2
образовательного
учреждения
Организационно-правовая
форма
Форма деятельности
Тип
образовательного
учреждения
Вид учреждения (по
направлению видов
деятельности)
Год создания
Юридический адрес,
телефон
Фактический адрес
Учредитель (учредители)
Ведомственное подчинение
Наличие филиалов
Реквизиты документов о
регистрации
образовательного
учреждения
Реквизиты свидетельства о
регистрации
Наличие Устава
Регламентирующие
документы о проведении
процедуры
самообследования
Официальный сайт
Адрес электронной почты
муниципальное бюджетное учреждение
образовательная
учреждение дополнительного образования
центр
1975 год
298600, Российская Федерация, Республика Крым,
г. Ялта, ул. Чехова, дом 11, корпус «Б»
телефон 26-23-35
298600, Российская Федерация, Республика Крым,
г. Ялта, ул. Чехова, дом 11, корпус Б
телефон 26-23-35
муниципальное образование городской округ Ялта Республики
Крым (полномочия учредителя осуществляет Администрация
города Ялты)
Департамент образования и молодёжной
политики Администрации города Ялта
нет
Постановление Администрации города Ялта от 17.08.2021 №
2552-п
Свидетельство 91 № 001804571 от 27.12.2014г.
Постановление Администрации города Ялта от 17.08.2021 №
2552-п
«О
внесении
изменения
в
постановление
администрации города Ялты Республики Крым от 18.11.2016
№4987-п
«Об
изменении
типа,
переименовании
муниципального казённого образовательного учреждения
дополнительного образования «Ялтинский центр экологии,
краеведения и туризма «Экомир» муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым и утверждении Устава
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Детский экологический центр» муниципального
образования городской округ Ялта Республики Крым в новой
редакции (в редакции постановления Администрации города
Ялта Республики Крым от 14.12.2018 № 2556-п»
Приказ МБУДО «ДЭЦ» от 10.01.2025 № 11 «О проведении
самообследования МБУДО «ДЭЦ» за 2024 год»
http://ecomir-yalta.krymschool.ru
ecomir-уalta@ уalta.rk.gov.ru
МБУДО «ДЭЦ» располагается в помещениях одноэтажного здания, находящегося
на балансе МБУДО «ЦРТДЮ». Основные рабочие помещения МБУДО «ДЭЦ»
3
рассчитаны на 40 учащихся, занимающихся одновременно. Здесь располагаются 3
учебных кабинета, оснащённые специализированной мебелью и оборудованием.
Помещения также оборудованы системой пожарной сигнализации с дымовым
извещателем, тревожной кнопкой; в 2018 году установлена система видеонаблюдения.
Здание подключено к городской канализации, к городскому водопроводу. Территория
участка, на котором находится МБУДО «ДЭЦ», имеет ограждение и два выезда;
территория благоустроенная. В 2019 – 2021 г.г. в помещениях основного здания
МБУДО «ДЭЦ» проведён капитальный ремонт.
В соответствии с Планом развития МБУДО «ДЭЦ» в 2023 году открыто
Гурзуфское отделение по адресу: пгт. Гурзуф, ул. Ялтинская, 16 «Б».
Цель открытия нового отделения: реализация принципа доступности
дополнительного образования на территории Ялты, увеличение охвата детей в возрасте
от 5 до 18 лет дополнительным образованием; создание условий для обеспечения
культурно-досуговой деятельности детей отдалённого микрорайона.
Отделение находится на охраняемой территории и занимает часть второго этажа
многоэтажного здания в современном жилом комплексе. Учебные помещения
Гурзуфского отделения рассчитаны на 55 учащихся, занимающихся одновременно. Для
5 учебных кабинетов, входящих в состав отделения, в 2023 году закуплено новое
оборудование: современная учебная мебель, оргтехника, мебель для персонала.
Отделение оборудовано системой передачи тревожных сообщений в подразделение
войск национальной гвардии РФ и СКУД.
Деятельность МБУДО «ДЭЦ» осуществляется по адресу: город Ялта, ул. Чехова,
дом 11 корп. «Б», пгт. Гурзуф, ул. Ялтинская, 16 «Б», а также на базе МБОУ «ЯСШ
№7», «ЯСШЛ №9», «ЯСШ №11», МБОУ «Ялтинская гимназия им. А.П. Чехова», МБОУ
«Гурзуфская СШ», МБДОУ «Детский сад № 5», МБДОУ «Детский сад № 6 «Лаврик» в
соответствии с договорами о безвозмездном пользовании имуществом по
установленному расписанию.
МБУДО «ДЭЦ» осуществляет обучение и воспитание детей в интересах
личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание
благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе
возможности удовлетворении потребности в получении дополнительного образования,
самообразования и самореализации, ранней профориентации.
МБУДО «ДЭЦ» осуществляет социальное партнёрство с образовательными
организациями города Ялта, с ФГБУ «Заповедный Крым» («Ялтинский горно-лесной
природный заповедник»), с ФГБУН «Никитский ботанический сад – Национальный
научный центр РАН», с МБУК «Ялтинский историко-литературный музей», с МБУК
«ЯЦБС «Ялтинская библиотека им. А.П. Чехова», с общеобразовательными
организациями города Ялта; ГАУК РК «Алупкинский дворцово-парковый музейзаповедник», а также на рассмотрении находится договор с ФГАОУ ВО «КФУ имени
В.И. Вернадского» «Институт биохимических технологий, экологии и фармации».
Является филиалом Детской общественной организации «Малая академия наук
школьников Крыма «Искатель».
МБУДО «ДЭЦ» ежегодно участвует в республиканских программах для
учащихся и педагогов, проводимых ГБОУ ДО РК «МАН «Искатель», ГБОУ ДО
РК «Эколого-биологический центр», ГБОУ ДО РК «Центр детско-юношеского
туризма и краеведения».
4
Цель деятельности МБУДО «ДЭЦ»: создание эффективных условий для
творческого, интеллектуального, духовно-нравственного развития обучающихся,
способствующих их самореализации, самоопределению в соответствии с
индивидуальными способностями, образовательными потребностями и своими
интересами
на
основе
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ различной направленности.
Прежние наименования образовательной организации, перечень документов
о создании:
Станция юных натуралистов г. Ялта (с 01.10.1975 года);
Ялтинский эколого-натуралистический центр учащихся (Решение
исполнительного комитета Ялтинского городского совета народных депутатов
Крымской АССР от 13.11.1992г. №790/4 с 13.11.1992г.);
Внешкольное
учебное
заведение
«Ялтинский
центр
экологонатуралистического творчества учащейся молодежи» (Решение 35 сессии 4 созыва
Ялтинского городского совета автономной Республики Крым от 06.09.2005г. №8) с
06.09.2005г.;
Ялтинский центр эколого-натуралистического творчества учащейся
молодежи (Постановление Совета Министров Республики Крым от 30.11.2005г. №10) с
30.11.2005г.;
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного
образования «Ялтинский центр экологии краеведения и туризма «Экомир»
муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (Постановление
главы администрации города Ялты Республики Крым от 12.12.2014г. № 224-п);
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский экологический центр» муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым (Постановление Главы администрации города Ялты от 18.11.2016 г.
№ 4987-п).
Контингент учащихся
По данным АИС «Навигатор дополнительного образования Республики Крым»,
количество обучающихся по всем дополнительным программам в МБУДО «ДЭЦ» (без
учёта посещающих 2 и более кружков) за год составил 1523 человек.
В МБУДО «ДЭЦ» в 2024 году велась работа в 41 творческом объединении по 33
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
естественнонаучной,
туристско-краеведческой,
социально-гуманитарной
и
художественной направленности.
