Образовательная программа МБУДО ДЭЦ 2025-2026

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский экологический центр»
муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

Принята
педагогическим советом
МБУДО «ДЭЦ»
протокол от 25.08.2025г. № 1

УТВЕРЖДЕНА
приказом от 29.08.2025 № 152
Директор МБУДО «ДЭЦ»
_____________Ж.Ю. Точенюк

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(2025/2026 учебный год)

г. Ялта, 2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Сведения об образовательном учреждении
1.1. Краткая справка об истории «МБУДО «ДЭЦ»
1.2. Краткая информация о «МБУДО «ДЭЦ»
1.3. Концептуальная модель образовательной среды «МБУДО «ДЭЦ»
1.4. Социальный заказ в «МБУДО «ДЭЦ»
1.5. Модель выпускника «МБУДО «ДЭЦ»
1.6. Педагогические кадры
2. Основные принципы образовательной политики «МБУДО «ДЭЦ»
2.1. Цели и задачи образовательного процесса
2.2. Особенности организации образовательного процесса
2.3. Учебный план
2.4. Краткая характеристика дополнительных общеобразовательных программ,
реализуемых в 2025/2026 учебном году
2.5. Инновационные технологии, реализуемые в образовательном процессе
3. Условия реализации образовательной программы
4. Принципы и технологии мониторинга

1. Сведения об образовательном учреждении
1.1. Краткая справка об истории МБУДО «ДЭЦ»
МБУДО «ДЭЦ» прошел несколько этапов своего становления:
•
Станция юных натуралистов г. Ялта;
•
Ялтинский эколого-натуралистический центр учащихся (Решение
исполнительного комитета Ялтинского городского совета народных депутатов
Крымской АССР от 13.11.1992г. №790/4 с 13.11.1992г.;
•
Ялтинский центр эколого-натуралистического творчества учащейся
молодежи (Постановление Совета Министров Республики Крым от 30.11.2005г. №10) с
30.11.2005г.;
•
Внешкольное
учебное
заведение
«Ялтинский
центр
экологонатуралистического творчества учащейся молодежи» (Решение 35 сессии 4 созыва
Ялтинского городского совета автономной Республики Крым от 06.09.2005г. №8) с
06.09.2005г.;
•
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного
образования «Ялтинский центр экологии краеведения и туризма «Экомир»
муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (Постановление
главы администрации города Ялты Республики Крым от 12.12.2014г. № 224-п);
•
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский экологический центр» муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым (устав утвержден Постановлением Администрации города Ялта от
14.12.2018 № 2556-п «Об утверждении Устава Муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «Детский экологический центр»
муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой
редакции»)»;
•
С 2016 года на базе МКОДО «Ялтинский центр экологии краеведения и
туризма «Экомир» начало действовать территориальное отделение Малой Академии
Наук «Искатель», с 2023 года – Филиал детской общественной организации Малой
Академии Наук школьников Крыма «Искатель».
Необходимость видоизменений определялась рядом объективных обстоятельств,
а также постоянно изменяющимися индивидуальными, социально-культурными и
образовательными потребностями детей и молодежи.
Сегодня МБУДО «ДЭЦ» (далее – «Детский экологический центр») является
составной частью единой образовательной системы муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым и предназначен создавать условия для
интеллектуального и нравственного развития детей и подростков, удовлетворения их
разнообразных образовательных и социокультурных потребностей.
1.2. Информационная справка о «МБУДО «ДЭЦ»
Полное наименование учреждения
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детский
экологический
центр»
муниципального
образования
городской
округ
Ялта
Республики Крым
Сокращенное наименование
образовательного учреждения

МБУДО «ДЭЦ»

Организационно-правовая форма
Форма деятельности
Тип образовательного учреждения

муниципальное бюджетное учреждение
образовательная
учреждение дополнительного образования

Вид учреждения (по направлению видов
деятельности)
Год создания
Юридический адрес, телефон

Центр

Фактические адреса

Учредитель (учредители)

Ведомственное подчинение
Наличие филиалов
Реквизиты документов о регистрации
образовательного учреждения
Реквизиты свидетельства о регистрации
Наличие Устава

