ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБУДО «ДЭЦ»
от «27 » 08 2024 г.
Протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ДЭЦ»
________________ Точенюк Ж.Ю.
«30» _08 2024 г.
М.П.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Весёлая кисточка»
Направленность: художественная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Составитель: Алексеева А. А.
Должность: педагог
дополнительного образования
г. Ялта
2024 г.
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовая основа программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Весёлая кисточка» составлена на основе следующей нормативной базы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
-Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. N° 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
-Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. N 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей
редакции);
-Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. N 996-р;
-Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. N 642
(в действующей редакции);
-Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. N 3;
-Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. N 16);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г.
N 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развитиядополнительного
образования детей» (в действующей редакции);
- Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. N 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей
редакции);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в
действующей редакции);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. N
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015
г. N 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. N 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. N 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №1179р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в
Республике Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510
«Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при
формировании
государственного
социального
заказа
на
оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. № 593
«Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов
на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об
исполнении государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов
Республики Крым»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. № 639
«О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными
сертификатами»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023г.
№ 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических
работников
образовательных
организаций
общего
образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися
и их родителями (законными представителями)»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования,
для
реализации
приоритетных
направлений
научно
технологического и культурного развития страны».
- Устав Муниципального бюджетного учреждение дополнительного
образования «Детский экологический центр» муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым, утверждённый Постановлением
Администрации города Ялта от 17.08.2021 № 2552-п;
--локальные нормативные акты МБУДО «ДЭЦ».
Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои
приемы, свою азбуку, незнание которой и ставит нас в тупик. Не случайно у
многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий
интерес к рисованию, а это обедняет человека.
На занятиях кружка дети получают начальные знания, умения, навыки в
освоении изобразительного искусства. Успехи в своем мастерстве учащиеся
демонстрируют сверстникам, выставляя свои работы, участвуя в конкурсах. И
здесь главное - научить ребёнка получать удовольствие от процесса творчества,
часто трудного и однообразного, научить добиваться результата и ценить его.
Кроме того, занятия изобразительным искусством являются
эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций, к
постижению духовного мира человека, к нравственным истокам национальной
культуры.
Направленность программы - художественная. Программа направлена на то,
чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Желание творить –
внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и
отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь
ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему
стать личностью. В повседневной работе над собой, в работе над созданием
своего произведения развивается творческая личность, способная применять
свои знания и умения в различных ситуациях. Программа не ставит задачи
«выдать» в результате обучения художника, она предполагает кружковой
уровень освоения знаний и практических навыков. Важно двигаться к главной
цели художественного образования – формированию духовной культуры
личности, приобщению к общечеловеческим ценностям, овладению
национальным культурным наследием.
Актуальность программы заключается в том, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего
поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,
чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря
которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда,
приумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее
развитие способности к творчеству уже в дошкольном и младшем школьном
возрасте – залог будущих успехов. Творческая личность – это достояние всего
общества.
Новизна программы заключается в том, что в ходе её реализации учащиеся
не только получают знания о простейших закономерностях строения формы, о
линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной
стилизации форм, правилах рисования, аппликации, но и узнают о наиболее
выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и
человеческих чувств; происходит знакомство детей с творчеством крымских (в
том числе ялтинских) художников.
Отличительные особенности. Процесс обучения изобразительному искусству
строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной
работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил
изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала.
Значительная роль отводится среди этих приёмов игре. Игра настраивает
учащихся на эмоционально приподнятое настроение, ожидание успешного
овладения новыми умениями. Игровой момент присутствует в организации
каждого занятия и соответствует названию Программы «Весёлая кисточка».
Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного
искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой
деятельности, и в этом помогает использование среди других педагогических
технологий игровой как основной, стержневой. Программа ориентирована на
применение широкого комплекса различного дополнительного материала по
изобразительному искусству.
Педагогическая
целесообразность программы
объясняется
задачей
формирования высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд
специальных
заданий
на
наблюдение,
сравнение,
домысливание,
фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то,
чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Занятия строятся в соответствии с системой следующих принципов:
гуманизации образования, состоящий в том, что развитие ребенка,
формирование его личности – это главный смысл педагогического процесса.
Это принцип, диктующий необходимость бережного отношения к каждому
ребенку: каждая личность неповторима, каждый ребенок - это чудо. Согласно
этому принципу взаимодействие «педагог-воспитанник» на занятиях
базируются на уважении и любви к ребенку, понимании и знании ребенка, на
вере в его возможности;
от простого – к сложному, что обеспечивает взаимосвязь всех
компонентов
программы, определяет соблюдение установок «от частного – к общему» в
процессе обучения детей;
единства индивидуального и коллективного - предполагает развитие
индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной
деятельности. Обеспечивает
слияние
в
одно
целое
различных
индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе
коллективных занятий соотношение коллективного и индивидуального начал
позволяет каждому ребенка, как члену своеобразного творческого коллектива
максимально проявлять свои творческие возможности;
творческого самовыражения, что предусматривает организацию такого
взаимодействия педагога и воспитанника на занятиях изобразительным
искусством, которое позволяет активно вовлекать каждого воспитанника в
посильную и интересную деятельность. Соблюдение этого принципа позволяет
реализовать потребность ребенка в самовыражении, стимулирует стремление
личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере
деятельности, т.е. формирует активную сознательную позицию;
психологической комфортности - предполагающего снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей обучения,
творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение
учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность
предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой
инициативе, а главное – умение систематически работать. Принцип активности
может быть осуществлен при наличии следующих условий: 1) развитие
активной мыслительной деятельности, 2) мотивации и интереса; 3) развитие
навыков и умений самостоятельной работы, использование разных техник и
материалов.
Индивидуализация обучения – выбор способов, приемов, темпа обучения с
учетом различия воспитанников, уровнем их творческих способностей.
Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об
отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужна
активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают
возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в
понятия. Такова роль наглядности. Принцип наглядности осуществляется при
помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков,
натуры.
Принцип дифференцированного подхода требует четко разграничивать
обучение, предполагает использование различных методов и приемов
обучения, разных упражнений, этапа обучения, художественного материала,
возраста учащихся, их способностей и качеств.
Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного
материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно
развитию творческих способностей и возрастным особенностям воспитанников.
Так как программа рассчитана на детей не только младшего школьного
возраста, а и для учащихся среднего звена, для более качественного обучения
необходимо знать психологические особенности воспитанников этих
возрастных групп.
Адресат программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы: 7-15 лет
Программа рассчитана на реализацию среди детей 7-15 лет (без требований к
начальному уровню подготовки обучающихся), то есть на младший и средний
школьный возраст. Что касается младшего школьного возраста, то этот возраст
называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств —
легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает
утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая
логика мышления. Ведущей деятельностью младшего школьника становится
учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения. Во
время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно
возникают межполушарные связи. У ребенка развивается пространственный
интеллект и воображение. В процессе работы ребенок получает реальный
результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на
результативную деятельность.