В 2024 году в 86 группах творческих объединениях четырёх направленностей
обучались 2049 человек (без учета количества обучающихся в двух и более
объединениях – 1523 человека), из них в Гурзуфском отделении – 295 человек (около 20
%), по возрасту – преимущественно дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Направленность
Всего
Естественнонаучная
Туристско –
краеведческая
Количество
групп на
начало года/
конец года
89/86
34/36
Количество
объединений на
начало года/
конец года
23/41
9/15
Количество
детей на
начало года/ за
2024 год
1214/2049
474/825
% от общего
количества на
начало года/ за
2024 год
100%
38/40
5/5
2/2
78/89
7/4
5
Социально- гуманитарная
20/23
6/15
256/540
21/27
Художественная
30/22
4/9
407/595
34/29
Количество учащихся в
объединениях различной
направленности на конец
2024 года
4%
27%
40%
29%
туристско-краеведческая
естественнонаучная
художественная
социально-гуманитарная
Распределение учащихся по
возрасту за 2024 год
8%
13%
22%
57%
дошкольники
младшая школа
средняя школа
старшая школа
Возрастные группы детей (без учета обучающихся, посещающих два и более
объединений), обучавшихся в МБУДО «ДЭЦ» по всем дополнительным
программам, включая краткосрочные, в течение всего 2024 года
Показатель
Количество
% от общего количества
Количество детей 5-6 лет
Количество детей 7-10 лет
200
866
13
57
6
Количество детей 11-14 лет
342
22
Количество детей 15-17 лет
115
8
Всего за год
1523
100
Раздел 2. Образовательная деятельность.
Содержание образовательного процесса и его результативность
Формирование сети
В 2024 году дети 7-10 лет составляли 57% контингента учащихся. Такая
особенность контингента (многочисленность детей младшего возраста) объясняется
задачей ранней профориентации детей, необходимостью своевременного выявления их
склонностей и способностей, а также необходимостью раннего формирования
атмосферы интереса и доверия к обучению в учреждении дополнительного образования.
Зачисление детей в МБУДО «ДЭЦ» производится по заявлению родителей
(законных представителей) и (или) детей (учащихся с 14 лет) на принципе
добровольности в возрасте от 5 до 18 лет. При приеме в объединения туристскокраеведческой направленности (направление туризм), где реализуемая программа
предполагает выходы в категорийные или многодневные походы, необходимо
медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка (в 2024 году обучение по таким
программам не проводилось). При поступлении родители (законные представители) и
учащиеся в обязательном порядке знакомятся с Уставом, лицензией на право ведения
образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими
организацию образовательного процесса в Учреждении.
Занятия в МБУДО «ДЭЦ» организуются с 9-00 до 18-30 часов (в субботу с 9-00 до
15-00 часов) по утверждённому расписанию в течение всего календарного года, включая
время осенних и весенних каникул. Продолжительность обучения определяется
образовательной программой. Начало занятий, как правило, 1 сентября; приём в
объединения на первый год обучения осуществляется до 15 сентября. Приём на
свободные места осуществляется в течение всего года.
В связи с нехваткой помещений и значительным числом педагогов-совместителей
больше половины учащихся Учреждения занимается в помещениях на базе
общеобразовательных организаций, с которыми заключены договоры о безвозмездном
пользовании муниципальным имуществом.
В летнее время в Учреждении открываются в установленном порядке дневные
тематические площадки, создаются различные объединения с постоянным и (или)
переменным составами детей, в том числе реализующие краткосрочные
дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в рамках
Сезонной школы.
Деятельность обучающихся в МБУДО «ДЭЦ» осуществляется в одновозрастных
и разновозрастных объединениях.
Занятия проводятся 1-3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия: 30
минут для младших групп (дошкольников) и 40-45 минут для старших групп;
обучающиеся занимаются преимущественно по 1-2 академических часа с обязательным
перерывом (10-15 мин.) между занятиями. Продолжительность занятий, проводимых на
базе общеобразовательных учреждений по школьным расписаниям, регламентируется
условиями общеобразовательного учреждения.
Краткая характеристика дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ, реализуемых в 2024 году
7
Дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы,
реализуемые педагогами МБУДО «ДЭЦ», отражают педагогическую концепцию в
соответствии с заявленными целями деятельности, содержат условия, методы и
технологию достижения целей, требования к оцениванию, планируемый конечный
результат, методические и оценочные материалы; раскрывают последовательность
реализации программы, дают представление об информационном, технологическом и
ресурсном обеспечении образовательного процесса.
Участвуя в реализации региональной программы и Федерального проекта «Успех
каждого ребёнка» Национального проекта «Образование», МБУДО «ДЭЦ» в 2024 году
продолжил реализацию программы естественнонаучной направленности «Биология для
любознательных в пазлах» (педагог Е.В. Панькова) по модели «Экостанция»,
реализуемой с 2020 года. С 1 сентября 2023 года в рамках Федерального проекта «Успех
каждого ребенка» открыты новые места по модели «Экологический мониторинг» и
реализуются программы естественнонаучной направленности «Экологический
мониторинг» и «Экологический мониторинг для начинающих» (педагог Пенева Н.В.).
Основную часть дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ составляют программы естественнонаучной и социально-гуманитарной
направленностей. Около трети дополнительных программ включают в разной степени
изучение основ исследовательской деятельности, что сегодня актуально и соответствует
общему направлению работы Детского экологического центра, являющегося филиалом
Детской общественной организации «Малая академия наук школьников Крыма
«Искатель».
Программы туристско-краеведческой направленности в разной степени, но
каждая по-своему обеспечивают физическое развитие ребёнка, приобщение его к
здоровому образу жизни, охрану и укрепление психического здоровья детей. Все они
ориентированы на краеведение, их цель – обеспечить изучение местного и
регионального краеведческого материала, вовлечь детей в активную деятельность
средствами проектно-исследовательских, экскурсионных и других профильных форм
работы. Именно с этой целью была разработана и показала хорошие результаты новая
программа «Путешествие по Ялте-2» (педагог О.В. Чичота), краеведческие аспекты есть
в программах творческих объединений «Маленький эколог», «Мой безопасный мир»,
«Раннее развитие», «Биология, экология» и др.
Исходя из результатов опроса учащихся и их родителей (законных
представителей), в 2024 году в МБУДО «ДЭЦ» значительно увеличился объём
дополнительных программ художественной направленности (программы «Чудо-ручки»,
«Весёлая кисточка», «Радуга красок», «Радуга красок 2», «Музыкальный калейдоскоп»).
Также в первом полугодии 2024 года прошла апробацию адаптированная
дополнительная программа «Чудо-ручки», предназначенная для обучения детей с ОВЗ.
Программы, реализуемые в Гурзуфском отделении, ориентированы на
преобладающий в микрорайоне ранний детский возраст и учитывают востребованность
детей и родителей. В отделении реализуются программы социально-гуманитарной,
художественной и естественнонаучной направленностей.
Перечень дополнительных общеразвивающих
общеобразовательных программ, реализуемых в 2024 году
(без учёта краткосрочных)
2023/2024 учебный год
2024/2025 учебный год
8
Естественнонаучная направленность
Естественнонаучная направленность
Наименования
программ
Из них в рамках
социального заказа
Наименования
программ
Из них в рамках
социального заказа
Биология для
любознательных в
пазлах-1.
Научные открытия в
биологии, экологии и
охране природы.
Искусство и природа.
Экологический
английский.
Мои первые проекты.
Твои географические
открытия.
Юный исследователь.
Маленький эколог.
Экологический
мониторинг.
Экологический
мониторинг для
начинающих.
Хочу все знать.
Биология для
любознательных в
пазлах-1.
Юный
исследователь.
Мои первые проекты.
Хочу все знать.
Биология для
любознательных в
пазлах.
Биология для
любознательных в пазлах.
Юный исследователь.
Научные открытия в
биологии, экологии и
охране природы.
Экоанглийский.
Маленький эколог.
Экологический
мониторинг.
Экологический
мониторинг для
начинающих
Экологический
английский.
Юный
исследователь.
Мои первые проекты.
Твои географические
открытия.
Хочу все знать.
Туристско-краеведческая направленность
Занимательное
краеведение.
Путешествия по Ялте-2
(программа стала
двухгодичной).
Не реализуются
Занимательное
краеведение.
Не реализуются
Путешествия по
Ялте-2 (программа
стала двухгодичной)
Социально-гуманитарная направленность
Путешествие в
английский.
Раннее развитие.
Золотое перо.
Фотографика.
Мой безопасный мир.