1960 год
298600, Российская Федерация, Республика
Крым, г. Ялта,
ул. Чехова, дом 11, корпус Б
телефон (3654) 28-23-35
298600, Российская Федерация, Республика
Крым, г. Ялта,
ул. Чехова, дом 11, корпус Б
телефон (3654) 28-23-35
Муниципальное
образование
городской
округ Ялта Республики Крым. Полномочия
учредителя осуществляет администрация
города Ялты
Департамент образования и молодёжной
политики Администрации города Ялта
Республики Крым
отсутствуют
Постановление Главы администрации города
Ялты от 12.12.2014 г. № 224-п
Свидетельство
91№
001804571
от
27.12.2014г.
Постановление
Администрации города Ялта от
17.08.2021 № 2552-п «О внесении изменения в
постановление
администрации
города
Ялты
Республики Крым от 18.11.2016 № 4987-п 2Об
изменении типа, переименовании муниципального
казённого
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Ялтинский центр
экологии краеведения и туризма «Экомир»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики
Крым
и
утверждении
Устава
Муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования
«Детский
экологический центр» муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым в новой
редакции»
(в
редакции
постановления
Администрации города Ялта Республики Крым от
14.12.2018 № 2556-п)»

1.3. Концептуальная модель образовательной среды «МБУДО «ДЭЦ»
Педагогическим
коллективом
«Детского
экологического
центра»
сформулированы приоритетные ценности деятельности МБУДО «ДЭЦ»:
1.
Признание сущностного права ребенка на свободное самоопределение и
самореализацию, его неотъемлемое право на свободу выбора себя и для себя.

2.
Творческое сотрудничество и партнерские отношения в совместной
деятельности и общении.
3.
Утверждение единства и целостности образования, включающего обучение,
воспитание и педагогическую поддержку развития личности.
4.
Непрерывное образование как принцип планирования и организации
процесса развития личности.
Функция дополнительного образования реализуется в аспекте воспитания и
формирования нравственных основ личности ребёнка, создаёт условия для
разностороннего развития, предоставляет возможность для родителей и детей выбрать и
попробовать свои силы в различных областях. Несомненным преимуществом системы
дополнительного образования является формирование ключевых компетентностей
ребёнка. Развитие творческого и интеллектуального потенциала происходит в рамках
развивающей среды «Детского экологического центра».
Педагогический коллектив «Детского экологического центра» активно повышает
квалификацию, участвует в конкурсах профессионального мастерства, мотивирует
учащихся на разнообразную творческую деятельность, реализацию собственных
потребностей и возможностей.
В настоящее время актуальными стали задачи развития способностей личности,
развития навыков общения, сопоставления и обмена позициями, принятия различий,
умений «жить вместе» не только в одном городе, на одной улице, одном дворе, но и на
одной планете. Это особенно важно для поддержания миссии «Детского экологического
центра».
Признание всем коллективом названных идей и ценностей позволило
сформулировать общие целевые установки и устремления:
- соответствовать современным требованиям к уровню и качеству образования
личности, включающему не простой набор знаний, умений и навыков, а комплекс
фундаментальных компетенций, необходимых для самостоятельной жизни;
- создать открытую, интересную, динамичную и привлекательную среду для
успешного развития детей, в том числе для привлечения их к проектной,
исследовательской, творческой работе, для их экологического просвещения и
воспитания;
- стать центром подлинного педагогического сотворчества, предоставляя каждому
педагогу возможность свободной творческой деятельности, роста профессионализма и
совершенствования мастерства;
- в управлении ориентироваться на ответственность за организацию собственной
модели деятельности, отдавая предпочтение значению личного авторитета, высокому
рейтингу собственной компетентности, в целом – имиджу Центра;
- убедительно демонстрировать дополнительного образования как полноправной
части образовательной системы.
1.4. Социальный заказ в МБУДО «ДЭЦ»
Учреждения дополнительного образования детей функционируют на основе
социального заказа государства, общества, семьи с учетом интересов и потребностей
личности, города, национально-культурных традиций.
МБУДО «ДЭЦ» выполняет заданную социальную роль на основе определенных
педагогическим коллективом целей, задач и видов деятельности. В МБУДО «ДЭЦ» в
соответствии со статусом Центра реализуются дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы по четырём направленностям: туристско-краеведческой,
естественнонаучной, социально-гуманитарной, художественной.