Что касается среднего школьного возраста, то он характеризуется глубокой
перестройкой всего организма. Значимой особенностью мышления подростка
является его стремление к критике. У ребенка, который всегда и со всем
соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как
можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этот период склонны к
спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится
зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок
подвергается чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому. Однако
средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В
этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить
сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны
внеклассные мероприятия, в том числе и дополнительное образование, в ходе
которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему,
участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Такое различие между школьниками, конечно, вызывает необходимость
формировать группы по принципу «младшие» и «старшие». В разновозрастной
группе обучение тоже может происходить эффективно, но требует более
продуманной индивидуальной работы.
Объём программы -144 часа.
Срок реализации программы - 1 учебный год (36 недель). Летом Программа не
реализуется.
Уровень программы. Программа имеет стартовый
уровень. Она
разрабатывалась для формирования интересов учащихся, мотивации к выбору
дальнейшей деятельности, получения учащимися общих представлений о
предметной области и формирования основ личностных и социальных
компетенций, для приобретения умений и обогащения навыками совместной
деятельности в освоении программы.
Форма обучения очная, при особых условиях допускается дистанционное
обучение, связанное, как правило, с приостановкой образовательного процесса.
Особенности организации образовательного процесса. Организация
образовательного процесса происходит по индивидуальным планам в
объединениях по интересам, которые могут быть сформированы как из
учащихся одного возраста (близких возрастов), так и из учащихся разного
возраста в пределах цифр, указанных для адресата Программы.
Чаще всего формируются группы учащихся одного возраста постоянного
состава. Обучение на начальном этапе происходит посредством коллективногрупповой формы обучения, так как содержание первых тем учебного плана
предусматривает освоение элементарных знаний, умений и навыков, их
воспроизведение и прочное закрепление. Затем предполагается
использование формы дифференцированного обучения. Суть этой формы
заключается в том, что обучение ведётся как со всем коллективом, так и
индивидуально, при этом ученики имеют свободу выбора, оставаясь в рамках
темы. Такие формы работы позволяют получать хорошие результаты не только
в выбранном направлении деятельности, но и в развитии творческого
потенциала детей, а общение педагога и обучающегося, позволяют выявлять
природные склонности и задатки, повышать общий уровень познавательной
потребности, вырабатывать мотивацию к занятию рисованием.
При наличии свободных мест дополнительный набор в объединение
может происходить в течение учебного года. В этом случае педагог по итогам
собеседования создаёт такие условия для учащегося, которые обеспечат ему
оптимальный режим «входа» в освоение Программы.
Виды занятий по программе обусловлены спецификой их содержания и
чаще всего представляют следующие:
-рисование с натуры,
- рисование по представлению,
-рисование на тему,
-иллюстрирование,
- конструирование из бумаги,
-беседы об изобразительном искусстве.
Основные формы проведения занятий: учебное занятие, игры, конкурсы,
выставки, практическая работа.
Режим занятий.
Курс рассчитан на 72 самостоятельных занятия, которые проводятся в течение
учебного года в режиме: 2 раза в неделю по 2 академических часа по 45 мин. с
перерывом 10 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование основ базовых компетенций в области
изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития
воспитанников и условий для их социализации в будущей жизни.
Цель определила задачи программы:
Образовательные (предметные)
• формировать элементарные умения, навыки, способы художественной
деятельности.
• расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и
изобразительном искусстве;
• помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной
деятельности;
• формировать первичные знания о мире пластических искусств
(изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их
бытования в повседневной жизни человека;
• формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность
воспринимать его исторические и национальные особенности;
• формировать умения по изобразительной деятельности в части исполнения
творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в
объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);
Метапредметные (развивающие)
• Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию
произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах
своего отношения к окружающему миру;
• способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в
культурной жизни.
Личностные (воспитательные)
• Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия
произведений изобразительного искусства;
• развивать нравственные и эстетические чувства: любви к родной природе,
своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре;
• формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества
в каждом воспитаннике.
Воспитательный потенциал программы
Сущность художественного воспитания в учреждениях дополнительного
образования детей следует рассматривать как социальное явление, как сложный
многоуровневый процесс и как специально организованную деятельность,
направленную на формирование потребности не только к активному,
осознанному, деятельному общению с эстетически значимыми предметами и
явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей
действительности посредством художественно-эстетической деятельности.
Таким образом, Программа, приобщая детей к миру искусства и являясь
незаменимым инструментом развития духовно-нравственной, культурной
личности, выполняет очень важную образовательную функцию формирования
духовного мира ребёнка, способного к самовыражению и индивидуальной
художественно-творческой деятельности. Организацию воспитательнообразовательного процесса направляется на создание условий эмоционального
комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей, развитие их
духовного потенциала, сущностных сил и художественно-творческих
способностей, что в итоге приводит к формированию основ общей культуры
ребенка.
Воспитательный процесс осуществляется в неразрывной связи с
целями и задачами программы. Исходя из вышеизложенного, основными
выделены следующие направления воспитательной работы: духовнонравственное;
художественно-эстетическое;
экологическое;
здоровьесберегающее. Важную роль играют воспитательные мероприятия:
выставки, конкурсы, акции, защита творческих работ и проектов.
Содержание программы
Учебный план
№
Наименование раздела,
темы
1
Раздел 1. Что могут
краски?
2
Раздел 2. Рисунок.
3
4
Промежуточный
контроль
Раздел 3. Живопись
Раздел 4.
Нетрадиционные
техники рисования
Итоговый контроль
Итого
Всего
часов
Аудиторные часы
18
Теория
7
Практика
11
50
19
33
Входной
контроль
Тестирование
2
30
9
21
42
12
32
Тестирование,
выставка
2
144
Форма
аттестации/
контроля
47
97
Содержание основных разделов программы
Раздел 1. Что могут краски? (18 часов)
Теория (7 часов).
1.1. Инструктаж по технике безопасности
Правила поведения в общеобразовательном учреждении: до уроков, на
переменах, на уроках, по окончании уроков. Правила техники безопасности в
изостудии.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с
художественными материалами и оборудованием.
1.2. Введение. Основные темы и практические задания кружка.
1.3. Диагностика знаний и умений детей
Беседа, тестирование.
1.4. Свойства красок.
Особенности
гуаши: плотность,
густая
консистенция,
возможность
использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость
смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными
приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной
бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой,
использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
1.5. Основные цвета.
Три цвета, которые невозможно получить путем смешивания других. Желтый,
красный, синий – основные (базовые) цвета. Они образуют середину (основу)
цветового круга.
1.6. Цветовой круг. Холодные и теплые цвета.
Умение с помощью цветового круга научится грамотно сочетать разные
оттенки, делать правильные цветовые акценты. Демонстрация отличия
холодных от тёплых, поскольку при смешивании эти свойства оказывают
серьёзное влияние на результат. Особенности тёплых цветов (ощущения тепла,
согревания). Особенности холодных цветов (ощущение прохлады).