Занимательный
английский.
Раннее развитие (2 ч.)
Туристско-краеведческая направленность
Путешествие в
английский.
Раннее развитие.
Фотографика.
Мой безопасный мир
.
Социально-гуманитарная направленность
Вкусный
английский.
Раннее развитие.
Фотографика.
Раннее развитие.
Мой безопасный мир.
Английский
экоклуб.
Алфавит.Счет. Логика.
Мой безопасный
мир.
Мир вокруг и развитие
речи.
9
Занимательный
английский.
Алфавит.Счет.
Логика.
Мир вокруг и
развитие речи.
Художественная направленность
Веселая кисточка.
Радуга красок.
Радуга красок-1.
Музыкальный
калейдоскоп.
Чудо-ручки.
Чудо-ручки ОВЗ.
Веселая кисточка.
Радуга красок
Всего программ 26
Всего программ 10
Художественная направленность
Радуга красок.
Веселая кисточка.
Радуга красок-2.
Радуга красок.
Чудо-ручки.
Музыкальный
калейдоскоп.
Всего программ 23
Всего программ 10
Характеристика дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
реализуемых в МБУДО «ДЭЦ» в 2024 году
Всего дополнительных программ – 33 (распределение по направленностям
представлено в диаграмме):
Программы
Естественнонаучные
Туристско-краеведческие
Социально-гуманитарные
Художественные
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы МБУДО
«ДЭЦ» отвечают установленным требованиям, регулярно обновляются, своевременно
проходят экспертизу. В 2024 году возобновлена деятельность Методического совета, в
обязанности которого входит рассмотрение дополнительных программ перед их
утверждением Педагогическим советом.
Все реализуемые программы модифицированные.
С целью расширения спектра предлагаемых программ, учитывая потребности
детей и их родителей, в 2024 году было разработано и утверждено 7 новых программ
(«Раннее развитие. Алфавит. Счёт. Логика», «Раннее развитие. Мир вокруг и развитие
10
речи», «Музыкальный калейдоскоп», «Вкусный английский», «Экоанглийский»,
«Английский экоклуб», «Путешествия по Ялте - 2» (второй год обучения), три из
которых реализуются в рамках социального заказа. Всего в рамках социального заказа
реализуются на конец 2024 года 10 дополнительных программ трёх направленностей –
естественнонаучной, социально-гуманитарной и художественной. В 2024 году
увеличилось до 7 количество программ, реализуемых в рамках и муниципального, и
социального заказа.
В рамках проекта «Успех каждого ребёнка» (направление «Новые места в
дополнительном образовании») предлагаются дополнительные программы «Биология
для любознательных в пазлах», «Экологический мониторинг», «Экологический
мониторинг для начинающих», по которым на конец 2024 года обучались около 200
человек в возрасте от 5 до 17 лет.
Из общего количества программ большинство – одногодичные, двухгодичных – 2,
трёхгодичных – 2. Педагоги осуществляют обучение детей в группах преимущественно
одного возраста; три программы нацелены на работу с разновозрастными группами.
Уровень программ: стартовый (60%), базовый (33,3%), 0,7%-разноуровневые (базовый,
продвинутый), что, в основном, обусловлено увеличением количества обучающихся
младшего школьного возраста. Работу по 7 программам ведут педагоги – внешние
совместители.
В 2024 году программа «Мой безопасный мир» в силу своей актуальности ведётся
четырьмя разными педагогами на базе четырёх общеобразовательных учреждений. 9
программ реализуется в МБУДО «ДЭЦ» на протяжении 5 лет и более (среди них
«Раннее развитие», «Занимательное краеведение», «Научные открытия в экологии,
биологии и охране природы», «Мои географические открытия» и др.). В настоящее
время самая популярная программа – «Биология для любознательных в пазлах», в
рамках которой занимаются 95 человек.
На протяжении последних лет в МБУДО «ДЭЦ» регулярно на летних каникулах
работает летняя сезонная школа, которая даёт возможность как помочь детям
организовать свой досуг, удовлетворить потребности ребёнка в нестандартных формах
обучения, так и поддержать интерес к выбранной в течение года деятельности. Так,
летом 2024 года были реализованы следующие краткосрочные программы: «Сказочная
грамотность», «Летний пленэр», «Чудо-ручки. Квиллинг», «Summer English», «Рисуем
вместе», «Клуб Шерлока Холмса», «Чудо-ручки. Лето», «Зелёные следопыты», «По
тропинкам безопасности».
Вопросам разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ был посвящён семинар в ноябре 2024 года; в течение года организованы
регулярные консультации.
Воспитательная деятельность
Формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимное уважение и бережное
отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде – это основные векторы
воспитательной работы в Учреждении.
Воспитательный потенциал реализуемых дополнительных программ определен в
пояснительной записке к каждой из них, с учётом особенностей, направленности и
содержания программы. Среди сквозных направлений воспитательной работы –
экологическое воспитание, которое осуществляется посредством формирования
11
экологического поведения (прежде всего, средствами реализации образовательных
программ); понимания места человека в мире природы, обеспечивающего сохранение
природы и человека на планете во взаимодействии. С этой целью в Учреждении в 2024
году был организован и проведен ряд экологических природоохранных мероприятий в
соответствии с Единым календарем массовых мероприятий МОНМ РК. Организованы и
проведены 5 акций по благоустройству близлежащих территорий; реализуются
долгосрочные проекты по сбору макулатуры, батареек, оказанию помощи приюту для
животных. В 2024 году особое внимание педагогов было направлено на участие детей в
конкурсах, посвящённых экологии и охране природы; символике России; краеведению.
Патриотическое воспитание осуществляется прежде всего через содержание
предмета. Особую роль играют здесь программы («Путешествия по Ялте»,
«Занимательное краеведение») и конкурсы, связанные с краеведением, с познанием
своей большой и малой родины. В 2024 году регулярно проводились патриотические
акции, связанные со знаменательными датами Великой Отечественной войны, с
выражением благодарности ветеранам, бойцам СВО (акция «Тепло для наших Героев»,
проводимая в несколько этапов), с Годом семьи.
С целью совершенствования воспитательной работы с обучающимися в
творческих объединениях проводятся тематические мероприятия, посвященные важным
датам, праздникам и событиям. Разработку методических материалов, организацию и
проведение тематических мероприятий для разных возрастных групп обучающихся
МБУДО «ДЭЦ» в 2024 году проводили заведующий отделом Никифорова Ю.А.,
методист Алексеева С.Г., педагог-организатор Колесникова В.И., заместитель директора
Кутковская И.Н.
2024 год прошёл под знаком уважения к семье, традиционным семейным
ценностям и приоритетам. На протяжении года дети знакомились с семейными
национальными традициями, участвовали в конкурсных мероприятиях в рамках Года
семьи, проводимых на базе МБУДО «ДЭЦ», особым вниманием к семейным традициям
и ценностям была пронизана воспитательная сторона летней Сезонной школы. В
помощь семье, с целью оздоровления и разумного проведения досуга в 2024 году в
рамках ежегодной летней программы для детей была организована летняя площадка и
Сезонная школа. В программах Летней тематической образовательной площадки (18
человек) и Летних сезонных школ – 2024 (188 человек) в 2024 году приняли участие 206
человек.
С целью обобщения опыта работы педагогов по привлечению обучающихся
МБУДО «ДЭЦ» к участию в творческих, исследовательских и массовых мероприятиях,
посвященных Году семьи, обмена опытом работы между педагогами были проведены
тематические мастер-классы с участием обучающихся творческих объединений. По
завершению года был организован тематический педагогический совет, в рамках
которого были подведены итоги работы педагогического коллектива за 2024 год.
Художественное воспитание осуществлялось через участие в программах
«Весёлая кисточка», «Радуга красок», «Радуга красок 2», «Чудо - ручки», в процессе
участия в многочисленных конкурсах поделок и рисунков. Программа «Музыкальный
калейдоскоп» в Гурзуфском отделении сделала возможным разнообразить детские
праздники музыкальными выступлениями.