Социальный заказ Центру составляется на основе потребностей социальных
групп: обучающихся, их родителей, муниципальных образовательных организаций,
социальных партнёров образовательных учреждений и др. С учетом потребностей
указанных социальных групп в МБУДО «ДЭЦ» формируется основа муниципального и
социального заказа. Соотнесенный с реальными возможностями «Детского
экологического центра», социальный заказ определяет программу образовательной
деятельности МБУДО «ДЭЦ», учитывая его перспективное развитие. Положительная
динамика роста увеличения детских объединений свидетельствует о тенденции роста
популярности программ МБУДО «ДЭЦ» среди детей и их родителей.
В рамках муниципального заказа представлены объединения, реализующие
дополнительные программы художественной естественнонаучной, туристскокраеведческой и социально-гуманитарной направленностей. В рамках социального
заказа представлены объединения, реализующие дополнительные программы
художественной естественнонаучной и социально-гуманитарной направленностей.
Увеличение количества и разнообразия программ связано как с открытием Гурзуфского
отделения МБУДО «ДЭЦ» в 2023 году, так и с учётом потребностей родителей
(законных представителей) учащихся.
С августа 2023г. учащиеся нескольких возрастных групп занимаются в двух
объединениях естественнонаучной направленности, открытых в рамках Федерального
проекта по созданию дополнительных мест «Успех каждого ребёнка». Федеральный
проект «Успех каждого ребёнка» Национального проекта «Образование», нацеленный
на обновление содержания и организации образовательной деятельности, позволил в
2020 году начать работу по программе «Биология для любознательных в пазлах» в
рамках модели «Биостанция» для 8 групп для дошкольников и учащихся 1-6 классов; а с
2023 года были открыты 9 групп для обучающихся младшего, среднего и старшего
школьного возраста по программам «Экологический мониторинг» и «Экологический
мониторинг для начинающих» в рамках модели «Экологический мониторинг».
Проект «Успех каждого ребёнка» обеспечивал необходимые гарантии качества и
доступности образования с учетом материально-технического обеспечения для
программ создания новых мест. В целях обучения детей активно используется комплект
«Демонстрационное оборудование»: мультимедийная доска, современное МФУ, ПК,
средства наглядности и др.
Типовая модель «Диалог наук», к которой относятся объединение «Лаборатория
биологии» (дополнительная общеобразовательная программа «Биология для
любознательных в пазлах») и «Экологический мониторинг» и «Экологический
мониторинг для начинающих» (дополнительные общеобразовательные программы
«Экологический мониторинг») направлена на реализацию следующих принципов:
экосистемного и деятельностного подхода к обучению, обучение через исследование;
проектное обучение; совместную деятельность; другие формы и технологии,
учитывающие возраст юных учащихся. Специальный программно-методический
комплекс к каждой из программ помогает эффективно обеспечивать процессы обучения
и воспитания. Национальный проект «Образование» завершился в декабре 2024 года. С
2025 года реализуется Национальный проект «Молодежь и дети», который
подразумевает сохранение созданных дополнительных мест, дальнейшее развитие
системы образования. Целью проекта является становление и развитие поколения
российских
граждан
патриотически
настроенного,
высоконравственного
и
ответственного, способного обеспечить суверенитет, конкурентоспособность и
дальнейшее развитие России. Кроме того, образовательная деятельность в МБУДО
«ДЭЦ» реализуется в соответствии с Концепцией развития дополнительного
образования в России, направленной на создание условий для самореализации и
развития талантов детей, а также на повышение доступности качественного
дополнительного образования для каждого ребенка, рассчитанной до 2030 года, и

предусматривающей реализацию в два этапа и охватывающей различные аспекты,
включая
обновление
инфраструктуры,
внедрение
цифровых
технологий,
персонифицированное финансирование и поддержку детей с ограниченными
возможностями здоровья.
1.5. Модель выпускника «МБУДО «ДЭЦ»
Выпускник «Детского экологического центра» – человек, адаптированный к
условиям современной жизни, свободно применяющий компетенции, приобретенные в
учреждении дополнительного образования, в незнакомых жизненных ситуациях и
использующих их для решения творческих и прикладных задач, осознающий и
поддерживающий традиционные ценностные ориентиры общества, патриотически
настроенный.
Педагог Центра, осуществляя образовательный процесс с учётом возрастных и
личностных особенностей учащихся, ориентируется на следующие критерии:
интеллектуально-нравственные ориентиры личности: выпускник
имеет потребность в обучении, саморазвитии, самосовершенствовании,
самообразовании, самопознании;
- имеет сформированные навыки гражданского, патриотического отношения к
своей стране, к малой родине;
- владеет навыками культуры поведения, в том числе культуры общения,
мышления, речи; экологической культуры;
- интересуется общественно-политическими, социально-культурными событиями,
умеет анализировать их и давать аргументированную оценку;
владеет
навыками
интеллектуально-нравственного
и
физического
самосовершенствования;
уровень образованности: выпускник
- способен мотивировать учебную и другие виды деятельности, свои поступки,
поведение;
- формирует суждения, умозаключения, делает выводы в процессе
познавательной деятельности;
- занимается самообразованием;
- способен участвовать в учебной работе, включающей элементы творческого
поиска.;
уровень коммуникативных умений: выпускник
- понимает значимость моральных норм, общечеловеческих традиционных
ценностей, стремится соблюдать эти нормы;
- хорошо ориентируется в окружающем мире, воспринимает себя как часть этого
мира, понимает закономерные взаимосвязи человека и общества, человека и
окружающей среды;
- владеет коммуникативными умениями на уровне их осознанного применения в
процессе общения;
- участвует в различных формах коллективной деятельности, умеет слушать и
слышать собеседника, вступает в дискуссию, не нарушая логики ее естественного хода,
может своевременно перестраиваться, признавая аргументы оппонентов, стремится к
объективной самооценке;
- владеет необходимыми для общения личностными качествами: открытостью,
тактичностью, доброжелательностью, гибкостью, динамичностью, мобильностью,
толерантностью;
- способен критически оценивать коммуникативные ситуации, при
необходимости гасить конфликт, отстаивать справедливость.