Взаимодополнения холодных и тёплых цветов.
Практика (11 часов). Выразительные свойства акварели, гуаши. Смешение
красок. Основные цвета. Работа с красками. Упражнение «Кто составит больше
оттенков одного цвета» Эксперименты с красками и водой. Упражнение на
зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», Игра «Холодные и
теплые цвета», «Угости гномов фруктами и овощами»
Раздел 2. Рисунок (52 часа)
Теория (19 часов).
2.1. Волшебная линия. Линии – начало всех начал. Классификация линий:
короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий»
(злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
2.2. Точка. Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги:
лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер
точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы.
2.3. Пятно. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость
пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в
рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на
рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на
лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно,
полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
2.4. Форма. Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами
форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их
изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
2.5. Контраст форм. Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев.
Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного
царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и
комбинирование между собой различных контрастных форм.
2.6. Рисунок. Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым
карандашом, фломастером, шариковой или гелиевой ручкой, углём, пастелью,
тушью, восковыми мелками.
2.7. Орнамент. Изучить основные виды орнамента. Научить использовать его
для украшения различных предметов. Орнамент – повторение рисунка через
определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных
узоров и орнамента. Чудесные ритма-превращения (растительные,
анималистические и геометрические орнаменты).
2.8. Аппликация. Средство развития у детей аккуратности, усидчивости,
вкуса. Аппликация для детей - это творчество, связанное с вырезанием из
цветной бумаги и склеиванием из неё интересных картин и узоров.
Практика (33 часа). Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой
или гелиевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Старинный терем», «Зверюшки».
Выполнение заданий: «Одуванчики», Выполнение заданий: «Танец бабочек»,
«Образ доброго и злого сказочного героя». Игра-головоломка.» Геометрические
фигуры» Аппликация. Выполнение заданий: «Листопад». Создание различных
видов орнамента. Дидактическая настольная игра: «ОРНАМЕНТ».
«Аквариум». Примеры подобия форм в природе, народном искусстве и
архитектуре. Народные традиции и создание рисунков.
Промежуточный контроль. Тестирование (2 часа).
Раздел 3. «Живопись» (30 часов)
Теория (9 часов).
3.1. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление
художника и волшебника в древние времена. Научить различать основные
жанры живописи.
3.2. Пейзаж. Изображение природы в первозданном или в преображенном
человеком виде.
3.3. Марина. Появилась в виде автономного жанра пейзажной живописи в
Голландии в начале XVII в. Изображает морские виды и события,
происходящие на море, в том числе морские сражения и круизы;
3.4. Анималистика (иногда — анимализм). Ведущий мотив жанра — дикие и
домашние животные, птицы, пресмыкающиеся.
3.5. Натюрморт - изображает «мертвую натуру». В основе направления —
неодушевленные предметы: дичь, выловленная рыба, фрукты, овощи и букеты
цветов, предметы быта (инструменты или посуда) мифологические и сказочные
сюжеты.
Практика (21 час). Изображение пейзажей, морских пейзажей. Изображение
диких и домашних животных. Натюрморты.
Мифологический сюжет, сказочный сюжет. Игры и упражнения для развития
восприятия произведений искусства Игры «Петух», "Следствие ведут знатоки".
Раздел 4. «Нетрадиционные техники рисования» (44 часа)
(Задача раздела дать толчок к развитию воображения, творчества, проявлению
самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и
комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, школьники учатся
думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или
иной образ получился выразительным).
Теория (12 часов).
4.1. Пальчиковая живопись. Рисование пальцами. Особенности пальчиковой
живописи:
эмоциональность
изображения,
возможность
получения
неожиданных композиций, интересные цветовые решения.
4.2. Монотипия – техника, в процессе которой на гладкую поверхность
наносится краска, а затем на бумаге делается оттиск красочной массы.
Нестандартность, фантазийность изображения.
4.3. Кляксография - создание уникальных рисунков из поставленных клякс.
Использование кляксографии для иллюстрирования книг.
4.4. Техника пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь
точек). Особенности работы в технике пуантилизма с использованием
разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные
фломастеры и карандаши).
4.5. Оттиск смятой бумагой. Простота и уникальность методики.
Доступность. Использование техники «Оттиск смятой бумагой» в работах
опытных художников. Главным преимущество этого метода для детей способствование развитию мелкой моторики и проявлению фантазии детей.
Применение нетрадиционных техник в изобразительном искусстве.
Демонстрация
необычных сочетаний материалов и инструментов.
Универсальность их использования.
Практика (32 часа). Пальчиковая игра: “Пять и пять”, Игра-головоломка.
Задания и упражнения на дополнение изображений. Игра « Найди среди
произведений искусства…» Выполнение творческих заданий. Создание
плаката-коллажа «Что мы умеем». Творческое задание «Подбери заплатки».
Итоговый контроль. Тестирование; выставка работ учащихся (2 часа).
Планируемые результаты
Материальным результатом реализации Программы является создание
каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием
оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его
способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного
результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может
каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. В результате реализации
Программы должны быть достигнуты определенные личные результаты детей.
Предметные результаты. Учащийся будет знать:
Отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного
искусства; - ведущие элементы изобразительной грамоты — линию, штрих,
тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые
цвета; - основы цветоведения, азы рисунка, живописи, композиции.
Отдельные
произведения
выдающихся
мастеров
русского
изобразительного искусства прошлого и настоящего.
Особенности художественных средств различных видов и жанров
изобразительного искусства.
Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов,
основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной
перспективы, светотени, композиции.
Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
Деление изобразительного искусства на жанры, специфику их
изобразительного языка.
Значение роли изобразительного искусства в духовной жизни человека,
обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.
Учащийся будет уметь:
передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
понимать, что такое натюрморт, пейзаж. Светотень (свет, тень, полутон,
падающая тень, блик, рефлекс). Воздушная перспектива. Освещенность, объем,
пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное,
композиционный центр;
передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в
пространстве и в соответствии с этим — изменения размеров;
выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи
и композиции, чувствовать и передавать гармоничное сочетание цветов,
тональные и цветовые отношения;
правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции
предметов и грамотно изображать их;
передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и
пространственное положение предметов средствами перспективы, светотени,
компьютерной графики;
в сюжетных работах передавать движение;
искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно
выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
применять навыки творческого видения и корректного обсуждения
выполненных работ.
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом,
использовать подручный материал,
выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и
рисункам детей;
делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися,
прислушиваться к их мнению;
понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед
ним.
Личностные результаты. Учащийся будет:
эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей
жизни, видеть красоту людей, их поступков.
проявлять культуру общения и поведения в социуме, в частности,
овладеет умением слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
понимать необходимость добросовестного отношения к общественнополезному труду и учебе, важность общественной позиции человека.