Становление личности юного исследователя происходит как в процессе
реализации большинства программ, так и в ходе подготовки и защиты работ и
проектов. Школьники учатся ответственности, самостоятельности, честности в
освещении материала; овладевают этическими нормами, постигают ценностный смысл
12
творческой работы. Мероприятия, приуроченные к Дню науки, 8 февраля – новый
праздник для учащихся, который служит привлечению обучающихся МБУДО «ДЭЦ» к
участию в мероприятиях научно-исследовательской и проектной деятельности на
муниципальном и республиканском уровне, способствует обмену опытом работы между
педагогами также, как и открытые методические мероприятия.
В 2024 году была продолжена волонтёрская деятельность, в том числе оказана
традиционная благотворительная помощь городской библиотеке, приюту животных
«Ковчег», проведены летние экологические десанты.
Совместная работа МБУДО «ДЭЦ» и семьи была направлена на
совершенствование взаимосвязей учреждения и родителей обучающихся, формирование
эффективной системы взаимодействия родителей и педагогов для создания комфортной
среды, благоприятных условий для развития личности ребёнка и укрепления статуса
семьи.
Результативность образовательного процесса
Итоги промежуточной аттестации и итогового контроля показывают, что
наиболее успешно показали себя в отчётном году учащиеся следующих объединений:
«Занимательное краеведение» (педагог А.В. Карасёва), «Чудо-ручки» (педагог Л.П.
Гаранина), «Мой безопасный мир», «Раннее развитие» (педагог С.Г. Алексеева),
«Маленькие эколог» (педагог И.Н. Кутковская), «Биология, экология» (педагог Е. С.
Крайнюк), «Мои первые проекты», «Юный исследователь» (педагог Барбэнягрэ Н.П.).
Показателем результативности образовательного процесса, соединяющим в себе
как уровень освоения программы, так и наличие яркой заинтересованности в успехе,
выявляющим уровень формирования компетенций, является участие детей и молодёжи
в различных конкурсных мероприятиях, значительная часть которых связана с участием
школьников в мероприятиях Республиканских ресурсных центров, а также в работе
«МАН «Искатель».
Ялтинский филиал «МАН «Искатель» работает на базе МБУДО «ДЭЦ». Филиал
подтвердил свой статус высокими результатами участия школьников региона в
исследовательских конкурсных программах за период с 2018 по 2023 год (сертификат от
27.04.2023 года), а также по итогам Республиканского конкурса-защиты научноисследовательских работ в 2024 году, и отметил в апреле 2024 года свой 60-летний
юбилей. Для руководителей объединений, реализуемые программы которых содержат
модули подготовки к научно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах
«МАН «Искатель» – основной показатель качества работы. В Ялтинском филиале по
итогам 2024 года занимаются 21 действительный член МАН «Искатель» (из них 13 – это
учащиеся МБУДО «ДЭЦ») и 173 кандидата в действительные члены МАН «Искатель»,
из которых 65 человек – учащиеся МБУДО «ДЭЦ». Всего в течение года 279 учащихся
Учреждения стали победителями и призерами муниципальных конкурсов, восемьдесят
девять – победителями и призерами девятнадцати республиканских конкурсных
программ естественнонаучной, туристско-краеведческой и научно-исследовательской
направленности, восемнадцать – победителями, призерами, дипломантами
Всероссийских исследовательских программ и один – победителем исследовательского
конкурса с Международным участием. Победителей и призеров муниципального уровня
в 2024 году подготовили педагоги дополнительного образования Крайнюк Е.С.,
Карасёва А.В., Чичота О.В., Панькова Е.В., Никифорова Ю.А., Косарева Т.В.,
Барбэнягрэ Н.П., Колесникова В.И., Верчук Е.Н., Алексеева С.Г., Проскурня Е.В.,
Гаранина Л.П., Федорова А.Е., Пенева Н.В., Кутковская И.Н., Констанчук О.В.,
13
Полозюк О.В. Педагогами-наставниками для обучающихся по исследовательской
деятельности в 2024 году стали педагоги дополнительного образования Крайнюк Е.С.,
Карасёва А.В., Чичота О.В., Панькова Е.В., Никифорова Ю.А., Пенева Н.В., по
творческой и художественной – Барбэнягрэ Н.П., Колесникова В.И., Верчук Е.Н.,
Алексеева С.Г., Пенева Н.В., Проскурня Е.В., Карасёва А.В., Федорова А.Е.,
подготовившие победителей и призеров республиканского уровня.
Победителями, призерами, дипломантами и финалистами Всероссийского уровня
в 2024 году стали обучающиеся, подготовленные педагогами дополнительного
образования Крайнюк Е.С., Карасёвой А.В., Чичота О.В., Паньковой Е.В.
Кроме этого, обучающиеся приняли участие во Всероссийском экологическом,
Всероссийском
географическом,
Всероссийском
патриотическом
диктантах,
краеведческом диктанте «Приближая победу», посвященном 80-летию полного
освобождения Ленинграда от фашистской блокады, Всероссийских тематических
уроках. Организацией и сопровождением проведения мероприятий занимались
заведующие отделами Констанчук О.В., Никифорова Ю.А., заместители директора
Карасёва А.В., Кутковская И.Н., методист Алексеева С.Г., педагог дополнительного
образования Панькова Е.В.
В течение 2024 года обучающиеся Учреждения приняли участие в
республиканских исследовательских конкурсных программах ГБОУ «МАН «Искатель»,
в республиканских конкурсных программах туристско-краеведческой направленности
ГБОУ ДО РК «ЦДЮТК», республиканских конкурсных программах ГБОУ ДО РК
«ЭБЦ», а также во Всероссийских конкурсных программах по направлению научноисследовательской деятельности.
На базе Учреждения были проведены муниципальные этапы следующих
мероприятий.
Муниципальные этапы Всероссийских и республиканских конкурсов
Естественнонаучное направление Туристско-краеведческое
НаучноМетодические
направление
исследователь
ское
направление
Исследовательск
ие
Природоохранные
Краеведческие
Туристск
ие
Республи
канский
туристич
еский
слет
обучающ
ихся
образова
тельных
организа
ций
Всероссийский
конкурс юных
исследователей
окружающей
среды имени
Б.В.
Всесвятского
Всероссийский
Конкурс
Экокостюмов
Эколят
Всероссийский
конкурс
исследовательс
ких
краеведческих
работ
учащихся
«Отечество»
Республикански
й конкурс
природоведческ
их
Республиканская
экологическая
акция
«Сохраним
Всероссийская
олимпиада по
школьному
краеведению
Республиканск
ий конкурс
исследовательс
ких работ и
проектов
учащихся
среднего
школьного
возраста «Шаг
в науку»
Республиканск
ий конкурс
исследовательс
ких работ и
XXI
Всероссийский
конкурс
образовательн
ых и
программнометодических
материалов по
организации
туристскокраеведческой
и
экскурсионной
работы с
детьми и
молодежью
14
исследовательск
их проектов
«Первооткрыват
ель» для
учащихся 1-4
классов
Республикански
й конкурс
«Исследовательс
кий старт» для
учащихся 5-7
классов
можжевельники
Крыма»
Республиканская
научнопрактическая
конференция
учащихся
«Проблемы
охраны
окружающей
среды»
Всероссийский
конкурс
экологических
проектов
«ЭкоПатруль»
Республиканская
экологоприродоохранна
я акция «К
чистым
истокам»
Всероссийский
конкурс юных
аграриев имени
К.А. Тимирязева
Республикански
й
природоохранны
й конкурс
«Чистый Крым»
Всероссийский
(международный
) фестиваль
«Праздник
Эколят –
молодых
защитников
природы»
Открытый
Республиканск
ий конкурс
обучающихся
на знание
государственн
ых и
региональных
символов и
атрибутов
Российской
Федерации
(заочный)
проектов
учащихся
младшего
школьного
возраста «Я –
исследователь»
1 этап
Республиканск
ого конкурсазащиты
научноисследовательс
ких работ МАН
Республиканск
ий конкурс
«Мы –
гордость
Крыма!»