1.6. Педагогические кадры
(административные и педагогические кадры на начало 2025/2026 учебного

Высшее

25

2

1

22

Распределение по стажу педагогической
работы:
От 0
От 2 до
От 5
От 10
Более 20
до 2
5 лет
до 10
до 20
лет
лет
лет
лет
1
1
4
9
10
Из них:
Админис Методис Педагоги Педагог трация/
ты
организатор психолог
из них
ы
педагоги
по
внутренн
ему
совмеще
нию

6/3

2

1

-

1

1/0

Высшая
квал. кат., из
них
совместители
Первая
квал. кат., из
них
совместители
Без
категории, из
них
совместители

Студенты

0

Кандидаты
наук
Квал кат
педагогметодист., из
них
совместители

Среднее
специальное
образование

7

женщины

18

мужчины

25

Совместители

Всего

Основные

года)

11/4

3/0

9/3

Распределение педагогических работников по
возрасту:
До 25 лет
25-34
35-55 лет
Старше 55 лет
лет
2

2

14

7

Педагоги
дополнительног
о образования, в
том числе
совместители

Из числа
педагогов
дополнительного
образованияпедагогов с
первой и высшей
квалификационно
й категорией, в
том числе
совместители

Из числа
педагогов
дополнитель
ного
образованиякандидаты
наук

19/7

10/4

1

2. Основные принципы образовательной политики «МБУДО «ДЭЦ»
2.1. Цели и задачи образовательного процесса
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский
экологический центр» муниципального образования городской округ Ялта Республики
Крым осуществляет обучение и воспитание детей в интересах личности, общества,
государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для
разностороннего развития личности, в том числе для возможности удовлетворения
потребности в самообразовании и получении дополнительного образования.
Цель образовательного процесса: организация учебно-воспитательного процесса,
стимулирующего развитие природных склонностей и творческих способностей детей,
обеспечивающего самопознание, самореализацию и социализацию личности.
Основная цель профессиональной деятельности: реализация дополнительных
общеобразовательных программ, то есть организация деятельности обучающихся по
усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических
условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
укреплении здоровья, организации свободного времени, ранней профессиональной

ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения
дополнительных общеобразовательных программ
Задачи:
- совершенствовать содержание, повышать качество дополнительного
образования в учреждении через внедрение новых организационных форм,
педагогических методов и технологий;
- повышать профессиональную компетентность педагогических работников
учреждения в соответствии с требованиями профстандарта;
- способствовать развитию, индивидуализации личности обучающихся через
участие детей в конкурсных мероприятиях в соответствии с их возможностями и
потребностями;
- воспитывать экологическую культуру детей и их родителей, формировать
экологическое мировоззрение и поведение, развивать творческую и социальную
активность;
- формировать, укреплять мотивацию личности к умственному и творческому
развитию,
- формировать навыки культуры общения, развивать коммуникативные
компетенции учащихся;
- создавать благоприятные условия для ранней профессиональной ориентации;
- способствовать физическому развитию обучающихся преимущественно через
участие их в туристско-краеведческой деятельности, походах выходного дня,
экскурсиях;
- обеспечивать трудовое воспитание учащихся в соответствии с их возрастом.
2.2. Особенности организации образовательного процесса
Зачисление детей в Детский экологический центр производится по заявлению
родителей (законных представителей) и (или) детей (учащихся) и подаче заявки в АИС
«Навигатор дополнительного образования Республики Крым» на принципе
добровольности в возрасте от 5 до 17 лет, не имеющих медицинских показаний,
несовместимых с пребыванием в «Детском экологическом центре». При приеме в
объединения туристской направленности необходимо медицинское заключение о
состоянии здоровья ребенка. При поступлении родители (законные представители) и
(или) обучающиеся в обязательном порядке знакомятся с Уставом, лицензией на право
ведения образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими
организацию образовательного процесса в «Детском экологическом центре».
Зачисление производится на основании поданных заявок путём регистрации родителей
(законных представителей) учащихся в АИС «Навигатор дополнительного образования
Республики Крым».
Деятельность обучающихся в МБУДО «ДЭЦ» осуществляется в одновозрастных
и разновозрастных объединениях (группа, кружок, студия, секция и другие) в
зависимости от выбранной программы. МБУДО «ДЭЦ» выполняет заданную
социальную роль на основе определенных педагогическим коллективом целей, задач и
видов деятельности.
Детский экологический центр работает ежедневно по расписанию в период с 9 до
18-30 часов и организует работу с детьми в течение всего календарного года, включая
каникулярное время осенних, весенних и первого месяца летних каникул. В
каникулярное время «Детский экологический центр» может открывать в установленном
порядке дневные тематические площадки, создавать различные объединения (сезонные
школы) с постоянным и (или) переменным составами детей на своей базе, в том числе
по краткосрочным дополнительным общеобразовательным общеразвивающим