Метапредметные результаты. Учащийся сможет:
строить самостоятельную творческую деятельность, планировать пути
достижения целей;
самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
в
пределах
изученного
обобщать,
устанавливать
аналогии,
классифицировать события;
взаимодействовать и работать в группе;
-развить коммуникативные компетенции.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
летние
весенние
Каникулярное время
осенние
Во втором
полугодии
Количеств
о
учебных
часов
В первом полугодии
Во втором
полугодии
Во втором
полугодии
В первом полугодии
Дата
окончания Количес Количеств
учебного
тво
о
года
учебны учебных
х недель дней
В первом полугодии
Дата
начала
учебного
года
01.09.
31.05.
17 19 17
19
68
76
Во время осенних и весенних школьных каникул занятия проводятся в соответствии с учебным
планом. Во время летних каникул Программа не реализуется, однако возможна реализация
краткосрочных дополнительных программ.
Формы контроля/аттестации
Сроки аттестации
(№ учебной недели)
Тест
№1
Входной контроль
Промежуточный контроль
Тестирование
№2, №5, №7,№8,№ 9, №11,
№ 13, №14, № 17, № 18, № 19,
№21, № 26, № 28, №30, №34
№ 17
Итоговый контроль
Выставка
№ 36
Текущий контроль
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Материально-техническое обеспечение:
Место для продуктивной деятельности школьника оборудовано по типу
учебной зоны школьника: ученический одноместный стол и стул.
Место педагога: стол, стул, шкаф для пособий; оборудование: ноутбук, МФУ,
принтер для формата А3; мультимедийный проектор; мультимедийная доска;
компьютер.
Наглядные пособия:
-набор гипсовых фигур,
-набор муляжей;
-набор драпировок разной фактуры и цвета;
-предметы кухонной утвари.
Информационные ресурсы:
-альбомы и книги о художниках;
-презентации;
-учебные видеофильмы о русских художниках.
Расходные материалы и инструменты:
акварельные краски, гуашь, пальчиковые краски;
кисти, карандаши;
бумага белая и цветная;
восковые и масляные мелки, парафин;
ватные палочки;
поролоновые печатки;
коктейльные трубочки;
палочки или стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды;
подставки под кисти.
Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного
образования, имеющий профессиональную подготовку в области
изобразительного искусства, соответствующий профессиональному стандарту
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Методическое обеспечение программы
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала
у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие
условия для проведения образовательного процесса, при которых
познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищноигровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей,
для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие
способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка,
ведь дети принимаются в объединение с разной степенью одаренности и
различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно
обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
15
Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу
выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному;
освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка,
создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок –
уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом,
чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы. Игра
объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой
целью широко используются практические задания, выполнение которых
предполагает организацию коллективной работы детей. Для активизации
зрительного представления используются задания-игры на развитие фантазии
и воображения. Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий
настрой, рождает в каждом уверенность в своих потенциальных
возможностях.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает
ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества. Нередко
игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной,
что из обыкновенного рисунка рождается настоящий «шедевр».
Используемые приёмы и методы обучения
Словесный метод (рассказ, беседа, художественное слово,
педагогическая драматизация)
Практический метод (упражнения; пробное выполнение работы, нового
задания)
Наглядный метод (наблюдения, рассматривание, показ
образца, показ способов выполнения и др.)
Объяснительно-иллюстративный (демонстрация репродукций, пособий
для рисования, примеров работ, презентаций)
Частично-поисковый (поиск решения поставленной в ходе объяснения
задачи)
Репродуктивный;
Игровой (ролевые и деловые игры; использование игровых моментов
при объяснении нового материала; игровые ситуации для проверки
усвоения материала)
Все методы и приёмы, как правило, используются в комплексе.
Методы воспитания - мотивация, поощрение, убеждение.
Формы организации образовательной деятельности: групповая и
индивидуально-групповая.
Форма организации учебного занятия зависит места занятия в учебном
плане, особенностей группы, содержания занятия. Самые используемые из
них: игра, беседа, практическое занятие, творческая мастерская, выставка и др.
Применяемые
педагогические
технологии:
технология
игровой
деятельности, технология дифференцированного обучения; технология
коллективной творческой деятельности; технология группового обучения.
16
Алгоритм учебного занятия: подготовка кабинета к занятию;
организационный момент; теоретическая часть, в начале которой используется
игровой момент; динамическая пауза-физкультминутка (часто с музыкальным
сопровождением); закрепление нового материала - просмотр выполненных
работ, игра по теме занятия; подведение итогов занятия (форма зависит от
содержания и вида занятия).
Основные правила создания занятия:
1.Использование приема транслирования информации.
2.Тщательный отбор тематического содержания.
3.Учет мнения: «Главный герой рисования – ребенок».
4.Не стремиться сразу исправить речь ребенка.
5.Объясняя, педагог создает только схематические изображения.
6.Помнить: не только рассказывать о том, что нарисовано, но и показать
посредством изобразительных действий.
7.В
качестве
«физкультминутки»
можно
использовать
элементы драматизации,
имитационные
движения,
сопровождаемые комментированной речью.
На
занятиях
педагог создает развивающую среду, отвечающую
возможностям и потребностям
ребенка,
способствующую развитию
познавательных и интеллектуальных способностей детей. Педагог использует
различные формы и методы организации обучения с учетом индивидуальных
и возрастных особенностей детей.
Формы контроля и аттестации.
Входной контроль проводится в начале учебного года. С новыми
учащимися проводится собеседование.
Промежуточный контроль организуется в конце первого полугодия, как
правило, в форме тестирования.
И, конечно, текущий контроль, который проводится в течение всего
учебного года с предъявлением творческой работы (рисунок, коллаж; плакат и
др.).
Подведение итогов реализации программы проводится в форме занятия,
которое включает в себя теоретические тесты и практическую работу
(индивидуальная творческая работа, коллективная работа; свой проект).
Проводится выставка.
Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выставкипросмотры лучших работ, которые проводятся в течение всего учебного года
(в конце каждой темы.)
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность
посещения занятий и интереса к работе в объединении. Кроме того,
оценивается динамика личных достижений и удовлетворённости детей и
родителей на основе собеседований. Результативность деятельности
обучающихся оценивается также методом личной диагностики и экспресс опросом. На каждом занятии педагог наблюдает состояние знаний детей. Этот
17
метод наиболее ценный и точный. Конечно, основной оценкой достигнутого
уровня является участие детей в различных выставках и конкурсах вне своего
учреждения.
В основу оценивания результатов положена пятибалльная система
оценки, которая затем переводится в систему уровней:
- 5 баллов ставится за 75-100 % правильное выполнение заданий (высокий
уровень);
- 4 баллов ставится за 74-50 % правильное выполнение заданий (достаточный
уровень);
- 3 балла ставится за 49-25% правильное выполнение заданий (средний
уровень);
- 2-1 баллов ставится менее 25% за правильное выполнение заданий (низкий
уровень).