Всероссийский
конкурс
экологических
рисунков
Всероссийский
конкурс
рисунков
«Эколята за
раздельный сбор
отходов и
повторное
использование
материалов»
В 2024 году МБУДО «ДЭЦ» провёл на своей базе юбилейную 60-ю городскую
сессию Ялтинского филиала МАН «Искатель»; организовал онлайн - площадку в рамках
образовательной программы «Активные каникулы» и экологический конкурс-фотокросс
«Человек глазами природы»; открыл площадки для проведения Всероссийского
экологического диктанта (по направлению взаимодействия с Министерством экологии и
15
природных ресурсов Республики Крым) и Всероссийского географического диктанта
(по направлению взаимодействия с Крымским отделением МК РГО).
Педагогами Учреждения было обеспечено методическое и организационное
сопровождение участия учащихся в следующих республиканских конкурсных
программах:
- научно-практическая конференции учащихся «Проблемы охраны окружающей
среды»;
- Республиканский конкурс-защита научно-исследовательских работ МАН;
- Республиканский этап Всероссийский конкурс юных исследователей
окружающей среды имени Б.В. Всесвятского;
- Республиканский конкурс «Исследовательский старт»;
- Республиканский конкурс природоведческих исследовательских проектов
«Первооткрыватель» для учащихся 1-4 классов;
- Республиканский этап Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих
работ учащихся «Отечество»;
- 70 Республиканский туристический слет;
- Республиканский этап Всероссийской олимпиады по школьному краеведению;
- Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов учащихся
среднего школьного возраста «Шаг в науку»;
- Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов учащихся
младшего школьного возраста «Я – исследователь»;
- Республиканский конкурс «Мы – гордость Крыма!»;
- Республиканский этап Всероссийского конкурса юных аграриев имени К.А.
Тимирязева;
- Республиканская экологическая акция «Сохраним можжевельники Крыма»;
- Республиканская эколого-природоохранная акция «К чистым истокам»;
- Республиканский этап Всероссийского конкурса экологических рисунков;
- Республиканский этап Всероссийского (международного) фестиваля «Праздник
Эколят – молодых защитников природы»;
- Республиканский этап Всероссийского Конкурса Экокостюмов Эколят;
- Республиканский конкурс «Чистый Крым»;
- Республиканский этап Всероссийского фестиваля краеведческих объединений;
- Проведение регионального этапа III Естественнонаучной олимпиады среди
кружковцев;
- Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды имени Б.В.
Всесвятского (онлайн);
- Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся
«Отечество» (онлайн);
- Всероссийская конференция обучающихся «Юность, наука, культура» (онлайн);
- Всероссийский конкурс юных аграриев имени К.А. Тимирязева (онлайн);
- Всероссийский конкурс исследовательских работ имени Д.И. Менделеева
(онлайн);
- Всероссийская конференция учащихся и студенческой молодежи «Научный
потенциал XXI» (очно);
- Всероссийская онлайн-конференция учащихся «Шаги в науку» (онлайн);
- Всероссийский конкурс научно-исследовательских, изобретательских и
творческих работ обучающихся «Наука. Творчество. Духовность» (очно);
- Российская конференция учащихся «Будущие Ломоносовы» (очно);
16
- Всероссийский конкурс учащихся «Созидание и творчество» (очно);
- V Всероссийская научно-практическая конференция обучающихся «Вовлечение
школьников в учебно-исследовательскую работу в области генетики» (онлайн);
- Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» (очно).
Приняли участие всего
Из
них
учащиеся
МБУДО «ДЭЦ»
Стали призёрами и
победителями
Из
них
учащиеся
МБУДО «ДЭЦ»
Муниципальные этапы
Всероссийских и
республиканских массовых
мероприятий
1118
410
Республикан
ские этапы
Всероссий
ские этапы
Междуна
родные
332
162
29
22
3
1
779
155
25
2
279
89
18
1
Всего в массовых мероприятиях разного уровня приняли участие 596 учащихся
МБУДО «ДЭЦ», из которых призерами и победителями стали 387 учащихся.
Лучшими обучающимися МБУДО «ДЭЦ» по итогам 2024 года признаны:
Алиса Сергеенко, Мария Леонова, Александр Попович, Александр Гордиенко,
Юлия Карасёва, Елизавета Панькова, Ольга Бояринова, Вероника Никифорова, Кирилл
Черкасов.
Деятельность МБУДО «ДЭЦ» освещается на официальном сайте и на
официальной странице «ВКонтакте».
Раздел 3. Структура образовательного учреждения, система управления
Структура управления образовательным учреждением
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
СОВЕТ
СОВЕТ
Заместители директора
по УВР, по
Гурзуфскому отделению
ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ
ДИРЕКТОР
ЗАВЕДУЮЩИЕ
ОТДЕЛАМИ
Заместитель
директора по АХР
отделению
Методисты,
педагог –
УВР
организатор
ПЕДАГОГИ
организаторорганизатор
Учащиеся, родители
Органы управления, действующие в МБУДО «ДЭЦ»
Наименование
органа
Директор
Функции
Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных
17
Педагогический
совет
Общее собрание
подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы
организации, осуществляет общее руководство Учреждением.
- осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Учреждения, в
том числе
- обсуждает и принимает образовательную программу Учреждения, учебный план,
локальные нормативные акты Учреждения, регламентирующие организацию
образовательных отношений;
- принимает решения по всем вопросам профессиональной деятельности
педагогических работников Учреждения;
- разрабатывает и представляет на общее собрание Учреждения программы
развития учреждения на соответствующий период;
Реализует право работников участвовать в управлении образовательной
организацией, в том числе:
− участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового
распорядка, изменений и дополнений к ним;
− принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность
образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников;
− разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией
образовательной организации;
− вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации,
совершенствованию ее работы и развитию материальной базы;
-обсуждать и принимать Устав Учреждения, вносить изменения и дополнения в
Устав;
- обсуждать кандидатуры и представлять работников Учреждения к награждению
(ведомственными, государственными, иными наградами);
В 2024 году на заседаниях педагогического совета были рассмотрены следующие
основные вопросы деятельности МБУДО «ДЭЦ»:
- Итоги комплектования объединений в 2024-2025 учебном году,
- О ходе работы по выполнению социального заказа;
- О выполнении Программы развития МБУДО «ДЭЦ»;
- О выполнении Плана мероприятий Года семьи;
- Об изменениях в системе охраны труда;
- Об утверждении дополнительных программ, локальных актов МБУДО «ДЭЦ»;
- Организация работы по антитеррористической безопасности учреждения;
- Об аттестации педагогических работников;
- О прохождении курсовой подготовки работниками образовательной
организации;
- Об итогах летней оздоровительной кампании и др.
4. Оценка ресурсного обеспечения образовательного процесса
Педагогические кадры
МБУДО «ДЭЦ» укомплектован педагогическими кадрами на 100%; третий год
подряд в коллективе работают молодые специалисты, сохраняется количество опытных
педагогов со стажем более 5 лет. В то же время изменения в кадрах происходят (смена
места жительства, уход в декретный отпуск, смена места работы), хотя ядро коллектива
стабильно.
В Учреждении обеспечен контроль за прохождением повышения квалификации,
ходом аттестации. Все работники регулярно проходят курсы повышения квалификации.
В 2024 году курсы повышения квалификации прошли 10 педагогов дополнительного
18
образования, 1 педагог-организатор, 3 методиста, в том числе на базе ГБОУ ДПО РК
«КРИППО».