программам. Сроки реализации дополнительных общеобразовательных программ 1-3
года. Продолжительность обучения в течение учебного года определяется
образовательной программой и как правило длится не менее 36 недель. Начало занятий
1 сентября, основной приём в объединения осуществляется до 15 сентября.
Деятельность по освоению дополнительных общеобразовательных программ
осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по
интересам (учебная группа, клуб, студия, объединение и др.)
Расписание занятий объединения составляется администрацией МБУДО «ДЭЦ»
для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей по представлению
педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей),
возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Занятия проводятся 1-3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия: 30 минут для младших групп (дошкольников) и 40-45 минут для старших групп, обучающиеся
занимаются преимущественно по 2 академических часа с обязательным перерывом (от
10 до 15 мин.) между занятиями. Каждый учащийся имеет право заниматься в
объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения по
согласованию с администрацией и педагогом дополнительного образования.
В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители
(законные представители) без включения в основной состав при наличии условий и
согласия руководителя объединения. Обучение и воспитание в МБУДО «ДЭЦ» ведется
на русском языке, дополнительные программы осваиваются в очной форме. Обучение
может осуществляться с применением электронных средств обучения; в дистанционном
режиме.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
может
быть
организован
образовательный
процесс
по
дополнительным
общеобразовательным программам с учётом особенностей психофизического развития
указанных категорий детей.
Перевод обучающихся на следующий этап обучения (по результатам
промежуточной (итоговой) аттестации по итогам года) осуществляется при условии
положительной оценки (заключения) его деятельности педагогом (педагогами)
соответствующего объединения.
В каникулярное время возможна реализация краткосрочных дополнительных
общеобразовательных программ, в том числе дистанционных.
2.3. Учебный план
Учебный план – один из нормативных документов «Детского экологического
центра», который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения изучаемых видов деятельности. Учебный план
реализует основные идеи дополнительного образования:
- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- единство обучения, воспитания и развития.
Учебный план на 2025/2026 учебный год соответствует основным направлениям
работы МБУДО «ДЭЦ», сложившимся за время его существования, и одновременно
включает тенденции современного образования и требования социального заказа.
Кроме того, учебный план МБУДО «ДЭЦ» отражает направленность около трети
образовательных программ на реализацию задач по развитию навыков проведения
экспериментальной и научно-исследовательской работы обучающихся, воспитание их
интереса к научно-исследовательской деятельности.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы педагогов
МБУДО «ДЭЦ» отражают педагогическую концепцию в соответствии с заявленными
целями деятельности, содержат условия, методы и технологию достижения целей, а
также планируемый конечный результат; раскрывают структуру организации,
последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное
обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и
содержанием образования.
Учебный план отражает цели, задачи, содержание дополнительного образования,
интересы учащихся и родителей; необходимое кадровое, методическое и материальнотехническое обеспечение. Реализация образовательных программ обеспечена учебнометодической
литературой,
дидактическими
материалами,
оборудованием,
помещениями для ведения образовательной деятельности.
В 2025/2026 учебном году обучение в МБУДО «ДЭЦ» осуществляется по 31
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (Учебный план
прилагается).
2.4. Краткая характеристика дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ, реализуемых в 2025/2026 учебном году
В 2025/2026 учебном году реализуются дополнительные общеобразовательные
программы четырех направленностей: естественнонаучной, социально-гуманитарной,
туристско-краеведческой, художественной. Наиболее значительную часть составляют, в
соответствии с назначением «Детского экологического центр», программы
естественнонаучной направленности.
Большая часть учебного плана связана с реализацией стартовых и базовых
программ для аудитории дошкольного и младшего школьного возраста.
Организация образовательного процесса для обучающихся дошкольного и
младшего школьного возраста в МБУДО «ДЭЦ» характеризуется следующими
особенностями:
максимальной направленностью на развитие творческих способностей
обучающихся, развитие познавательного интереса;
- использованием обширных возможностей сочетания различных видов и форм
занятий;
- безусловным личностным влиянием педагога на обучающегося;
- неформальным и комфортным характером для всех участников;
- наибольшим приближением к природным основаниям развития ребенка, когда
акцент делается на общении, на передаче опыта старшего младшему;
- созданием организационных условий для широкого выявления, а затем поиском
и развитием форм и методов обучения и развития одаренных детей.
Ряд программ как отдела работы с одарёнными детьми и научноисследовательской деятельности учащихся, так и эколого-биологического отдела, в
составе реализуемых целей и задач ставят задачи приобщения детей к научной работе,
обучение проведению эксперимента и развитие навыков проектной и исследовательской
деятельности. Научно-исследовательская деятельность включена в программы
туристско-краеведческой, естественнонаучной направленности. Отдельные модули и
блоки других программ, в том числе стартового уровня и программ для обучающихся
младшего возраста, также ориентированы в отдельных темах (модулях) на обучение
азам исследовательской деятельности.
В 2025/2026 учебном году в продолжение прошлого учебного года несколько
расширился блок образовательных программ, связанных с изучением английского
языка, в том числе в программах с естественнонаучной экологической направленностью

