

10
34
январь

Связь формы, цвета для достижения
18.
гармонии.
Обработка фото в Adobe Photoshop
19. (цветокоррекция).

20.

Практикум. Съемка мероприятия.
Обработка фото.

Итого за месяц

2
2

2
6
февраль

Обработка фото в Adobe Lightroom.
Инструменты, конвертация raw в jpeg.
Обработка фото на телефоне
(популярные приложения).
22.
Практикум.
21.

Разбор фоторабот учащихся.
23. Индивидуальная работа по
исправлению ошибок.
Подготовка к выставке.
24.
Итого за месяц

2

2

2
2
8
март

Репортажная фотография. Подготовка к
съёмке мероприятия.
Фотоагентство «Магнум». Съёмка
26.
событий международного женского дня.
История изобретения и развития
цветной фотографии. Подготовка к
фоторепортажу о праздновании Дня
27.
воссоединения Крыма с Россией.
25.

Художественная фотография.
Связь фотографии с живописью.
Использование художественных
28. приемов живописи в фотографии.

Предметная фотография.
Фуд - фотография.
Итого за месяц
29.

2
2

2

2

2
10
апрель

30. Предметная съёмка. Натюрморт.
Реклама.
31. Знаменитые фотографы в модной
индустрии.
32. Портретная фотография.

2
2
2

22

Секреты съёмки селфи.
Семейные фотоальбомы. Ценность
фотолетописи.
Итого за месяц
33.

2
8
май

Знаменитые фотографы.
34.
Подготовка к выставке.
Как создать свой стиль в фотографии
35. Фотографии по теме «День Победы».

2
2

Подведение итогов. Выставка.
36
37.

Выставка
творческих
работ.

2
Резервный час.
2
8
72
72+2 часа
резерв

Итого за месяц
Итого за II полугодие
Итого за год

Приложение №2
Оценочные материалы.
Критерии уровня достижений учащихся
Параметры
Уровень
практическ
их умений и
навыков
(владение
разными
технически
ми
приемами)

Уровень
теоретическо
й подготовки

Распределение по уровням подготовки
Оптимальный
Достаточный
Средний
Учащийся
овладел на 100 80% умениями и
навыками,
предусмотренны
ми программой
за конкретный
период; не
испытывает
особых
трудностей;
выполняет
практические
задания с
элементами
творчества
Учащийся
освоил
практически весь
объём знаний 100
- 80%,
предусмотренны

Низкий

У учащегося
объём
усвоенных
умений и
навыков
составляет 70
- 50%; в
основном,
выполняет
практические
задания на
репродуктивн
ом уровне;

У учащегося
объём усвоенных
умений и навыков
составляет 50 30%; выполняет
практические
задания на
репродуктивном
уровне

Ребёнок овладел
менее чем 25%,
предусмотренных
умений и
навыков; ребёнок
в состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические
задания педагога.

У учащегося
объём
усвоенных
знаний
составляет 70
- 50%;

Успешное
освоение
учащимся 50% 30% содержания
образовательной
программы;

Учащийся
овладел менее
чем 25% объёма
знаний,
предусмотренных
программой;

23

Формировани
е творческого
мышления:
четкость,
гибкость,
оригинальность,
изобретательность
мысли

Развитие
творческих
способностей

х программой за
конкретный
период;
специальные
термины
употребляет
осознанно и в
полном
соответствии с
их содержанием
Учащийся
проявляет ярко
выраженный
интерес к
творческой
деятельности, к
достижению
наилучшего
результата,
коммуникабелен,
активен, склонен к
самоанализу,
генерирует идеи

специальные
термины
употребляет
осознанно, но
не в полном
объеме;

специальные
термины
употребляет не
всегда осознанно
и не в полном
объеме;

ребёнок, как
правило, избегает
употреблять
специальные
термины

Устойчивый
интерес к
творческой
деятельности,
стремится к
выполнению
заданий
педагога, к
достижению
результата в
обучении,
инициативен