Виды и формы контроля
Время проведения
В начале учебного года
В конце первого полугодия
В течение всего учебного года
В конце учебного года
Входящий
Цель проведения
Выявление уровня знаний и
интересов детей, практических
умений и навыков
Промежуточный
Определение степени усвоения
учебного материала
Текущий контроль
Определение степени усвоения
учащимися программного
материала, к стремлению
развивать и углублять знания
по учебному материалу.
Определение готовности
учащихся к восприятию нового
материала.
Итоговый
Определение изменения
знаний, умений и развития
детей. Определение уровня и
результатов обучения.
Формы проведения
Беседа, устный опрос,
творческие занятия,
анкетирование.
Устный опрос, беседа, тест,
выставка рисунков
Дискуссия, устный
индивидуальный и
фронтальный опрос. Беседы,
викторины, тесты, творческие
задания.
Участие в конкурсах,
коллективных заданиях,
выставках, тесты
Форма контроля выбирается в зависимости от особенностей группы, интересов конкретного
учащегося, возраста ребёнка.
Список литературы
Литература для педагога
1.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://www.math-solution.ru/booklist/artDraw/painting
2.
Основы живописи - Паррамон Хосе М. - 1994г . [Электронный ресурс] . Режим доступа: https://www.math-solution.ru/books/9191
18
3.
Основы рисования - Альберта Г., Вульф Р. - 2001г. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://www.math-solution.ru/books/9194
4.
Основы рисунка - Могилевцев В.А. - 2007г. [Электронный ресурс] . Режим доступа: https://www.math-solution.ru/books/9195
5.
Пленэр. Наброски, зарисовки, этюды - Тютюнова Ю.М. - 2012г.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mathsolution.ru/books/9202
6.
Рисовать. Легко! Как нарисовать все, что угодно - Линлей М. - 2014г.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mathsolution.ru/books/9214
7.
Рисуем акварелью. От азов мастерства к тончайшим нюансам Батталини Т. - 2007г. [Электронный ресурс].
8.
Рисунок - Вавилин В.Ф., Вавилин В.В. - 2004г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.math-solution.ru/books/9219
Литература для детей и родителей
1. «Боттичелли», Издательство «Изобразительное искусство», Москва, 1989г.
Дневник художника-натуралиста. Как рисовать растения, животных, птиц и
пейзажи – Джон Лоуз [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/dnevnik-xudozhnika-naturalista/
2. Как понять акварель – Том Хоффманн [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/kak-ponyat-akvarel/
3.Рисовать. Легко! Как нарисовать все, что угодно - Линлей М. - 2014г.
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
https://www.mathsolution.ru/books/9214
4.Экспериментальная пастель. Более 60 идей в смешанных техниках / Доун
Эмерсон; пер. с англ. Екатерины Петровой. - М. Манн, Иванов и Фербер,
2018г.
5.100 Великих художников [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://booksonline.com.ua/view.php?book=143915
19
Приложение к Программе «Весёлая кисточка»
Приложение 1.
Оценочные материалы
Тест «Материалы, инструменты и принадлежности для занятий ИЗО» и «Основы
цветоведения»
Задание 1. Вставьте в текст, пропущенные слова.
1. Небольшая тонкая дощечка с вырезом для большого пальца, на которой живописец
смешивает краски, называется ____________ (палитрой).
2. Материал, изготовляемый из равномерно обожжённых тонких веток,
называется____________ (углём).
3. ___________(Бумага) - это материал для письма и рисования, изготовляемый из
древесной и тряпичной массы.
4. Задание 2. Выберите правильный ответ.
1. Эти краски имеют следующие свойства: прозрачность, чистоту цвета. (Гуашь,
темпера, акварель)
2. Маркировка на карандашах (ТМ, Т, 2М и т.д.) обозначает. (Степень оттенка цвета,
код производителя, степень твёрдости или мягкости).
3. К основным цветам относятся:
а) красный, синий, зелёный;
б) жёлтый, зелёный, красный;
в) красный, жёлтый, синий.
4. К тёплым цветам относятся:
а) голубовато-зелёный, голубой;
б) красный, жёлтый;
в) сине-зелёный, синий.
5. Цвета, в цветовом круге, которые находятся напротив друг друга и дающие при
смешивании ахроматический цвет, называются:
а) нейтральными;
б) оптическими;
в) дополнительными.
Задание – тест на понимание формы предметов
1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют
предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику,
Раздаточный материал – геометрические фигуры).
3. Игра-головоломка.
Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий
характер.
4. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы.
Дайте название работе.
20
Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в
плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для
выполнения заданий в технике разрезной мозаики.
Проверочные и контрольные работы
Тест по ИЗО "Уровень знаний по изобразительному искусству"
Ф. И. ________________________________________________
Группа__________
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
Как называется художественное изображение на полотне?
картина
машина
сардина
гардина
2.
Какой цвет является холодным?
голубой
жёлтый
оранжевый
коричневый
3.
Какой из предметов плоский?
яблоко
кружка
ствол дерева
лист бумаги
4.
Как называются краски, которые обязательно разводятся водой и на рисунке дают ощущение
лёгкости и прозрачности?
медовые
гуашь
акварель
масляные
5.
В каком из видов ИЗО можно создавать вещи из вторсырья, природных материалов?
декоративно-прикладное искусство
живопись
графика
архитектура
6.
Жанр, в котором изображают животных, называется?
бытовой жанр
анималистический жанр
пейзаж
сказочно-былинный жанр
7.
Повторение и чередование элементов в ИЗО называется?
орнаментом
композицией
росписью
резьбой
8.
Какой из художников всегда рисовал море?
Левитан
Репин
Айвазовский
Шишкин
ОТВЕТЫ: 1. – 1; 2. – 1; 3. – 4; 4. – 3; 5. – 1; 6. – 2; 7. – 1; 8. - 3
Шкала перевода баллов в отметку: 2 балла за каждый правильный ответ
16 б -12 б – «5» (100%-75%) – Высокий уровень
12 б – 18 б – «4» (74%-50%) – Достаточный уровень
8 б – 6 б – «3» (49%-25%) – Средний уровень
Менее 6 б – «2,1» ( 25%) – Низкий уровень
21
Промежуточный или рубежный контроль (в конце 1 полугодия)
Тест
Ф. И. ________________________________________________
Группа__________
1. Кто такой живописец? (2 балл)
а) человек, умеющий писать
б) художник
в) писатель, пишущий рассказы
2. Обведи те предметы, которые необходимы тебе для рисования: (2 балл)
3. Что будет с цветом, если смешать его с белой краской? (2 балл)
а) посветлеет
б) потемнеет
в) ничего не произойдёт
4 Соедините одинаковые половинки ваз.
5. Из предложенных цветов выберите те, которые относятся к главным? (3 балла)
а) синий
б) красный
в) жёлтый
г) зелёный
6. Что будет с цветом, если смешать его с чёрной краской? (2 балл)
22
а) посветлеет
б) потемнеет
в) ничего не произойдёт
7. Закончи предложение: (2 балл)Небольшая тонкая и лёгкая пластинка четырёхугольной или овальной
формы, на которой художник смешивает краски в процессе работы – это …
а) стека
б) палитра
в) ватман
8. Отгадай ребус и напиши ответ (3 балл).