занятий, что позволяет сохранить преемственность естественнонаучного профиля
работы «Детского экологического центра».
На базе МБУДО «ДЭЦ» работает Ялтинский филиал МАН школьников Крыма
«Искатель», отметивший в апреле-мае 2024 года свой 60-детний юбилей. Участие в
конкурсах по линии ГБОУ ДО РК «МАН» – показатель качества работы руководителей
объединений, чьи реализуемые программы содержат модули подготовки к научноисследовательской деятельности. По итогам 2024/2025 учебного года приняты
кандидатами в действительные члены МАН 55 школьников, переведены в
действительные члены МАН 7 старшеклассников. Призерами и победителями
республиканских
этапов
конкурсных
программ
научно-исследовательской,
естественнонаучной и туристско-краеведческой направленности стали 83 обучающихся
МБУДО «ДЭЦ». Кроме того, обучающиеся центра приняли участие в 19 конкурсных
программах Всероссийского, в том числе – международного уровня, завоевав 17
призовых мест, еще 3 человека стали участниками финала конкурсных программ и 11 –
участниками заочного тура Всероссийского этапа.
2.5. Инновационные технологии, реализуемые в образовательном процессе
Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и
поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации
являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных
педагогов и целых коллективов и имеют своей целью повышение эффективности
обучения и воспитания.
В образовательных программах МБУДО «ДЭЦ» в целях развития творческих
способностей и самостоятельности обучающихся активно используются метод
проектов, проблемно-поисковые методы как наиболее эффективные при обучении
основам исследовательской деятельности, позволяющие творчески интерпретировать
разрешение проблемной ситуации через словесные, наглядные и практические методы
обучения.
В силу объективных причин больше внимания уделяется организации
дистанционного и электронного обучения, которое наиболее продуктивно в условиях
приостановки очного образовательного процесса, оно также хорошо зарекомендовало
себя при работе летних оздоровительных площадок и реализации краткосрочных
программ.
3. Условия реализации Образовательной программы
Для реализации Образовательной программы 2025/2026 учебного года
планируется обеспечение совокупности следующих условий:
- организация эффективного взаимодействия педагогического коллектива с
родителями и общественностью;
- развитие программно-методического обеспечения учебного процесса;
- разработка механизмов и инструментов оценки качества освоения учащимися
образовательных программ;
- системная организация повышения квалификации педагогических и
управленческих кадров;
- расширение открытости МБУДО «ДЭЦ» через совершенствование интернетсайта МБУДО «ДЭЦ»;
- развитие материально-технической базы;
- проведение информационных кампаний, направленных на популяризацию
Центра.
В 2025/2026 учебном году Центр активно продолжает политику укрепления
партнёрства с муниципальными общеобразовательными и дошкольными учреждениями.

4. Мониторинг результатов образовательной деятельности
Мониторинг результатов образовательной деятельности выступает инструментом
управления Образовательной программой «Детского экологического центра».
Мониторинг обеспечивает преемственность на уровне управления всех программ,
реализуемых в МБУДО «ДЭЦ», в том числе
•
программы развития на конкретный период;
•
Образовательной программы МБУДО «ДЭЦ»;
•
реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
Мониторинг образовательной программы происходит в два этапа: 1) сбор
информации для проверки и оценки результативности и эффективности
образовательной деятельности; 2) изучение деятельности педагогов «Детского
экологического центра» по реализации Образовательной программы.
Результативность мониторингов достигается своевременной корректировкой
целей и способов деятельности педагогов МБУДО «ДЭЦ».
Задачей администрации (а также результатом мониторинга образовательной
программы МБУДО «ДЭЦ») в 2025/2026 учебном году является создание
информационного фонда критериев и показателей, удобного для использования на
разных уровнях управления.
В 2025/62025 учебном году мониторинг предполагает изучение результативности
реализации образовательных программ по следующим критериям:
№
Критерий
п/п
1
2
1. Уровень результатов
обучения обучающихся

2.

Уровень результатов
развития обучающихся

3.

Уровень результатов
воспитания
обучающихся

Показатель
3
• степень освоения учащимися содержания
изучаемой программы, организованного вида
деятельности;
• степень устойчивости интереса к предмету
изучаемой программы, организованным видам
деятельности;
• степень творческой активности;
• степень творческих достижений обучающихся по
итогам освоения программы.
• степень развития познавательных интересов,
мыслительных навыков и др.;
• степень развития творческих способностей;
• степень развития волевых устремлений
обучающихся, результативность их участия в
конкурсных программах;
• степень развития самооценки
• степень нравственной деятельности и поведения
обучающихся;
• степень устойчивости к вредным привычкам;
• степень овладения и принятия обучающимися
традиционных общечеловеческих ценностей и др.

4.

5.

6.

7.

Уровень вариативности
образовательных услуг

•
степень разнообразия направленностей
образовательного процесса;
•
степень разнообразия направлений деятельности
(патриотическое воспитание, развитие
природоохранных навыков, навыков ведения полезной
(волонтерской) деятельности, эстетическое развитие и
др.)
Уровень сотрудничества • степень развития социального партнерства;
в рамках образовательного • степень интеграции с образовательными
процесса
организациями различного уровня;
•
степень взаимодействия с родителями учащихся
Уровень обеспеченности • степень материально-технической обеспеченности;
образовательной
• степень методической обеспеченности;
программы
• степень кадровой обеспеченности и др.
Уровень сохранности
контингента
обучающихся

№
Уровень мониторинга
п/п
1
2
1. Уровень учащегося

2.

Уровень педагога

3.

Уровень учреждения

• степень постоянства состава учебных творческих
объединений;
• степень изменения контингента учащихся по
возрасту, полу, годам обучения и др.

Виды мониторинга
3
•
внутренний – самоанализ результатов
обучения, развития и воспитания;
•
внешний – мониторинг результатов обучения,
развития и воспитания обучающегося, проводимый
педагогом дополнительного образования;
•
внутренний – самоанализ результатов
педагогической деятельности;
•
внешний – мониторинг результатов
педагогической деятельности, осуществляемый путем
совместного аналитического исследования педагога и
заместителя директора по УВР;
•
внутренний – самоанализ (самообследование)
результатов выполнения образовательной программы;
•
внешний – контроль результатов выполнения
образовательной программы со стороны учредителя.

Мониторинговые технологии, используемые Центром для определения
результатов образовательной деятельности
№ Мониторинговы Объект мониторинга Предмет мониторинга
е технологии
1
2
3
4
1.

Наблюдение

Занятия,
проводимые
педагогами Центра

•
•
•

взаимоотношения
между
педагогами и обучающимися;
применяемые
методы
ведения
занятия;
используемые
на
занятии

Мероприятия,
проводимые
заведующими
отделом
Конкурсы и акции,
проводимые
Центром, и др.

•
•
•
•
•
•

2.

Анализ

Нормативные
локальные
Центра

•

акты
•

Дополнительные
общеобразовательн
ые
программы
Центра

•

Объединения
Центра

•

•
•

•
•

3.

4.

5.

Участие педагогов и
обучающихся
в
конкурсах,
выставках,
фестивалях
Знания учащихся по
изучаемому
предмету

•

Совместное
аналитическое
исследование

Деятельность
педагогов Центра

•

Портфолио

Деятельность
педагогов
обучающихся
Центра

Тестирование

•

•
•
•

•

•

и

•
•

5.