Учащийся
несамостоятелен,
нуждается в
дополнительном
контроле
педагога,
инициативу
проявляет редко

Учащийся
пассивен,
безынициативен,
неудачи
способствуют
снижению
мотивации, нет
стремления к
совершенствован
ию в выбранной
сфере
деятельности, не
может работать
самостоятельно

Творческие
работы
интересны,
самобытны,
разнообразны

В избранном
виде
творческих
работ проявил
самобытность

Творческие
работы не
отличаются
самостоятельност
ью

Не участвовал ни
в одной
творческой работе

Промежуточная аттестация.
Темы выбираются учащимися. Педагог корректирует выбор учащихся в
следующих случаях: недостаточность практических умений и навыков ребёнка,
излишняя сложность выбранной темы, несамостоятельность в выборе темы.
Критерии оценки фоторабот (см. выше).
Выставка дополняется:
1.обсуждением предложенных фоторабот:
-учащиеся должны выбрать, объяснив свой выбор, наиболее удачные, на их
взгляд, и наиболее соответствующие выбранной теме;
2. рассказом об истории создания любой из фотографий.
В случае, если по какой - то причине участие в выставке не принимается,
учащийся должен правильно выбрать из предложенных фоторабот жанровые
(предварительно даётся определение), пейзажные, портретные, репортажные
(предварительно даётся определение) и подробно прокомментировать их.

24

Итоговый контроль в форме выставки.
Участие в выставке обязательное. Фотографии должны отвечать
заявленной теме, быть представленными в напечатанном виде и электронном
варианте. Учитывается композиционное решение, цветовое решение,
самостоятельность в подходе к раскрытию темы, качественные
характеристики.
Участие в выставке сопровождается тестированием.
Вопросы итогового тестирования по дополнительной
общеобразовательной программе «Фотографика 2»
1. Что такое композиция?
A. Количество света в кадре
B. Расположение объектов в кадре
C. Способ выделения главного объекта в кадре
2. Что такое выдержка или приоритет выдержки?
A. Способ выделения объекта в кадре
B. Параметр в фотоаппарате, меняя который фотограф настраивает цветовую гамму
кадра
C. Параметр в фотоаппарате, характеризующий время, на которое открыта затворка
фотоаппарата3.
3. Что такое ракурс в портретной съёмке?
A. Количество света в кадре
B. Положение камеры относительно модели
C. Отверстие в объективе, через которое свет попадает на светочувствительную
плёнку или матрицу

4.При съемке пейзажа чаще всего используют диафрагму
A. 2,8
B. 5,6
C. 11
5.Залогом хорошего кадра, является такой прием композиции как…
A. Простота
B. Наличие главной сюжетной детали
C. Выравнивание линии горизонта
6.Правило «Золотого сечения» также называют…
A. Правилом Третей
B. Правилом Четвертей
C. Правилом Микеланджело Буонаротти
7. Как настраивается баланс белого?
A. Камеру наводят на белый предмет в условиях освещения предстоящей
съёмки
B. Выбирают на фотоаппарате нужную ISO
C. Главный объект помещают в зону резкости
8. При увеличении фокусного расстояния объектива, угол обзора:
A. Увеличивается
B. Уменьшается
C. Двоится
9. Софтбокс это –
25