ОТВЕТЫ: 1) – б; 2) – все; 3) – а; 4) – стрелки; 5) а,б,в; 6) – б; 7) – б; 8) - карандаш
Шкала перевода баллов в отметку:
20 б - 15 б – «5» (100%-75%) – Высокий уровень
15 б – 11 б –«4» (74%-50%) – Достаточный уровень
10 б – 5 б – «3» (49%-25%) – Средний уровень
Менее 5 б – «2» (25%)
– Низкий уровень
Итоговый контроль (в конце учебного года или курса обучения)
Ф. И. ______________________________________________Группа__________
1. Узор из повторяющихся элементов, называется
а) картина
б) орнамент
в) вышивка
2. Вид изобразительного искусства, художественным средством которого является
цвет - это...
а) архитектура
б) живопись
в) скульптура
3. Дощечка, на которой художник смешивает краски - это:
а) палитра
б) пастель
в) мольберт
4. Выберите холодный цвет:
а) синий
б) красный
в) желтый
5. Как называют художника, изображающего море?
а) живописец
б) пейзажист
в) маринист
6. В каком жанре выполнена картина Л. да Винчи «Мадонна с цветком»?
а) пейзаж
23
б) портрет
в) натюрморт
7.Передача различной освещенности объектов или частей предметов в зависимости от
разной удаленности от источника света – это…
а) конструкция
б) светотень
в) рефлекс
8. Что такое пейзаж?
а) изображение природы;
б) изображение человека в полный рост;
в) изображение внешнего облика и внутреннего мира человека.
9. Искусство проектировать и строить здания, называется …
а) живопись
б) скульптура
в) архитектура
10. Соедини стрелками жанры изобразительного искусства.
натюрморт, пейзаж, портрет.
11. Определи автора и название картины и запиши
12. Соотнесите стрелками цифры и градации светотени на рисунке:
Собственная тень
Рефлекс
Свет
Падающая тень
Полутень
За каждый правильный ответ - 3 балла
24
Максимальное количество - 36 баллов
Шкала перевода баллов в отметку:
36 б - 28 б – «5» (100%-75%) – Высокий уровень
27 б – 20 б –«4» (74%-50%) – Достаточный уровень
19 б – 10 б – «3» (49%-25%) – Средний уровень
Менее 10 б – «2» (25%)
– Низкий уровень.
Приложение 2
Дидактические игры, используемые на занятиях и в ходе текущего контроля
Дидактическая игра "Волшебный круг" (цветовой круг)
Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и
холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках,
работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.
Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов,
окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую
вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого
играющего (10Х10), круг красного, синего и желтого цвета, диаметром 6 см; треугольниксоставные цвета и нейтральные – квадрат.
Ход игры: Педагог вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные
краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при
смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски.
Преподаватель предлагает детям поиграть с волшебным кругом, объясняет правила: после
того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете
остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и
быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник, для
составного; квадрат для нейтрального.
Игра «Холодные и теплые цвета».
Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления
царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение
цвета и его выразительного аспекта.
Упражнение «Кто составит больше оттенков одного цвета»
Цель: расширить представления детей о цвете и оттенках. Развивать чувство цвета. Уметь
получать путем смешивания белого и других цветов разные оттенки одного цвета.
Проведение
Оттенок – это изменение одного и того же цвета. Педагог предлагает детям
поэкспериментировать с акварельными красками для получения светлых оттенков и
соответственно тёмных.
Игра «Угости гномов фруктами и овощами».
Цель: закреплять знания цветового спектра у детей.
Оборудование: гномы желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый.
Набор фруктов: слива, апельсин, лимон, банан, яблоко красное и зеленое, груша, виноград:
Набор овощей: баклажан, перец красный, желтый, зеленый; морковь, помидор, огурец.
Ход игры:
Гномики пришли в гости. Детям предлагают угостить гномов фруктами (овощами). Как вы
думаете, какие фрукты и овощи любят гномы?
Например, желтый гномик любит банан, красный - красное яблоко.
Как вы думаете, почему?
Дети «угощают» гномов.
Дидактическая настольная игра: «ОРНАМЕНТ»
Цель: Закрепить знание детей о различных видах национального орнамента.
25
Задачи: Знакомство с калмыцким декоративно-прикладным искусством;
Образовательные: научить составлять узор и орнамент с использованием различных видов
орнамента; учить применять полученные знания в собственной художественно-творческой
деятельности.
Развивающие: развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление,
мелкую моторику пальцев рук.
Речевые: развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес, любознательность.
Правила игры:
Все участники получают карточки с фрагментом изображения калмыцких орнаментов
(общее количество карточек – 50 штук). Задача детей — соединить одинаковые элементы в
свободном порядке, в очередной последовательности друг за другом. Раздаются карточки
поровну, по десять карт каждому игроку. В игре принимают участие пять игроков. По
окончании игры должно получиться произвольные рисунки или орнамент. Игра
проигрывается по правилам домино.
Приложение 3
Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства
1. Подберите слова, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).
Побеждает тот из детей, который подберет большее количество. Это упражнение развивает
способность переводить зрительный образ в словесный.
2. Сравните впечатления. Предлагается сравнить два произведения искусства. При
выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства,
речь учащихся.
3. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства). Игра
развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.
2. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению
искусства. Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного
мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных
средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних
пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская
лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский.
«Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)» и т.д..
Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую
репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.
Заготовила зима
Краски для всех сама.
Полю — лучшие белила,
Зорям — алые чернила,
Всем деревьям — чистые
Блестки серебристые.
В. Фетисов
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
26
Ф. Тютчев
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А. Пушкин
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
С. Маршак
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С. Есенин
3.Игра "Следствие ведут знатоки".
По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут
среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея».
Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» – ученики класса.
4. Игра «Петух» Подбери используемые цвета при изображении петуха.
Приложение 4
Сценарий воспитательного мероприятия
«В гости к художнику»
Цель.
Поддерживать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать представления детей о работе художника;
- закреплять знания об изобразительных материалах - карандашах, красках и
т.п. с помощью отгадывания загадок;
- активизировать словарный запас детей с помощью слов: «палитра»,
«граттаж», «мольберт», «фантазия», «монотипия»;
27
2. Развивающие:
- развивать творческие изобразительные навыки;
- развивать эмоциональную отзывчивость и коммуникативные навыки;
- развивать моторику детей;
3. Воспитывающие:
- обогащать впечатления детей и способствовать поднятию настроения;
- воспитывать навыки коллективной творческой деятельности.
Материалы:
Разрезная картина с изображением палитры; мольберты; цветные медальоны
на веревочках; заготовки картона для техники "граттаж" и деревянные
шпажки; коробка с изобразительными материалами; поролоновые губки,
тарелки с краской; аудиозаписи с танцевальными детскими песнями.