Анкетирование

Качество
образовательного
процесса

•
•
•

технологии и др.
атмосфера
проведения
мероприятия;
интерес участников к мероприятию;
результативность мероприятия и др.
соответствие результатов конкурса
поставленным целям;
удовлетворенность организаторов
конкурса;
самореализация
участников
конкурса и др.
соответствие поставленных целей
локальным актам;
принципы
организации
образовательного процесса
направленности
реализации
программ;
тип программ;
организационные формы освоения
программ и др.
сохранность контингента;
наполняемость групп;
комплектование по возрастному
признаку и др.
активность участия педагогов и
обучающихся в конкурсах и
выставках;
результат участия и др.
глубина знаний;
креативность мышления;
интеллектуальные способности и
др.
разработанность
дидактического
материала;
состояние документов педагога
(программ,
журналов,
планов,
отчетов и др.) и др.
результаты учащихся на уровне
освоения
содержания
дополнительных
общеобразовательных программ;
результаты участия учащихся в
конкурсах, выставках;
результаты деятельности педагогов
и др.
отзывы родителей;
отзывы социальных партнеров;
отзывы учащихся и др.

Приложение 2.

Учебный план МБУДО «ДЭЦ» на 2025/2026 учебный год
направленн
программа
ость
программы
Бюджет
естественн Биология для
онаучная любознательных
естественн Маленький эколог
онаучная
естественн Хочу все знать
онаучная
естественн Экологический алфавит
онаучная
естественн Биология, экология
онаучная
естественн Экологический мониторинг
онаучная для начинающих
естественн Экологический мониторинг
онаучная
естественн Географические открытия
онаучная
естественн Экологический английский
онаучная
соц.Мой безопасный мир
гуманитар
ная
соц.Следуй за мной
гуманитар
ная
соц.Раннее развитие
гуманитар
ная
соц.Занимательный английский
гуманитар
ная
художеств Чудо-ручки
енная
художеств Радуга красок
енная
художеств Чудо-ручки
енная
художеств Веселая кисточка
енная
художеств Музыкальный калейдоскоп
енная
Туристско- Занимательное краеведение
краеведчес
кая
Туристско- Путешествия по Крыму
краеведчес
кая

часы

к-во итого
групп часов

пдо

Дети Дети Дети Дети
Ялта Ялта Гурзуф Гурзуф
СЗ
СЗ

Итого

2

6

12 Панькова Е.В.

65

65

2

1

2

Алексеева С.Г.

16

16

3

2

6

Барбэнягрэ Н.П.

25

25

3
3
3

2
2
3

6
6
9

Довбиш И.В.
Полевая Ю.В.
Мясоед Т.А.

42

26
24
42

4

1

4

Крайнюк Е.С.

16

16

2

3

6

Пенева Н.В.

30

30

2

6

12 Пенева Н.В.

58

58

2
4

3
1

6
4

Загородняя Л.И.
Косарева Т.В.

42
16

42
16

3

2

6

Партах Т.С.

26

26

4

32
1

4

Алексеева С.Г.

23

386
23

4
4
2

1
1
2

4
4
4

Довбиш И.В.
Полевая Ю.В.
Зайцева М.С.

26

24
24
26

4

1

4

Алексеева С.Г.

23

23

2

5

10 Проскурня Е.В.

2

11
6

12 Гаранина Л.П.

82

190
82

2

1

2

Шаульская А.И.

27

27

2
2

1
6

2 Головань А.П.
12 Шаульская А.И.

13
81

13
81

4

1

4

Головань А.П.

25

25

2

4

8

Кравченко Е.В.

56

56

2

19
2

4

Карасёва А.В.

20

284
20

2

4

8

Чичота О.В.

60

60

6

26
24

24
24

70

70

80

Всего
Соцзаказ
естественн Хочу все знать СЗ
онаучная
естественн Лаборатория природы СЗ
онаучная
естественн Биология для
онаучная любознательных.СЗ

68

940

3

1

3

Никифорова Ю.А.

15

15

4

2

8

Констанчук О.В.

27

27

2

3

6

Панькова Е.В.

24

24

Раннее развитие СЗ

4

6
1

4

Алексеева С.Г.

14

66
14

Мир вокруг и развитие
речи.СЗ

2

2

4

Гаранина Л.П.

31

31

Мой безопасный мир. СЗ

4

1

4

Барбэнягрэ Н.П.

19

19

Мой безопасный мир. СЗ
соц.Математические задачи,
гуманитар логика.СЗ
ная

4
2

1
2

4
4

Алексеева С.Г.
Проскурня Е.В.

15

художеств Веселая кисточка СЗ
енная
художеств Чудо-ручки СЗ
енная
художеств Радуга красок СЗ
енная

4

7
1

4

Головань А.П.

24

106
24

2

2

4

Гаранина Л.П.

30

30

2

2

4

Проскурня Е.В.

соц.гуманитар
ная
соц.гуманитар
ная
соц.гуманитар
ная

5

27

22

15
27

22
76


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».