A. Мягкая подушечка для сидящей модели
B. Пассивный рефлектор, отражающий свет
C. Источник рассеянного света
10. Что такое диафрагма, если речь идёт о фотоаппарате?
A. Отверстие в объективе, меняющее свой размер, через которое свет
попадает на светочувствительную плёнку или матрицу
B. Кнопка, с помощью которой внутри камеры поднимается затвор
C. Базовый модуль фотоаппарата без объектива и др. принадлежностей
11. RAW (формат) данных, содержащий:
A. информацию о настройках и параметрах камеры
B. сжатые (с потерями или без потерь) данные
C. необработанные (минимально обработанные) данные
12. Цветовая температура какого источника света максимально приближена к
естественному солнечному свету?
A. Лампы накаливания
B. Лампы-вспышки
C. Восковой свечи
13. Какой из факторов НЕ влияет на цифровой шум?
A. Увеличение ISO
B. Длинная выдержка
C. Баланс белого
14. Вы снимаете из окна движущегося автомобиля. На снимке появляется
размытие движения. Какие объекты будут сильнее размыты?
A. Самые близкие
B. Самые дальние
C. Все объекты размоются одинаково
15. Вы снимаете человека на фоне архитектурного памятника. Как можно
приблизить задний план, не изменяя размер человека в кадре?
A. Увеличить фокусное расстояние объектива
B. Воспользоваться объективом "рыбий глаз"
C. Увеличить фокусное расстояние объектива и отойти назад
16.При съемке в проводку, какой режим лучше установить на камере?
A. Приоритет диафрагмы
B. Приоритет выдержки
C. Сюжетную программу "Спорт"
17. В условиях слабой освещенности, для повышения
скорости
автофокусировки, следует фокусироваться на:
A. На светлом объекте
B. На контрастном объекте
C. На темном объекте
18. Выберите наиболее открытую диафрагму:
A. 2.8
B. 8
C. 16
19.Какое утверждение является правильным?
A. качество фотографии при цифровом увеличении (программно) всегда
ниже, чем при увеличении оптическом (аппаратно) ;
26

B. качество фотографии при цифровом увеличении (программно) всегда
выше, чем при увеличении оптическом (аппаратно);
C. качество фотографии при цифровом увеличении (программно) и при
увеличении оптическом (аппаратно) одинаково.
20.Вы снимаете портрет с параметрами экспозиции: выдержка 1/50, диафрагма
5,6 , ISO 1600, и для съемки слишком много света. Ваши действия (выберите и
пронумеруйте в порядке предпочтения — что бы вы сделали в первую очередь,
во вторую и т.д.):
A. Увеличить выдержку, уменьшить значение диафрагмы, уменьшить
чувствительность (ISO)
B. Увеличить выдержку, уменьшить чувствительность (ISO), уменьшить
значение диафрагмы
C. Уменьшить чувствительность (ISO), увеличить значение диафрагмы,
уменьшить выдержку
D. Уменьшить выдержку, увеличить значение диафрагмы, уменьшить
чувствительность (ISO)
Критерии оценивания теста
(начисляется по 1 баллу за каждый правильный ответ)
0-9
10-13, 14-16
17-20
Низкий уровень
Средний, достаточный уровень
Высокий уровень

Приложение 3
Методические материалы
Конспект учебного занятия (занятие двухчасовое).
Тема. Предметная съёмка. Натюрморт.
Цель: ознакомить с натюрмортом как жанром фотоискусства.
Задачи:
1. Показать основы построения композиции натюрморта в фотографии,
особенности изобразительного языка светописи, художественно-съёмочной
культуры в форме анализа предлагаемых снимков и в проектно-творческой
практике.
2. Научить осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки,
ракурса и крупности плана, элементарные основы грамоты фотосъемки.
3. Развивать художественное видение фотографирующего.
Планируемые образовательные результаты:
1 Предметные: научатся устанавливать аналогии, сравнивать объекты по
заданным критериям; познакомятся с жанром натюрморта, его местом в
истории фотоискусства; получат навыки составления композиции
натюрморта.
2 Регулятивные: развивать способность принимать учебную цель и
задачу, планировать её реализацию, проявлять познавательную инициативу в
27

учебном сотрудничестве; учиться оценивать успешность своего задания,
признавать ошибки; работать по предложенному плану, стараться оценивать
успешность своего задания.
3 Познавательные:
развивать
умение
осуществлять
анализ
художественного произведения; уметь делать выводы, оперируя
репродукциями и образами, развивать владение навыком построения
логических
рассуждений,
включающих
установление
причинноследственных связей.
4 Коммуникативные: внимательно слушать и понимать других,
развивать умение выражать свои мысли, в оценочном суждении вступая в
беседу; развивать умение выслушивать и принимать различные точки зрения
и пытаться формулировать собственное мнение, высказывая свои мысли и
предложения.
5 Личностные: воспитание уважительного отношения к творчеству – как
своему, так и других людей; развитие чувства прекрасного и эстетических
чувств; развитие самостоятельности в поиске решения различных задач.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование для педагога: компьютер, мультимедийная приставка,
презентация, предметы и драпировки для составления натюрморта.
Оборудование для учащихся: цифровой фотоаппарат, тетрадь и ручка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира.
Эволюция изображения в искусстве рассматривается, как следствие развития
технических средств и способов получения изображения и как расширения
понимания художественного в визуальных искусствах (от рисунка к
фотографии). Рассмотрим фотографию, как передачу видимого мира в
изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не
реальность, а новая художественная условность.
(Слайд 1) Вопрос учителя. Изображение предметного мира соответствует
какому жанру изобразительного искусства? Что вы знаете о жанре изо
искусства – натюрморте? Фотография и натюрморт понятия совместимые?
Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока «Предметная
съемка. Натюрморт». Дают определение натюрморта. Натюрморт – это жанр
изобразительного искусства, в котором показывают неодушевленные
предметы – цветы, фрукты, посуду, предметы быта.
(Слайд 2) Тема Урока: «Предметная съемка. Натюрморт».
III. Сообщение нового материала
28

(Слайд 3) В фотографии натюрморты не рисуют или пишут красками, а
фотографируют на плёнку и печатают на фотобумаге.
(Слайд 4) Начинать снимать натюрморт лучше всего с упражнений и этюдов,
которые помогут овладеть техникой передачи формы и фактуры различных
предметов.
(Слайд 5) Форма – это внешние очертания предмета.
Фактура - это характер поверхности предмета (гладкая, шершавая, матовая,
глянцевая и др.), а также качество материала, из которого сделан предмет
(стекло, металл, ткань, камень, железо, дерево и др.)
(Слайд 6) Эстетическая сторона фотографии – идея, замысел, мысли и
переживания автора, заложенный в работе художественный образ.
(Слайд 7) Как и любой другой жанр фотографии, натюрморт невозможен
без композиции.
Термин «композиция» переводится с латинского, как «сочинение».
Композиция в
натюрморте —
это
гармоничное
сочетание
и
взаимодействие объектов в кадре.
(Слайд 8) Вопрос для учащихся. В чем гармоничное сочетание на данной
фотографии?
(Слайд 9) Техническая сторона – расположение предметов на фотографии,
их взаимодействие между собой, взаимосвязь, структура.
Вопрос для учащихся. Какие виды композиции вы знаете?
Ответ. Фронтальная, усиления движения.
(Слайд10) Композицию в натюрморте условно можно разделить на
несколько типов:

геометрическая,

пространственная,
 цветовая.
(Слайд 11) Не секрет, что все объекты имеют геометрическую (или
приближенную к геометрической) форму.
(Слайд12) Также не секрет, что человеку свойственно ассоциировать каждую
фигуру с чем-то, характерным именно для нее. Так, например, углы
подсознательно ассоциируются с указателями. Когда долго смотришь на
квадрат или прямоугольник, возникает ощущение стабильности (может быть,
потому что наше подсознание дорисовывает устойчивое здание).
(Слайд 14) В то же время круг создает чувство уюта и успокаивает.
(Слайды 15-16) Стоит помнить и о том, что горизонтальные линии (лежащий
человек) гораздо спокойнее вертикальных (человек стоящий).
(Слайды 17-18) Что же касается диагоналей, то восходящие линии – ведущие
из левого нижнего угла в правый верхний – выглядят напряженнее
нисходящих: читаем мы все-таки слева направо, и нашему взгляду
29

приходится «вскарабкиваться» по картинке, чтобы добраться до самого
верха. Но в этом скрыто и определенное чувство победы, не так ли?!
Нисходящие же линии, идущие из левого верхнего угла к правому нижнему,
наоборот, традиционно ассоциируются с расслабленностью, грустью или
даже упадком.
(Физкультминутка - традиционная).
(Слайд19) Пересекающиеся (диагональные) линии – одно из проявлений
правила "Золотого сечения". Основная идея – заставить глаз двигаться в
определенном направлении. Начальную точку линии желательно располагать
в одном из углов кадра. Считается, что верхний левый угол лучшая стартовая
точка, так как большинство людей начинает рассматривать изображение с
этого угла. Возможны и другие расположения линий, лишь бы они были
четко выражены.
Выделение объекта можно произвести, настроив объектив на малую
глубину резкости. Использование открытой диафрагмы позволяет выделить
главный объект и размыть второстепенные.
Поставить главный объект на передний план, впереди всех остальных или
настроить свет так, чтобы ведущий элемент был освещен ярче всех, а те
объекты, которые оказались за и перед ним, были освещены слабее.
Статика и динамика в композиции натюрморта.
(Слайд 20) Статика. Рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя
(статики). Подбираем предметы, которые будем использовать, выстраиваем
схему своего будущего натюрморта.
(Слайд 21-23) Задействован центр, фигуры расположены фронтально и
находятся в состоянии покоя. Для более интересной композиции предметы
возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету, форме, массе и
фактуре.
(Слайд 24-26) Динамика. Предметы в динамике в основном выстраиваются
по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.
(Физкультминутка)
IV. Задание для самостоятельной работы.
(Слайд 27-29) Учащиеся делятся на группы по 2-4 человека. Каждая группа
составляет из предложенных предметов натюрморт. Расположить предмет в
кадр. Составить композицию натюрморта. Найти точку съемки (ракурс и
план) Сфотографировать натюрморт с разных точек зрения. Фотосъемка
натюрморта: в динамике с использованием диагоналей и геометрической
композиции; в статике использованием пространственной композицию.
V. Самостоятельная работа
VI. Домашнее задание
Выполнить несколько фотоснимков свободную тему.
30

Сценарий воспитательного мероприятия
Тема. «Новый год. Мечты».
Цель занятия: осмысление понятия «мечта», воспитание уважения к
семейным традициям и ценностям, акцентирование внимания учеников на
роли мечты в жизни человека, в его становлении и взрослении;
формирование умения высказывать и аргументировать своё мнение, умения
работать в группе, развитие эмоционального интеллекта.
Формирующиеся
ценности:
традиционные
семейные
ценности,
самоидентификация, самореализация, развитие, мечты.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма занятия: беседа.
Ход занятия
Часть 1. Мотивационная.
Педагог. Ребята, сегодня мы поговорим о самом семейном и волшебном
празднике – Новом годе! Новый год действительно волшебный праздник, это
время, когда мы мечтаем и верим в лучшее. А как вы думаете, зачем
человеку мечты? Полезно ли мечтать? Почему?
Часть 2. Основная.
Учитель. Ребята, 17 декабря состоялся первый Съезд Российского движения
детей и молодежи «Движение первых». Один из тезисов принятой на съезде
декларации звучит:
МЕЧТА. Участники Движения умеют мечтать и воплощать свои мечты в
жизнь. Смелые мечты открывают человеку новые возможности, а
человечеству – неизведанные горизонты.
Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент и подумаем над смыслом фразы
«смелые мечты открывают человеку новые возможности, а человечеству –
неизведанные горизонты»
Демонстрация видеоролика.
Учитель. Ребята, действительно, бывают мечты, осуществление которых меняет
мир. А как вы думаете, о чем мечтали люди, когда придумывали в сказках
волшебную печку Емели?
Ответы обучающихся (правильный – автомобиль).
Учитель. А серебряное блюдечко и наливное яблочко?
Ответы обучающихся (правильный – телевизор).
Учитель. А летучий корабль?
Ответы обучающихся (правильный – самолет).
Учитель. Живую воду?
Ответы обучающихся (правильный – лекарство).