Численность руководящих и педагогических работников
Всего,
человек
Штатных единиц
Основных,
человек
25
Внешние
совместители,
человек
6
19
Наименование
25
Неполную занятость
Полную занятость
Имеющих внутреннее
совмещение
Высшей категории
Первой категории
Не имеют категории
всего
Из них женщин
Высшее профессиональное
Из них (из гр.13)
педагогическое
Среднее профессиональное
Из них (из гр.15)
педагогическое
Среднее (полное) общее
Из общей численности
работников (из гр.2) имеют
образование
Из них (тз гр.3)
женщины
В том числе:
директор
Заместители
директора
Заведующие
отделом
Педагогически
е работники
Служащие,
специалисты,
учебновспомогательн
ый персонал
Обслуживающ
ий персонал
-
Численность работников без
внешних совместителей
Всего
работников
учреждения
женщины
Численность работников
(физические лица)
1
Численность работников (из
гр.3)
Кроме
того,
внешние
совместите
ли
мужчины
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
28
20
20
6
14
8
5
5
10
8
6
21
18
6
4
1
1
1
1
-
1
-
-
-
1
-
-
1
-
-
-
-
3
3
3
-
3
2
1
-
2
-
-
3
2
-
-
-
2
2
2
-
2
2
1
1
-
-
-
2
2
-
-
-
19
13
13
6
7
3
3
4
6
6
6
15
14
4
4
0
-
-
-
-
-
-
-
-
1
-
-
-
-
-
-
-
3
1
1
-
1
1
0
0
0
2
0
0
0
2
0
1
имеющих
Методическая тема Учреждения – «Работа с одарёнными детьми при
реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
различной направленности». Оставаясь основной методической темой в течение
нескольких лет, она требует ежегодно новых подходов в теории и практике работы,
в их исследовании и способствует активному участию педагогов в различных
формах методической работы.
На протяжении всего 2024 года педагоги систематически принимали
участие в республиканских методических семинарах, которые проводятся
региональными ресурсными центрами – ГБОУ ДО РК «Эколого-биологический
центр», ГБОУ ДО РК «МАН «Искатель», ГБОУ ДО РК «ЦДЮТК»; Всероссийский
семинарах, вебинарах, конференциях, в том числе серии «Методическая среда
19
ВЦХТ», серии методических мероприятий «Просвещения», IV Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием «Дополнительное
образование детей: пути развития», I Всероссийской научно-методической
конференции «Воспитательный потенциал географического образования», III
Всероссийском форуме «Методист. Образование».
В 2024 году в МБУДО «ДЭЦ» продолжили работу наставнические пары.
Руководителями назначены заведующий отделом Никифорова Ю.А., методист
Алексеева С.Г., педагог дополнительного образования Панькова Е.В.
Координировала работу наставнических пар заведующий отделом Карасёва А.В.
Результатом работы по этому направлению стало присвоение первой
квалификационной категории педагогу Колесниковой В.И. Кроме того, высшая
квалификационная категория присвоена педагогам Никифоровой Ю.А., Крайнюк
Е.С., Чичота О.В.
Педагогами МБУДО «ДЭЦ» были проведены тематические мастер-классы
для педагогов и обучающихся в рамках совершенствования методической работы в
учреждении (весенний и осенний период), а также в рамках обмена опытом на
Республиканском семинаре, проводимом ГБОУ ДО РК «МАН «Искатель» в марте
2024 года (Карасёва А.В., Зайцева М.С., Никифорова Ю.А., Крайнюк Е.С.), и на
Всероссийском уровне – в рамках представления опыта работы по итогам
IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием
«Дополнительное образование детей: сохранение традиционных российских
ценностей» (в рамках Года семьи в России) (Карасёва А.В., Констанчук О.В.).
Педагоги не только представили свои наработки, но и делились опытом
работы в рамках участия в конкурсных программах для педагогических работников
разного уровня.
Результаты участия педагогов дополнительного образования МБУДО «ДЭЦ»
в конкурсных программах профессионального мастерства разного уровня в 2024
году:
1. Муниципальный уровень:
- муниципальный этап Всероссийского конкурса профессионального
мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
в 2024 году – призер в номинации «Педагог дополнительного образования по
художественной направленности» (Гаранина Л.П., руководитель творческого
объединения «Чудо-ручки»);
- муниципальный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в
2025 году – участник в номинации «Молодой педагог дополнительного
образования»
(Пенева
Н.В.,
руководитель
творческого
объединения
«Экологический мониторинг»);
- муниципальный этап XXI Всероссийского конкурса образовательных и
программно-методических материалов по организации туристско-краеведческой и
экскурсионной работы с детьми и молодежью в 2024 году – победитель в
номинации «Историческое краеведение. Методические материалы» (Чичота О.В.,
руководитель творческого объединения «Путешествия по Ялте»);
- муниципальный этап Республиканского конкурса методических разработок
по профориентации обучающихся «Мастерская профориентации» в 2024 году –
победители – Констанчук О.В., заведующий отделом; Алексеева С.Г.,
руководитель творческого объединения «Хочу все знать»; Пенева Наталья
20
Валерьевна, руководитель творческого объединения «Экологический мониторинг»;
Верчук Е.Н., руководитель творческого объединения «Чудо-ручки»;
- муниципальный конкурс проектов молодых педагогов «К вершинам
мастерства» в 2024 году – призер (Колесникова В.И., руководитель творческого
объединения «Радуга красок»);
- муниципальный этап Республиканской экологической акции «Сохраним
можжевельники Крыма» в 2024 году в номинации «Методические материалы» –
победитель (Констанчук О.В., руководитель творческого объединения «Мой
безопасный мир»), призеры (Колесникова В.И. руководитель творческого
объединения «Радуга красок 2», Проскурня Е.В., руководитель творческого
объединения «Занимательный английский»);
- муниципальный этап Всероссийского открытого конкурса дополнительных
общеобразовательных программ «Образовательный ОЛИМП-2024» – победитель в
номинации «Художественная направленность» (Колесникова В.И. руководитель
творческого объединения «Радуга красок»).
2. Республиканский уровень:
- Республиканский конкурс методических разработок по профориентации
обучающихся «Мастерская профориентации» в 2024 году в категории
«Дополнительное образование» – победители (Верчук Е.Н. руководитель
творческого объединения «Чудо-ручки», Пенева Н.В., руководитель творческого
объединения «Экологический мониторинг», призер (Констанчук О.В., заведующий
отделом);
- Республиканский этап Всероссийского конкурса лучших образовательных
практик дополнительного образования естественнонаучной направленности
«БиоТОП ПРОФИ» – победители в номинации «Траектория успеха» (Точенюк
Ж.Ю., директора, Карасёва А.В., руководитель творческого объединения
«Занимательное краеведение», Никифорова Ю.А., руководитель творческого
объединения «Маленький эколог»), победитель в номинации «Профессиональная
траектория» (Констанчук О.В., руководитель творческого объединения «Мой
безопасный мир»), призер в номинации «Цифровая дидактика и педагогический
дизайн» (Кутковская И.Н., руководитель творческого объединения «Маленький
эколог»), призер в номинации «Памятка специальности в рамках освоения
программы» (Шапошникова А.А. руководитель творческого объединения
«Английский экоклуб»); призер в номинации «Памятка обучающемуся по выбору
профессии» (Пенева Н.В., руководитель творческого объединения «Экологический
мониторинг»);
Республиканский
этап
Всероссийского
открытого
конкурса
дополнительных общеобразовательных программ «Образовательный ОЛИМП2024» – призер в номинации «Художественная направленность» (Колесникова В.И.
руководитель творческого объединения «Радуга красок 2»).