Ход мероприятия:
Ведущий: Вот просторная поляна! Если мы по ней пойдем,
То в волшебную страну, возможно, попадем.
Приходим к разрезным картинкам.
Ведущий: Ребята, посмотрите, какие яркие цветные кусочки! Что же с ними
делать?(ответы детей). Дети собирают картинку, узнают на ней палитру.
Ведущий: Теперь все ясно! Мы в стране РИСОВАНИЯ! Ребята, вы согласны
идти дальше? Тогда в путь!
Дети идут под музыку «Вместе весело шагать по просторам» и подходят
к разбросанным на полу цветным медальонам. Дети рассматривают цветные
медальоны на веревочках, называют цвета, выбирают понравившийся
медальон и надевают его. Идут дальше, подходят к мольбертам.
Ведущий: По дорожке весело наши ножки шли,
И в страну художников они нас привели.
Обращает внимание детей на мольберт .Что это? Правильно, это мольберт —
подставка для рисования. А еще у каждого художника есть масса нужных для
рисования вещей. Только тут пусто почему-то, ребята! Ни красок, ни
кисточек, - ничего! куда же всё пропало?
Под музыку в зал вбегает/входит Клякса:
Я Клякса озорная,
Меня грязнее нет.
Я Клякса озорная,
Вам от меня - привет!
Я, Клякса, Клякса, Клякса,
Скажу вам так, друзья:
Со мной нельзя ругаться Испорчу праздник я!
Здорово, ребята. Чего, не ждали?
28
Ведущий: Конечно, не ждали, Мы тебя не приглашали.
Клякса: Ах, не приглашали, ах, не приглашали, тогда я вы рисовать не
сможете! Вы наверное, не умеете, да вам и нечем!
Ведущий: А мы с ребятами чем угодно умеем рисовать, правда, ребята?
(отвечают) Вот, например, даже на этом черном мольберте - палочками!
Клякса: Не может быть!!!
Ведущий: Может! С этим заданием даже малыши справятся!
(Дети рисуют в технике граттаж на тему "лето")
Клякса: Ах вот вы как! Я вам всё равно праздник испорчу - не отдам вам, что
украла!
Ведущий: Ну тогда, Клякса, у нас не будет праздника. Не только у ребят, но и
у тебя! Мы уйдем, а тебе скучно будет!
Клякса: У-у... я так не хочу!... Давайте так сделаем: я вам загадки загадаю, а
вы отгадывайте! Справитесь - я все верну!
Дети садятся на стулья и отгадывают загадки. (Приложение 1)
Клякса достает из коробки и показывает предметы-отгадки.
В. Ну вот, всех верных помощников художника мы назвали!
Клякса: А чего это ты тут раскомандовалась? Ты вообще кто?
Ведущий: А ты у ребят спроси!
Я художник с малых лет,
Всем известно это.
Нарисую вам портрет,
Деревья, снег и лето,
Цветы и травы в поле,
Кораблик в синем море.
Волшебных красок яркий цвет
Вмиг оживет пред вами,
Лишь дали б в руки мне мольберт
И кисть с карандашами.
Клякса: Художник, а это правда, что ты все — все можешь нарисовать?
Ведущий: А что, Вы мне не верите?
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю рисовать!
Ведущий-Художник берет лист и рисует на нем круг.
В. Что я нарисовала? (ответы детей)
В. Нет, не круг! ( дорисовывает глаза, нос, рот) ( ответы детей)
В. Нет, не рожица! ( дорисовывает лучики солнца) (ответы детей)
В. Правильно! Оно нам улыбается в оконце
И зовут его, ребята, … (дети хором) солнце!
В. А почему солнышко грустное?
Оно с ребятами поиграть хочет.
Ведущий проводит со всеми детьми физминутку.
29
Клякса: Ух ты, как вы умеете! Ладно, верну вам краску! А кисточки не отдам
пока! Что делать будете?
Ведущий: Будем рисовать без кисточки!
(Провожу рисование поролоновыми губками. Краска разведена в тарелках)
Клякса: Хитрые какие! А я ваши карандаши из коробок высыпала!
Попробуйте теперь собрать!
(Провожу эстафету "Донеси карандаш в пенал")
Ведущий: Клякса! А что это ты такая грустная?
Клякса: Потому что вы такие быстрые, умелые и веселые! А я никому не
нужна и никто со мной не дружит... ( плачет)
Ведущий: Не плачь, Клякса! Мы с ребятами сейчас покажем тебе, что
рисовать можно даже с помощью клякс!
Клякса удивляется: Неужели? Я хочу попробовать!
(Рисуем картинку "Бабочка" способом монотипия - сначала с Кляксой, потом с ребятами)
Клякса: Художник, ребята, простите меня! Я больше не буду вредной! Я
теперь буду помогать! Спасибо за веселый праздник и за то, что научили меня
рисовать!
Рефлексия
Ведущий. Всё закончилось замечательно, друзья! Давайте потанцуем вместе
под веселую музыку! Все танцуют.
Приложение 5
Календарно- тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Название темы занятия
Инструктаж по технике
безопасности
Введение в тему.
Правила техники безопасности в
изостудии.
Свойства красок.
Художественные материалы и
оборудование
Свойства красок.
Основные цвета
Изображение основных цветов и их
смешивание
Холодные и теплые цвета.
Игра «Холодные и теплые цвета».
Изображение холод.
и теплых цветов.
Цветовой круг
"Волшебный круг"
«Угости гномов фруктами
и овощами»
«Кто составит больше
оттенков одного цвета»
Кол-во
часов
Дата по расписанию
По
плану
По
факту
Форма
аттестации/
контроля
2
Входной контроль
2
2
Эксперимент с
красками
2
2
2
2
Упражнение
30
Примечание
(корректировка)
2
12.
«Основы цветоведения»
«Рисунок фантазия»
Рисунки по воображению и
фантазии в любой технике.
Линии – начало всех начал.
Нанесение линий на бумагу
Виды линий их характер
Выразительные
возможности линии
«Линейная фантазия».
Точка – «подружка» линии.
Рисунок по точкам
13.
Рисуем точками и линиями
2
2
8.
9.
10.
11.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Пятно как украшение рисунка.
Нанесение пятен на бумагу
«Характер пятен»
Рисуем пятном «Танец бабочек»
2
2
2
Рисунок
2
2
Рисунок как непосредственный вид
искусства.
Создание рисунка на свободную
тему
Виды рисунка и их отличительные
черты
«Осень»
«Танец бабочек», «Образ доброго и
злого сказочного героя».
«11 основных законов рисунка»
Элементы зарисовок
«11 основных законов рисунка»
Элементы зарисовок
Знакомство с иллюстрацией.
Придумай своего сказочного
персонажа.
Формы предметов. Многообразие
форм окружающего мира
Нарисуй свои ответы.
Многообразие форм окружающего
мира.
Нарисуй свои ответы.
Контраст форм.
«Геометрические фигуры»
«Прощай осень»
«Листопад».
Рисуем геометрическими фигурами.
Животные.