Люди мечтали, и когда рассказывали о своей мечте, наверняка, даже кто- то
над ними смеялся, но они продолжали мечтать, и нашлись те, кто помог
воплотить эти мечты в жизнь.
Мечты бывают разные – маленькие и большие, но все они прекрасны –
серьезные и наивные, детские и взрослые, сбыточные и несбыточные.
31

Главное, чтобы они были добрыми и помогали нам не стоять на месте, а
двигаться вперед.
(Физкультминутка).
Игра «Ёлка пожеланий». На экране появляется ёлка, на которой висят 10
новогодних шаров. При нажатии на шар он переворачивается и на нём
появляется буква.
Учитель предлагает обучающимся при открытии того или иного шара
придумать как можно больше пожеланий для школьников страны,
начинающихся на выпавшую на шаре букву. Условие – пожелание должно
содержать слово мечта/мечты/мечтать и т. д.

При повторном нажатии на шар он возвращается на ёлку, и вокруг него
загорается гирлянда. После открытия всех шаров на экране появляется
надпись: «Пусть все мечты сбываются!».
Часть 3. Заключительная.
Учитель. Ребята, в России принято встречать Новый год с семьей, с
близкими и родными людьми. В каждой семье есть свои маленькие
традиции, которые повторяются из года в год и тем самым придают этому
празднику особую душевность. Вот, например, в моей семье есть такая
традиция (учитель приводит свой пример).
А какие новогодние или предновогодние традиции есть в вашей семье?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, отлично! Столько чудесных семейных традиций! А еще
есть масса интересных фактов, связанных с Новым годом. Давайте проверим,
знаете ли вы их.
Викторина «Верю-не-верю»
1. В старину люди не ждали подарков от Деда Мороза, а дарили их ему
сами (Правда. Древние славяне верили в то, что высшие силы оберегают их
от бед и страданий, для того, чтобы задобрить высшие силы, они сами
дарили духам подарки).
2. В древнеславянском языке декабрь назывался «холодец», что означало
наступление холодов (Неправда, назывался «студень»).
3. В Южном полушарии Новый год приходится на середину лета.
Вместо ёлок и сосен там наряжают пальмы (Правда).
4. Каждый желающий может приехать в гости к Деду Морозу в
Великий Устюг (Правда).
5. В усадьбе Деда Мороза живет его любимец – белый олень по кличке
Фёдор (Неправда, оленя зовут Лёшка).
6. Пенсионный фонд России присвоил Деду Морозу звание «Ветерана
сказочного труда» (Правда).
7. Российский Дед Мороз отмечает свой день рождения 18 ноября
(Правда, именно в этот день на его вотчине, в Великом Устюге, наступает
самая настоящая зима и ударяют морозы).
8. У российского Деда Мороза 4 резиденции и одна усадьба (Правда,
резиденции Деда Мороза находятся в Великом Устюге, Вологодской области,
на озере Чунозеро в Мурманской области, Архангельске и усадьба в Москве).
32

9. В России у Снеговика есть официальная резиденция (Правда,
резиденция Снеговика находится в Архангельске).
10. Стеклянные ёлочные шары, без которых мы не представляем себе
новогоднюю ёлку, появились всего век назад. А произошло это из-за большого
скопления стеклянной тары, которой нужно было найти какое- то
применение (Неправда, ёлочные шары появились из-за неурожайного на
яблоки года. До этого праздничное дерево украшали сладостями и яблоками.
Когда яблок не нашлось, их заменили стеклянными шарами).
11. В ночь с 31 декабря 1699 на 1 января 1700 года Петр I на Красной
площади собственноручно запустил в небо первую ракету, ознаменовав
начало праздничного салюта (Правда).
12. Песенку «В лесу родилась ёлочка» придумали жители одного
таёжного села (Неправда, изначально песенка «В лесу родилась ёлочка»
была просто стихом, который написала Раиса Адамовна Кудашева, он был
опубликован в 1903 году в детском журнале «Малютка». А лишь через два
года композитор Леонид Бекман сочинил музыку для этих стихов).
13. Новый год в России первыми встречают в ПетропавловскеКамчатском (Неправда, первыми Новый год в России встречают
пограничники на острове Ратманова в Беринговом проливе).
14. На планете Венера есть своя Снегурочка (Правда, в полярной
области Венеры есть большая равнина, которая так и называется равнина
Снегурочки. Её протяжённость 2 800 километров. Этот географический
объект получил такое название благодаря правилу называть все низменности
Венеры в честь сказочных и мифологических персонажей женского рода. В
1985 году Равнина Снегурочки была официально утверждена
Международным астрономическим союзом).
15. Самый длинный хоровод вокруг новогодней ёлки был организован в
2009 году в Москве, где на это мероприятие собралось более 6 тыс. чел.
(Неправда, это произошло в г. Чебоксары Чувашской Республики).
16. 18 января празднуется Всемирный День снеговика (Правда, дата
выбрана не случайно: единица напоминает метлу, а восемь – саму снежную
бабу).
Учитель. Вот как много интересных фактов, связанных с Новым годом, мы с
вами вспомнили и узнали! А сейчас спешит поздравить нас с этим чудесным
праздником главный волшебник – Российский Дед Мороз!
Видеопоздравление с Новым годом главного Деда Мороза страны.
Учитель. Ребята, и я присоединяюсь к поздравлениям главного Деда Мороза
страны и желаю вам волшебного Нового года!
Приложение 4.
План воспитательной работы
на учебный год
№
п/п

Дата (месяц)
проведения

Место
проведен
ия

Количе
ство
участни
ков

Воспитание экологической культуры
в
течение Экологические акции:

33

года

-по уборке и благоустройству
территории;
- по сбору макулатуры и батареек;
- по изготовлению кормушек для
птиц;
- по озеленению
сентябрь
Участие в конкурсе юных фотографов
декабрь
Помощь в репортаже с новогоднего
подведения итогов работы
апрель
Семейный экологический праздник
Патриотическое воспитание
сентябрь
День антифашиста
февраль
День защитника Отечества
январь
День Республики Крым
май
Фестиваль добрых дел
Духовно-нравственное воспитание
сентябрь
Традиции моей семьи
октябрь
Это гордое имя-Учитель (создание
стенгазеты)
декабрь
«Мы в ответе за тех…»
март
Праздник для мам.
Воспитание
безопасного
поведения
(ПДД,
антитеррор,
противопожарная безопасность)
сентябрь
Правила
антитеррористического
поведения.
Выполнение
норм
пожарной
безопасности
сентябрьДекада безопасности на дороге.
октябрь
Декабрь
Практические
тренировки
по
март
безопасности
ноябрь
Конкурс рисунков ко Дню спасателя
Инструктажи по охране труда
По отдельному плану
Конкурсные мероприятия
февраль
Конкурс «Я – исследователь»
март
Конкурс «Я – первооткрыватель»

Приложение 5.
Лист корректировки Программы
Дата
внесения
изменений
2021 год
2022 год

На основании / в
соответствии

Внесённые
изменения (в
каком разделе
программы).

Кем внесены
изменения
Ф.И.О.

Разработка
Буслаев А.А.
программы
Приказ
Министерства Уточнена структура Буслаев А.А.
образования,
науки
и программы.
молодёжи Республики Крым
от 09.12.2021 г. № 1948 «О
методических рекомендациях
«Проектирование
дополнительных

34

общеобразовательных
общеразвивающих программ»
2023 год

Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении
Порядка
организации и осуществления
образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам

Внесены
Демидова Е.А.
изменения
в
нормативноправовую
базу,
дополнены
списки
литературы.

2024

Указ
Президента Обновлена
база Демидова Е.А.
Российской Федерации от 7 нормативных
мая 2024 г. N 309 «О правовых актов
национальных целях развития
Российской Федерации на
период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года»;

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».