3. Всероссийский уровень:
- Всероссийский открытый конкурс дополнительных общеобразовательных
программ «Образовательный ОЛИМП-2024» – в номинации «Социальногуманитарная
направленность»
лауреат
2
степени
в
номинации
«Естественнонаучная направленность» (Крайнюк Е.С., руководитель творческого
объединения «Биология, экология»);
- Федеральный этап Всероссийского конкурса лучших практик
дополнительного образования естественнонаучной направленности «БиоТОП
21
ПРОФИ» – сертификат участника в номинации «Профессиональная траектория»
(Констанчук О.В., руководитель творческого объединения «Мой безопасный
мир»);
- Национальный конкурс педагогического профессионального мастерства
«Педагогическая лига: многонациональная Россия» – победитель в номинации
«Естественные науки общего образования» (Констанчук О.В., заведующий
отделом);
- Национальный конкурс педагогического профессионального мастерства
«Педагогическая лига: преподавание «Основ безопасности и защиты Родины» –
победитель (Констанчук О.В., заведующий отделом);
- Турнир работников образования «Сетевичок» – призер в номинации
«Профилактика распространения идеологии экстремизма и терроризма»
(Констанчук О.В., заведующий отделом);
- II Национальный конкурс профессионального мастерства педагогических
работников в области правового просвещения: «Педагогическая лига: правовое
воспитание детей и молодежи» – победитель в номинации «Педагог
дополнительного образования» (Никифорова Ю.А., руководитель творческого
объединения «Маленький эколог», Карасёва А.В., руководитель творческого
объединения «Занимательное краеведение», Пенева Н.В., руководитель
творческого объединения «Экологический мониторинг», Федорова А.Е.,
руководитель творческого объединения «Радуга красок»); призер в номинациях
«Дошкольное образование» и «Начальное общее образование» (Проскурня Е.В.,
руководитель творческого объединения «Занимательный английский»);
- Национальный конкурс педагогического профессионального мастерства
«Педагогическая лига: дополнительное образование» – победитель (Карасёва А.В.,
руководитель творческого объединения «Занимательное краеведение»);
- Всероссийский конкурс «Диалог с окружающим миром: нарисуй, покажи,
расскажи», диплом особого внимания жюри в номинации «ЦУР-просвет»
(Констанчук О.В., руководитель творческого объединения «Мой безопасный
мир»);
- Всероссийский конкурс образовательных практик по обновлению
содержания и технологий дополнительного образования в соответствии с
приоритетными направлениями, в том числе каникулярных профориентационных
школ, организованных образовательными организациями – участник (Крайнюк
Е.С., руководитель творческого объединения «Биология, экология»);
- Всероссийский конкурс работников сферы дополнительного образования
на разработку лучшего сценария мероприятия для обучающихся образовательных
учреждений «Страна детства» – педагог – лауреат 1 степени (Карасёва А.В.,
руководитель творческого объединения «Занимательное краеведение»); педагоги –
лауреаты 2 степени (Никифорова Ю.А., руководитель творческого объединения
«Маленький эколог», Панькова Е.В., руководитель творческого объединения
«Лаборатория биологии»).
Карасёва А.В. удостоена премии Государственного Совета Республики Крым
педагогам дополнительного образования, осуществляющим свою деятельность в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях по программам
дополнительного образования, а также научным руководителям научноисследовательских работ учащихся Республики Крым.
22
Результаты работы коллектива МБУДО «ДЭЦ» были отмечены на
муниципальном уровне: в Год семьи пять педагогов удостоились региональной
награды – значка «Золотой пеликан» (педагоги дополнительного образования
Панькова Е.В., Гаранина Л.П., Чичота О.В., Колесникова В.И., Федорова А.Е.), а
коллектив по итогам работы за три года занесен на Городскую Доску Почета.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности
В своей работе МБУДО «ДЭЦ» руководствовался федеральными и
региональными нормативными актами в сфере образования, среди которых
Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации,
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ, Закон Республики Крым от 06.07.2015 г. №131-ЗРК/2015 «Об образовании
в Республике Крым», Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказ
министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября
2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
Санитарно-гигиенические условия в МБУДО «ДЭЦ» опираются на
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». При
реализации дополнительных программ МБУДО «ДЭЦ» руководствовался также
Приказами Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым» и от 09.12.2021 г. №
1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ». Являются актуальнейшими
документами для МБУДО «ДЭЦ» и следующие:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»; Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ
утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018
г. № 16); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 996-р; Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г.
№474 «О национальных целях развития России до 2030 года», Концепция развития
дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
Работа в течение года велась в соответствии с утверждённым планом работы
на 2024 год, Программой развития Учреждения, Муниципальным заданием. В 2024
году в муниципальном задании отдельным разделом размещены значения
социального заказа.
В 2024 году пополнилась база локальных актов МБУДО «ДЭЦ»: утверждены
локальные акты по антитеррористической защищенности (алгоритм действия,
порядка информирования, плана эвакуации), начали действовать новые положения
по охране труда; обновлены должностные обязанности ряда работников; обновлён
23
порядок и особенности организации работы по защите персональных данных
участников образовательного процесса; внесены изменения и дополнения в
Коллективный договор.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах
педагогов и представлен литературой по всем направленностям дополнительных
программ учебного плана, периодическими изданиями, а также информационными
ресурсами на электронных носителях. Оборудование и оснащение методического
кабинета в целом достаточно для оказания необходимой методической помощи,
реализации дополнительных образовательных программ. В 2024 году значительно
увеличилось количество используемых педагогами разрешенных цифровых
ресурсов; совершенствуются самостоятельно разработанные дидактические
материалы и методические пособия.
Для работы объединений «Биология для любознательных» и
«Экологический мониторинг» эффективно используются комплекты лабораторного
оборудования и учебно-методические комплекты, полученные в рамках проекта
«Успех каждого ребенка».
Техническое обеспечение образовательного процесса
Число персональных ЭВМ (ед.)
используются в учебных целях,
28
16
из них приобретённых за последний год
Число переносных компьютеров (ноутбуков, планшетов)
Используются в учебных целях
Число персональных ЭВМ, подключенных к сети Интернет
из них используются в учебных целях
Мультимедийные проекторы
Интерактивные доски
Принтеры
Многофункциональные устройства
0
15
15
24
15
4
2
5
9
Таким образом, в МБУДО «ДЭЦ» учебно-методическое и информационное
обеспечение достаточно для эффективной реализации дополнительных
образовательных программ.
4.4. Материально-техническое обеспечение деятельности
МБУДО «ДЭЦ»
В 2024 году общая площадь помещений МБУДО «ДЭЦ» по адресам: Ялта,
ул. Чехова, д.11 «Б» и пгт. Гурзуф, ул. Ялтинская, д.16 «Б» в связи с
дополнительной передачей площадей в безвозмездное пользование составила 530,5
кв.м. Площадь 8 учебных кабинетов, расположенных по этим адресам, составила
296 кв.м, однако в настоящий момент в связи с необходимостью проведения на
части площадей ремонтных работ используется лишь ранее отремонтированная
(капитальный ремонт проведён в 2019-2021 г.г.) часть помещений.
Материально-техническая база учебных кабинетов ежегодно пополняется,
что позволяет совершенствовать образовательный процесс. Для объединений
естественнонаучной направленностей активно используются наборы ЭХБ для
24
учителя и учащихся, школьные микроскопы; оборудование для видеосъёмки,
компьютеры и ноутбуки, оргтехника. Помещения кабинетов Гурзуфского
отделения оснащены современной учебной мебелью, создающей гармоничное
учебное пространство для детей. Материальная база объединений для
дошкольников достаточно оснащена как раздаточными материалами, наглядными
пособиями, так и наборами красок, карандашей, альбомов, пластических масс,
дидактических игр для организации различных видов занятий.
В целях изучения правил дорожного движения ранее был приобретён
мобильный автогородок, позволивший разнообразить и сделать доступнее учебновоспитательную деятельность с учащимися младших классов и дошкольниками.
Полученное в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого
ребенка» оборудование (ноутбук, микроскопы, шкаф для учебных пособий,
мультимедийный проектор, мультимедийная доска, наглядные и методические
пособия, лабораторное оборудование для программ экологического мониторинга)
используются в соответствии с требованиями.
В МБУДО «ДЭЦ» работают камеры видеонаблюдения: наружных - 7,
внутренних - 4. Все камеры выведены в режиме реального времени на мониторы,
установленные в кабинете методиста. Калитка оборудована электронной системой
пропуска; в здании на входе установлен стационарный металлодетектор.
Проведена работа по благоустройству прилегающей территории. Начаты
текущие ремонтные работы в целях обустройства двух новых кабинетов большой
вместимости.
Раздел 5. Общие выводы
Анализ
организационно-правового
обеспечения
образовательной
деятельности, результаты внутреннего контроля показали, что для реализации
образовательной деятельности в Учреждении имеется в наличии необходимая
нормативная и организационно-распорядительная документация, которая
соответствует действующему законодательству, нормативным положениям в
системе дополнительного образования и уставу Учреждения.
Структура и система управления Учреждения соответствуют нормативным
требованиям. Кадровый состав омолаживается, стабилизируется, однако до сих пор
значительная доля педагогов дополнительного образования (около 30 %) – это
внешние совместители, работающие с нагрузкой от 2 до 10 часов в неделю.