Орнамент
Нанесение на бумагу элементов
орнамента
Виды орнамента
Изображение видов орнамента
Виды орнамента
Изображение видов орнамента
2
Рисунок
2
Иллюстрация
Дидактическая настольная игра:
«ОРНАМЕНТ»
«Аквариум»
Аппликация её техники
Орнаментальная аппликация
«Снежинки»
2
2
2
2
Рисунок
2
2
2
2
Коллаж
2
2
2
2
2
31
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
2.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
Аппликация её техники
Аппликация «Зима»
Промежуточный или рубежный
контроль
Здравствуй праздник «Новый год»
Новогодние традиции – народов
Крыма
Новогодний плакат
Рождество
Рождественские традиции – народов
Крыма
Живопись, история живописи
Виды живописи
Живопись
Виды живописи
Живопись
Знакомство с жанрами живописи
Живопись
Жанры живописи. Пейзаж.
Жанры живописи. Пейзаж.
Жанры живописи. Марина.
Жанры живописи. Портрет.
День защитника Отечества.
История праздника
Подарок папе, дедушке
Жанры живописи.
Анималистический.
Живопись. Натюрморт с натуры
Живопись. Декоративный
натюрморт
Живопись. Стилизация. Игра
«Петух»
Великие художники
Игра "Следствие ведут знатоки".
История праздника 8 марта.
Подарок маме, бабушке
Нетрадиционные техники
рисования
Пальчиковая живопись.
Рисуем пальцами.
Пальчиковая живопись.
Пальчиковая игра: “Пять и пять”
Монотипия
Изображение оттиском
Печать нитью.
Рисование мыльными пузырями.
Кляксография.
Рисуем кляксы.
Штампики из пластилина
Мятая бумага
Оттиск смятой бумагой.
Граттаж «Цап-Царап»
Пуантилизм.
Рисуем точки.
Рисуем точками
Коллаж.
2
Аппликация
2
Промежуточный
контроль
2
2
2
Открытка
2
2
2
2
Пейзаж
2
2
2
2
Портрет
2
2
2
Натюрморт
2
2
2
2
Творческая
работа
2
2
Творческая
работа
2
2
2
2
2
2
Творческая
работа
2
2
2
2
32
64.
65.
66.
67.
68.
Создание мини-коллажа
День Победы!
Дети военных лет
Коллаж – День Победы
Праздник Светлой Пасхи
«Подбери заплатки к узорам»
Закрепление пройденного материала
Закрепление пройденного материала
69. Закрепление пройденного материала
70.
71.
72.
Итоговый тест. Выставка.
Плакат-коллаж «Что мы умеем»
Найдите среди произведений
искусства такие…
Праздник красок
Рисунок
2
2
2
2
2
Устный опрос
2
2
Итоговый
контроль
2
Игра
2
144
Приложение 6
Направления воспитательной работы и задачи воспитания на учебный год
Направление воспитательной
работы
Нравственно-этическое
воспитание
Задачи работы по данному направлению
Художественно-эстетическое
воспитание
Экологическое воспитание
Работа по профилактике вредных
привычек и пропаганда ЗОЖ
Воспитывать культуру общения
Укреплять благоприятный климат в детском коллективе
Формировать представление учащихся об основных
правилах поведениях в обществе
Ознакомить учащихся с общечеловеческими
ценностями, с социальными нормами поведения
Воспитывать у школьников чувство прекрасного,
развивать их творческое мышление, художественные
способности, формировать эстетические вкусы, идеалы
Создавать благоприятные психолого-педагогических
условия для развития личности, самоутверждения
каждого учащегося, раскрытия и сохранения
неповторимости его потенциальных способностей;
Добиваться у детей стремления формировать свою
среду, свои действия по этическим и эстетическим
критериям
Учить видеть прекрасное в повседневной жизни
Формировать экологическое мировоззрение
школьников
Воспитывать у детей стремление к сохранению
окружающей среды , развивать потребность в здоровом
образе жизни через формирование активной
социальной позиции
Содействовать укреплению здоровья, повышению
уровня физического развития и физической
подготовленности учащихся
Способствовать формированию физических качеств,
умений и навыков
Способствовать осознанию детьми здоровья как одной
из главных жизненных ценностей
33
Календарь событий на учебный год
Месяц
Дата
Сентябрь
Образовательное событие
День солидарности в борьбе с терроризмом (сообщение)
Неделя безопасности (ПДД)
Терроризм. Телефонный терроризм (занятие)
День флага и герба Крыма (сообщение)
И. Е. Репин (сообщение)
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Сентябрь
Октябрь
Апрель
май
К Всемирному дню улыбки (флэшмоб)
Всемирный день защиты животных в рисунках
Международный день учителя (поздравительный плакат)
Международный день Черного моря (сообщение)
День народного единства (сообщение)
Клод Моне (сообщение)
День матери в России (сообщение)
Международный день борьбы с коррупцией (сообщение)
День Конституции Российской Федерации (сообщение)
Ф.А. Малявин (сообщение)
Новый год (занятие)
Всемирный день спасибо (сообщение)
День Республики Крым (сообщение) В.А.Серов(сообщение)
День снятия блокады города Ленинграда (сообщение)
А.А. Рылов (сообщение)
День здорового образа жизни (плакат)
Всемирный день защиты китов
День защитника Отечества (занятие)
Международный день белого (полярного) медведя (сообщение)
Международный день борьбы c наркоманией (плакат)
День защиты Земли (занятие)
Всемирный день птиц (изображение птиц)
Всемирный день здоровья (сообщение и изготовление листовок)
День Победы. Вечный огонь (занятие)
Загрязнение нашей планеты Земля. Начинай с себя (занятие)
В.М. Васнецов (сообщение)
Всемирный день без табака (World No-Tobacco Day).
Участие в благоустройстве, экологические акции, участие в
благотворительных акциях
Приложение 7
Лист корректировки Программы
Дата разработки/
Дата
внесения
На основании / в
соответствии
Внесённые
изменения (в
каком разделе
34
Кем внесены
изменения
(Ф.И.О.)
изменений
программы)
Разработка программы
АлексееваА.А..
2020/2021учебный
год
2021/2022
Откорректировано
Приказ Министерства труда и календарноучебный год
социальной защиты
тематическое
Российской Федерации от
планирование,
05.05.2018 г. № 298н «Об
учебный план.
Алексеева А.А.
утверждении
профессионального стандарта
«Педагог дополнительного
образования детей и
взрослых»
2022/2023
Приказ Министерства
образования, науки и
молодежи Республики Крым
от 09.12.2021 г. № 1948 «О
методических рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ»
Внесены
структурные
изменения.
Расширено
содержание
пояснительной
записки.
Алексеева А.А.
2023/2024
Приказ Министерства
образования, науки и
молодежи Республики Крым
от 09.12.2021 г. № 1948 «О
методических рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ»
Внесено дополнение
в раздел
методического
обеспечения
Алексеева А.А.
Обновлена база
нормативных
правовых актов
Алексеева А.А.
2024/2025
35