Образовательные
программы,
реализуемые
в
Учреждении,
модифицированные, разработаны на основе ранее утверждённых дополнительных
общеобразовательных программ с учётом особенностей и возможностей МБУДО
«ДЭЦ». Программы, реализуемые в рамках социального заказа на 2024 год,
прошли в 2024 году положенную на региональном уровне экспертизу, однако
необходимо
дальнейшее
совершенствование
программно-методического
обеспечения, поиск современных форм выявления одарённых учащихся, их ранней
профориентации и самоопределения. Программы должны предполагать внедрение
индивидуальных образовательных маршрутов, новых технологий для детей с
разными
образовательными
потребностями;
совершенствование
форм
воспитательной работы, в том числе обновление практических форм работы
экологического направления.
Официальный сайт МБУДО «ДЭЦ», по результатам проверки, проведённой
в 2024 году, соответствует требованиям, содержит нормативно закреплённый
перечень сведений о деятельности организации.
25
Определённые задачи ставит перед коллективом работа в АИС «Навигатор
дополнительного образования Республики Крым», так как до сих пор требует от
педагога кропотливой работы – собственной и с родителями (законными
представителями) учащихся. Около 70% педагогов перешли в 2024 году на работу
с электронными журналами.
Учитывая всеобщее обострённое и требовательное внимание к современным
средствам коммуникации, всему коллективу требуется добиваться постоянной
активной и действенной работы в социальных сетях, и, прежде всего, в Сферуме.
Таким образом, результаты проведенного за 2024 год самообследования
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детский
экологический центр» муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым по всем направлениям деятельности показали, что содержание,
уровень и качество подготовки учащихся, условия ведения образовательного
процесса соответствуют требованиям Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Раздел 7. Показатели деятельности МБУДО «ДЭЦ»
N п/п
1.
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.1.4
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.6.1
1.6.2
1.6.3
1.6.4
1.6.5
Показатели
Единица
измерения
Образовательная деятельность
Общая численность учащихся на 31.12.2024 г., в том числе:
1214 человека
Детей дошкольного возраста (5-7 лет)
226
Детей младшего школьного возраста (7-10 лет)
684
Детей среднего школьного возраста (11-14 лет)
245
Детей старшего школьного возраста (15-17 лет)
59
Численность учащихся, обучающихся по образовательным
0 человек
программам по договорам об оказании платных образовательных
услуг
Численность/удельный вес численности учащихся,
285 человек/
занимающихся в 2-х и более объединениях (кружках, секциях,
23,5%
клубах), в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся с применением
0 человек/
дистанционных образовательных технологий, электронного
0%
обучения, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся по
36 человек/
образовательным программам для детей с выдающимися
2,9%
способностями, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся по
0 человек/ 0%
образовательным программам, направленным на работу с детьми
с особыми потребностями в образовании, в общей численности
учащихся, в том числе:
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья
0 человек/
0%
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей
0
Дети-мигранты
0 человек/
0%
Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию
0человек/
0%
Численность/удельный
вес
численности
учащихся, 65 человек/
26
1.7
1.8
1.8.1
1.8.2
1.8.3
1.8.4
1.8.5
1.9
1.9.1
1.9.2
1.9.3
1.9.4
1.9.5
1.10
1.10.1
1.10.2
1.10.3
1.10.4
1.10.5
11.11
1.11.1
1.11.2
1.11.3
1.11.4
1.11.5
1.12
1.13
1.14
занимающихся
учебно-исследовательской,
проектной
деятельностью, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся, принявших
участие в массовых мероприятиях (конкурсы, соревнования,
фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том
числе:
На муниципальном уровне
5,4%
595 человек/
49%
410 человек/
33,8%
На региональном уровне
162 человека/
13,3%
На межрегиональном уровне
0 человек/ %
На федеральном уровне
22 человека/
1,8 %
На международном уровне (из гр.1.8.4)
1 человек/
0,08%
Численность/удельный вес численности учащихся - победителей 387 человека/
и призеров массовых мероприятий (конкурсы, соревнования,
31,9 %
фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том
числе:
На муниципальном уровне
279 человек/
23%
На региональном уровне
89 человек/
7,3 %
На межрегиональном уровне
0 человек/
0%
На федеральном уровне
18 человек/
1,4 %
На международном уровне (из гр.1.8.4)
1 человек/
0,08 %
Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих 98 человек/
в образовательных и социальных проектах, в общей численности
8%
учащихся, в том числе:
Муниципального уровня
98 человек/
8%
Регионального уровня
0 человек/0%
Межрегионального уровня
0 человек/
0%
Федерального уровня
0 человек/0 %
Международного уровня
0 человек/0%
Количество массовых мероприятий, проведенных
29 единиц
образовательной организацией, в том числе:
На муниципальном уровне
29 единиц
На региональном уровне
0 единиц
На межрегиональном уровне
0 единиц
На федеральном уровне
0 единиц
На международном уровне
0 единиц
Общая численность педагогических работников
19 человек
Численность/удельный
вес
численности
педагогических 15 человек/ 79
работников, имеющих высшее образование, в общей численности
%
педагогических работников
Численность/удельный
вес
численности
педагогических 14 человек/
27
1.17.1
работников, имеющих высшее образование педагогической
направленности (профиля), в общей численности педагогических
работников
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное образование, в
общей численности педагогических работников
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное образование
педагогической направленности (профиля), в общей численности
педагогических работников
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников, которым по результатам аттестации присвоена
квалификационная
категория,
в
общей
численности
педагогических работников, в том числе:
Высшая
1.17.2
Первая
1.15
1.16
1.17
1.18.1
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников в общей численности педагогических работников,
педагогический стаж работы которых составляет:
До 5 лет
1.18.2
Свыше 30 лет
1.18
1.19
1.20
1.21
1.22
1.23
1.23.1
1.23.2
1.24
2.
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников в общей численности педагогических работников в
возрасте до 30 лет
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников в общей численности педагогических работников в
возрасте от 55 лет
Численность/удельный вес численности педагогических и
административно-хозяйственных работников, прошедших за
последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную
переподготовку по профилю педагогической деятельности или
иной
осуществляемой
в
образовательной
организации
деятельности, в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности специалистов,
обеспечивающих методическую деятельность образовательной
организации, в общей численности сотрудников образовательной
организации
Количество публикаций, подготовленных педагогическими
работниками образовательной организации:
За 3 года
За отчетный период
Наличие в организации дополнительного образования системы
психолого-педагогической поддержки одаренных детей, иных
групп детей, требующих повышенного педагогического внимания
Инфраструктура
74 %
4 человека/
21 %
4 человека/
21%
10 человек/
52%
5 человек/
26%
5 человек/
26%
3 человека/
16 %
4 человека/
21%
4 человека/
21%
6 человек/
32%
23 человека/
82%
3 человека/
12 %
10 единиц
4 единицы
нет
28
2.1
2.2
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.2.5
2.2.6
2.3
2.3.1
2.3.2
2.3.3
2.4
2.5
2.6
2.6.1
2.6.2
2.6.3
2.6.4
2.6.5
2.7
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося (по
МБУДО «ДЭЦ»)
Количество помещений для осуществления образовательной
деятельности, в том числе:
0,12
8 единицы
Учебный класс
8 единицы
Лаборатория
0 единиц
Мастерская
0 единиц
Танцевальный класс
0 единицы
Спортивный зал
0 единица
Бассейн
0 единиц
Количество помещений для организации досуговой деятельности
0 единиц
учащихся, в том числе:
Актовый зал
0 единиц
Концертный зал
0 единиц
Игровое помещение
0 единиц
Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз отдыха
нет
Наличие в образовательной организации системы электронного
нет
документооборота
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
0 единиц
С обеспечением возможности работы на стационарных
нет
компьютерах или использования переносных компьютеров
С медиатекой
нет
Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов
нет
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в
нет
помещении библиотеки
С контролируемой распечаткой бумажных материалов
нет
Численность/удельный вес численности учащихся, которым 0 человек/ 0%
обеспечена
возможность
пользоваться
широкополосным
Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся